Работая в разных жанрах, Вячеслав достиг первых успехов, став участником республиканской выставки юмора. Может быть, и до сих пор рисовал бы для юмористических журналов, если бы в его жизнь не вошла тема Храма. Сначала это были сохранившиеся храмы Орла – Михаила-Архангела, Богоявленский, церковь Смоленской иконы Божьей Матери, Ахтырская (Никитская). Потом те, которые находились в полуразрушенном состоянии, в том числе и знаменитая Иверская (она на глазах орловцев из развалин, с выросшими на карнизах деревьями, превратилась, как феникс из пепла, в сказочную красавицу).
Сюжеты ее работ очень разнообразны: от библейских, в которых сконцентрирована философия нашей жизни, до натюрмортов [11]. На всех ее холстах лежит печать некой высшей силы, стремление уйти от прозаических, будничных перечислений света и тени, бликов и рефлексов. Внутренний настрой, зараженность на работу, а также высокая степень эмоций позволяют ей создать некую ауру, идущую от ее холстов, и она оказывает влияние на зрителя независимо от того, что изображено на картине: прекрасные лики неземных женщин в изящных одеяниях; Европа, которую увозит на своей спине обратившийся быком Зевс; падший ангел со сложенными крыльями или бегущая по вершине креста крыса.
Ольга Душечкина – истинный живописец, талант от Бога, здесь двух мнений быть не может. Ее талант расцвел в последние несколько лет. Тот период, когда шло осмысленное накопление сил закончился, и работы ее стали значительны и весомы. Недаром известный столичный критик А. Морозов, много пишущий о современной живописи и к мнению которого прислушиваются, в каталоге к «Российской художественной выставке» посвятил ей следующие строки: «Ее манера – в диапазоне между импрессионизмом и фовизмом. Она могла бы казаться наивно-подражательной, если бы пылкий темперамент, явно движущий молодым автором в работе над натурным пейзажем». Подчеркивая хорошее в ее работах, критик сделал ссылку на французское искусство, с чем сама Ольга согласна, да и дух в ее полотнах наш, российский.
Среди нас есть люди, которые сделали себя сами, т.е. много работали и достигли каких-то успехов, постепенно набив руку, поставив глаз. Николай имел глаз от природы-матушки, которого не было ни у кого из нас, хотя, конечно, он намного раньше начал заниматься, да и отец у него был художником-любителем и имел него достаточное влияние. В институте Коля пользовался огромным авторитетом и его часто приглашали посмотреть рисунок [6]. Подходил, смотрел очень быстро, пытливо и внимательно, всегда стараясь рукой как бы отсечь что-то ненужное. Его первым из выпускников оставили преподавать на худграфе, о чем многие из нас тогда мечтали.
Валентин Андреевич Дудченко – замечательный орловский живописец, мастер лирического пейзажа, человек тонкий, одухотворенный, оставивший большое творческое наследие и учеников, которые до сих пор, хотя со дня его смерти прошло немало лет, вспоминают о нем с глубокой благодарностью. В последние годы имя его практически не упоминается в печати, нет на многочисленных выставках его работ, а ведь он был одним из основателей Орловской организации Союза художников СССР, в которую был принят еще до войны – в 1940 году.
Я вижу его теплой погожей осенью далекого теперь 1962 года, когда он приехал в Орел и ходил по институту: легкий, гибкий, худощавый, в модном вельветовом пиджаке цвета охры золотистой, и мы ждали: будет ли он вести занятия на нашем курсе. С тех лет Иван Григорьевич мало изменился. Он по-прежнему легок, только стала седой борода да длинные волосы собраны на затылке в пучок. Сорок два года его творчества неразрывно связаны с Орлом, в котором он прижился и который по-настоящему полюбил, но не только город, а его окрестности, и, читая в каталогах названия его работ, мы без труда узнаем известные орловские места, и названия их звучат для нас неповторимой музыкой.
Древние считали, что земля стоит на трех китах. Так вот, один из китов, на котором долгие годы стояло орловское изобразительное искусство, был Георгий Васильевич: прекрасный живописец, мастер пейзажа и натюрморта, портрета и станковой картины. Тридцати четыре года назад я поступил на худграф, где Георгий Васильевич начинал свою педагогическую деятельность. Почему он взвалил на себя тогда такую обузу, при мизерном вознаграждении, для меня и поныне остается загадкой. Наверное, была у него какая-то ниша, которая не могла быть не заполнена, и она заполнилась нами, пришедшими на факультет без самой малой подготовки.
