___ Брестская улица. ___Так сложилось, что сетка улиц исторического центра нашего города была сформирована ещё первым в истории Орла генеральным планом застройки Орла 1779 года. В последующие годы и были проложены те улицы, которыми мы, жители XXI века, пользуемся по сей день. За два последующих столетия в центре города появилось лишь несколько новых улиц. Этот рассказ об одной из них – Брестской.
Для главной улицы Заорлицкой части города (Советского района) составителями первого городского регулярного плана была приспособлена старая Болховская дорога. Ее лишь немного выпрямили и расширили. Так появилась Болховская улица, нынешняя Ленина. Не одно столетие именно она служила главным проездом для горожан между Первой и Третьей частями города (сейчас это Заводской и Советский районы).
Но шли годы. К середине XX столетия городским архитекторам и проектировщикам стало понятно, что старая улица Ленина уже с трудом справляется с потоками проходящего по ней гужевого, автомобильного и общественного транспорта. Кроме того, улица имеет довольно резкий перепад высоты, что порой приводит к затруднению движения по ней, особенно в зимний период. Трудностей добавляло и то, что из-за сложившейся исторической плотной застройки улицы ее нельзя было расширить даже на пару метров. А сильный уклон улицы стал препятствием для проведения по ней троллейбусной линии. Из всего этого следовало, что назрела необходимость обеспечить горожанам новую удобную связь между двумя районами.
В 1963 году в проектном институте «Ленгипрогор» рассматривали смелый градостроительный проект, разработанный в архитектурной мастерской №1 под руководством Владимира Альбертовича Гайковича, автора одного из советских генпланов Орла.
Проект предлагал создание совершенно новой улицы параллельно существующей ул. Ленина и устройство нового моста через Орлик.
Эта магистраль позволяла освободить центральную площадь Ленина от транзитных потоков транспорта, улицу Ленина отвести только для пешеходного движения, а улицу Тургенева разгрузить, организовав на ней одностороннее движение.
Поначалу орловские власти и архитекторов немного смутило такое смелое проектное решение. Сильная разность высоты двух речных берегов, историческая застройка центра города, сжатые сроки для реализации проекта - всё это требовало быстрого принятия нелёгких решений и поиска компромиссов. Но несмотря на сомнения и трудности, вскоре проект строительства нового моста и подходящей к нему улицы был принят.
Так началось возведение в городе самого длинного на то время автомобильного моста, названного впоследствии Тургеневским. Переправа через Орлик в том месте была и ранее. В XIX столетии здесь при деревянной плотине действовала самая настоящая водяная мельница. Плотина на Орлике - правда, уже без мельницы - просуществовала в этом месте аж до середины 1960-х годов, до самого начала строительства нового Тургеневского моста.
Позже плотину перенесли чуть ниже по течению, под новый вантовый мост, открывшийся в 1966 году.
Строители, возводившие новую улицу, спешили и старались равняться на темпы строительства моста, так как именно к нему должна была вести новая магистраль.
Но радость от этого проекта для многих горожан была омрачена. В Советском районе спешно расселяли и сносили старые добротные жилые дома на улицах 7-го Ноября, Тургенева и в Георгиевском переулке. В Заводском, со стороны Комсомольской улицы, к мосту тоже прорубался новый небольшой проезд - один из двух ныне существующих проездов 1-й Посадской улицы. При этом несколько домов на подходах к мосту было снесено. Разрушены были ради строительства моста и первые здания на старинных улицах Энгельса, Карла Либкнехта (Васильевской) и 1-й Пушкарной.
5 ноября 1971 года состоялось торжественное открытие нового моста через реку Орлик и новой улицы, ведущей к нему из центра Советского района. А уже 3 октября 1972 года улице официально присвоили имя Брестская. В честь дружбы и побратимства между городами Орлом и Брестом. В этот же день здесь было открыто троллейбусное движение по новым городским маршрутам № 3 и № 4.
Формирование нынешнего облика Брестской улицы продолжалось после официального ее открытия ещё долгие годы. Так, до 1975 года она обеими полосами движения выходила только на улицу Тургенева. Соединение её с Полесской улицей требовало больше времени. В 1974 году сдано в эксплуатацию здание Дома печати - первого нового здания на недавно открытой улице. Параллельно закладывались фундаменты нового корпуса типографии «Труд» и высотного дома, позже прозванного в народе «трилистником». Оба эти дома стали долгостроем, растянувшимся на десяток лет. Проект «трилистника» предполагал возведение сразу трех таких однотипных зданий рядом. Но «пороха» едва хватило на одно.
В 1976 году на улице открыт памятник героям гражданской войны, так называемой «Каховки», известного московского скульптора А. Бурганова, который сразу стал играть одну из ключевых ролей в формировании ансамбля новой улицы.
В 1990-х годах новыми высокими общественными и жилыми зданиями Брестская была окончательно сформирована на участке от улицы Тургенева до Салтыкова-Щедрина. Так, в течение почти тридцати лет продолжалась реализация амбициозного проекта ленинградского проектного института.
Сейчас уже трудно представить себе город без этой удобной просторной улицы, на которой каждое лето обустраивают красивые цветочные клумбы и устанавливают большой цветущий корабль с дельфинами и маяком.
Она и правда выделяется среди других улиц исторического центра, словно говорит своим жильцам и посетителям, что она по местным меркам ещё совсем молода и готова к дальнейшему развитию.