Ну что, наверное пришла пора поговорить немного и о городских автобусах. Они все собрались в мини-музее.
___Автобусы___Начнём, наверное, с довоенного периода. И конкретнее именно с того времени, когда в Орле были открыты первые автобусные маршруты.
В ноябре 1934 года по Орлу по двум маршрутам начали курсировать два автобуса ГАЗ по 16 мест каждый.
http://orel-transport.ru/photos/30654.jpgК сожалению каких-то более детальных подробностей относительно этих автобусов найдено не было. Но немного поразмыслив и прикинув, какие автобусы выпускались к 1934 году, сопоставив известное число сидячих мест - напросился вариант, что это скорее всего были автобусы ГАЗ-0330 (ГАЗ-03-30). И именно с них началась история автобусного движения по Орлу. Интересно то, что пустить автобус в Орле хотели ещё в 1925 году, но из за отсутствия финансирования этого сделано не было. Но автобусы появились-таки в Орле в 1931 году для работы по пригородным маршрутам. Какие это были автобусы и в какие райцентры они поехали из Орла мы узнаем позже в рассказе о пригородных и областных автобусах.
Конечно назвать эти машины полноценными, удобными автобусами было нельзя. Маленькие, жёсткие (собранные на шасси грузовиков), медленные, да ещё и со стоимостью проезда в разы выше чем на трамвае - делали их совсем не привлекательными. Известно, что вскоре они перестали ездить по городу и стали подрабатывать на пригороде, где были в разы нужнее.
И вот к концу 1930-х годов в наш город начали поступать большие деньги на развитие коммунального и строительного хозяйства, которое до того было из рук вон плохое. Начинают строится новые многоэтажные дома, асфальтируются первые улицы, появляются светофоры. В городе открывается такой вид транспорта как - такси. Строится новый ширококолейный трамвай. А в мае 1941 года в наш город прибывают первые 5 настоящих, комфортабельных (на то время) автобусов - ЗиС-16. В то же время утверждается городская автобусная маршрутная сеть, состоящая из трёх автобусных маршрутов с обязательными остановками. Но, к сожалению, поработать этим автобусам в нашем городе оставалось считанные месяцы. Вскоре после начала Великой Отечественной войны все городские автобусы были изъяты для нужд армии. Так, на 4 года автобусное движение в городе остановилось.
ГАЗ-0330 и ЗиС-16
В ноябре 1945 года автобусное движение в Орле было восстановлено в виде одного маршрута от Володарского переулка до Кирпичного завода №8.
И вот тут на ближайшие 4 года в хронологии смены подвижного состава местного автобуса есть небольшой пробел. Нет абсолютно точных данных, какие автобусы ездили по городу в период с 1945 по 49 годы. Били лишь отрывистые упоминания, что для пострадавших в оккупации городов советские заводы в 45 году наладили срочный ремонт и восстановление пострадавших довоенных автобусов. По восстановлению они сразу распределялись небольшими партиями между городами. Это были автобусы ГАЗ-0330 и ЗиС-8. ЗиС-16, вроде бы, тоже восстанавливали, но они шли в крупные города страны. И ко всему прочему в газетах попадались отрывистые сведения, что после войны в Орле были именно ЗиС-8. Работали они на пригороде, но один автобус могли спокойно выделять и на единственный городской маршрут.
В 1949 году Орлу сделали настоящий подарок в виде огромного (по тем временам), комфортабельного автобуса ЗиС-154. Тут ещё такой интересный момент, что я ни разу на фотографиях Орла не видел на его улицах этих чудных автобусов! Первая информация о том, что они вообще были в Орле мне попалась в материалах из музея нашего трамвайного депо. Вот так неожиданно. Но опять же - лишь пару строк о том, что в 1949 году в Орёл прибыл первый автобус ЗиС-154. Долгие годы фотографий я найти так и не мог. Не было их и в небольшом музее в самом ПАТП-1.
И вот, как-то перелистывая старые газеты в библиотеке, совершенно случайно, открыв очередную страницу, вижу там вот такое фото
http://orel-transport.ru/photos/12291.jpg Моей радости не было предела! Позже конечно подарил копию этого фото в тот самый музейчик ПАТП-1.
К сожалению, нет никакой информации о том, какое количество их поступило в Орёл и сколько они проработали. Но, лично по моему мнению, было их не много (от 1 до 5 машин). И так, как они не встречаются на фотографиях 1950-х годов, коих сейчас очень много, рискну предположить два варианта. Первый. Автобусы эти проработали в Орле не долго и были переданы в какой-то другой город. Второй. Из-за сложной их конструкции, отсутствия грамотного персонала и крайне слабой ремонтной базы - через год-два эксплуатации их просто ушатали до нельзя и благополучно поставили под забор. А крайне быстро ушатывали новые машины (даже в разы проще по конструкции чем ЗиС-154) в нашем автопарке как раньше, так и сейчас. Традиция.
Но без автобусов город конечно не остался. В 1950 году в Орёл начали поступать новые автобусы ЗиС-155. Они были проще в эксплуатации, чем предшественники и немного меньше в размерах. Автобусы ЗиС-155 стали основными городскими автобусами в Орле 1950-х годов. Они в большом количестве попадаются на фотографиях города. С одинаковым успехом работали они и на пригородных маршрутах.
ЗиС-154 (длиннее) и ЗиС-155
В 1958 году в город прибывают первые автобусы ЗиЛ-158 (ЛиАЗ-158), которые в дальнейшем полностью заменят на маршрутах устаревающие ЗиСы.
А в декабре 1961 года на городские маршруты вышли первые автобусы ЛАЗ-695Б. Работать они стали на городском маршруте №1 Вокзал - Ленинская - завод Приборов. И на них впервые было введено безкондукторное обслуживание пассажиров. Я даже подозреваю, это от того, что у них в салоне был чертовски узкий проход между сидениями. Думаю, кто вспомнит эти автобусы - со мной согласится. У него было 4 ряда сидений, узкие проход и двери, полное отсутствие накопительных площадок. Конечно эти машины больше подходили на пригородные маршруты, но, то ли из-за дешевизны, то ли ещё по каким-то причинам - благополучно работали на городских маршрутах в Орле. Люди-то всё стерпят.
Вот как раз такой ЛАЗ на "первом" маршруте
http://orel-transport.ru/photos/18701.jpg Чуть позже ЛАЗ-695Б сменили модификацию на ЛАЗ-695Е, но внешне почти не изменились.
Так, эти две модели стали основными на городских и пригородных перевозках на все 1960-е годы
http://orel-transport.ru/photos/19010.jpg ЗиЛ-158 и ЛАЗ-695Е
>>>