Орел, которого больше нет
440 лет Поэты Книги Художники фотогалерея Копилка Об авторе форум
Архитектор и город Тургеневское общество
Краеведение
Старые альбомы Коллекционеры Воспоминания
 -Начало - Статистика - Регистрация - Поиск - -

orel-story.ru / Краеведение / Деревня Долы Залегощинского района Орловской губернии
 Страницы:  1  2  3  4  5  ...  10  11  12  13  14  »»
Автор Сообщение
Зюзинъ из Долов
Участник
# Дата: 31 Дек 2016 01:28


Так как я из Зюзиных, то и напишу о них (по воспоминаниям моего отца, Зюзина Ивана Павловича (1917-2005), хотя в деревне фамилии были ещё Агеевы, Брылёвы, Жилины, Чепелюгины, Федосовы, Должиковы, Чертковы, Гречихины, Парфёновы, Плаховы, Ветренцовы. До революции домов было около 120 , и население считалось "казаками", то есть государственными крестьянами, никогда не бывшими крепостными. Моя бабка, Матрёна Емельяновна Гундорова (1885-1924), например, была взята дедом Павлом Кондратьевичем Зюзиным (1883-1943) из другой деревни, называвшейся Ольховец, в которой люди были "барские", то есть в прошлом крепостные. Вокруг были и другие деревни, сёла и городки,- Залегощ, Скородное, Никольское, Кочетовка, Красное.
В Долах был парк(что очень необычно) из больших старых деревьев, который я помню смутно по визиту в днеревню в 1966-м году, когда мне было всего 5 лет. Довом оставалось 30-40 от силы, а к 1970-му году всё население этих домов переехало в другие места, в основном в Залегощ, по плану укрупнения колхозов-совхозов.
По поводу специальных говоров могу подтвердить, что старшее поколение простых деревенских говорило для меня, москвича, несколько необычно выговаривая слова и употребляя изредка необычные названия всего. Но это и не удивительно. Отец говорил, что говоров было несколько, и порой названия растений, птиц и животных не всегда совпадали у жителей даже соседних деревень. Моя простонародная тётка, тётя маруся Брылёва (Зюзина) говорила очень смешно, даже прожив много лет в Серпухове. Например часто употребляла выражение "тахто вот" и много чего ещё. Иногда, когда мы оставались с ней вдвоём, мне стоило больших усилий понять, что она имеет в виду, что она называет каким-то непонятным словом, а для неё было удивительным до крайности, чтоя её не понимаю.
Мать моего деда по отцу, Пелагея, была ворожея, и заговорами и травами лечила много болезней. Свой сеанс лечения она начинала с молитв, но потом переходила на малосвязное бормотание, и прикосновениями, отварами трав и жестами добивалась излечения прямо на глазах. Мой отец, так же, как и я, убеждённый атеист и реалист, сам видел, как таким образом у него на глазах затягивались раны и проходили иногда болезни, сильно мучившие её пациентов. Что-то передалось и по наследству. Мой отец, например, при помощи книг, тем не менее самостоятельно овладел гипнозом, практикование которым ему запретили "добрые советчики" из МГБ.
Прабабка Пелагея ходила босиком в любую погоду, даже в сильнейшие морозы, и могла спокойно вытащить руками раскалённый котелок из печи и пронести его через весь двор, не обжегшись. Вот такие сказки...
Её муж, мой прадед Кондратий Зюзин, умер в 1923-м или 1924-м году. Воевал он когда-нибудь или нет, неизвестно. Про его сына, моего деда, Павла Кондратьевича Зюзина мне отец одно время как будто говорил, что он участвовал в русско-японской войне 1905г (ему было уже 22 года) и поерял палец или пальцы и был награждён медалью за храбрость, но в конце жизни этого не утверждал и говорил, что его отец палец потерял ещё в детстве. Но дед был геройский, с независимым характером ,при этом на единственном сохранившемся снимке совершенно мирный, красивый и спокойный и умный человек. Поимел конфликт на пасху 1916г с приезжавшим попом, который доложил в губернию, куда моего деда и забрали в тюрьму. Временное правительство освободило мученика совести, но вскоре пришедшие красные опять-таки из-за несогласия деда с их политикой, упекли его опять в знакомый каземат. Через несколько месяцев всё-таки выпустили. Промаявшись голодом с детьми, "раскулаченный", с отобранными орудиями производства и пропитания, скотиной, зерном и новой избой, дед подался со всеми на Украину, где свирепствовал ещё страшнейший голод. Вернулись домой. Мой отец вскоре отделился и перехал в Серпухов, где стал учительствовать, совсем редко приезжая навестить семью. Впрочем многие родственники, братья и сёстры и сами стали переезжать в Серпухов. Переехал туда брат отца, Жора, который в войну сразу попал в плен и скитался по самым страшным фашистским концлагерям. Но после войны был самым весёлым из родни, хотя как я узнал уже после его смерти, его немцы 17 раз ставили к стенке и травили собаками. Дед мой тоже пропал из-за немцев, которые довершили дело царской власти и советской и расстреляли деда незадолго до освобождения Орла красной армией...

xalimon
Участник
# Дата: 31 Дек 2016 01:41 - Поправил: xalimon


Зюзинъ из Долов
Надеюсь, после ужасов Царского Больщевитского Советского режимов, жизнь Вашей семьи наладилась.

Зюзинъ из Долов
Участник
# Дата: 4 Янв 2017 14:10


Неужели на всём форуме нет больше потомков или самих бывших жителей этой деревни ? И уж, кстати, то, зачем пришёл на форум. Возможно, кто-то обладает сведениями о моих предках ранее Павла Кондратьевича Зюзина и его жены Матрёны Емельяновны в девичестве Гундоровой ? Поделитесь, будьте добры !

Геннадий
Участник
# Дата: 4 Янв 2017 19:04


Зюзинъ из Долов
Вам придется очень долго ждать здесь на форуме потомков и бывших жителей Долов.
Когда-то смотрел "Список крестьян селений Кочетовки и Долов Березовской вол. за коими числится продовольственный долг за взятый в ссуду продовольственный и семенной хлеб в кампании 1905\6 1906\7 годов к 1 января 1911 года." В этом списке был записан Кондратий Феопентов Зюзин. Никакой другой информации по нему, кроме суммы долга, не было. В таких же списках по Ольховскому сельскому обществу есть Емельян Гундоров, но без отчества.

