Шеф Орловского пехотного полка
К 225-летию со дня рождения генерал-фельдмаршала И. Ф. Паскевича
Будущий генерал-фельдмаршал Иван Фёдорович Паскевич родился в 1782 г. в Полтаве в семье богатого помещика. В 1793 г. он был определен в Пажеский корпус, а затем стал пажем императора Павла I. В 1800 году Иван Фёдорович произведен в поручики лейб-гвардии Преображенского полка и назначен флигель-адъютантом.
В 1809 г. произведен в полковники. Во время очередной войны с Турцией за бои под Варной он получил орден Св. Георгия IV степени, а за отличие в сражении при Ватине под командованием нашего земляка графа Н. М. Каменского произведен в генерал-майоры (1810 г.).
Через некоторое время Паскевич назначается командиром бригады 26-й пехотной дивизии и шефом Орловского пехотного полка, который он должен был сформировать. Для этого было выделено 4 гарнизонных батальона. Как известно, в гарнизонные войска входил самый худший воинский состав. Это были выгнанные из гвардии и кавалерии за дурное поведение, неспособные к полевой службе, осужденные за различные преступления и, мягко говоря, неблаговидные проступки (воровство и др.), со временем получившие прощение. Это относилось как к офицерам, так и к нижним чинам. Нравственный уровень офицеров был особенно низок. Они очень жестоко обращались с солдатами, по этой причине постоянно происходили побеги.
Далее произошло нечто удивительное. Благодаря усилиям Паскевича уже через полгода полк нельзя было узнать, он стал лучшим в дивизии. Полк располагался в разных районах Киева, и уследить за всеми было невозможно. Поэтому генерал добился разрешения вывести свою бригаду (в состав которой входил и Орловский полк) из Киева и разместить ее в ста верстах от города. Орловский пехотный полк был расквартирован в местечке Коросташево, где поселился и сам Паскевич. Он занялся воспитанием и обучением, отдавая этому делу всю душу. Многие офицеры были изгнаны и заменены молодыми выпускниками кадетских корпусов; солдаты интенсивно занимались боевой и строевой подготовкой, нару¬шения дисциплины строго пресекались.
Вскоре результат этих трудов был проверен на практике. Настал 1812 год. В январе Иван Фёдорович назначается начальником 26-й пехотной дивизии. Когда началась Отечественная война, дивизия находилась в составе II армии князя Багратиона.
23 июля дивизия отличилась при Салтановке, прикрывая отступление главных сил армии. В жестокой рукопашной схватке адъютант Орловского полка геройски отбил знамя, захваченное французами. 16 августа при защите Смоленска Орловский полк под личным командованием Паскевича обратил в бегство войска маршала Нея.
При Бородино 26-я дивизия отразила ряд отчаянных атак неприятеля. Орловцы оказали помощь генералу Ермолову в его знаменитой атаке на Курганную высоту, изменившей весь ход сражения. К концу сражения из всего полка оставалось в строю 75 человек. В штыковой атаке под Паскевичем закололи лошадь, другую убило ядром.
Его дивизия участвовала также в известных сражениях при Малоярославце и Вязьме. За стойкость и мужество, проявленные в ходе Отечественной войны, Орловский пехотный полк 13 апреля 1813 г. был награжден серебряными трубами с соответствующей надписью.
В 1813 г., во время Заграничного похода, 26-й пехотной дивизии было приказано блокировать крепость Модлин (на территории Польши), занятую французами. Осенью того же года Иван Фёдорович со своей дивизией участвовал в сражении под Дрезденом, в «битве народов» под Лейпцигом и в блокаде Гамбурга. Он был произведен в генерал-лейтенанты и получил в командование 2-ю гренадерскую дивизию, во главе которой сражался в 1814 г. во Франции при Арси-сюр-Об и под Парижем.
После полной победы над Наполеоном император Александр I представил Паскевича своему брату — будущему императору великому князю Николаю Павловичу как «одного из лучших генералов армии».
Продолжая военную службу, генерал не поддавался воцарившейся в армии «аракчеевщине». «Я требовал, — пишет он в своих «Записках», — строгой дисциплины и службы, я не потакал беспорядкам и распутству, но не дозволял акробатства с носками и коленками солдат, я сильно преследовал жестокость, а хороших, храбрых я оберегал».
В 1825 г. Иван Фёдорович был во главе 1-го пехотного корпуса, а затем его направили «в помощь» главнокомандующему на Кавказе генералу Ермолову в начавшейся войне с Персией. Ермолов, знавший недоброжелательное отношение к себе Николая I, поспешил уйти в отставку.
