В стиле модерн
Если посмотреть на Opёл с видовых площадок над Окой или Орликом, перед нами откроется величественная панорама. Всюду силуэты мощных строительных кранов, корпуса предприятий, кварталы жилых и общественных зданий. Отчетливо видно, как растет, молодеет город.
Рядом со строгими многоэтажными сооружениями современной архитектуры немало еще сравнительно небольших зданий, построенных в дореволюционные годы. Они, эти дома, являются как бы связующим звеном в городской застройке, характерными черточками наследия прошлого. Некоторые из них представляют немалый интерес.
На Комсомольской улице, напротив института «Гипронисельпром», под № 63 расположено здание с оригинальным лепным растительным орнаментом по главному фасаду и выступающим эркером. Старожилы называют его домом Серебренниковых.
В 1907 году в первой части города, на углу улиц Кромской и Малой Мещанской (ныне Комсомольская и Красина), наследники купца П. И. Серебренникова решили построить доходный дом.
- В Москве на Малой Никитской улице, - сказал им городской архитектор, - Шехтель возвел фабриканту Рябушинскому великолепный особняк. Достоин подражания. - И архитектор положил перед заказчиками почтовые открытки с видами особняка миллионера и свой проект. Серебренниковы согласились, предвидя большие доходы от дома.
Особняк, о котором шла речь, специалисты считают наиболее типичным для стиля модерн. С 1931 по 1936 год в нем проживал А. М. Горький. Теперь здесь находится музей-квартира великого писателя.
В начале XX века стиль модерн входил в моду в России. Эта новая форма в архитектуре выражала интерес буржуазии и всех, кто стремился быстро разбогатеть. Известный искусствовед, профессор В. И. Пилявский в книге «История русской архитектуры» пишет: "Отсутствие у модерна единой стилистической закономерности было той его стороной, которая позволяла использовать архитектуру как средство рекламы в конкурентной борьбе торговых и промышленных фирм, а также домовладельцев".
Строительство доходного дома, вытянутого по красной линии Кромской улицы, вскоре было закончено.
Архитектор придал зданию своеобразную форму. Здесь почти все ново, модно и броско. Вместо привычного колонного портика введен эркер в виде прямоугольного выступа в стене, освещенного окнами.
Вместо плавных и строгих линий деталей и украшений здания - изогнутые, криволинейные, особенно это четко прослеживается в ограждениях балкона и тягах оконных проемов.
В решении главного фасада, с целью художественной выразительности, архитектор использовал лепной растительный орнамент с раскреповкой стены и завершением ее изящным парапетом.
В яркие солнечные дни декоративное убранство дома приобретает большую живописность, вследствие чего он выгодно отличался от других строений.
Все это было рассчитано на эффект, внешнюю оригинальность, с тем, чтобы привлечь в доходный дом больше жильцов. Но вот внутри дома, в его интерьерах, мало новизны и удобств. Главное - вместимость с целью получения дохода. А доход с площади в 1. 100 квадратных метров владельцы имели немалый.
В 1917 году здание было национализировано и передано под жилищный фонд. С 1920 по 1925 год в нем размещался штаб 6-й Орловско-Хинганской дважды орденоносной стрелковой дивизии. В 1977 году этот архитектурный и историко-революционный памятник взят под государственную охрану.
Недавно исполком Орловского городского Совета народных депутатов вынес решение "передать на правах аренды областному управлению культуры жилой дом № 63 по Комсомольской улице... для использования в целях областной картинной галереи".
В настоящее время составлена проектно-сметная документация, и вскоре здание будет поставлено на капитальный ремонт.
И. ЕРЕМИН. Зам. председателя президиума областного совета общества охраны памятников.
«Орловская правда». 20 июля 1985 г.