Очень важны, особенно для не родовых мастеров, экспедиции. Мы со студийцами не раз бывали в деревне Плешково, записывали рассказы местных жителей, заодно глину доставали, а глина там особенная, с большим вкраплением слюды, розовая после обжига, и залегает она небольшими пластами, она практически на исходе в настоящее время. Успели с одним из последних гончаров пообщаться Егор Егоровичем Красовым (1912г.). Он нам свои работы подарил, в мае 2005 года, после моей юбилейной выставки, я подарила их областному краеведческому музею. Он даже свою игрушку сделал – бычка, и приговаривал, что он игрушки лепит лучше и правильнее, чем А.М. Иванилова. В беседах с жителями соседних сел выяснили, что в основном делали свистульки к ярмарке, которая проходила в д.Сосновке 22мая. Интересно то, что чернышенскую игрушку тоже продавали на праздник Препловенье (престольный в этой местности), и проходил он тоже 22 мая. Что-то здесь не сходилось, но неожиданно пришла мысль о том, что это же по новому календарю, а по старому как раз 9 мая, именины Матушки-Сырой земли. Только после такого углубленного изучения плешковского промысла стали получаться плешковские игрушки. Пробовала я с ребятишками местными заниматься, всю зиму в село Введенское ездила, председатель колхоза помогал, даже гончарный круг сделали и Павел Ефимович Малютин, последний плешковский гончар, учил детей крынки катать, но как-то это не прижилось. В 1991 году я стала народным мастером, первым на Орловщине. Это сейчас у нас уже 28 народных мастеров, развивающих традиционные промыслы и ремесла, а в то время, в основном, занимались самодеятельным творчеством и работы были на уровне домашнего рукоделья. Следующим народным мастером стал мой муж, Александр Викторович Фролов. Это было начало 90-х годов, в это время появились современные мастера-исследователи. Их задачей было, пока не поздно, и пока еще живы родовые мастера, собрать всю информацию о промыслах, перенять технологию, научиться делать игрушку и суметь передать это следующим поколениям. Осмысленный подход к традиционной игрушке необходим, так как сегодня изменились условия проживания, нет своеобразного изолирования мастеров, которое помогало сохранению и передаче местных традиций из поколения в поколение, цивилизация делает свое дело. И деревенским мастерицам часто невдомек, зачем делать только то, что делали их предшественники. Непрофессионализм и непонимание значения традиционной игрушки, чем грешат детские художественные школы, приводит не только к извращению самой идеи традиции, но и к созданию китчевой, самодеятельной игрушки, ничего общего не имеющей с истинно народной игрушкой. В селе Знаменском бывший учитель физкультуры, ныне директор художественной школы, Александр Владимирович Тимофеев, создал, так называемую, ворошиловскую народную игрушку, якобы по рассказам бабушек. В его игрушках смесь элементов плешковской и чернышенской пластики, да плюс тележки на колесиках, украшенные перьями. Лепить, конечно, можно что угодно, особенно самодеятельному мастеру, но это не имеет ничего общего с народной традиционной игрушкой, и называть это народной ворошиловской игрушкой нельзя. Сегодня время профессионалов, и с такими мастерами из других регионов нам посчастливилось познакомиться на фольклорных фестивалях. С особой теплотой вспоминаю фестивали: в Новосибирском академгородке, какие там интересные люди собирались, воистину поборники традиционной культуры; “Жемчужина Севера» в Архангельске, Великий Новгород с “братчиной” в музее деревянного зодчества “Витославлицы”. Были в Нижнем Новгороде на Прологе, ездили мы всей семьей, нас там очень хорошо приняли, а на ярмарке даже священник очень высокого сана благословил нас на дальнейшую работу по возрождению народной игрушки. Тула, Воронеж, Белгород, Калининград, Курчатов Курской области, Коренная пустынь (в 2005 году я была удостоена медали 5-ой курской Коренской ярмарки), Оленегорск Мурманской области, Железногорск Курской области - это далеко не полный перечень мест, где мы побывали со своими свистульками. Интересная поездка была в Каргополь. Там проходила конференция и, конечно же, ярмарка. Там я впервые рассказала об образе, который по воле своей или чьей-то, я начала делать, о русалке. Это были другие времена, и о мистике мастера старались не рассказывать, хотя многие сталкивались с необъяснимыми явлениями. Так вот я ждала реакцию собравшихся специалистов, и