Зюзинъ из Долов
Участник
# Дата: 4 Янв 2017 19:42 - Поправил: Зюзинъ из Долов


Геннадий, искренне вас благодарю за ценную информацию !Одно уточнение,- "Феопентов" что может значить ? Неужели отчество ? От "Феопент"? Никогда не слышал такого

Геннадий
Участник
# Дата: 4 Янв 2017 19:45 - Поправил: Геннадий


Зюзинъ из Долов
Отчество
Кондратий Феопентов сын Зюзин
ФЕОПЕМПТ, ФЕОПЕНТ. Богом ниспосланный (греч.).

Зюзинъ из Долов
Участник
# Дата: 5 Янв 2017 00:42 - Поправил: Зюзинъ из Долов


Прямо сразили этим именем ! Кстати, Долов ни на какой из карт в соответствующем разделе не нашёл. Зато примерно в том же месте увидел Хутор Казацкий (на карте 1724 по речке Дишна выше Каменки Новосильского уезда на фр яз). Оно или не оно ?

Зюзинъ из Долов
Участник
# Дата: 5 Янв 2017 02:19 - Поправил: Зюзинъ из Долов


Из моих детских воспоминаний в пребывание неделю или двух в Долах. Рядом с нашим домом (в дедовском доме продолжал жить только сводный брат моего отца, Николай) стоит трактор на гусеницах, я пытаюсь его осмотреть. Но он видимо совершенно новый и весь в солидоле, так что я перепачкиваюсь с ног доголовы. Как мою одежду отмыли в тех условиях (не было же ни стиральных машин, ни мощных порошков), ума не приложу. И тут же за этим трактором на меня идут три страшенных чудовища, от вида которых я ору и плачу и кидаюсь домой. Ростом чудовищи выше меня и больше габаритами. с мерзкими красными мешками под головой и горой перьев. Оказывается, я видел первый и последний раз в жизни индюков.
У моего сводного дяди пятеро детей. Один из них, Колька, занимается странным делом, - нагибаясь под низким брюхом свиньи, пьёт её молоко. Все в шоке, а ему ничего. Это при том, что каждый вечер деревенское стадо голов в 30-40 пригоняют с полей, и все вдоволь напиваются парным молоком.
ра наша корова почему-то не пришла. Старшая дочь дяди Николая пошла за ней. В темноте вдруг закричала,- напоролась на штык, за который привязывают корову, чтобы она не убежала. Хромая, дотащилась до дому. И тут у меня ощущение, что её мать тоже, как моя прабабка, заговорила рану. Не помню никаких бинтов (хотя скорее всего ошибаюсь), но Галина перестала выть, кровь перестала хлестать, и в скором времени она уже заковыляла по двору.
По дороге, по которой вроде бы мы приехали со станции,на север от деревни (мы шли по солнцу) мы с отцом и матерью ходили куда-то далеко, км за два. По дороге отдыхали в тени стогов сена, где было бесчисленное количество оводов и слепней. Куда мы ходили,-к кому-то в другую деревню или просто на природу, я не помню, но после широких полей потом где-то справа показался лес, а потом кажется был родник справа от дороги. Помню холодную воду из него.
Та новая изба, которую построил дед, и которую у него под сельсовет отобрали большевики после революции, так и стоит рядом, и дядя Николай почему-то не берёт её обратно, хотя я бы не сказал, что в его избе так уж просторно. Я спал на печи в страшной духоте, и помню,как по потолку бегали толпами тараканы, которых никто не боялся, не давил и не брезговал.
Кстати о коровах. Мой отец в ранней юности должен был выходить подпаском к бездельнику деревенскому пастуху, который никогда не следил за разбредавшимися коровами. Так как местность изобиловала оврагами, скрыться им было где, а там как раз поджидали коров волки. Мало того, в стаде была одна очень бодачая корова, которая ни за что не хотела возвращаться. Но как-то отец с ней ладил. В то время он, один из немногих грамотеев на селе (грамоте его учил лет в пять дядя, тоже Иван), пытался учить самостоятельно немецкий. И дома на Ленинском в Москве у нас потом лежали в шкафу немецкие книги, в том числе прижизненный Гёте необычным готическим шрифтом. Отец говорил, что в деревне было крайне мало книг или журналов. Да и про газеты он не вспоминал. приходилось больше читать вслух чужие письма.
Из отношений моего отца и деда. Какие раньше были порядки. Когда уже мой отец, Иван Павлович, обосновался в Серпухове, закончил педучилище и стал работать учителем начальной школы (есть фото), он приехал на побывку к деду в новом костюме. Так дед отобрал костюм со словами :"Ещё себе купишь ", мой отец даже не обиделся...

Зюзинъ из Долов
Участник
# Дата: 5 Янв 2017 02:23


В деревне много пели и плясали, и потом уже, когда вся родня, и Зюзины, и Быковские и Брылёвы и прочие собирались в Серпухове на праздники или просто так, все за столом пели. Хотел бы я ещё послушать, как поют так же !
Из деревни к нам в Москву в 60-е годы приезжали и привозили всегда громадные банки белого и тёмного мёда. Я там раз ходил у них на пасеку и был весь покусан пчёлами. Их почему-то не кусали, и мои сводные двоюрные братья очень надо мной смеялись..

Зюзинъ из Долов
Участник
# Дата: 5 Янв 2017 02:33


Сейчас посмотрел на Google Maps Earth, никакого парка посредине бывшей деревни не обнаружил. И несколько дорог. а мне казалось, что была только одна, сквозная. Ещё то ли русло речки там сбоку подходит, то ли овраг...И вроде крыши какие-то белеются ? Кто-нибудь был на месте деревни, может что-то сказать ?

Зюзинъ из Долов
Участник
# Дата: 5 Янв 2017 13:07 - Поправил: Зюзинъ из Долов


Нашёл у себя, что Кондратий Феопонтович умер в 1923 или 1924 годах. А родился он в 1850г
А его сына, хромого Василия, по прозвищу Коларёк, я помню, он жил напротив моего дяди Николая в низенькой избе. Он был со мной очень ласков и зазывал меня каждый раз покормить варёной картошкой. Прожил он ровно 100 лет (1880-1980).
Ещё пару деревенских фамилий всплыло. Жена моего сводного дяди Николая была Анна Парфёнова. И ещё одна фамилия, Плахов, муж моей тётки Анны.

