Лидия Валентиновна Иванова (1936-2016)
Об одном необыкновенном человеке
2 сентября 2016 года в Пензе, в 700 километрах от города, в котором прошла большая часть ее жизни, скончалась Лидия Валентиновна Иванова. В Пензе ее почти никто не знал, знали ее младшую сестру Елену Валентиновну Иванову, горячую подвижницу театрального искусства. Лишь несколько друзей пришли поддержать семью и проводить умершую в последний путь. Всего нас было четырнадцать человек.
Скончайся она в Орле, не покинь по воле обстоятельств этот город за неделю до кончины, хоронить бы ее пришло раз в десять больше народа. Пришли бы сотрудники литературного и краеведческого музеев, областного архива (она отдала литературным музеям и краеведению сорок лет жизни; ее архивные находки еще много лет будут служить исследователям и краеведам), пришли бы сотрудники общества охраны памятников (она неистово боролась за сохранение исторической памяти Орла, и кое-что благодаря ей удалось отстоять), филологи Орловского университета (ее большая библиотека, ее знания всегда были открыты для тех, кто писал диссертации и научные работы по близким ей темам), артисты орловских театров (она выросла в театральной семье и была тонким ценителем театра; ее оценки, замечания, наблюдения были точны и профессиональны), художники (она пользовалась в их среде уважением, и в доме ее немало авторских работ с дарственными надписями). Она была человеком широкого кругозора, глубоких знаний и исключительного подвижничества.
А для меня она была главным другом всей моей жизни.
Начало нашей дружбы
Наше знакомство произошло в 1964 году. На первый в учебном году урок истории в наш 9-й «А» 32-й школы пришла новая учительница, и мы почти сразу увидели, что училка-то необычная. Она не кричала, не стучала указкой по столу, не писала замечания в дневники, хотя порой вели мы себя безобразно. Добиваться идеальной дисциплины она не могла и не тщилась этого делать. Класс затихал, лишь когда она начинала рассказывать.
Была в этом изложении темы непривычная для нас доверительность. Она поверяла нам то, что знала, – а знала она много. Видела события с какой-то своей стороны, не по учебнику. Умела неназойливо втянуть в дискуссию, уважала наши наивные, а может, и бредовые суждения. Не врала. Если не могла ответить на вопросы, говорила: «Не знаю, посмотрю дома». И не забывала принести ответ. Скоро стало ясно, что она не просто необычная – необыкновенная.
Моя дружба с Лидией Валентиновной началась уже после школы. Волею обстоятельств я оказалась в доме Ивановых-Феодориди. Простая хрущевка без признаков достатка. Отец Валентин Алексеевич Иванов был известным театральным режиссером, мама Елена Саввовна Феодориди – актрисой и режиссером, быт мало интересовал хозяев. Книги, афиши, старинное зеркало соседствовало с советским ширпотребом. Зато кофе по-турецки, приготовленный хозяйкой дома Еленой Саввовной, – лучший кофе, какой я пила когда-либо. На подзеркальнике Светкины поделки – люди, птицы, звери – из подобранных деревяшек. (Света – второе, домашнее имя Лидии Валентиновны, и оба отражают ее суть. Узнав, что Лидия в переводе «рабыня», она говорила: рабыня и есть. Такое было внутреннее ощущение. А для людей она была и останется светом: освещающей, просвещающей, согревающей.)
Истоки
Это был самый уютный дом из всех, где я бывала. Его богатством были люди. Никогда больше я не встречала людей, столь равнодушных к материальному. Но столь отзывчивых. Столь преданных делу. Простота в еде, непритязательность в одежде – для себя только самое необходимое. Деньги зарабатывались – и возвращались на ту же работу (в музеи, театры, студии): в виде театрального реквизита, бутафории, недостающих деталей в экспозиции. Помочь нуждающимся – всегда, всем, чем могли, с радостью! Они не были верующими, но жили по заповедям. Вера в добро была фундаментом их жизни, и ничто, никакие перемены в обществе, веяния, мода не могли поколебать этого. Бескорыстное служение людям – вот смысл повседневного бытия этой семьи. Лидии Валентиновны в том числе.
