История строительства Иверской церкви

«...заложен храм сей в честь Чудотворной Иверской иконы Божией Мате­ри»

Иверская церковь, одна из самых «молодых» церквей города, пришедшая к нам из прошлого века. Она была построена на рубеже XIX-XX вв. по проекту архитектора Н.И.Орлова в так называемом «русском стиле». Освящена в 1902 году. Службы в церкви продолжались около 20 лет, затем она была закрыта в начале 20-х годов и передана под железнодорожную школу. Во время войны, несмотря на сильнейшие бомбардировки вокзала и железнодорожного узла, церковь не была разрушена полностью. После войны она была передана под складское помещение. Не одно десятилетие верующие мечтали о возрождении церкви, о возобновлении службы. Перестройка, произошедшая в стране в середине 80-х годов прошлого века, дала возможность православным людям заговорить о возрождении церкви. В 1990 году церковь была передана общине верующих, а в 1992 г. уже был освящён главный престол.

У нас есть возможность прочитать очерк, написанный к десятилетию со дня освящения церкви, узнать о строителях, меценатах, первых священниках, о смете строительства и многом другом.

Очерк ко дню десятилетия Иверской церкви 13 октября 1902 года — 13 октября 1912 года

Церковная летопись по Иверской церкви гласит: «В лето от Рождества Христова тысяча восемьсот девя­носто девятое, месяца октября тринадцатого дня, в пятый год благополучного царствования Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великого Государя Императора Ни­колая II Александровича, Супруги Его Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Фёдоровны, Матери Его Благочестивейшей Государыни, Императрицы Марии Фёдоровны и Наследника Его Благоверного Государя Вели­кого Князя Михаила Александровича, Преосвященнейшим Никанором Епископом Орловским и Севским, заложен храм сей в честь Чудотворной Иверской иконы Божией Мате­ри, с пределами: 1) в честь Святителя Николая и Мученицы Царицы Александры, и 2) Святителей и Чудотворцев Москов­ских Петра, Алексея, Ионы, Филиппа... в память Священ­ного Коронования Их Императорских Величеств, усердием служащих Московско-Курской и Риго-Орловской железных дорог, при содействии Московских Обществ Хоругвеносцев, при Начальниках дорог: Риго-Орловской — инженере, дейс­твительном статском советнике И.О. Дарагане и Московско-Курской — инженере-полковнике Н.К. Шауфус и Председателе Строительного Комитета инженере, надворном советнике, Ф.П. Степанове. Освящён храм Преосвященнейшим Иринеем — Епископом Орловским и Севским в тысяча девятьсот втором году, тринадцатого октября».

Иверская икона Богоматери есть точная копия одноимен­ной Святыни города Москвы у Воскресенских ворот. В 1898 году она принесена в дар и благословение на сооружение храма служащим станции Орёл от Общества Хоругвеносцев города Москвы. В честь Её тогда же решено было построить храм. Первоначально, до сооружения храма, икона находи­лась в здании вокзала, где перед ней накануне воскресных и праздничных дней совершались всенощные бдения при большом стечении молящихся.

При построении храма был образован с надлежащего разрешения и утверждения Строительный Комитет, в состав которого вошли:

  1. начальник VI участка службы пути Мос­ковско-Курской железной дороги инженер Филипп Петро­вич Степанов (он же и председатель Строительного Коми­тета);
  2. начальник XI участка службы пути Риго-Орловской железной дороги инженер Владимир Леопольдович Бер;
  3. старший ревизор службы движения Московско-Курской железной дороги Фёдор Васильевич Данилов;
    старший ревизор службы движения Риго-Орловской железной дороги Эраст Потапович Соболевский;
    начальник Орловского участка службы тяги Московско-Курской железной дороги Владимир Фёдорович Калдаев;
  4. начальник Орловского участка службы тяги Риго-Орловской железной дороги Дмитрий Владимирович Альбанов;
  5. начальник станции Орёл Московско-Курской железной дороги Филипп Тихоно­вич Гарбузов;
  6. начальник станции Орёл Риго-Орловской железной дороги Владимир Казимирович Зенкович.

С 14 июля 1902 года в состав Комитета с разрешения Епис­копа Иринея вошёл священник Аркадий Оболенский. 

