| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Поговорим об Орле orel-story.ru форум / Поговорим об Орле /  
 

Октябрьская улица, районы «Приборка» и «Семашко»

 
 
Страница  Страница 26 из 32:  « Назад  1  ...  25  26  27  ...  31  32  Дальше »

Автор andymackey

Участник 
#376 | Дата: 28 Янв 2023 15:19 
Человек 19
Нет, это карта в 1927 году перерисованная курсантами особой команды 16-го стрелкового полка с карты 1900 года. Поэтому там нет Андросовских садов. Чуть позже подробнее всё разжую в теме «Загадки старой карты».

Человек 19:
"Жилина 10" - 10 это количество дворов в деревне?

Да.
andymackey:
На аэрофотоснимках ВОВ этих домов уже нет?

Есть.
Человек 19:
Интересно, это крестьянские хутора или мещанские дома-дворы орловских горожан

Это просто дворы, не хутора и не господские дворы. Кому принадлежали - не знаю. Но это первые жители района.
На аэрофотосъёмке раньше разглядывая карту видел что-то напоминающее дома, карта вот теперь подтвердила.

Автор Человек 19

Участник 
#377 | Дата: 28 Янв 2023 17:08 
andymackey:
На аэрофотосъёмке раньше разглядывая карту видел что-то напоминающее дома, карта вот теперь подтвердила.

Снимке 1942 или 1943 года?

Автор andymackey

Участник 
#378 | Дата: 28 Янв 2023 17:58 
В августе 1941 года двора на месте дома № 46 по ул. Цветаева уже не видно (1). Видим дом (2) и водонапорную башню (3).


Автор Человек 19

Участник 
#379 | Дата: 28 Янв 2023 20:17 | Поправил: Человек 19 
andymackey, где зелёный кружок фундамент виден. Качество снимка шикарное, все ложбинки оврага видны. Намного лучше общедоступных двух за 1943-й год. Это ВОВ, немецкий 1942 год?

Интересно, Андросовские сады после Гражданской войны. А до. Голые поля или засевались. Может огороды, как после ВОВ. И кому они принадлежали. Помещичья земелька или участки чьи то.
Вообще если Костомаровка штабс-капитану Костомарову принадлежала, то Жилино то же помещичьей деревней когда-то была.

Если эти два дома (которые уважаемый Andymackey обнаружил) были крестьянскими хуторами, то может эти крестьяне и наделами рядом владели. Наверное никогда уже это выяснить не получится. Хотя есть план межевания, кадастровый учет.

Так забавно, когда на более старых картах вместо "ипподром" "бега" и "скачки" )

А карта интересная. В основном городе информации никакой. Кварталы-квадраты. Кроме мостов и отдельных крестов (церкви или кладбища) информации ноль. А в окрестностях и отдельный дом отображен. Не говоря уже о скачках, кирп. заводиках и т.д. )))

Понял, потому что это кусок большой карты Центральной России скорее всего.

Автор Garri
Участник Муж.
#380 | Дата: 9 Фев 2023 12:40 
Человек 19:
Это стройбатовская в/ч МО изначально там была размещена для строительства училища связи КГБ?

ОВВКУС и дом для его офицеров (не помню адрес) строил стройбат в/ч 35812 по принадлежности - КГБ СССР, который после развала Союза перешёл в ФАПСИ. Таких частей в КГБ было порядка шести. В стройбате служил мой отец в 1971-1982 годах.
У меня где-то фото были (весна 1972) на который видна огромная траншея, проходящая пол теперешней центральной аллеей от КПП, а за ней остатки яблоневого сада.

Автор andymackey

Участник 
#381 | Дата: 28 Фев 2023 22:36 | Поправил: andymackey 
Ещё одна интересная деталь для будущей Приборки на карте 1900 года.
Отмечена дорога, альтернативная Наугорскому большаку, идущая от Болховского шоссе в районе нынешнего перекрёстка Октябрьской-Ломоносова до Микуличей (Никуличей). В 1920-х годах она была сокращена, и доходила до Гражданского аэропорта (1926 г.п.). На снимке 1943 года можем наблюдать её трассу.