Зюзинъ из Долов
Участник
# Дата: 5 Янв 2017 14:38 - Поправил: Зюзинъ из Долов


Да, в ветке про казаков действительно нашёл Долы, относящихся к приходу с. Гремячий Колодезь .
"Приход образовался сравнительно в недавнее время, а именно в 1888 году. До этого времени Гремячий Колодезь была деревней, население которой жило прежде всего в селе Нижнем Скворчем и входило в состав этого прихода. Но, с увеличением народонаселения в этом селе, некоторые из крестьян выселились из него и образовали отдельные деревни, а также и деревню Гремячий Колодезь. В настоящее время приход состоит из самого села и деревни Долов, отстоящей от села в 4 вер. на юг"
Влт в него-то мы и ходили в 1966г скорее всего

Зюзинъ из Долов
Участник
# Дата: 5 Янв 2017 16:31


Ещё у вас, уважаемая Клишина нашёл и скопирую сюда из темы о казаках (Новосильского уезда):
"По высочайшему указу 1715 года Новосильские казаки, пушкари и стрельцы выселены из города и окрестностей по всему пространству отведенной им земли.
Земля, отведенная во владение Казаков, Пушкарей и Стрельцов прилегает к Новосилю, как упомянуто ранее, с восточной, южной и юго-западной сторон, составляет пространство более четверти всего Новосильскаго уезда. Первоначальное поселение, кроме города, на этой местности есть подгородняя Казачья Покровская слобода, нынешнее село Заречье. Это первое поселение Казаков – расположено на левом луговом, противуположному городу, берегу реки Зуши, частию по сторонам старой большой дороги от Новосиля на Юг – к г.Малоархангельску (Орлов.г.), частию против города и далее по берегу, вниз по течению, названной реки. Покровская церковь в названном селе – старейшая в местности этой части уезда. Далее на юг Козаки селились по берегам речки Залегощинки, с.Вышняя Залегощь, к юго-западу – с.Нижняя Залегощь, старые церкви которых, так же, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Еще далее на юго-запад по реке Неручь, Скворча. На востоке от местности, расположеннаго на берегу реки Зуши, сел.Воротынцево, казаки поселились на юго-востоке по направлению к Старой Рязанской дороге и далее на пространстве между этою дорогою в сторону к южной старой дороге, образовав селения: Пшеву, Косарево, Галичье, Скородное, Дичню, Петушки, Каменку (последние – поселения Пушкарей и Стрельцов) и др.Хутора.
Заселение означенной местности было постепенное"

Зюзинъ из Долов
Участник
# Дата: 5 Янв 2017 17:08


Интересно, Долы в Никольском стане числились или возникли позже ?

Зюзинъ из Долов
Участник
# Дата: 7 Янв 2017 22:13 - Поправил: Зюзинъ из Долов


Собственно с Орлом остались связаны несколько моих двоюрных сводных братьев и сестёр. В самом Орле две кузины,- Галина Николаевна(р.1952) и Вера Николаевна(р.1959). Их фамилий в замужестве не знаю.Василий Николаевич Зюзин (р.1960) и Владимир Николаевич, по прозвищу "Ленин" (р.1956) живут в Залегощи. Девичья фамилия их матери Парфёнова Анна, тоже вроде из Долов.А в Кочетовке Николай , младший
Искал на других сайтах, и, странное дело,- при довольно часто встречающейся фамилии Зюзин, их нигде в генеалогических или краеведческих поисках не обнаружил. Впрочем, как и Гундоровых.

Зюзинъ из Долов
Участник
# Дата: 19 Янв 2017 17:35 - Поправил: Зюзинъ из Долов


Мой дядя, Георгий Павлович Зюзин, был женат на Быковской Анне Степановне, родом из Кочетовки. Её отец, Степан Романович Быковский имел двоюрного брата, Фёдора,который переехал в Павловский Пасад. Сын Фёдора Фёдоровича Быковского, Валерий Фёдорович, является пятым советским космонавтом, дважды Героем Советского Союза.
Потомки Степана Романовича и Павла Кондратьевича Зюзина, живущие в большинстве теперь в Серпухове, очень дружны между собой