В начале 70-х она перешла работать в литературный музей. Это было действительно ее поприще. Ее находки и открытия стали выдающимися обретениями литературного Орла.
Открытый для Орла Леонид Андреев
Пожалуй, одним из главных ее свершений стал музей Леонида Андреева. Долог и труден был путь от простой влюбленности в талант писателя к дому-музею на 2-й Пушкарной. Андреев был малоизвестен орловцам. Лидия Валентиновна решила познакомить с ним перво-наперво пушкарей. Каждый выходной с томиком рассказов Леонида Андреева приходила она на 2-ю Пушкарную, садилась на бревнышки и начинала читать – сначала детские рассказы, затем посерьезней, попутно рассказывала о писателе. Весну сменяло лето, за осенью приходила зима… Круг слушателей все расширялся.
Постепенно Андреев обретал свое пространство и в литературном Орле. В музее писателей-орловцев открыли два андреевских зала. Экспозицию для них, оригинальную, подлинно андреевскую, придумала и сотворила, естественно, Иванова. А потом родился и музей. Рождественская елка для детишек с ангелочком среди зеленой хвои; летние праздники с хороводами на Пушкарной; сцены из спектаклей по Андрееву во дворе дома – все это ее затеи. А какие интересные экскурсии водила она по музею! Казалось, семья Андреевых – ее семья. Так что в широком смысле Леонида Андреева открыла для Орла именно Лидия Валентиновна.
Экспозиционер как постановщик и художник
Экспозицию, посвященную жизни и творчеству орловского писателя, фольклориста, этнографа Павла Якушкина, она сочинила в духе народного праздника, образно передав то главное, чему он посвятил свою жизнь. Экспозиционеры по обыкновению выстраивают жизнь героя, опираясь на логику и хронологию. Иванова мыслила скорее категориями искусства – театрального, изобразительного. Ей хотелось передать душу Якушкина, его любовь к русской народной песне, сказке, народному костюму. В этой работе стал особенно заметен ее по сути так и не раскрывшийся театрально-постановочный талант и художественное абсолютное чувство стиля и меры.
Завершающим аккордом той удивительной работы стала карта путешествий Якушкина по средней России, собранная и восстановленная Ивановой по его письмам. На карте во всю стену развернулась срединная Русь, ожили маленькие города и деревни, где русский писатель, наш с вами земляк, собирал для потомков образцы народного искусства.
Необыкновенная получилась экспозиция. Жаль, что ее уже нет в музее.
Спасенный дом Лизы Калитиной
Тургенев. Лиза Калитина. Дворянское гнездо. Многие годы в Орле бездумно уничтожались раритетные исторические здания. Этим Орел, увы, знаменит. Дом на высоком берегу Орлика, еще в XIX веке названный в народе домом Лизы Калитиной (а само место – Дворянским гнездом), вот уже больше двадцати лет разрушается, а власти, судя по всему, ждут его естественного конца (местечко-то элитное). И давно бы дом снесли, если бы не музейщики, чуть ли не телами защищавшие его от сноса; если бы не Иванова, которая кинулась в областной архив искать документы и, в конце концов, нашла те самые, из которых сложилась подлинная история дома.
В ней возникли люди, судьбы которых пересекались с судьбами героев романа Тургенева. С некоторыми из владельцев дома Тургенев был знаком. Ею найдены письменные доказательства, что он бывал в этом доме (ради одного этого дом стоило бы сберечь!), что две девушки (Коротнева и Соколова), в разное время проживавшие здесь, ушли, как и Лиза Калитина, в монастырь. Они могли быть ее прообразами. Есть предположение, что Александра Соколова, став игуменьей Введенского монастыря, лично знала Тургенева. В ее келье висел его портрет с автографом и рисунок Спасского-Лутовинова.
Благодаря Лидии Валентиновне дом – литературная легенда – стал подлинным историческим объектом, который можно и нужно превратить в уникальный музей одного романа, будь у власти больше интереса к Орловскому краю.
