Смоленская церковь: история строительства и реставрации
В Орле на протяжении второй половины XIX века и до времена все имеющиеся средства церкви шли на содержание церковно-приходской школы. До 1917 года при церкви существовало убежище для убогих и престарелых женщин. В 1922 году церковные ценности изымаются, в 1938 году церковь окончательно закрывается. В 1951 году разбирается колокольня.
Несколько слов об архитектурных стилях, господствовавших на момент начала проектирования и строительства Смоленской церкви
Здесь надо напомнить читателю, что на смену демократическому классическому стилю, давшему на Руси образцы мировых шедевров, пришел и безраздельно господствовал более двух десятилетий русско-византийский стиль, представляющий собой мешанину (искаженных и деформированных) архитектурно-художественных элементов, произвольно взятых из всех предыдущих стилей. Родоначальником стиля, как это ни парадоксально, стал знаменитый архитектор-классицист В. П. Стасов

В 1995 году в честь 50-летия Победы в области прошел сбор пожертвований на восстановление Смоленской церкви как пантеона павшим в Великой Отечественной войне.

Проект реставрации, утвержденный инспекцией по охране памятников истории и культуры в 1996 году, предусматривает полное восстановление церкви в 2000 году. На радость православному люду, храм-памятник воинской славы должен засиять во всем своем великолепии: увенчанный пышным пятиглавием, в обрамлении ажурных крылец, с восстановленным внешним архитектурным убранством, окрашенный в победоносный — красно-белый цвет.
Автором исторической записки к проекту реставрации Р. М. Алексиной в различных архивах России обнаружены чертежи древней Смоленской, а также полный комплект чертежей строительства новой церкви, исчерпывающее описание всех культовых и хозяйственных предметов церковного обихода, включая простую медную лампадку. Обнаружены и фотографии, запечатлевшие объем колокольни до ее разборки. Прихожанами и благотворительными вкладчиками в строительство церкви были именитые горожане Серебренниковы, Сухановы, Плотниковы, Русановы, Перелыгины, Подшиваловы, Иноземцевы, Фроловы и другие.
Смоленскую церковь построил один из наиболее плодовитых и удачливых из плеяды орловских зодчих архитектор Никита Тимофеевич Ефимов. Он автор проектов самых крупных культовых сооружений Орловщины: Тихвинской церкви Оптина мужского монастыря (под Болховом), Троицкой церкви Успенского мужского монастыря (г. Орел).
Вернемся к нынешнему состоянию церкви иконы Смоленской Божией Матери.
Согласно реставрационному заданию от 18.05.1995 года все ремонтно-восстановительные работы по объекту планировалось завершить в IV квартале 1997 года. Но практика реставрационных работ показывает: сроки и выполнение восстановительных работ практически всегда корректируются в рабочем порядке в зависимости от финансирования. Здесь мы не можем сказать, что сроки корректируются. По существу реставрация еще не начиналась. Хлебозавод оставил после себя тяжелое металлическое оборудование: 620 кубических метров строительных конструкций, из них 219 — несущих железобетонных, демонтаж которых исключает в данных условиях применение тяжелых ударных механизмов. С вывозом всего строительного мусора это, по прикидочным оценкам, стоит около 600 миллионов рублей. На сегодняшний день приходской совет освободил церковь от чужеродных материалов на 60%.
Не выполнены первоочередные противоаварийные и консервационные работы, требующие значительных материальных затрат. Каменная замкнутая ограда территории в аварийном состоянии, культурный водоносный слой под ветхим асфальтом собирает до 30 м3 ливневых вод с площади 5 600 м2. Переувлажняется цоколь, вода проникает в подклет, идет интенсивный «многоходовой» процесс морозного пучения с разломом блоков известняка по цоколю. Агрессивная вода, несущая с собой все загрязнения крупного промышленного города, способна в течение нескольких лет превратить кирпичную кладку в труху. Покрытие стен ветхое, чердачные конструкции поражены гнилью. После горячих цехов хлебозавода с отключением отопления массив кладки полностью промораживался в зимний сезон 1995–1996 годов, сейчас отапливается только трапезная. Надо помнить, что сводчатые конструкции из кладочного материала, как всякий живой организм, чутко реагируют на малейшее изменение температурно-влажностного режима, все усилия на сжатие и растяжение постоянно меняются и перераспределяются. Запас прочности и резервных сил крестово-купольной распорной системы достаточно велик, но при «случайном», единовременном наложении неблагоприятных факторов прогнозировать деформационные процессы крайне сложно.