Ageeva iz Dolov
Участник
# Дата: 13 Мар 2017 23:08


Я в Долах ни разу не была. Но моя ныне покойная бабуся (умерла в июле 2016 года в возрасте 104 лет и до последнего была на своих ногах, в здравом уме и при памяти) из рода Доловских Агеевых. Ее физическое и психическое здоровье в столь почтенном возрасте для себя мы объясняли 100% казачьей кровью. Судьба у нее была трудная, но наша казачка никогда не теряла позитивного настроя и вкуса к жизни буквально до последнего дня. Я почитала форум, где люди спорят о том, настоящими ли казаками были их предки, населявшие Новосильский уезд Тульской губернии, и решила, что для меня это не столь важно, а важна их самобытность и уникальность, оригинальность и неповторимость. Когда я только начала заниматься генеалогией своей семьи, то беседовала на эту тему с человеком, имеющим историческое образование. Он мне поведал, что тоже захотел найти свои корни, но когда понял, что с той стороны крестьяне, с этой стороны крестьяне, всё одинаково в одних исторических условиях и в одних временных рамках, то решил что поиски не стоят его усилий, хлопот... Я с ним не согласна (Баба-Яга всегда против!). Если взять мою семью, в ней такие интересные "кадры": испокон веку свободные новосильские казаки, бывшие крепостные тульского уезда, моностырские, а затем экономические крестьяне из курской губернии, да еще и старообрядцы (кстати, до сих пор крепки в своей вере!). Какой материал для исследования! Но вернемся к теме казачества. Моя бабуся осталась сиротой в раннем возрасте, так как ее отца Тимофея Семеновича Агеева забрала у нее Первая мировая (в каких войсках воевал - не знаю!). И моя прабабушка Пелагея Антоновна, оставшись бедной вдовой без кормильца и с ребенком на руках пошла на неравный брак со вдовцом (а у него были свои дети) из "барского" Ольховца. Примечательно, что маленькую бабусю ольховские деревенские ребятишки дразнили: "Казачка - на попе болячка". Наверное в стычках с деревенскими задирами выковывался боевой характер моей бабуси, либо опять сказалась та самая 100% кровь, но бабуся, будучи ростом "метр с кепкой" (всего лишь 150 см) не боялась никого на свете и не давала себя в обиду даже превосходящему её в чем бы то ни было врагу. Был случай, когда она завалила обидчика-мужика (в полтора раза выше ее и шире), сидела на нем, лупила по чем попало и кричала: "Люди! Рятуйте!). Мужик же визжал как резаный. Их ели растащили. Победа осталась за бабусей и за ее неожиданным маневром. Главное вовремя успеть "шашки на голо"! Но это так, лирическое отступление. Еще кое-что знаю о своей прабабушке Пелагее Антоновне. Она тоже осталась сиротой, но по другой причине. Спустя совсем мало времени после рождения Пелагеи и ее сестры-близнеца Устиньи, их отец Антон был убит по ошибке вместо брата-близнеца и "по совместительству" казачьего урядника Поликарпа (заметьте, у них была должность казачьего урядника в 1882 году). Убили в драке недовольные этим самым урядником и его порядками казаки. "Всамделишные" они были казаки или "поддельные" (вроде, к такому мнению приходит большинство на форуме), того не ведаю... К делу не относится, но хочу добавить, что жена Антона и мать сестер-близняшек Аксинья была знахаркой, кое-чему научила свою дочь мою прабабку Пелагею. Она заговаривала рожу, грыжу, золотуху... Но это, конечно, не является показателем "казацкости". Такой же специализацией знахарки и травницы обладала моя прабабка из тульского уезда (своим врачеванием она помогала людям и особенно востребованной была в тяжелые военные годы). Так что не важно КТО ты, а важно КАКОЙ ты. Однако, я считаю, корни свои знать, а не зная, искать нужно в обязательном порядке (но осторожно, с оглядкой)...
Приведу недавний пример. Вот мой муж, например, натуральный казак (по происхождению). И в этом происхождении никто не усомнится. У него даже походка немного странноватая:идет и как будто шашку рукой придерживает (наверно на генном уровне передалось, ведь шашки у него нет). В Волгоградской области даже хутор есть одноименной с его фамилией (что смешно, прям как один из персонажей Шолохова казак с кровью калмыцкой, бабка моего мужа тоже на четверть калмычка - калмыцкие степи там рядом). Я решила побольше разузнать о предках мужа. Однажды целый вечер сидела в интернете, засиделась допоздна, кое-что раскопала, хотела рассказать мужу, но он задремал. Переполненная информацией я устроилась рядом... И вдруг... почувствовала холод,.. а волосы сами собой зашевелились, становясь дыбом... (страшно?) И тут сам собой включился телевизор! Я мужа растолкала со словами: "Опять на пультике спишь!" Перетрясли всю постель! Пультика не нашли. Он оказался на этажерке и повернут сенсорным элементом в противоположную сторону от телевизора. Чудеса! Полтергейст? (Охотников за привидениями в студию!) Теперь я гадаю, что хотел дать понять предок мужа: продолжать поиск или нет? На всякий случай я на поисках в этом направлении "забила". Свои новосильские казаки, хоть и спорные, но понятнее и роднее. А что от сталинградских настоящих можно ожидать, как-то узнавать не хочется!
Кстати, работаю с женщиной, корни у которой тоже в Новосильском уезде, а фамилии предков Прилепские и Федорищевы. Они были казаки, которые налогов не платили, да еще лес имели за свою службу (это так знакомая говорит).

Зюзинъ из Долов
Участник
# Дата: 14 Мар 2017 01:13 - Поправил: Зюзинъ из Долов


Ну вот, наши подтягиваются ! и все говорливые. И, главоне, всё по делу в отличие от скукотищи без духа самого народа во многих других ветках форума ! Отец или тётка упоминали несколько раз вашу фамилию, и было такое ощущение, что говорили, как о дальней родне. Но в дружбе или вражде были, не знаю. Судя по вашему рассказу и воспоминаниям моего отца, многие у нас в деревне были свободолюбивые, самостоятельные и самодостаточные люди, которые, не как современное(да и тогдашнее) большинство, поддерживают любое движение шлеи из-под господского хвоста. В этом отстаивании своего мнения и есть, наверное, основной казацкий дух, а не в новодельных униформах, ни за что не заслуженные награды на груди и прочие внешние причисления себя к этому сословиюю
К слову, казацкая шашка настоящая у меня, как исторический курьёз, имелась. Подарил её неделю назад старшему сыну на день рождения. шашка была "пленена" персами в последнюю русско-персидскую войну в 1828 году и, видимо, хранилась, как реликвия. С неё спилили русское клеймение и нанесли четыре персидских закорюки