Храм строился на средства служащих и доброхотные пос­торонние пожертвования. Своим быстрым окончанием в 3 года он обязан, прежде всего, милости и помощи Божией, а потом — удивительной энергии строителя храма Филиппа Петровича Степанова. Без готовых средств, с одной ве­рой в помощь Божию, принялись за святое дело труженики железной дороги. И вера их не посрамила! Преосвященные Владыки орловские проявили особенную отзывчивость к нуждам строящегося храма. Так, Преосвященный Епископ Никанор разрешил служение молебнов перед Иверской ико­ной в домах служащих на железной дороге, а в Пасхальную седмицу 1902 года изнесение иконы в город к желающим для усиления скудных средств на построение храма. Преемник Епископа Никанора Преосвященный Ириней, оставив в силе распоряжение своего предместника, нашёл возможным разрешить священнику отцу Аркадию Оболенскому сбор пожертвований на тот же предмет путём личного обращения к жителям города Орла. Гораздо в большой степени вы­разилось участие преосвященнейших Владык к устрояемому храму в нравственной поддержке строителей. Властное, богомудрое, Архипастырское слово, чуждое узких соображе­ний, низменных расчетов, полное беспристрастие в корне сжигало плевелы смущения, сеемые врагом спасения через сынов века сего. Иверская церковь сохранит о Святителях Божиих Никаноре и Иринее молитвенно-благодарную память до века их же святительскими молитвами да укрепит Господь вертоград сей!

Задолго до окончания постройки храма освящение его было предположено на 13 октября 1902 года. С таким расчётом велись и работы. Но вот в июле месяце 1902 года строитель храма неожиданно переводится в Тулу. Сразу стало для всех очевидным — кого лишается в лице этого труже­ника по сооружению святыни местная христианская община, заинтересованная в создании для себя дома молитвы к Богу. Работы пошли замедленным темпом, казалось даже, что встали. Свидетельствовавшие в августе месяце постройку по распоряжению епархиального начальства имели основание говорить о невозможности довести её до конца к предполо­женному для освящения сроку. Первая половина сентября проходила крайне томительно. Вера в близкое окончание работ поколебалась у всех. Никто не думал, чтобы храм был готов в этот год. Наружная отделка была закончена, но внут­ри ничего: ни окон, пи дверей, ни полов. Средств никаких. Кроме расходов на внутреннюю отделку нужны были деньги на приобретение утвари, колоколов и прочего. Наконец приехал строитель. «Храм должен быть готов к определённому сроку», — слышат от него и недоумевают!.. Решительный тон мог быть объяснён исключительно силой веры в помощь свыше. Да, действительно, надо было подумать о средствах. Подрядчики соглашаются работать в кредит. Едет неутомимый строитель в Москву и там в кредит берёт всё не­обходимое. Где требовались деньги неотложно — он тратит свои. Работа закипела. Одновременно начали строить дом и службы для причта. В три недели было готово то, на что люди, говорившие «языком сомнения», определяли, по меньшей мере, два года. Совершилось поистине чудо!

Канун освящения. Иверская Икона Богоматери торжествен­но перенесена из здания вокзала в здание храма. Раздался первый благовест церковный. Народ во множестве задолго до начала всенощного богослужения наполнил храм. Везде мрак. Горит огнями только единственная, первая и главная святыня храма — икона Царицы Небесной. Ярко у Её подножия пылают трудовые свечи, но того ярче пламенеют сердца молящихся. Незримый свет вливается в души предстоящих и греет их теплом мира, любви, восторга, умиления. Слезы благодарности орошают лица их. Чин освящения храма в достопамятный день 13 октября (воскресенье) совершил Преосвященный Владыка Ириней. В речи, сказанной по совершении освящения, Святитель объяс­нил переполнившим храм молящимся значение этого места как места освящения, просвещения и спасения. Вместе с тем он особенно рельефно изобразил значение этого храма в данной местности, где сплетаются пути со всех четырех стран света. «Служа устроению земного благополучия, они (эти пути) сами по себе не могут с достаточной ясностью определять главную цель, к которой должна стремиться истинная культура. Ум человеческий способен возгор­диться добытыми знаниями и сделать их самоцелью. Для предупреждения и исправления этих ошибок нам даны рассадники высшего, полного знания, где Единым на все времена Учителем (Мф. 23, 8) является Тот, Кто про Себя сказал: „Я есть путь, и истина, и жизнь“ (Ин. 14,6). Этот храм будет указывать иные пути к иным целям, через что приклад­ные знания, здесь применяемые, приобретут спасительное благородство».