В современное время используется часть трассы от Октябрьской улицы до поворота налево у Инфекционной больницы. На зарезервированном в советское время землеотводе под продление улицы Ломоносова сейчас появились некапитальные здания магазинов «Пятёрочка» (2017) и «Горки» (2021). После территории Академии ФСО старая дорога продолжается современным северным обрубком Приборостроительной улицы, которую по хорошему в 2000-х годах надо было называть по другому (достойных людей, кандидатов хватает), и упирается в СНТ «Самолёт».



Также, знаковой для Приборки, остаётся старая дорога, которая используется и теперь. Она в 1920-х годах являлась межсадовым проездом через сады Андросова, в 1940-х годах доходила до небольшой отвертки (ответвления) оврага (в современном Наугорском лесопарке) и спускалась в балку Сухой Никулич, выходила наверх и вокруг Гражданского аэропорта вела в Никуличи. В 1960-х годах эту дорогу использовали проектировщики для строящегося 290-го квартала, оставив её в качестве межквартальной пешеходной дороги. В середине 1970-х, после постройки девятиэтажек на Ягодном переулке эта пешеходная дорога снова получила связь с Октябрьской улицей, утраченную в послевоенные годы из-за частной застройки. На Октябрьской улице была открыта новая остановка общественного транспорта «Приборостроительная ул.», сейчас вроде бы просто остановка «По требованию». Движение от Ягодного переулка до ул. Цветаева появилось уже в 1990-х годах, и не вызвало восторга у местных жителей, как, впрочем, не вызывает и сейчас. После современной территории сада «Сказка» дорога поворачивала правее и шла по застроенному ныне жилыми домами участку, выходя через современную территорию школы № 36 на сквер около Ипподромного переулка вдоль Больницы им. Семашко, пересекая насквозь 291-й квартал и входя в современный Наугорский лесопарк (там трасса дороги сохранилась в первоначальном виде до бывшего аэропорта).



Не зря на своём месте находится разворот посреди бульвара на Приборостроительной улицы. Это тоже часть старой грунтовой дороги, которая начиналась от выше описанной грунтовки и шла между домами № 34 и № 38 (после застройки дорогу между домами использовали пешеходы, позже сильно разрослись деревья и кусты), шла через территорию Завода Приборов и выходила на современную улицу Ломоносова.


Автор Человек 19

Участник 
#382 | Дата: 28 Фев 2023 23:30 | Поправил: Человек 19 
Уважаемый andymackey, а почему Вы думаете что все те грунтовочки, отображенные на карте начала XX-века и немецких снимка это именно современные дорожки и улицы?

Что точно известно, что осталось на своих местах это: Октябрьская, Наугорское шоссе. Балочка, в которую укладывали трубы на аллее Приборостроительной, как бы в естественный котлован. Это точно 100 % те "линии", которые остались из прошлого.

А другое. Ну примерно современные дороги и пешеход. дорожка совпадают. При очень примерно, на немецкие снимки это не современные гугл-снимки, точно не рассчитаешь. Не факт что именно по тем грунтовкам пошли эти улицы тютелька в тютельку.

Еще надо учесть:
1) Между последним немецким снимком и застройкой района прошло ровно 20 лет. За ВОВ часть домов уничтожено. Часть Андросовского сада. Потом земли отдавали под огороды. Там эти все грунтовки могли перед застройкой и по другому выглядеть. Новые под огороды, старых могло и не быть.

2) Район застраивался по плану, по чертежам. Едва ли там грунтовочки учитывали для будущих улиц. Если они именно эти еще были у тому моменту.

3) При начале застройки района в первой половине 1960-х я думаю там столько грунтовок дорог наделали. Для подвоза материалов, кранов, техники. Если сделать снимок за 1963-1964-годы и сравнить с немецким я думаю они бы уже сильно отличались. И не факт грунтовки времен первой половины века остались тогда.

