«Орел» — госпитальное судно Российского общества Красного Креста, сопровождавшее 2-ю Тихоокеанскую эскадру в походе вокруг Африки и во время Цусимского сражения.
Второй после «Ярославля» пароход, построенный по заказу Добровольного флота и первый русский пароход, отвечавший требованиям мирового торгового флота того времени. Послужил образцом при заказе следующих судов.
Контракт на постройку быстроходного грузопассажирского парохода был заключен Добровольным флотом с английской фирмой «Hawthorn R & W. Leslie & Со» в августе 1888 года.
Деньги на постройку судна были собраны жителями Орловской губернии. Строительство осуществлялось на стапеле в Ньюкасле. Стоимость контракта составила 103 тыс. фунтов стерлингов. Сроком сдачи было определено 30 июня 1889 года, однако из-за забастовки рабочих сдача состоялась только 1 марта 1890 года.
Перевозил грузы и пассажиров на линии Одесса-Владивосток, время от времени привлекался для перевозки Государя Императора и Его семьи из Севастополя в Ялту и обратно. В 1900 году был привлечен для переброски войск в Китай с целью подавления Боксёрского восстания.
В 1902 году из-за нерентабельности был снят с эксплуатации и поставлен на прикол в Одессе. В том же году был переоборудован во вспомогательный крейсер (установлена артиллерия: 3 х 120-мм, 12 х 75-мм и 6 х 47-мм орудий). После пробных стрельб орудия были демонтированы и сданы на хранение в порт.
В 1903 году был зачислен в отряд кораблей под командованием контр-адмирала А. А. Вирениуса, отправлявшийся из Кронштадта на Дальний Восток, однако с началом русско-японской войны отряд был возвращён из Красного моря в Россию.
16 июня 1904 года вышел из Одессы в Тулон, где на верфи завода «Forges et Chantiers de la Mediterranee» в Ла-Сейне его должны были переоборудовать в госпитальное судно. Работы были закончены в августе. Расходы — 600 тыс. франков — взяло на себя Французское общество Красного Креста. Российское общество Красного Креста обеспечивало содержание госпиталя в течение всего времени его деятельности. Медперсонал плавучего госпиталя насчитывал 86 врачей, 20 медсестер, 10 санитаров и 15 помощников.
21 октября 1904 года в Танжере присоединился ко 2-й Тихоокеанской эскадре, с которой совершил плавание вокруг Африки до места Цусимского сражения.
«Орёл» стал косвенным виновником того, что сражение состоялось. 14 мая 1905 года в 2 часа 28 минут утра опознавательные огни парохода были замечены разведывательным судном японского флота — вспомогательным крейсером «Синано-Мару». Если бы не это, по мнению многих историков, 2-я Тихоокеанская эскадра, шедшая в сумраке и тумане без огней, могла бы пройти место сражения незамеченной.
Во время эскадренного боя «Орёл» был остановлен и досмотрен японским вспомогательным крейсером «Садо-Мару» в 10 морских милях к западу от о-ва Окиносима и отведен под конвоем в бухту Миура.
По приказу командующего эскадрой З. П. Рожественского, на «Орле» были размещены члены команды конфискованного 6 мая английского парохода «Ольдгамия». Кроме того, по приказу штаба эскадры, во время стоянки в Кейптауне, на борту судна был размещён приобретённый запас изолированного кабеля. Во время прохождения Цусимского пролива «Орёл» держался на траверзе боевых сил эскадры. Японцы расценили эти факты как нарушение правил Гаагской конвенции и реквизировали судно. Впоследствии «Орёл» был продан японской фирме и плавал под именем «Касуно-Мару».
01. Общий вид судна Орёл, на котором размещён плавучий госпиталь
| 02. Священник и группа командиров и офицеров на палубе во время церемонии освящения плавучего госпиталя
| 03. Священник и группа командиров и офицеров на палубе во время церемонии освящения плавучего госпиталя Орёл
| 04. Священник и группа командиров и офицеров на палубе во время церемонии освящения плавучего госпиталя Орёл
|
05. Группа санитаров плавучего госпиталя Орёл
| 06. Группа командиров и офицеров плавучего госпиталя Орёл
| 07. Группа санитаров плавучего госпиталя Орёл
| 08. Группа сестер милосердия на палубе плавучего госпиталя Орёл
|