>>>
Доброго пути, «Орёл»Железнодорожники заметно волновались. Еще бы! В первый рейс отправлялся фирменный поезд, который понесет в столицу имя нашего города. Каждый, кому доведется ехать этим поездом, будет знать, что сформировали его в Орле, обслуживают его орловцы, и составит определенное представление о людях из старого русского города на Оке.
Диктор вокзального радио объявил о начале посадки. Спокойно, без привычной в этих случаях суеты, проводницы устраивают пассажиров. Приятно посмотреть на этих тружениц железнодорожного транспорта. Все они в элегантных форменных костюмах.
Возле вагона стоят Надежда Сергеевна Свиридова и Нина Дмитриевна Цуканова. Одна проверяет билеты, другая, если в этом нуждается пассажир, помогает подняться ему в вагон, провожает до места. Забота о пассажире, максимум удобств и внимания — таково основное правило в работе бригады, сопровождающей поезд «Орел».
В сумерках летнего вечера яркими квадратами выделяются окна вагонов, освещенные люминесцентными лампами. Пассажиров и провожающих становится больше и больше. Давайте и мы пройдем за ними.
Сразу, в отличие от обыкновенных так примелькавшихся привычных вагонов, поражает обилие света, чистота. Спокойные тона пластика, которым отделаны стенки, занавески на окнах, в аккуратных рамках; фотографии с видами Орла, букетики гвоздики на столиках — все создает впечатление доброго уюта. Кажется, что вагон стал свободнее, чем он бывает в обычных поездах. Пассажир может получить книги, шахматы, домино, иголку, нитки, щетки для одежды и обуви. Утюг здесь не понадобится. Вешалки устроены так, чтобы одежда не мялась. Если пассажир почувствует себя плохо, к его услугам — аптечка. Если кого-то заинтересуют достопримечательности Орла, ему любезно расскажет об этом проводница. В общем, все, что может потребоваться в пути, есть в каждом вагоне.
Посадка продолжается. Бригадир поезда инженер Алексеи Григорьевич Сырцев еще и еще раз проверяет, все ли готово к отправлению. Бригада А.Г. Сырцева носит звание коллектива коммунистического труда и раньше она всегда была, в числе первых среди орловских вагонников. А сейчас особая ответственность — проводницы соревнуются за право называться бригадой имени 50-летия Великого Октября.
Прошел вдоль вагонов, постукивая молоточком по колесам, осмотрщик Владимир Мантулин из смены Ивана Федоровича Гусарова, готовившей состав. Поезд сегодня поведет один из лучших машинистов локомотивного депо Евгений Алексеевич Карнаев, депутат Верховного Совета РСФСР.
Кто-то передает ему три большие красные розы.
— Доброго пути, Женя.
Это пришли проводить машиниста товарищи по работе. 22 часа 12 минут. Перед локомотивом вспыхнул зеленый - глазок светофора. Над перроном раздается голос:
— Товарищи пассажиры! От второй платформы отправляется фирменный поезд «Орел». Счастливого пути!
Хороший подарок пассажирам подготовили орловские железнодорожники в юбилейном году Советской власти. Где-то на выходе со станции мелькают красные огоньки, последнего вагона, и еще раз хочется пожелать: "Доброго пути, «Орел»!"
____________
В. Высокосов.
На снимках: экипировочная бригада вагонного депо, готовившая поезд «Орел». Слева направо: мастер Н.И. Елисеев, слесари А.И. Гуров, В.И. Есиков, бригадир В.Н. Венидиктов, столяр И.Е. Гарьков; первые пассажиры в купе вагона.
Фото В. Максимова. "Орловская правда", 01.07.1967г.
Второе рождение. Признаюсь сразу: не узнал их, И не потому, что женщины подобрели, стали более солидными что ли. А скорее всего потому, что за четверть века с прибавкой, минувшие со дня первого с ними знакомства, многое уже стерлось из памяти... Именно столько времени минуло с тех пор, как был создан фирменный поезд «Орел — Москва». Мне довелось быть в числе его первых пассажиров, о чем подробно рассказывалось в соответствующем репортаже. Начальником поезда (тогда он именовался бригадиром) и руководителем первой в отделении дороги комсомольско-молодежной бригады был Михаил Иванович Стельмах. Когда говорят, каким должен быть в идеале руководитель среднего звена, поневоле вспоминаешь Михаила Ивановича. Добрый и строгий. Решительный и знающий. Участник минувшей войны, познавший на себе бремя разрухи, голода и восстановления, он никогда ни перед кем не унижался и не унижал своих подопечных. В работе никогда, казалось, не знал передышки. Четкой исполнительности требовал от других.