отрадно было услышать, что директор Центра Русского фольклора Анатолий Степанович Каргин поддержал меня и сказал: “Наконец-то появились мастера, у которых налаживается связь с природой”. А дело было так: ехали мы всей семьей на фестиваль в Новосибирск, дорога длинная – ехали поездом, и вдруг в полудреме вижу я новую игрушку, которую никогда мастера до нас не делали. Видение было настолько четким и ясным, что я открыла глаза и говорю: “Запомните - туловище плешковского петушка, а голова плешковской барыни, а то засплю”. И конечно сразу об этом забыла. По возвращении домой, сын говорит: ”Помнишь, ты в поезде говорила про игрушку?” Начала я ее делать, что – сама не пойму, то ли сирин, то ли сирена. Вдруг на меня буквально повалилась информация о том, что это такое. Сын урок по истории учит, подхожу, а в учебнике истории медальон киевской Руси изображен, на нем мой образ, а под ним надпись: “Вила-русалка”. Дальше – больше. Статья Леонида Александровича Латынина в журнале “Народное творчество”. В итоге оказалось, что русалка - это не рыба-женщина, а птица-женщина. Это дух растительности, она летала над полями, охраняла урожай, жила на деревьях. С водой она тоже связана — отвечала за росу и дождь. И действительно замечать стали, как во время дождя посвистишь, так он прекращается, и солнышко появляется, и заметили это не только мы. Звоним как-то в одну фирму в Москве, а нам в ответ: “А, это те Фроловы, что в Архангельске на фестивале погоду держали”. Действительно, ни на одном фестивале, где мы с игрушками побывали, дождя не было. Звонит мне как-то знакомый, а на улице уже неделю идет дождь. Он вполне серьезно говорит: “У меня через полчаса презентация на улице, сделай, чтобы дождя не было”. Я отшучиваться начала, но русалку взяла, вышла на балкон и десять минут под музыку насвистывала. Через пять минут дождя не было, а через десять засветило солнце, и до вечера дождя вообще не было. Поехали как-то в Калининград на фольклорный фестиваль вместе с ансамблем традиционной песни Центра Культуры. Пока в поезде ехали девчата распевались, как заклички на солнце петь начинают, так солнце из-за туч выходит. Приехали в Калининград, а там штормовое предупреждение. Начался праздник, свистульки заиграли, старинные песни зазвучали. Интересно было наблюдать за природой, минут двадцать солнце, тишина, а горизонт весь черный, и погромыхивает. Потом дождь слегка капнет, опять солнце. И так пока праздник не кончился. А потом такое началось! Наутро по городу проехать было нельзя – деревья повалены, скамейки перевернуты. Мы долго дружили с орловским ансамблем Светозары, руководитель Надежда Ивановна Соколова. Участники ансамбля великолепно играли “камаринскую” на плешковских игрушках. Когда снимали документальный фильм “Русалка на ветвях…”(Свердловская киностудия), и оставался один день для съемок, за городом нужно было снять обряд “Похороны кукушки”. Приехали, выбрали место, и пошел дождь. Так свистом дождь разогнали, и все было снято вовремя. На последней Троице в Полесье пришлось дождь отсвистывать – получилось. Он пошел, когда все с праздника к Орлу подъезжали. И главное, русалку – птицу с женской головой у нас на Орловщине видели, тому есть два свидетельства. Выступала я как-то в краеведческом музее, об игрушке воспитателям детских садов рассказываю. Встает женщина и говорит: “А что вы о русалке, как о легенде рассказываете? Мой муж ее видел. Поехал он как-то порыбачить, а ему местные говорят: “Ты той тропинкой не ходи, там русалки живут!” Он, конечно, той тропинкой и пошел, интересно же, и ее увидел: “Большая птица, с женской головой, на голове птичий хохолок, пение красивое, завораживающее. Зависла над полем и поет красиво”. А еще парнишку в лесу под Мценском закружило, думал, уже ночевать в лесу придется. Вдруг, метрах в двадцати, - развилка на две стороны, а на березе в рост человека - птица, лицо женщины. Крылом показала дорогу, так и вышел из леса на дорогу. В начале нашей творческой деятельности решили мы поучаствовать в телевизионной игре “Что? Где? Когда?” Хотелось своеобразную рекламу сделать, чтоб об игрушке люди больше знали. Неожиданно наш вопрос о русалке прошел. ”Русалка на ветвях…” у А.С.Пушкина не рыба, а птица-женщина. Съемочная группа в Ливны приезжала, полдня одну минуту снимали, а когда мы выиграли самый большой приз, то наутро проснулись знаменитыми. По городу пройти нельзя было, все узнавали, поздравляли. |