Поэтому кроме Октябрьской и Наугорки говорить что часть улиц именно конкретно на месте эти грунтовок не думаю что логично. Просто что-то приблизительно рядом идет, совпадает. Что-то нет.

andymackey:
Она в 1920-х годах являлась межсадовым проездом через сады Андросова, в 1940-х годах доходила до небольшой отвертки (ответвления) оврага (в современном Наугорском лесопарке) и спускалась в балку Сухой Никулич, выходила наверх и вокруг Гражданского аэропорта вела в Никуличи. В 1960-х годах эту дорогу использовали проектировщики для строящегося 290-го квартала, оставив её в качестве межквартальной пешеходной дороги. В середине 1970-х, после постройки девятиэтажек на Ягодном переулке эта пешеходная дорога снова получила связь с Октябрьской улицей, утраченную в послевоенные годы из-за частной застройки. На Октябрьской улице была открыта новая остановка общественного транспорта «Приборостроительная ул.», сейчас вроде бы просто остановка «По требованию». Движение от Ягодного переулка до ул. Цветаева появилось уже в 1990-х годах, и не вызвало восторга у местных жителей, как, впрочем, не вызывает и сейчас. После современной территории сада «Сказка» дорога поворачивала правее и шла по застроенному ныне жилыми домами участку, выходя левее современной территории школы № 36 на участок Ипподромного переулка вдоль Больницы им. Семашко, пересекая насквозь 291-й квартал и входя в современный Наугорский лесопарк (там трасса дороги сохранилась в первоначальном виде до бывшего аэропорта).

По пешеходной дорожке на Приборке рядом с садиками, помню что что в девяностых там ставили столбы от машин. При чем капитальные, явно не сами жители. Потом их спиливали и снова машины ездили. Уже тогда такая борьба шла. При СССР была ли дорожка официально открыта для машин, не знаю. Но она до ул. Цветаева не доходит. Идет от больницы до Ягодного. Если мы об одном и том же. И опять же, почему Вы считаете что это именно "древняя" грунтовка. Была ли она к моменту застройки. Просто межквартальный проход-проезд. Может совпала, может та грунтовочка проходила в 50-100 метрах от нынешней дорожки, то есть на её месте сейчас дома. Может её уже не было к 1964-му. На немецких снимках без привязки к конкретным сохранившимся объектам (дома, овраги) плюс минус пол сантиметра на экране все рядом.



Вывод: грубо говоря Централ да, на месте. Сухой Никулич на месте. Октябрьская на месте. Ипподром можно с точностью до метра обозначить. Бывшие дома Костомаровки вдоль Октябрьской. Церковь. А остальное (поля, грунтовки) приблизительно, что бы "прямую правопреемственность" установить.

Автор Kireev

Модератор 
#383 | Дата: 1 Мар 2023 00:26 | Поправил: Kireev 
Тема старых дорог/улиц интересная. Одно время тоже нравилось прослеживать эти моменты. В Орле и даже в столице, которая поглатила в себя сотни деревень и малых городов.

Человек 19
Частая практика, что бывшие хорошо наезженные грунтовки с застройкой районов превращались в их улицы или внутриквартальные проезды. Это можно кропотливо рассчитать по снимкам. Сейчас это помогают сделать некоторые картографические ресурсы. На экран выводятся сразу две карты (например аэросъёмка 1943 и современный спутниковый снимок). В центре карт стоят крестики и они подогнаны так, что на обоих снимках эти крестики указывают на одни и те же места. Двигаешь мышкой одну карту и точно так же двигается вторая. Это позволяет в точности определить, на каком объекте стоит крестик сейчас и что на этом месте было, допустим, в 1942 году. Или, к примеру, на карте 1870 года.

