Из книги А.Полынкина "История орловского края в лицах"Первокреститель вятичей - Святой Иоанн Кукша Существует предание, что этот святой был родом вятич и происходил из княжеской династии. Есть правдоподобная версия его происхождения.
Владимир Мономах решил наказать вятичей за отказ платить дань и за военное сопротивление, с этой целью он двинул свою рать вглубь их страны. Вятичи выставили против него несколько отрядов, во главе которых стояли их князья - Ходота, его сын и Кордн. Мономах, убив непокорных Ходоту и Кордна, сына Ходота взял живым в плен, отвез его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи.
При крещении княжеский сын получил имя Иоанн, но свое языческое имя навсегда сохранил и в стенах Киево-Печерской обители, где жил он в числе других членов монастырской братии. По одной из версий, новообращенный христианин свое языческое имя сохранил потому, что на языке народа, который вятичи вытеснили из нашего края, "Кукшею" назывался молитвенный дом.
В первом десятилетии XII века земли вятичей входили в состав Черниговского, Новгород-Северского и Муромского княжеств, но в церковном отношении составляли единое целое и управлялись епископом Черниговским, который решил отправить духовную миссию под настоятельством Кукши для просвещения вятичей «светом Христовым».
Миссионеры двинулись в путь весной-летом 1113 года по реке Десне, проповедовали в Брянском уезде, в Карачеве, а достигнув Оки, по реке отправились к Мценску. Проповедь здесь была плодотворной, сопровождалась многочисленными чудесами и вскоре в крае построили первую церковь, названную Введенской (начало строительства пришлось на канун праздника "Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей, Богородицы и Присно Девы Марии").
В этой церкви Кукша поставил образ Святителя Николая, высеченный из дерева в человеческий рост, но "привыкшему к безмолвию пещер", проповеднику необходимо было иметь места или скиты для уединенной молитвы, и одним из таких мест стал колодец в полутора верстах от деревни Карандаково.
Колодец, по преданию, выкопал сам Кукша. Проповеди монаха "возбуждали удивление друзей" и ненависть врагов, которые решились на убийство. Вот что написал составитель "Исторического словаря о Святых": "Озлобленные за сокрушение их идолов, жрецы вятичей подвергли преподобного Кукшу разным истязаниям и отсекли голову".
Так закончилась «многотрудная и преславная» жизнь просветителя нашего Орловского края – Святого равноапостольного священномученика Кукши. Вместе с Кукшей был убит и его ученик Никон.
Узнав о гибели проповедников, киевские монахи прибыли в наш край, нашли тело Кукши и поместили потом его мощи в ближние (Антониевы) пещеры Лавры, где они находятся и поныне.
Христианская проповедь Кукши пустила корни на земле вятичей, но еще три века многие вятичи оставались язычниками, и лишь в 1415 году произошло крещение амчан.
В XIX веке на мценской земле было создано "Братство священномученика Кукши", усилиями которого построен был каменный трапезный храм. Левый придел в нём получил название святого проповедника, а в феврале 1895 года в Мценск доставили икону с частичкой мощей Кукши (икону изготовили по специальному заказу в Киево-Печерской Лавре).
В 1900 году создано было Орловское Церковное Историко-Археологическое общество, которое избрало Кукшу своим небесным покровителем.
В 1913 году в губернии прошли торжества, посвященные 800-летию мученической гибели святого, а в канун праздника популярными стали моления у двух колодцев, связанных с его именем, – "Страдальческого святого" и "Явленного".
Ныне, спустя почти 100 лет, в крае вновь растет интерес к жизни и деятельности первокрестителя вятичей. В дни памяти Кукши – 9 сентября и 11 октября десятки людей приходят к источнику у деревни Карандаково, заново найденному в 1993 году группой студентов исторического факультета Орловского Государственного университета во главе с краеведом Анатолием Мищенко.
Возродилась деятельность Орловского Церковного Историко-Археологического общества, покровителем которого является Кукша. Носит имя Святого детская православная гимназия в Орле.
Возрождено многое и в Мценске из того, что связано с именем Кукши: в частности, в Свято-Троицком храме, где находится туфелька от мощей святого, ежедневно совершаются молебны перед его иконой, а по праздникам – и на Святом источнике, в Карандаково, при большом стечении духовенства и мирян. Готовится Орловщина уже и к открытию храма на этом источнике: его строительство идёт быстрыми темпами.
Думается, зажженная в конце XIX века свеча памяти "равноапостольного Святого Кукши", просветителя нашего края, уже не погаснет.