Следует признать, что с уходом из этих стен хлебозавода процесс разрушения памятника не только не остановлен, но и убыстряет темпы. В настоящее время приходской совет одновременно ведет богослужение и отделочные работы в трапезной. По проекту художника-дизайнера М. Е. Долгоноса устроен наборный мраморный пол, помещение оштукатурено. Штукатурное покрытие местами переувлажняется, наблюдаются шелушение, отлупы, осыпания. Не нашлось средств на выполнение лепного декора интерьера, что в дальнейшем неизбежно приведет к частичному сбитию штукатурки. Невыполнение надлежащих первоочередных противоаварийных и консервационных работ неизбежно приводит к перерасходу средств и строительных материалов.
О тех, кто принимал непосредственное участие в реставрации церкви
Координирует работы мэрия города Орла и ИТР различных строительных организаций. Общестроительные работы выполняются на основе взаимозачетов. Спецработы выполняются по договорам. При качественной работе их стоимость будет составлять не более 50% государственных расценок. Бригада Сергея Георгиевича Болоцких ведет работы исключительно экономно. Такой экономии средств в реставрационной практике на Орловщине за последние 25 лет не было. Сам Сергей Георгиевич в совершенстве овладел приемами мастеров прошлого. Такие мастера в России всегда были востребованны, имели, как правило, свои именные клейма и ставили их на свои изделия. Как медянщик-позолотчик он дает гарантию покрытия тонким сусальным золотом глав Смоленской церкви на 7 лет (в Москве, скажем, дают гарантию качества покрытия толстым золотом всего на 5 лет). Золочение им глав церкви Михаила Архангела выполнялось к Олимпиаде-80, и только через 18 лет появились первые пятна на поверхности. Последние 20 лет большинство восстановленных завершений по церквям Орловской области выполнялось им. Это не менее 30 восстановленных памятников старины.
Работами по изготовлению крестов руководил главный механик АО «Продмаш» B. C. Грущин. Непосредственными исполнителями были слесарь В. Т. Карпушин, сварщики Б. К. Борисов и С. А. Гаврилов, инженер-конструктор З. В. Коробова и другие. Ажурное поле крестов выполнялось на ООО «Янтарь-инструмент» на электроискровой установке мастерами Ю. И. Кисисевым, Б. А. Воронцовым, В. А. Коньковым. С. Г. Болоцких, принимавший работу по отделке поверхности металла под золочение, отметил, что более качественно выполненной работы ему встречать не приходилось, кресты изготовлены в точном соответствии с чертежами.
О формах православных крестов на храмах, надписях на крестах и о полумесяце
Единая форма православных крестов в официальном порядке не установлена. Наиболее широкое применение в настоящее время получили восьмиконечные кресты — с косой нижней перекладиной. Эта форма крестов известна с древнейших времен, но распространение на Руси получила начиная с XIV века. Иногда можно столкнуться с мнением, что полулунный знак в основании креста появился после татаро-монгольского нашествия как символ «поверженного» ислама — это совершенно неверно. Исследователи утверждают, что крест на полулунном основании применялся в Византии задолго до христианизации Руси и, по древнейшим источникам, имеет разное символическое прочтение. Крест — это небо, столп церкви, свет истинный, солнце. Полулуние — это земля, лоно церкви, свет отраженный, луна.
