Kireev:
Автор проекта здания первого орловского вокзала станции Орёл ‒ И.Ф. Тибо-Бриньоль!
Дело в том, что Бриньоль мог лишь выполнять привязку этого здания в Орле и осуществлять надзор за его строительством. Но так или иначе в книге 1916 года указана такая информация. Надо искать дальше.
Интересно выявить ранее не известный проект архитектора и получить подтверждение его причастности к одному из наиболее значительных событий в жизни Орла второй половины XIX века — открытию железнодорожного движения.
Орловский вокзал был задуман в бóльшем размере, чем в Москве и Туле, так как станция сразу планировались в качестве узловой для нескольких дорог.
Проект И.Ф. Тибо-Бриньоля появился в качестве альтернативы типовому проекту М. Г. Арнольда и в марте 1866 года был утвержден императором [3, л. 42–43].
В собрании РГИА помимо делопроизводственных документов сохранился полный комплект чертежей пассажирского здания, подписанных И. Ф. Тибо-Бриньолем. Они дают исчерпывающее представление об авторском замысле. По новому проекту были увеличены размеры помещений первого этажа, предназначенных для пребывания пассажиров и службы пассажирского движения. Жилые площади не подлежали расширению, поэтому второй этаж, в котором по традиции должны были располагаться квартиры высших служащих дороги — начальников отделения, участка и станции, а также кассиров, — запланировали «над среднею и крайними частями» здания. В обширном полуподвальном этаже помимо пространства для калориферов, оставалось место для помещений сторожей, рабочих, ламповщиков и буфетной прислуги [3, л. 43].
Перед входом в здание со стороны площади устроено широкое крыльцо с пандусом для экипажей, четыре высокие остекленные двери ведут в просторный общий вестибюль, а центральная пятая, сравнительно небольшого размера — в «средние» сени, где находилась главная лестница. В вестибюле расположена стойка приёма багажа и две отдельные кассы для пассажиров I, II и III классов. Широкие проемы соединяют его с залами ожидания, в каждом из которых имеется отдельное помещение для буфета с лестницей в полуподвальный этаж, где по обыкновению устроены кухни и кладовые. В зале I и II классов, кроме того, выделены кабинет и дамская комната. В правой части здания устроены императорские апартаменты с отдельными выходами в город и на платформу, в левой части — телеграф и кабинет начальника станции. Несмотря на различие планировки и функционального назначения помещений в этих зонах, симметрия фасадов строго соблюдена. Со стороны путей к вокзалу примыкает крытая высокая платформа, на которую ведут по четыре широких прохода из пассажирских залов. (Ил.8.)
В декоративном оформлении здания отчетливо просматриваются черты неоготики, и хотя наиболее узнаваемых и часто «цитируемых» мотивов стиля, таких как стрельчатые арки, башни-пинакли, архитектор не использует, в многочисленных деталях и общем пространственно-композиционном решении доминирует тема романтически интерпретированной средневековой архитектуры. (Ил. 9.)
Пассажирское здание и другие объекты Орловской станции строились хозяйственным способом.
И.Ф. Тибо-Бриньоль с 1 сентября 1864 года состоял в штате IV отделения Управления по строительству Московско-Курской железной дороги в должности старшего техника для составления чертежей и смет и впоследствии сам «наблюдал за правильным исполнением постройки Орловской станции» [3, л. 230, 234; 5, л. 126].
Вокзал в Курске был построен по образцу орловского — это был личный выбор Александра II. В апреле 1866 года П.П. Мельников предложил императору утвердить для города один из двух вариантов пассажирского здания I класса — тульский или орловский. В своём верноподданнейшем докладе он обосновал целесообразность строительства по тульскому образцу, так как пассажирское движение в Курске ожидалось менее интенсивное, чем в Орле, поэтому можно было обойтись меньшим по площади и более дешевым вокзалом. Император сделал иной выбор [4, л. 46, 59–61, 71]. На представленном чертеже главного фасада пассажирского здания в Орле обращает на себя внимание карандашный набросок зубцов на одной из башен. (Ил. 10.) Кем и когда он был выполнен, установить, естественно, не представляется возможным, но именно в таком виде — с зубчатыми башнями, придающими сооружению законченный «средневековый» вид, — вокзал был реализован в Курске. (Ил. 11.)
В постройке курского пассажирского здания по готовым исполнительным чертежам, вероятно, принимал участие архитектор Э.К. Левенштерн.
Наталья Шашкова, Московско-Курская железная дорога: вокзалы, авторы, образы
http://cyberleninka.ru/article/n/moskovsko-kurskaya-zheleznaya-doroga-vokzaly-avtory-obrazy