Перед началом сражения под Елизаветполем к Паскевичу подъехали полковые командиры Греков и граф Симонич и доложили: «Наши войска несомненно окажут чудеса храбрости при атаке, но мы предупреждаем ваше превосходительство, что солдаты наши не привыкли к обороне». Иван Фёдорович сразу оценил обстановку и атаковал персидские войска, возглавляемые наследником престола Аббас-Мирзой. Противник был разбит наголову.
Это оказалось первой победой, одержанной русскими войсками в период царствования Николая I, за которую Паскевич, произведенный перед тем в генералы от инфантерии, получил украшенную алмазами шпагу с надписью «За поражение персиян при Елизаветполе».
28 марта 1827 г. Иван Фёдорович вступил в управление Кавказом. Война продолжалась. 1 июля капитулировала неприятельская крепость Аббас-Абад, а затем последовало падение Эривани (Ереван). В 1828 г. был заключен Туркманчайский мир, а главнокомандующий награжден графским достоинством с наименованием «Эриванский» и миллионом (!) рублей из контрибуции.
Вскоре началась война с Османской империей. Войска под командованием Паскевича перешли в решительное наступление и 23 июня подошли к мощной крепости Каре.
Стали историческими слова лаконичной (в суворовском стиле) записки главнокомандующего, адресованной турецкому коменданту: «Пощада невинным, смерть непокорным, час времени на размышление». Гарнизон крепости немедленно сложил оружие.
Затем последовал «фейерверк» побед: взятие крепостей Ахалкалаки и Ахалцых, трудный переход через Саганлугский горный хребет, победа над турками при Каинлы 19 июня 1829 г., 20-го — при Милидюзе. Русские войска вошли на территорию Турции, и 27 июня пал Эрзерум, за взятие которого император пожаловал Паскевичу чрезвычайно редкую награду — орден Св. Георгия I степени. За 150 лет существования этой награды ее получили только 25 человек. И, наконец, — 27 сентября — полный разгром турок при Байбурте. Султан запросил мира.
Необходимо отметить, что победы были одержаны при почти четырехкратном численном превосходстве неприятеля. Вполне справедливо, что Иван Фёдорович получил чин генерал-фельдмаршала. Кампания 1828-1829 гг. представляет собой блестящую страницу его жизни.
В апреле 1831 г. Паскевич был направлен в Польшу, где в конце 1830 г. разразилось восстание, целью которого было обретение независимости. Русские генералы ругали покойного императора Александра I за то, что он в своем увлечении либерализмом позволил полякам иметь профессиональную армию. Это обернулось большим кровопролитием.
Николай I, недовольный действиями прежнего главнокомандующего Дибича, ожидал от Ивана Фёдоровича решительных действий, которые и последовали незамедлительно.
26 августа 1831 г. во время штурма Варшавы Паскевич был контужен и на несколько часов сдал командование.
За взятие Варшавы Иван Фёдорович получил титул светлейшего князя Варшавского и вскоре был назначен наместником Царства Польского. Он добросовестно исполнял свои обязанности и «добился» того, что в программах заговорщиков всегда планировалось покушение на жизнь генерал-фельдмаршала.
В 1835 г. Паскевич был назначен шефом Орловского пехотного полка, который теперь стал называться: «Орловский егерский генерал-фельдмаршала князя Варшавского графа Паскевича-Эриванского полк».
В 1848 году по Западной Европе прокатилась волна революций. Мадьяры (венгры) подняли восстание против Австрийской империи. Императорская армия была не в состоянии справиться с ними. 24 августа в Варшаву прибыл австрийский фельдмаршал граф Кабога. Он, став на колени, поцеловал руку Паскевича и со слезами умолял его «спасти Австрию». Император дал согласие, и Иван Фёдоровичу пришлось совершить не только бесполезный для интересов России, но и явно невыгодный для ее будущего Венгерский поход.
Через два месяца все было кончено. Мадьяры покорились, и потенциальный враг России — Австрийская империя выжила. «Австрия отплатит за эту помощь черной неблагодарностью», — сказал в 1852 г. канцлер империи князь Шварценберг. Так оно и случилось. В 1853 году началась очередная война с Османской империей (печально известная Крымская война). 72-летний фельдмаршал, назначенный главнокомандующим Южной и Западной армиями, получив известие об объявлении Англией и Францией войны России и, осведомленный о враждебной позиции только что спасенной Австрийской империи, войска которой готовились ударить в тыл русской армии на Дунае, дал приказ об общем отступлении к северу.
Вскоре после этого он уехал в свое имение в Гомель, где и скончался в 1856 году.
Воинские заслуги генерал-фельдмаршала Паскевича, несомненно, достойны того, чтобы навсегда сохраниться на страницах военной истории России.
«Слуга царю, отец солдатам...» — эти строки стихотворения Лермонтова как нельзя более точно подходят и для характеристики всей жизни Ивана Фёдоровича Паскевича.
Александр ЗВЕРЕВ
«Орловский вестник». 21 ноября 2007 |