Ageeva iz Dolov
Участник
# Дата: 14 Мар 2017 10:49


Написала, потому что Вы делитесь живыми воспоминаниями, а это очень интересно, даже если они чужие. Заставляет задуматься: "А я то что знаю?" На счет родства ничего не могу сказать. Слишком много поколений отделяет от тех времен, слишком бурные и трагические события (революции, войны, эпидемии, всевозможные перестройки и иже с ними) лишили нас большинства родственников - потенциальных рассказчиков, а жизнь разбросала по стране остатки семейных кланов (и они друг о друге ничего не ведают, а зачастую и знать не хотят, так как стали абсолютно чужими людьми друг другу, т.к. тяготы жизни рассорили, развели в разные стороны). Читаю сейчас "Записки А.Т. Болотова, написанных самим им для своих потомков", и слова его как будто мною сказанные, звучат в унисон с моими и резонируют с чем-то сокровенным в душе: "Мне во всю жизнь мою досадно было, что предки мои были так нерадивы, что не оставили после себя ни малейших письменных о себе известий и чрез то лишили нас, потомков своих, того приятного удовольствия, чтоб иметь о них и о том, как они жили, и что с ними в жизни их случалось и происходило, хотя некоторое небольшое сведение и понятие. Я тысячу раз сожалел о том и дорого бы заплатил за каждый лоскуток бумажки с таковыми известиями, если б только мог отыскать что-нибудь тому подобное. Я винил предков моих за таковое небрежение, и, не хотя и сам сделать подобную их и непростительную погрешность и таковые же жалобы навлечь со временем и на себя от моих потомков, разсудил употребить некоторые праздные и от прочих дел остающиеся часы на Описание всего того, что случилось со мною во все время продолжения моей жизни; равно как и того, что мне о предках моих по преданиям от престарелых родственников моих, которых я застал при жизни, и по некоторым немногим запискам отца моего и дяди, дошедших до моих рук, было известно, дабы сохранить, по крайней мере, и сие немногое от забвения всегдашнего, а о себе оставить потомкам моим незабвенную память". Мои Новосильские предки были слишком малограмотны, чтобы оставить письменные воспоминания о своем житье-бытье. А устные рассказы, не подкрепленные чем-то материальным (фотографиями, например) быстро выветриваются из головы. Я сама спохватилась слишком поздно, буквально перед смертью бабуси. Она к тому времени одряхлела и изъясняться с ней было трудновато. Зато я к тому времени созрела, чтобы узнать откуда я родом. Хотя образование у меня высшее техническое и работаю я в сфере отнюдь "не гуманитарных наук", но тягу к Российской истории испытывала всегда. Иногда я думаю, что если, стоя на каком-нибудь произвольно взятом месте, зажмурить глаза и попытаться представить себе здешний вид, но столетней давности или даже замахнуться на трехсот- или четырехсотлетнюю... Как там все было, и как там люди жили, и какие люди? Занимаясь генеалогией, невольно окунаешься в ту эпоху. И даже скупые сохранившиеся факты биографий родных позволяют прикоснуться к той жизни и почти реально "пощупать" ее, а если еще сопоставить семейную историю с известными историческими событиями, то тогда многое становится на места и многое проясняется, становится понятным. Сейчас на "Западе" модно вести исторические расследования. Даже циклы передач создают о том, что какой-то там человек-имярек (и он не один, таких людей много) был инженером или коммерсантом, но потом "заболел" своим исследованием, бросил обеспеченную жизнь и отправился на поиски ответов.
Мы тоже можем найти ответы, пусть не в масштабах мира или даже страны, но хотя бы в масштабах семьи. Маловато будет, но от такой перспективы отказаться просто не возможно. С Вашего позволения хочу рассказать Вам почти веселую историю, связанную с моими изысканиями. Уже известная Вам бабуля 104 лет была из Новосильского уезда Тульской губернии. Ее отец не вернулся с Первой мировой и мать от нужды вышла замуж второй раз не за казака, а за "барского", да еще и вдовца, у которого было своих 2 ребенка, а фамилия его была Никулин, а жил он в деревне Ольховец.
Меня все время "глодала" одна мысль: как бабуля моя могла быть казачкой, если деревня Ольховец была бывшим владение помещика Новицкого. Надо заметить, что в свидетельстве о рождении у бабуси значится отец - Никулин ( хотя имя отчество указаны настоящего отца, того что с войны не вернулся), мать - Никулина, место рождения - Ольховец. Делаю запрос в Орловский архив, т.к. документы по Новосильскому уезду теперь там.
Родословную второго мужа моей прабабушки (т.е. отчима моей бабули) мне прислали, а про казачек Никулиных моих бабушку и прабабушку сведений в метрических книгах по Верхнему Скворчему, к которому относилась деревня Ольховец нет. Сажусь, напрягаю мозги... пыжусь... пытаюсь вспомнить, что рассказывала мне бабушка. Вроде уличная фамилия у них была Мосины. а может не Мосина... (эта уличная фамилия-кличка фигурирует в ответе по родословной бабусиного отчима, значит не то). И тут меня осеняет: бабуля то еще жива (дело было весной 2016 года). Но есть одно но - она оглохла. Разрабатываю план, по которому нахожу сказку Пушкина, где есть картинки дедушки и бабушки (Сказка о рыбаке и рыбке). Начинаю "барыню плясать с выходом от печки" и делаю подход к бабуле, ударяю ее в грудь (легонько), показываю от земли как "от горшка два вершка" и тычу в картинку с дедушкой произнося: "Бабуль, ты когда была маленькой, как была фамилия твоего дедушки?". Моя бабуля недоуменно поднимает брови и спрашивает: "Рубашка что ль моя грязная?"
Я ей опять по груди (легонько), на пол и по книжке. Она не понимает, хотя хвалилась, что научилась читать по губам. Ее любимое занятие в последнее время было смотреть телевизор "вглухую", придумывая диалоги за всех героев просматриваемых передач. Мою пантомиму она не понимает, но видя мои настойчивые старания добиться ответа спрашивает: "Очень нужно?" - "Да!"- "А кому нужно?" - "Мне." - "Ты мне на бумаге напиши..."
Пишу плакат аршинными буквами: ДЕД ТВОЙ ФАМИЛИЯ. Бабуся как маленький ребенок читает первый слог де-, а потом начинает придумывать: "День рождения мой?" - спрашивает она. "Нет" - говорю. И опять все по кругу: первый слог правильный, а дальше фантазия... Еще через пять минут скакания "с бубном и шаманом" я чувствую разочарование и отступаю. Но бабуся настоящий боец! Казацкую кровь не пропьешь! Она просит оставить ей бумажки, а когда совладает с волнением, то попытается прочитать снова. Не проходит и десяти минут, как моя практически безграмотная старушенция выдает мне фамилию дедушки. Так, с помощью плакатов в течении получаса я получаю интересующую меня информацию. Она оказалась Доловской казачкой. Рассказала мне про мать-отца, дедушек-бабушек, теток-дядек. Все помнила отлично. Ближайший вечер у меня был занят стенографированием ее рассказа. Иногда она приостанавливалась и спрашивала:"Еще надо?".
Я кивала, и она продолжала про жизнь, про войну, про все... Мне крупно повезло! Хоть я и спохватилась в последний момент, но успела "вскочить на подножку уходящего поезда". В ГАОО запрос уже сделала, так как у меня теперь есть необходимые данные. Не хочу, чтобы мои предки были забытыми и безымянными!.. В связи с этим мне на ум приходит рассказ Л.Пантелеева по которому был снят одноименный фильм "Пакет". Если помните, там красноармеец, попавший в руки белогвардейцев, съедает секретную депешу. И когда он все-таки доходит до места назначения, то у него в подтверждение своей миссии остается только фрагмент от послания, случайно сохранившийся и содержащий бессмысленную информацию: "Хайло! Какой еще такой Хайло!" - спрашиваю у него (в депеше как адресат подразумевался Семен МиХАЙЛОвич Буденный). Кто посылал - тот точно знал, кто нес - тот имел представление. И в наших силах, чтобы наши возможные потомки, заинтересовавшись своей историей, не получили бы весточку от пращуров, в которой одно лишь слово "Хайло", подразумевая разинутый рот что все проворонил (из словаря хайло 1. спец., рег. выходное отверстие печи. 2. прост. горло, глотка. 3. прост., бранн. рот, хлебальник, варежка).