Первая литургия «Победная песнь» торжественно пронес­лась под сенью дома Божия и вознеслась во славу Побе­дителя смерти. Сколько дивных минут было перечувство­вано и пережито во время священнодействия, принесения первой бескровной жертвы в этом святом храме! Филипп Петрович, по его словам, «плакал, как никогда, как ребёнок. И понятно почему: так долго сдерживаемые чувства страха и опасения за святое дело сменяются неожиданным тор­жеством. К ним прибавилось новое чувство благодарности непостижимой тайне Промысла Божия. Всего этого было слишком достаточно для долго сдерживаемого в своих тревогах сердца... Вот и слёзы, святые слёзы!

Построение храма и церковных зданий, по официальному отчету к 31 декабря 1902 года обошлось в 54036 руб. 20 коп, из которых к указанному сроку 34176 руб. 20 коп. составляли расход наличными деньгами, 19860 руб. оставалось долгом за церковью. Сумма наличных денег складывалась из пос­туплений:

  1. Доходов от богослужений на вокзале и из кружек 8070 р. 29 к.
  2. От служащих станции Орёл Риго-Орловской железной дороги 4631 р. 75 к.
  3. От служащих станции Орёл Московско-Курской железной дороги 3517 р. 17 к.
  4. От частных лиц и других посторонних поступлений: От душеприказчика А. К. Медведниковой — Н.К. Цветкова 11000 р. 00 к. От Г. Иванова 2746 р. 00 к. От И.Л. Красноложкина 500 р. 00 к. По сбору отца Митрофана Сребрянского 688 р. 68 к. По сбору отца Аркадия Оболенского 1638 р. 41 к.
  5. Другие поступления 6383 р. 90 к.

Всего: 34176 р. 20 к. В привлечении жертвователей главным образом потрудился Филипп Петрович. Были пожертвования материалами, сосудами, утварью, облачениями, стоимость которых трудно перевести на деньги. Таким образом, отчётная сумма расходов по оборудованию храма и церковных зданий далеко не определяет действительной стоимости сооружений. 

10 мая 1903 года был освящён правый придел в честь Святителя-Чудотворца Николая и Мученицы Царицы Алек­сандры, тезоименитых святых благополучно царствующей Августейшей Четы. 17 сентября того же года поступила от щедрот Его Импе­раторского Величества Государя Императора Николая Александровича одна тысяча рублей в помощь на погашение чис­лящегося за церковью долга. Прихожане с благоговением приняли весть о Монаршей милости и тут же вознесли при переполненном храме моление о здравии Государя-Отца, пе­редав одновременно через обер-прокурора Святейшего Си­нода телеграммой верноподданнические чувства к стопам Его Величества. В том же году, для той же цели получено от управлений железных дорог — Московско-Курской — 2700 рублей и Риго-Орловской — 2300 рублей. Остальной долг уплачивался постепенно и был окончательно погашен в 1906 году.

Первоначально приход состоял из живущих в полосе отчуждения при станции Орёл, а с 15 марта 1903 года — по определению Святейшего Синода — к Иверской церкви при­числены все служащие станции Орёл Московско-Курской и Риго-Орловской железных дорог, состоящие на посто­янном жаловании от железной дороги, даже если их место жительства было вне полосы отчуждения железной дороги. На страже развития приходской жизни в духе православия призван стоять церковно-приходской совет. Церковно-приходские советы впервые образовались в Орловской епархии в 1906 году по мысли и велению незабвенного Владыки Серафима, ныне Архиепископа Кишинёвского. С 6 мая того же 1906 года открыл свои собрания церковно-приход­ской совет при Иверской церкви. И с тех пор он зорко следит за интересами храма и прихода, своевременно пользуясь имеющимися в его распоряжении средствами для лучшей постановки приходского дела в духе искон­ного православного русского уклада. Совет состоит из 12 членов по избранию от каждого отдела службы и такого же числа кандидатов к ним. 11 июня 1907 года, в день освяще­ния левого придела в честь Святителей Петра, Алексия, Ионы. Филиппа и прочих угодников Московских, после литургии с благословения Епископа Серафима, Филиппу Петровичу был поднесён адрес на звание Пожизненного Почётного Председателя церковно-приходского совета при Иверской церкви. В 1907 году церковно-приходскому совету, между прочим, пришлось отстаивать целостность Иверского прихода с присущей ему отличительной чертой — железнодорожного. Как тогда, так и впредь, совет с помощью Богоматери ставит своей задачей проводить в жизнь прихода с надлежащего разрешения строго взвешенные и всесторонне обдуманные мероприятия.

