Дорога к храму В.М. Ромашова

Дорога к храму В.М. Ромашова

Совсем недавно сгорел храм Вознесения Христа, что на Афанасьевском кладбище. Это единственная на Орловщине деревянная церковь простояла сто один год, пережив и революции, и войны, времена уничтожения и забвения храмов. Сгорела она в эпоху возрождения и восстановлению, как сказал в интервью настоятель храма, не подлежит. Теперь эта небольшая лёгкая и ажурная церковь останется лишь в произведениях искусства. Одним из первых авторов следует назвать орловского графика Вячеслава Ромашова [1].

Работая в разных жанрах, Вячеслав достиг первых успехов, став участником республиканской выставки юмора. Может быть, и до сих пор рисовал бы для юмористических журналов, если бы в его жизнь не вошла тема Храма. Сначала это были сохранившиеся храмы Орла – Михаила-Архангела, Богоявленский, церковь Смоленской иконы Божьей Матери, Ахтырская (Никитская). Потом те, которые находились в полуразрушенном состоянии, в том числе и знаменитая Иверская (она на глазах орловцев из развалин, с выросшими на карнизах деревьями, превратилась, как феникс из пепла, в сказочную красавицу).

Уже достаточно давно Вячеслав поставил перед собой за дачу выполнить гравюры всех существующих на территории области церквей. И вот первый итог: [2] в краеведческом музее открылась выставка, на которой представлено более ста пятидесяти графических работ Ромашова с изображением храмов.

На автобусах, электричках, попутных машинах, на велосипеде, а чаще пешком избороздил орловскую землю художник. И каждая церковь или её уцелевший фрагмент запечатлевались в его гравюрах.

Долгие годы тема церкви была запретной, потом нежелательной. Среди имеющихся произведений в наших музеях и частных собраниях орловские храмы занимают ничтожно мало места. «О русская земля!» – восклицает летописец. Именно русская земля, Орловщина с её необъятными просторами, холмами, взгорками и перелесками, небольшими речушками, дорогами и храмами, которые, в каком бы они состоянии не находились, всегда «держат» десяток вёрст пейзажа, являясь центром, доминантой, выстраивая необъяснимую красоту земли. Люди, пришедшие на вернисаж, говорили: «Неужели у нас было столько храмов? Неужели это только пятая часть того, что было?» Среди зрителей, а на открытие выставки пришли художники, историки, преподаватели, работники музея, чаще всего произносились слова: Россия, русская земля, русская культура, наше достояние, достояние нашего храма.

Работая над этой огромной серией гравюр, Вячеслав взвалил: себя, казалось бы, непосильную ношу. Бескорыстно, на одном энтузиазме, не прося ни задатка, ни аванса даже на материалы, он (я не боюсь этого выражения), ведомый одной только любовью, за несколько лет сумел сделать невозможное. Работая над гравюрами, он рос вместе; ними и как художник, и как человек. За эти годы он объездил всю область, встречался с разными людьми (большинство из них люди увлечённые). Он столько узнал об истории нашего края, о людях, которых в трудные годы разрушения и забвения храмов оставались людьми.

Выполненные на высоком профессиональном уровне, его гравюры отличаются лёгкостью и изяществом белого штриха, тончайшей проработкой архитектурных деталей. Если говорить языком живописца, его палитра значительно посветлела, работы стали прозрачными, наполнились воздухом. Выбирая место для будущего пейзажа, он всегда старается найти выигрышный ракурс, сделать мотив более эпическим, возвышенным. В отличие от живописца график, не имея в своём арсенале цвета, только при помощи чёрного и белого умеет передать и атмосферу светлого зимнего дня, лёгкий иней на деревья тонкие ажурные ветки которых можно часто встретить на переднем плане. Его эпические пейзажи с высокими перистыми облаками отражают тему вечности и незыблемости мира.<…>

Уже давно Вячеслав мечтает издать книгу своих гравюр. Все, кто их видел, считают, что это крайне необходимо, ибо они этого, действительно заслуживают. Сейчас в народе просыпается интерес к истории. Мы часто упрекаем радио, телевидение, газеты в преклонении перед Западом. Однако смотрим их фильмы, слушаем их музыку, переводим на русский язык этикетки, но совершенно ничего не хотим делать для того, чтобы поддержать свою культуру. Вячеслав сделал макет будущей книги. Знаток истории храмов Орловщины Владимир Неделин [3] снабдил каждую гравюру аннотацией, скрупулезно и точно рассказывающей об истории храма, ведь, кроме книги, можно издать и серию гравюр-открыток.

Хочется верить, что и Администрация области, которая много сделала, чтобы вернуть существующие храмы верующим, и представители духовенства услышат этот зов и откликнутся на него, потому что, если не сейчас, то когда же донести до народа и, в первую очередь, до подрастающего поколения ту красоту, которую мы называем достоянием науки. Найдутся ли меценаты для поддержки этого благородного дела? [4]

Леонид Николаевич Потапов

Опубликовано в книге Л.Н. Потапов. Орёл послевоенный. Статьи и выступления. Составление, вступительная статья, подготовка текста и примечания - Тюрин Г.А. Публикация Потапова Л.В. Художественный редактор Анохин А.Ю. - Орёл: Орловская детская школа изобразительных искусств и ремёсел. 2023. - 204 с.

Биография и картины на сайте Орловской региональной организации «Союз художников России»

Фотоальбом Ромашова В.М. на сайте orel-story

16:10