Зюзинъ из Долов
Участник
# Дата: 14 Мар 2017 13:48


Вы потрясающе складно ( в отличие от меня) пишите ! давайте сюда всё, относящееся к Долам, что вам нарасказала бабуся ! Может и мы с кузиной что вспомним по этому поводу. В крайнем случае ещё Брылёвых и Буковских серпуховских опросим. Тут ведь есть ещё один Зюзин, но когда я его спросил, не родня ли мы в личном письме, он не удосужил меня ответом...

Ageeva iz Dolov
Участник
# Дата: 14 Мар 2017 16:36


Ай-ай-ай! Вот, может быть Вы опрометчиво поступаете, с распростертыми объятиями принимая меня в свой круг земляков, не задумываясь о последствиях, а я вдруг окажусь женщиной мнительной и мстительной (хотя я шучу, конечно!). Но факт остается фактом, что на старости лет обедневший Семен Исаевич Агеев пас деревенское стадо, чтобы прокормиться, а следовательно мой прапрадед мог быть тем "бездельником деревенским пастухом", у которого Ваш отец был подпаском (вряд ли, конечно, но возможно...). Зато этот потенциальный "пофигист" и "эксплуататор" в одном лице был добрейшей души человек. Не смотря на свою бедность, пользовался почетом и уважением, славился своею рассудительностью. И люди ходили к нему за советом, да и просто задушевно поговорить (прям как мы с Вами сейчас). Бабусин отчим Никулин Федот Романович из Ольховца очень ценил его весьма высоко и пренебрегая своими богатыми родственниками (да и сам был не беден), пользовался любой предоставляющейся возможности для общения с целью набраться мудрости. Двор родной сестры "куркульки и единоличницы" (у моей бабуси это были самые любимые обзывательные слова) он объезжал стороной и ехал к Семену Исаевичу. Тот всегда встречал радушно, привечал, хотя и кормил "чем Бог послал" (стол был очень скромным). Чарку наливал всегда! Кстати, коней гостей тоже не обходил стороной: в сарай заведет, соломой оботрет, попонкой хоть и ветхой сверху накроет. Славнейший человек был. В каком году умер не знаю. Так что Ваш батюшка мог быть с ним знаком... И хочу пояснить, что пишу об этом не с истерикой, укором, претензией или какими-нибудь другими негативными эмоциями (извините, если так выглядит), а с юмором и долей самоиронии. Надеюсь, Вы это поняли. Конечно, что вспомню, то напишу, но потихоньку. Сразу не интересно. И много времени требует сие действие...

Ageeva iz Dolov
Участник
# Дата: 14 Мар 2017 22:26


Я тут подумала и поняла, что повествование не получится построить исключительно только на материале, относящемся к Долам. Даже Вы, господин Зюзин (или товарищ? без обид и как Вам будет угодно), прихватили и близлежащий Ольховец, и не столь близкий Серпухов. В идеале Ваш раздел нужно было бы назвать, например, "Долы и его окрестности" или "Деревня Долы и её обитатели" (почти как у Достоевского "Село́ Степа́нчиково и его́ обита́тели"). Вот и я, если буду рассказывать, то придется действие переносить из Долов, то в Ольховец, то в Николаевку, то в Залегощь, а то и столицу нашей Родины Москву. И все потому, что главным действующим лицом будет бабуся Маруся. Бабуся активная, живая, боевая, неунывающая, всем помогающая и т.д., и т.п. Моя бабуся была неграмотной, но всегда говорила, что была бы она грамотной, то заседала бы в правительстве. А жизнь у последней чистокровной казачки из рода Агеевых была бурная и интересная, насыщенная событиями и впечатлениями (хотя и не всегда положительными). Вы только задумайтесь: родилась при царе-батюшке, потом революция, коллективизация, война, восстановление разрушенного хозяйства, посевы кукурузы и "холодная" война, Брежневская "Малая земля" и социалистический застой, демократизация, капитализация... По бабусе можно учебник истории новейшего времени выверять! Опять же, сама бабуся говорила: "Была б я грамотной, то книгу бы про свою жизнь написала". Есть такая произведение Ольги Семеновой-Тян-Шанской - Жизнь «Ивана». Это очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний. А как поется в известной советской песне о русской земле "Иванами да Марьями гордилась ты всегда". Я, конечно, не писатель, да и рядом с оным не стояла, но если Вы дадите разрешение, то я расскажу Вам, что знаю, постараясь не сильно удалятся от темы Долов. Дайте знать, если интересно. А на нет и суда нет...

vg_klishina
Участник
# Дата: 14 Мар 2017 22:54


Ageeva iz Dolov
Дайте знать, если интересно.