При обозрении 10-летиего периода существования храма и его значения как объединителя обитателей данной мест­ности достаточно будет для краткого очерка указать на то влияние, какое он имел в печальной памяти 1905-й лихой год испытаний. Когда крутом царили смятение и растерянность, Орёл, в силу только зависимости от окраинных пунктов, как проходная станции по Московско-Курской линии, обречён был на бездействие, и то лишь на короткое время: ураган смуты своей неожиданностью спутал все на своём пути. Попытка к повторным беспорядкам была встречена здесь не только отрицательно, но и порицательно. Орёл-Рижский как начальный пункт линии во все время брожения умов был вне воздействия со стороны сеятелей смуты. Повергнув через господина начальника дороги к стопам Государя Императо­ра выражение верноподданнических чувств и решимость непоколебимо служить своему природному Царю и Роди­не, Орёл-Рижский «клятву верности сдержал». В то время, когда по городу Орлу и предместьям станции разгуливала бесшабашная вольница, православные железнодорожники под сенью своего родного, святого храма искали и обретали необходимые силы, чтобы противостать вражеским наве­там. Не запятнали себя Иверцы изменой долгу, малодушным колебанием в сторону соблазна; потому что страх Божий крепко держали. А насаждался он в сердца их неустанно в святом храме: в дивных молитвах, песнопениях и поучениях о братском мире, добре, любви молящиеся находили себе не­изменное, ведущее к спасению наставление. Великую службу сослужил Иверский храм своему приходу в этот короткий срок своего существования, и впредь веруем не допустить сгуститься мраку печалей над областью тяжелого труда и долга, над нашим железнодорожным краем!

Начальство Московско-Курской железной дороги всегда в высшей степени участливо относилось к нуждам храма, что выражалось в отпуске время от времени средств на поддержа­ние его в благолепии. В текущем году также за счёт дороги произведён ремонт храма в виде внутренней покраски стен и прочего 8 августа этого года. При обозрении станции Орёл посетил храм Его Превосходительство, господин начальник Московско-Курской, Нижегородской и Муромской желез­ных дорог Владимир Павлович Рейслер. Осведомившись из доклада настоятеля храма, священника отца А. Оболенского о том, что церковные дома не пользуются ремонтом средс­твами дороги, Его Превосходительсгво нашёл это явление ненормальным и тут же предложил возбудить ходатайство об изменении взгляда в железнодорожных сферах на постройки при храме требуемом природой их смысле. Десять лет минуло, как милостью Божией существует Иверский храм и приход. Много хорошего, отрадного видели и получили верующие сердца из этого источника благодатных дарований. Крепкую память хранит церковь Иверская о своих благодетелях. Да воздаст им Податель всяческих сторицей в этой и будущей жизни за их святую ревность в устроении этого спасительного источника даров благодати Божией. Непрестанно молится она о единении своих чад (Ин. 17,11), испрашивая всем милости и помощи от любящего отца Не­бесного и Пречистой Матери, Заступницы и ходатаицы Иверской, и всех святых покровителей Святого храма своего. Многое по краткости не досказано, о многом «не у прииде час» говорить. Но настанет время, когда, «пыль веков от хартий отряхнув», обозреватель всё поведает в назидание будущим поколениям о днях минувших: как Матерь Божия в дни испытаний спасала край и отдельных лиц от бед и напастей, как, несомненно, Она охранит и в грядущие дни всех, кто в этом храме перед Её Святой Иконой в смирении сердца будет восклицать: «От Святой Иконы Твоей, о Владычица Богородица, исцеления и цельбы подаются обильно с верой и любовью приходящим к ней. Так и мою немощь посети, и душу мою помилуй Благая, и тело исцели благодатью Твоей, Пречистая!»

Святой Храм в честь и славу Иверской Божьей Матери: Очерк истории ко дню десятилетия 1902 г. окт. 13 — 1912 г. — Орёл: Тип.Губ.Правления, 1912. Из книги М.Шаненкова и А.Кондратенко «Орловские магистрали», с. 306-315.

М. Скоробогатов о реставрации Иверской церкви