Так много не закончено
О ее колоссальной работе в архиве, которую она вела в свои выходные дни, о прозорливости, с которой открывала все новые дома, имена, истории родов и фамилий, можно писать еще долго. Скажу только, что так знать и понимать Орел, как она, рассказывать о старых домах, как о своих знакомых, теперь уже не может никто. Она вернула из прошлого столько забытых людей, обогативших родной край, выдвинула столько гипотез о происхождении литературных героев, что буквально повернула XIX век к нам лицом. Она ушла, не доведя некоторые из своих замыслов до конца. Нам ее будет очень и очень не хватать.
Мне трудно без нее уже сегодня.
Мария Честных
"Орловский вестник". - 2016. - №35 (1193). - с. 9.
https://orel.bezformata.com/
Отрывок из публикации Нины Максимовны Кирилловской
"Женщины Тургеневского музея"
Удивительно своеобразный и интересный человек Лидия Валентиновна Иванова. Близкие её часто называют Светланой. А я за все годы так и не разобралась, что первично. Может быть, я плохо знаю быт и нравы 20-х–30-х годов XX века, но Лидия Валентиновна почему-то мне кажется оттуда. Когда-то я её даже про себя назвала Лидией Сейфуллиной из 32-й школы. Она преподавала литературу в этой школе. Она пришла в Тургеневский музей из школьного музея, посвящённого ребятам-подпольщикам из группы Сечкина, одной из наиболее действующих групп в оккупированном Орле. Думаю, что начало трудовой биографии – учитель в школе, школьный музей – навсегда отложило определённый отпечаток на характер и интересы Лидии Валентиновны. Она до сих пор любит школу, а ещё очень любит творчество Л.Н. Андреева. Из всех писателей, входящих в созвездие Тургеневского музея, это её любимый писатель. Она была одним из авторов андреевской экспозиции. Но как-то так сложилось, что именно в этом музее Лидия Валентиновна проработала недолго. Пожалуй, Лидия Валентиновна один из самых больших эрудитов по любому нашему писателю. Она с удовольствием проведёт экскурсию и по Лескову, и по Фету, и по Якушкину, любовно называя его «Павлушей».
А как она любила в своё время организовывать юбилейные вечера, посвящённые Новикову, Пушкину и другим писателям! Каждому выступающему школьнику писала на специальном листочке тексты, проводила бесконечные репетиции, приносила из дома реквизит – то шаль, то веер, то какую-то шкатулочку… (Лидия Валентиновна из театральной семьи. Её мама была режиссер в театре кукол, а папа – в областном драматическом). Но, наверное, не меньшим увлечением Лидии Валентиновны стала работа в архиве. Она – один из самых увлеченных архивистов среди музейных работников. Но в чём мы никогда не могли её убедить, так это написать статью по своим исследованиям. «Нет, не могу, не люблю, не умею…». Единственное, что от неё можно было добиться, это сделать устное выступление. Медленно, как бы нехотя, с робкой улыбкой, с наброшенной на плечи шалью или жилетом, с большой стопкой карточек в руках выходит она к столу и начинает свой рассказ. Нередко перебивая саму себя словами: «Нет, вы подумайте, как интересно, правда?». Я традиционно ей говорю, что всё-таки лучше было бы это опубликовать. На что она также традиционно отвечает, что карточки тоже остаются людям…
Тургеневский ежегодник 2011-2012 гг. / Сост. и ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2013.
Видеоматериалы
2008.04.17. Лидия Валентиновна Иванова вспоминает о Богданове: https://plvideo.ru/watch?v=ZYeHSrcvGcac
2009.05.20. Музейные знакомые Л.В. Иванова и Е.А. Кубарёв: https://plvideo.ru/watch?v=Ly453ChjMTpX
2010.02.03. Л.В.Иванова на открытии выставки А. Головина: https://plvideo.ru/watch?v=wv4dkzuxFqEx
2011.05.05. Л.В.Иванова читает стихотворение Петра Потёмкина: https://plvideo.ru/watch?v=PagGerhuxSZJ
Вечер памяти Е.С. Панковой и Л.В. Ивановой. 26.10.2017: https://plvideo.ru/playlist?list=EUAQDpr73cuZ