ИНЕРЕСНО!!!:)))
ОЧЕНЬ :)

Зюзинъ из Долов
Участник
# Дата: 15 Мар 2017 01:11 - Поправил: Зюзинъ из Долов


Мадам Агеева, я в очередной раз потрясён вашим изложением, насколько вы спокойно, полно, точно и разумно изъясняетесь ! У меня к вам мгновенно возникло уважение, как и к здешнему профессору орловско-новосильских наук мадам Клишиной Ваши любые, самые мельчайшие сведения очень важны и воскресят из небытия прежнюю жизнь ныне обезлюдевшей деревни. Я почему так резко напал на бездушные разыскания, где что стояло, да как кого звали ? От этого нам мало станет понятна живая жизнь, кипевшая в сёлах и деревнях. Даже в городках, совсем небольших, все отлично помнили, что с кем когда и что, а вот, месторасположение многих снесённых построек или сорванных вывесок многие забыли. С этим я столкнулся при поисках следов на родине моей матери в Ярославской губернии, когда две оставшиеся старушки сели на лавочке и стали вспоминать дела давно минувших дней. Дела они хорошо помнили и персонажей, а многие неуцелевшие дома, владения, даже лавки уже не могли вспомнить...Читая о селе Степанчикове мало интересно, как именно оно выглядело, а вот какими были его обитатели, особенно какие-то незаурядные личности и что с ними происходило, - это и есть история жизни людской. То есть материальная оболочка жизни, её внешняя сторона менее интересна, чем сами люди, начиная от того, кто их родители, как их звали, какие у них судьбы и какие занятия по жизни, какие отношения с соседями и роднёй, с государством и вообще окружающим миром и заканчивая тем, кем они нам приходятся и как возможно повлияла их жизнь на жизнь наших предков и соответственно нас самих...
Просим, наша несравненная землячка и прекрасный сказитель мадам Агеева !

Зюзинъ из Долов
Участник
# Дата: 15 Мар 2017 01:17 - Поправил: Зюзинъ из Долов


Пока попробую вставить сюда фото Павла Кондратьевича Зюзина, моего геройского деда

vg_klishina
Участник
# Дата: 15 Мар 2017 06:43 - Поправил: vg_klishina


Зюзинъ из Долов
C Вашего позволения, я, буквально, два слова, и не дабы втянуться и втянуть других в полемику (ибо, ни желания, ни времени у меня на это просто нет), а справедливости ради :)

Я почему так резко напал на бездушные разыскания, где что стояло, да как кого звали ? От этого нам мало станет понятна живая жизнь, кипевшая в сёлах и деревнях.

Всё правильно (это я про вторую часть цитаты).
Но, это Ваше "бездушные разыскания", честно говоря, сильно царапнуло.
Видите ли, живыми воспоминаниями могут поделиться далеко не все, потому как не всем так крупно повезло, как Вам или Ageeva iz Dolov.
Мой дед ушел добровольцем на фронт в первые дни войны, когда отцу не исполнилось и двух лет, а дядя еще даже не родился.
С фронта он не вернулся, погиб в 1944 под Барановичами (Белоруссия).
Бабушка, которую я, лет в 14 еще, пыталась разговорить, не могла мне даже толком сказать, из какой губернии он родом, потому как встретились они уже на Украине, а она была совсем из других мест - со Смоленщины.
И для меня уже сам факт того, что я сегодня знаю, откуда дед родом, - большое достижение (о том, как мне удалось это сделать, буквально по крупицам восстанавливая инфу, - отдельная история).
И фотографии деда у меня нет.
И воспоминаний, связанных с ним, никаких тоже нет.
Есть желание узнать побольше.
Поэтому и иду в архивы, поэтому и читаю Тянь-Шанскую и многих других, поэтому пишу на форуме, чтобы найти людей, которые тоже ищут, и которые, может быть, смогут и захотят поделиться и воспоминаниями тоже.
И, поверьте, в моем поиске Души не меньше, чем в Ваших воспоминаниях (о том ведает моя Душа) :)))
И вообще, мне думается, что неправильно противопоставлять архивные исследования и собирание живых воспоминаний, потому как они суть две неотъемлемые части единого процесса - поиска и сохранения правды о наших предках.

А ко всем счастливым обладателям воспоминаний и семейных историй - нижайшая просьба:
ВСПОМИНАЙТЕ,
и делитесь, пожалуйста, с нами своими воспоминаниями :))

P.S.: здешнему профессору орловско-новосильских наук мадам Клишиной...
я Вас умоляю...терпеть не могу такие обзывания, просто: vg_klishina (простите, я тоже бываю резкой) :)

Зюзинъ из Долов
Участник
# Дата: 15 Мар 2017 12:08


Уважаемая vg_klishina , мой пост был совершенно не о вас и не ваших, вызывающих огромное уважение, поисков ! Прошу прощения за неправильно выраженную или непонятую мысль ! Я именно хотел подчеркнуть, что без таких, как вы. настоящих исследователях, здешние разговоры могут превратиться в сказки и домыслы ( как с "казаком" в соответствующей ветке). И о "кого как звали" я имел в виду совершенно другое, так как сам в поисках имён и обстоятельств жизни своих предков

Ageeva iz Dolov
Участник
# Дата: 15 Мар 2017 12:49


Сначала хотела написать «No comment!» (без комментариев), но потом поймала себя на мысли, что последнее время часто извиняюсь по поводу и без («без» - это на всякий случай, если кто-нибудь не так поймет мои слова и решит обидеться), извиняюсь постфактум, извиняюсь заранее, извиняюсь, извиняюсь, извиняюсь… В наше время наверное совсем не осталось мастеров эпистолярного жанра, виртуозно, благородно, деликатно и вполне доходчиво доносящих свою мысль до адресата (и даже если захотят эти мастера, то оскорбят так, что мы это воспримем как похвалу-комплимент, и за нее, зардевшись как девицы, стеснительно спасибо будем говорить). Письма заменили чаты, форумы и иже с ними. Гораздо быстрее можно отправить свои соображения по определенной тематике и получить отклик на них от оппонента. Настолько быстро, что порой пишется то, что первым в голову пришло, а времени на раздумье нет, так как хочется как можно скорее получить ответ. Но, как говорится, что написано пером (потом волосы на голове рвем (и на других частях тела, если не подвергли их дэпиляции), так как вернуть слова назад нельзя, удалить нельзя)… А то что попало в интернет, то будет хранится там ВЕЧНО (пока электропитание на сервере есть и магнитные полюса планеты Земля магнитят! Хи-хи…). Человек существо социальное, общительное и в большинстве своем до безобразия публичное (примеры тому высокие рейтинги передач «Пусть говорят», «Встать, суд идет»…). Но из-за бешеного ритма современной жизни и нетерпеливости позволяет себе (скажем так) ошибки, оскорбления, обиды, нетерпимость, непримиримость, бескомпромиссность. А из-за того, что не видит воочию собеседника, его реакцию на слова, а собеседник, в свою очередь, не видит мимики, жестов говорящего, являющихся подсказкой и придающих эмоциональную окраску повествованию, происходят ошибки в восприятии и трактовке написанного. Переписываться, не приходя к взаимопониманию и согласию, можно до бесконечности, но каждый останется при своем мнении. Все это понятно и объяснимо.
РЕБЯТА! ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!