Изогнутую планку, как и косую перекладину, связывают еще с монашеским облачением, считающимся одеянием воина Христова: кпобук — это шлем, крест — это оружие, изогнутая планка — это гарда (щит, прикрывающий руку воина). В церковных молитвах «Крест Христов есть меч духовный, которым побеждаются враги видимые и невидимые», «оружие мира». Отсутствие полулуния на древних нательных крестах и применение его только на храмах указывают на наиболее точное толкование этого символа — «церковь — корабль». Согласно древнейшим постановлениям апостольским, православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным». Добавлю, что для Смоленской церкви наверху столпа крестов в круглом поле, в металле, написано «Ника», что в переводе с греческого означает «победитель». (Этот символ точно соответствует назначению храма-памятника!). В центре крестов, в круглом поле — восьмиконечный православный крест с косой перекладиной над возвышением, символизирующим Голгофу — гору, на которой распяли Христа. С XVI века вокруг этого возвышения стали писать «М. Л. Р. Б.», то есть «место лобное рай бысть», в переводе со старославянского — «место лобное стало раем». Мы подчас не задумываемся, какой глубокий — буквальный, не переносный — смысл имеет известная фраза «Красота спасет мир».
О гармонии архитектуры прошлого и настоящего
В проектах реставрации объектов, имеющих важное градостроительное значение, рассматриваются возможности восстановления наилучшего обзора памятника архитектуры с учетом сложившейся градостроительной ситуации. Визуальное восприятие Смоленской церкви с центральной площади, по всему протяжению улицы Ленина, через исторический центр г. Орла по своей значительности просто уникально.
В 60–70-е годы нагорная часть Советского района застраивается престижными зданиями от гостиницы «Салют» до городского сада XIX века, город искусственно делится на две визуально изолированные части. Связь современного центра города с историческим центром нарушается, исчезает широкий визуальный охват деталей с энергичным разворотом водного зеркала поймы р. Оки. Выразительный и индивидуальный ландшафтно-эстетический потенциал г. Орла, созданный самой природой, навсегда утрачивается для современного центра города. Поэтому роль и значение сохранившегося узкого коридора видимости на старый город с центральной площади трудно переоценить.
Пешеходная брусчатая улица Ленина — это гордость орловцев и визитная карточка города, поэтому крайне нежелательно встраивать «пломбы» в живую ткань рядовой застройки XIX — начала XX веков домами из силикатного кирпича, дающего сухие и невыразительные фасадные плоскости. С выходом на Александровский мост вертикаль Смоленской церкви как бы исчезает, уходя за горизонт, но появляется «второе дыхание» пространственной связи — мгновенно раскрывается величественная панорама всего исторического центра города на 180 градусов по створу реки Орлик. Это лицо города.
Образно воссоздать панораму церквей и престижных домов помогают многочисленные архивные фотографии начала XX века. Легко просматривались церкви Покровская, Преображенская, Богоявленская, Николы Рыбного, Михаила Архангела с часовней, Васильевская, а также учреждения и доходные дома, имеющие высокую архитектурную ценность — гостиный двор, гостиница «Берлин», Коммерческий банк, магистрат, народное училище, Русско-Азиатский банк, водяная мельница. Исчезновение основных вертикалей и выпадение некоторых зданий из силуэта панорамы обедняет центральную городскую застройку. Но даже немногое, например, воссоздание шпиля магистрата и башен Коммерческого банка с надлежащей покраской старой и новой застройки, преобразит город, позволит наполнить его смысловым содержанием. Станет ясной и необходимость восстановления доминанты панорамы — колокольни Смоленской церкви. Очевидно, что, отреставрированная, с воссозданием колокольни, Смоленская церковь станет настоящим украшением города.
Почему так притягивает взор и радует душу красота православного храма? Потому что эта рукотворная красота создана по божественным принципам гармонии, которыми руководствовался сам Творец, Создатель. Созерцание божественных пропорций гармонизирует весь наш строй — и душевный, и физический. Так почаще любуйтесь нашими храмами!
Материал подготовлен на основе статей:
М. Скоробогатов. Смоленская церковь. «Просторы России», 23.05.1997 г.;
Т. Павлова. Почаще любуйтесь нашими храмами. «Орловская правда», 6.01.2000 г.
Статья Р. М. Алексиной, автора исторической записки к проекту реставрации Смоленской церкви.
История в фотографиях
![]() До 1917 г. |
![]() До войны |
![]() В годы войны |
![]() 1968 г. |
![]() 1968 г. |
![]() 1970-80-е гг. |
![]() 2004 г. |
![]() 2006 г. |
![]() 2008 г. |