Увы, ничего не бывает вечного. Михаилу Ивановичу недавно исполнилось семьдесят. Его помнят в вагонном депо, любят. После Михаила Ивановича начальником поезда № 603/604 стал Владимир Яковлевич Шманёв. Он мало чем уступает своему учителю. С тринадцати лет - на железной дороге. Начинал со слесаря, и вот — руководитель поезда.
Бригада проводников, естественно, обновилась. Совсем недавно пришла, оставив отличнейшую профессию на заводе УВМ, Ольга Леонова. Признается: материально не в проигрыше. А вот морально больно и обидно за все, что случилось, в какой ситуации оказались многие отличные специалисты.
— Но уже привыкла, втянулась, — улыбается она. — Кажется, все время здесь работала.
Из тех, кто был первым, — Любовь Владимировна Бухвостова. Не утратила прежней веселости, чувства- юмора. Четверть века в декабре стукнет, как работает проводником. Лидии Кузьминичне Степановой об этой дате напомнит один из дней октября. Лилия Ивановка Кузьмичева и Лидия Ивановна Пулимская в декабре отметят 26-летие работы на железной дороге. Конечно же, придут все члены той, комсомольской, бригады на торжественное «чаепитие». И наверняка главным тостом будет тост виновника торжества— Лидии Ивановны: она ведь была первым комсомольским наставником.
И все же самое первое торжество состоится 25 сентября у Валентины Васильевны Новиковой: тридцать лет, день в день, проработала она на железной дороге, забывая об усталости, о личных делах, о неблагоприятной погоде и многом другом. Тридцать самых важных в ее жизни лет отдано производству. Жалеет об этом? Ни чуточки. А если о чем жалеет, так лишь о тон сплошной чехарде в стране, из-за которой нынче рушатся судьбы людские, коверкается все человеческое в человеке...
Иным читателям может показаться не совсем понятным сообщение о вторичном рождении орловского фирменного поезда. Как так получилось, что он вдруг перестал быть таковым? И благодаря чему вновь вернул себе заслуженный титул?
Начальник резерва проводников Орловского вагонного депо Алексей Сергеевич Машеда проясняет ситуацию. Действительно, многие годы фирменный поезд Орел — Москва был, как говорится, на высоте положения. А потом там, в, столице, все перечеркнули: по мнению особо важных лиц, прежние поезда утратили свое первоначальное значение. Время, дескать, выдвигает новые требования, соответствующие новому стандарту. Что ж, вполне резонно. Разве, скажем, назовешь плохим требование, чтобы каждый вагон в фирменном поезде был не старше 12 лет? Вот только никаким стандартом не предусмотрено, где, как и откуда раздобывать эти вагоны. Бывшие союзные заводы оказались «на мели», а поставки из Германии — явно не по карману. Правда, руководителям отделения дороги каким-то образом удалось установить особо теплые отношения с вагоноремонтным заводом Воронежа. И там сумели старый вагонный кузов починить так, что рядом с немецким, приобретенным за валюту, он кажется таким же новеньким, изящным, только что рожденным.
Алексей Сергеевич рассказывает о том, где заказывали белье, костюмы проводникам, занавески и многое другое, а мне не дают покоя письма наших читателей, в которых — тревога: стоимость билета от Орла до Москвы возросла в полтора раза. Верно, возросла. Как возросла стоимость электроэнергии, топлива, всего остального. И те же читатели, став пассажирами, сегодня охотно пользуются нашим фирменным поездом: билетов свободных в кассах практически нет.
Завтра у железнодорожников праздник. Вместе с теми, о ком мы сегодня рассказали, отметят его и 28 человек из бригады, обслуживающей и ремонтирующей подвижной состав. Это электрослесари, электромеханики, аккумуляторщики, холодильщики. Судя по утверждениям бригадира В.В. Рассадина и мастера Н.А. Фирсова, они «каждую детальку в вагонах осмотрят, прежде чем отправят поезд в рейс». За что им — особая благодарность.
___________
И. Закаблук.
На снимке: после очередного рейса проводники В.В. Новикова, Л.В. Бухвостова, Л.К. Степанова, Л.И. Кузьмичева, Л.И. Пулимская.
Фото А. Сасина. "Орловская правда", 08.1994 год.