Галина Ивановна Салова прожила долгую жизнь. В этой жизни было довоенное детство, юность, украденная войной, годы учебы и творческого вдохновения, взлеты и разочарования, гордость учеников, и любовь, радости, и потери, без которых никто не может обойтись. Но остались замечательные внуки – ее гордость, а теперь и правнуки, ее работы в музеях, а теперь и в детской школе изобразительных искусств и ремесел. Остались ученики-последователи, продолжающие ее дело и вспоминающие о ней с благоговением. Остались люди, учившиеся у нее и не ставшие скульпторами, ощутившие в полной мере и красоту, и личность педагога, и те ее души. Осталась Память.
Валентин Васильевич Анисимов – 1942-1988 годы – это тот срок, который был ему отпущен уж не знаю кем: Богом, роком или им самим, хотя создан он был, конечно, не для этих сорока шести лет. Он был здоров, всегда жизненно активен, весел и работоспособен, и ему бы жить да жить. После фильма «Бег» я часто говорил ему при встрече: «А ты азартен, Парамоша». «Дык, ежели что, так точно», – шутливо отвечал он и прищелкивал языком...
С творчеством О. Тучниной я знаком уже несколько десятилетий. Стараясь посещать как можно больше выставок орловских художников, вначале просто смотрел живопись, графику, скульптуру, не очень-то стараясь запоминать фамилии авторов произведений. Затем, когда меня всё больше стало интересовать прошлое и настоящее Орла, а также его искусство, на выставках стал обращать особое внимание на произведения, посвященные нашему городу, стал узнавать художников и их произведения. Оказалось, что многие уже виденные и давно понравившиеся акварели, графические работы сделаны О. Тучниной.
С художником Степановым я познакомился лет 35 тому назад ... заочно, по картине А.И. Курнакова «Художник И.Г. Степанов». Первый раз увидел её, кажется, в Москве, в Манеже на одной из республиканских выставок, затем подходил к ней, как к старой знакомой, на областных, зональных выставках. Необычная поза художника, задумавшегося над неоконченным произведением, его мужественное лицо с крупными чертами лица запомнились навсегда. Шли годы... На выставках видел не только портрет художника, но и его работы. Основное впечатление, оставшееся от картин, — на них изображено всё наше, родное, русское, которое не променяешь ни на какую чужую красоту.
С Виктором Лупачёвым я познакомился неожиданно. Шел как-то по городу в поисках интересного кадра, незамеченного раньше уголка города и вот, проходя по Тургеневскому мосту, боковым зрением увидел какое-то непривычное пятно. Остановился. Над гаражами, на втором этаже желтого здания был прикреплен длинный щит с надписью: «Виктор Лупачёв. Выставка живописи». До сих пор я не видел ничего подобного в нашем городе. Решил посмотреть поближе. Спустился с моста на улицу 7-го Ноября. Подошел к дому. Табличка любезно приглашала нажать на кнопку звонка и подождать хозяина.
Трудно представить наш город без этого человека. Если не он сам, то его работы были всегда на виду у жителей города. Я столкнулся с работой Андрея Ильича и его брата Леонида Ильича лет 50 тому назад, не зная, как и многие, фамилии художников. Речь идёт о кинотеатре "Победа", где полукруглый потолок вестибюля был расписан, и тема росписи была посвящена тоже Победе, великой Победе над фашистской Германией. Каждый, кто приходил в кинотеатр, обязательно рассматривал росписи. Взрослые хорошо помнили годы войны, у них всё изображенное вызывало свои чувства. Ребятишки, вроде меня, рассматривали изображенных на потолке военных в гимнастерках, нарядных женщин, радующихся детей, лучи прожекторов на небе, грозди салюта.
В библиотеке им. А.С. Пушкина я увидел картину известного орловского художника Георгия Дышленко «Пушкин в Михайловском». Наверное, только большая любовь художника к поэту позволила воссоздать незабываемый образ, наделив полотно такой энергетикой, что, казалось, вот-вот Александр Сергеевич посмотрит в твою сторону и встретится с тобою взглядом. В этой же библиотеке есть несколько полотен Дышленко. От них веет философской проникновенностью в мир нашей безыскусной природы, и одновременно эти работы удивляют достоверностью подлинного реализма. Сотрудники библиотеки посоветовали мне посетить мемориальную мастерскую живописца, в которой он проработал с 1971 по 1994 год.