Автор Ivan
Участник Муж.
#384 | Дата: 1 Мар 2023 00:35 | Поправил: Ivan 
Человек 19
Проверяется элементарно - накладывается изображение (например, карта) на спутниковые или аэроснимки с привязкой по узнаваемым ориентирам.
https://www.google.ru/intl/ru/earth/
Ну а качество современных снимков вполне приемлемо.

Красный мост
Красный мост
стадион
стадион

Автор andymackey

Участник 
#385 | Дата: 1 Мар 2023 00:51 | Поправил: andymackey 
Kireev:
Это можно кропотливо рассчитать по снимкам. Сейчас это помогают сделать некоторые картографические ресурсы.

Так и делал, плюс моя приборская идентичность, знаю рельеф очень хорошо, где уклон, где подъём, где отвертки оврагов и т.д. Составил для себя карту всех неровностей 290-го квартала, публиковать не буду, каждый может сам для себя составить интересующий район. Между такими неровностями и с их учётом и прокладывались дороги. Только в 1960-х в этом квартале стали координально менять рельеф. Но мне все дороги ясно открываются и сейчас.

Человек 19:
при СССР была ли дорожка официально открыта для машин

Нет, не была, ни официально, ни фактически. Поэтому в 1990-х никто не хотел видеть на привычной для всех пешеходной дорожке авто, едущий навстречу. Машин на этой дорожке в 1960-1980-х и не могло быть, потому что изначально между домами для пешеходов уложили узкие бетонные плиты, которые стали асфальтировать только в конце 1980-х годов.

Человек 19:
думаете что все те грунтовочки, отображенные на карте начала XX-века и немецких снимка это именно современные дорожки и улицы?

Со временем понял, что всё старое, используется больше чем мы предполагали раньше. Ну а так, сравнить можно точно если карта/снимок хорошо привязана к координатам. Сейчас на двух ресурсах это сделано профессионально, если совсем точно не получается совместить, то всегда можно найти точку/здание, по ней свериться и сделать поправку, сместить. Работа интересная.

Автор Человек 19

Участник 
#386 | Дата: 1 Мар 2023 02:24 | Поправил: Человек 19 
Kireev:
Частая практика, что бывшие хорошо наезженные грунтовки с застройкой районов превращались в их улицы или внутриквартальные проезды.

Не хочу спорить ради спора конечно. Иногда превращаются. Но сомневаюсь, что часто ориентируются на грунтовку в поле при планировании района. Тем более рассчитать, что бы грунтовка стала пешеходной дорожкой. Под это подгонять месторасположение и строительство домов?

Вот балка на Приборке да. Посчитали что туда удобно трубы укладывать, рядом дорога. Дома соответственно. Да и то, наверное случайно совпало. По заводу естественно ориентировались. Надо было бы и с нуля вырыли.

По заводу там ориентировались. По Сухому Никуличу. И по существующей Костомаровке. А не по грунтовкам. Тем более что корпуса завода явно не в соответствии с грунтовками строили. А район от завода пошёл, тут я думаю никто не спорит.

И есть первоначальная схема района. Там многое по другому.


В общем: Приборостроительная и Игнатова похожи на старые дороги. Приблизительно. Версия с пешеходной дорожкой Приборки вообще не состоятельна. Ориентировались по заводу, Костомаровке и Сухому Никуличу. Были ли эти дороги после ВОВ вопрос, может огородами перекрыли.
И самое главное, даже на самом качественном немецком снимке не соотнести грунтовку по координатам с тем что сейчас. Что-то кардинальное, типа Централа да. А это. Надо гугл-снимок 1964 года (которого быть не может) брать и нынешний, и координаты подбивать. Может там грунтовка сейчас бы по цехам Орлэкса шла. Опять же повторюсь, не факт что огороды 60-х и сады 40-х одно и тоже.

Автор Человек 19

Участник 
#387 | Дата: 1 Мар 2023 02:37 | Поправил: Человек 19 
andymackey, а Вы на Семашке живете? Просто там значительная часть жизни прошла и сейчас там бываю. Каждый кустик знаю.