vg_klishina
Участник
# Дата: 15 Мар 2017 12:56


Зюзинъ из Долов
Ageeva iz Dolov
Право, впору приносить извинения за неправильно понятую мысль собеседника, что и спешу сделать :)
Можно было бы написать о досадном недоразумении, но склонна назвать это недоразумение, скорее, счастливым, ибо в результате:
стороны пришли к пониманию, что имеют общее понимание по обсуждаемому вопросу :))))

Ageeva iz Dolov
Участник
# Дата: 15 Мар 2017 13:07


Немного не в тему, но в свете последних комментариев и с натяжкой географической потянет. Да и героинями повествования будут доловские казачки Пелагея Антоновна и Мария Тимофеевна. Хочу рассказать вам одну историю.
У меня дома есть икона. Она попала в нашу семью случайно еще в советское время. Что бы всем было интереснее, то расскажу первую часть от лица маленькой девочки.
Часть первая.
Наверное, мне лет пять. Мы с моей бабушкой Полей (вернее прабабушкой, бабушка у меня Маша, а это её мать), так вот, мы с моей бабушкой Полей играем в куклы. За окном быстро темнеет. Похоже, что осень на дворе: деревья голые, но снега совсем нет. Бабушка Маша еще не вернулась с работы. Мы одни в комнате. Наша угловая квартира на втором этаже пятиэтажного дома. Отсюда открывается неплохой вид на довольно оживленную улицу. Свет не включаем. Нам интересно наблюдать, как по дороге едут машины с горящими фарами, как мигают разноцветными огнями светофоры на перекрестке, как необычайно празднично выглядит неоновая вывеска «Гамма» на магазине тканей вдалеке. В моем родном городе даже в центре такой иллюминации не увидишь. А тут, пусть и на окраине столицы, в районе под названием Тушино жизнь почему-то не затихает даже ночью.
Баб Маша привезла меня в гости из Тулы недавно. Уже в Москве по дороге с вокзала случилось небольшое происшествие. На выходе из станции-метро «Аэропорт» мы повстречали бабушкину знакомую и вместе с ней пришли на остановку городского транспорта. Бабуся заговорилась и забыла про меня. Не оборачиваясь, она поднялась с собеседницей в подошедший троллейбус, а я замешкалась, и меня защемило закрывающимися дверями. Пассажиры закричали водителю «Мальчика дверями зажало!». Я же даже испугаться не успела, но обидеться успела: «Я не мальчик! Я девочка!». (Ну и что, что у меня курточка с береткой голубые? Это один из моих любимых цветов)! Тут бабушка Маня опомнилась, схватила меня за руку, втащила в салон, и мы поехали, как ни в чём не бывало в Тушино на улицу Туристская.
Квартира номер 4 — двухкомнатная хрущёвка с подселением. Одну комнату занимают мои родственники, а в другой живет абсолютно чужая нам старушка Клавдия Петровна. Она маленькая, тщедушная, горбатая и на лицо некрасивая. Её сивые реденькие сальные волосёнки заплетены в тощую косицу и подвязаны старым шнурком. Одежда этой старушки длинной до пола всегда темная и мешковатая. Баба Клавдя почти никогда не улыбается. Она малообщительна и одинока. Вся её жизнь — это походы в церковь и молитвы. Старая богомольная женщина обитает в восьмиметровке со спартанской обстановкой: кровать, стол, стул, тумбочка с иконами. Иконы старинные с суровыми ликами в золоченых окладах. Заходить в эту комнату мне не нравиться. Там нет ничего интересного, да и запах какой-то странный. А строгий взгляд и необычный внешний вид Клавдии Петровны меня пугают.
Зато моя прабабушка Поля мне очень нравиться. С ней уютно и интересно: и поиграть можно весело, и в темноте молча посидеть не скучно. А еще она очень забавно относится телевизор. Баб Поля думает, что как она видит людей, глядя на экран, так и они её видят. К любимым передачам «В мире животных» и «Клуб кинопутешественников» она готовиться особенно тщательно: наряжается в светлую праздничную кофту и повязывает белый в мелкий черный горошек платок. Ведущие «дедушки-двойняшки» её фавориты (на самом деле они не родственники, это я их таковыми воспринимаю). Она с ними здоровается, ведь они лично её приветствуют в начале передачи и не забывают попрощаться в конце. Бабушка тоже говорит им до свидания.
Моя подружка баб Поля отправиться на небо в возрасте 90 лет в тот год, когда я пойду в первый класс. Клавдия Петровна проживёт чуть дольше. Когда её не станет, женщина из её прихода подарит баб Мане старинную икону с ликом Спасителя в деревянном футляре. Моя бабушка поставит этот святой образ на сервант, а когда станет укладываться спать, то не сможет заснуть. Её суровый взгляд Иисуса Христа будет смущать. Куда она не сдвинется на постели, он на неё смотреть будет. Бабуся возьмет и вернет икону. Футляр же останется, но пустовать будет не долго. Поедет баб Маня в гости к своей золовке баб Моте, а та скажет, мол, нашли, вроде как, на помойке икону и что делать с ней не знают. Моя бабушка предложит забрать, так как негоже, что футляр пустует.
Пустота будет заполнена, да только великовата одежка окажется. И к образу незнакомому на наш непросвещенный взгляд мы равнодушны будем. Выбросить не выбросим, но и почтения оказывать не будем. Будет пылиться икона в громоздком футляре на полке сначала в Москве, потом в Тулу переедет пылиться.
И только спустя тридцать с лишним лет решу я узнать, чей это лик. Достану с полочки, посмотрю что написано: Священнопреподобный Тит. Село Никольское Малоархангельского уезда Орловской Губернии. 1902 год 30 августа.
Поистине, не знаешь, где найдешь, где потеряешь... Но всё в нашей жизни своевременно и неслучайно. Это стоит запомнить…

 Страницы:  1  2  3  4  5  ...  10  11  12  13  14  »»
 

© Валерий Васильевич (1949 - 2018)
Письмо администратору
Создание сайта: Студия 404