В общем точный ответ даст либо гугл-спутниковый снимок начала 1960-х годов. Коего быть в природе не может. Либо очень качественная, с высоким разрешением, детальная аэрофотосьёмка на начало 1960-х годов. При чем не когда уже на район стали технику и материалы подвозить и наделали там грунтовок много. А где-то на 1960-1962 годы.

Автор andymackey

Участник 
#388 | Дата: 1 Мар 2023 10:12 | Поправил: andymackey 
Человек 19:
Версия с пешеходной дорожкой Приборки вообще не состоятельна.

Ну ё моё... Извините, но я написал про трассу этой дорожки следующее - она совпадает только от Октябрьской улицы и до территории детского сада «Сказка», а далее уходит правее современной дорожки через кварталы, а в Наугорском лесопарке она и сейчас совпадает.




Автор Человек 19

Участник 
#389 | Дата: 1 Мар 2023 14:52 | Поправил: Человек 19 
andymackey
а, то есть что я подумал эти две грунтовки вроде совпадают улицы как Приборостроительная автомобильная и Игнатова, а Вы посчитали пешеходная дорожка Приборки и ул. Ломоносова)
Сначала же завод поставили. Явно прям между грунтовками ориентировались при строительстве корпусов)

Вот эти красные стрелочки, которые ближе всех к Сухому Никуличу, на ул. Игнатова больше похоже. Как раз ниже они дальше от оврага. Там сейчас школа ГАИ и кирп. пятиэтажки и заправка. А выше та грунтовка близко к оврагу подходила, это где-то где подстанция. Там гаражи и уже овраг. Но примерно, ул. Игнатова все таки поближе к оврагу.

Хотя, повторюсь, поставили завод . И ориентировались конечно на юге заводская стена, на севере Сух. Никулич, на востоке Костомаровка. И из этого планировали больницу (ее тоже не по грунтовкам) и призаводской район.

Вот новый район Зареченск. Ул. Мостовая уже была. Где ул. Емлютина там была грунтовка вдоль автодромов. Но совпало только потому, что район "упёрся" в автодромы. Вот и сделали окраинную улицу и второй заезд. С одной стороны район "оттолкнулся" от коттеджного поселка, возникла ул. Алроса. С другой "упёрся" в автодромы, возникла ул. Емлютина, которая примерно совпала с грунтовкой, когда там поле было. И то не метр в метр по ней идет. Тут так же улицы возникли по существующим объектам (автодром и коттеджи), а не по грунтовкам Орелстрой кварталы распологал.

Автор Человек 19

Участник 
#390 | Дата: 1 Мар 2023 15:29 
По грунтовкам еще можно узнать. Взять самый лучший немецкий снимок. Узнать его реальный масштаб до метра, азимут. Взять современный спутниковый снимок. Такого же масштаба. Соотнести все метр в метр по ключевым точкам. Например, здание централа и Сухой Никулич (хотя балки оврага я думаю видоизменялись). И увидите скорее всего что улицы и грунтовки частичными участками плюс минус рядом, дальше или ближе.
Но это работа только профессионалам под силу. Нужны два снимка идеального совпадения масштаба и азимута. Ресурсы типа Этоместо я думаю слабо подойдут.

Еще можно попытаться вычислить географические координаты этих грунтовок, через ориентир тоже здание Централа. Но надо вплоть до секунд, грунтовка объект мелкий, ширина три-четыре шага взрослого человека.

Страница  Страница 26 из 32:  « Назад  1  ...  25  26  27  ...  31  32  Дальше » 
Поговорим об Орле orel-story.ru форум / Поговорим об Орле /
 Октябрьская улица, районы «Приборка» и «Семашко»

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гостей - 1
Форумчан - 0
Максимум когда-либо в эфире: 38 [7 Янв 2024 02:45]
Гостей - 37 / Форумчан - 1
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх