| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
История Орловского края в лицах orel-story.ru форум / История Орловского края в лицах /  
 

Краевед Михаил Викторович Каплинский (1892-1973)

 
 
Страница  Страница 1 из 2:  1  2  Дальше »

Автор andymackey

Участник 
#1 | Дата: 12 Ноя 2021 11:37 | Поправил: andymackey 
Забытый краевед

Каплинский М. В. родился 2 октября 1892 года, умер 21 августа 1973 года.

Что меня удивляет и очень настораживает в последнее время? Какая-то странная «забывчивость» по отношению к относительно еще недавнему прошлому... Нежелание проверить, уточнить, переспросить, к сожалению, стало характерно для многих фактов нашей краеведческой жизни. Ошибаемся в датах, событиях, именах...

Архитектор, художник, музейщик

Спасибо журналистке Е. Н. Годлевской, что некоторое время тому назад она вспомнила о краеведе Михаиле Викторовиче Каплинском в связи с именем Ермолова. Но о Каплинском мы обязаны вспоминать, говоря о многих фактах орловского краеведения. Сейчас, в канун 125-летия со дня его рождения, мне и хочется это сделать.
Я познакомилась с Михаилом Каплинским в 1959 году, когда он был инспектором госконтроля по строительству и архитектуре в облисполкоме. Елизавета Николаевна Коренева, тогдашний директор краеведческого музея, настоятельно рекомендовала мне, начинающему сотруднику музея, пообщаться с Каплинским, который еще в конце 20-х годов работал в орловском краеведческом музее. Михаил Викторович занимал почетное место среди лоцманов орловского краеведения. «Архитектор, художник, музейный работник», – так определяет его в своем издании «Орловские краеведы» В.П. Еремин.

После окончания Первой орловской мужской гимназии, в 1914 году Михаил Каплинский поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1916-м был призван в армию, направлен в школу прапорщиков. Во время Февральской революции 1917 года (он служил в это время в 192-м Сибирском запасном полку, расквартированном в Москве) по просьбе солдат привел полк в распоряжение революционного правительства. Октябрь 1917 года встретил на Западном фронте. Был избран членом полкового комитета, затем был направлен в армейский ревтрибунал, где исполнял обязанности военного следователя. В Гражданской войне участвовал в качестве командира конной разведки, позже был переведен в разведотдел при штабе дивизии. В конце 1922 года демобилизовался. Работал учителем рисования и черчения. С образованием в 1925-м Орловского общества краеведения стал его активным членом.

В 1928 году Михаил Викторович возглавил Орловский окружной музей. В 1931-м был арестован по так называемому «делу краеведов», но в ходе следствия был освобожден из-под стражи. В 1936–1938 годах работал директором краеведческого музея в городе Вольске Саратовской области.

До и после войны

В свое время я как-то не очень-то задумывалась о путях интеллигенции в революцию, о выборе той или иной профессии, в частности музейного дела и т.д. И сейчас меня как бы осенило. А почему, собственно говоря, Михаил Викторович не был членом партии, почему ушел в краеведение, а не в политику? Ведь для того времени он был весьма образованным человеком. Но такие вопросы тогда не принято было задавать.

В 1939 году как офицер запаса Михаил Каплинский был призван в ряды Красной Армии и направлен на должность помощника начальника штаба в 125-й стрелковый полк 6-й Орловской стрелковой дивизии, дислоцировавшейся в Бресте. В мае 1940 года, по окончании срока призыва, возвратился в Орел и стал работать заместителем директора областного краеведческого музея по научной работе. В августе 1941-го был призван в действующую армию. В звании майора командовал отдельным батальоном 12-й автодорожной части на Брянском, а затем Воронежском фронтах. Был ранен.

После освобождения Орла Михаил Викторович работал в Орловском облисполкоме. Странно, но в отличие от других участников Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войны, которых в те годы так много бывало в краеведческом музее, Каплинский, так по крайней мере запомнила я, не любил вспоминать о войне, он говорил о мире, о достопримечательностях Орловского края... Говорил тихо, без лишнего пафоса, как бы с извиняющейся улыбкой.

Естественно, мне было очень интересно разговаривать с человеком, который работал в этом же музее на 30 лет раньше меня. То, что можно услышать, задать вопрос и тут же получить ответ, безусловно, интереснее, чем просто прочитать. Да тогда и публикаций было не очень-то много. Главным фактором овладения профессией был личный опыт, мы им и пользовались.

Любимая тема – Сабурово

Каплинский был по тем временам специалистом по Ермолову, по Сабуровской крепости и ряду других тем. Диапазон познаний Михаила Викторовича был очень обширен. Интерес к краеведению захватил его еще в юности, в начале 20-х годов. Работы Каплинского, будь то заметки в газетах, статьи в книгах, в основном были посвящены памятникам архитектуры Орловщины. Много внимания он уделял знаменитым землякам. Немало усилий приложил Михаил Викторович, чтобы вскоре после окончания войны, в 1949 году, на Троицком кладбище скульптором Б.Д. Бологовым была установлена доска из белого мрамора с изображением генерала А.П. Ермолова. Ее художественная, эстетическая ценность не утратила своего значения и по сей день.

Среди любимых тем Михаила Каплинского всегда значилась Сабуровская крепость. В 1957 году в газете «Орловская правда» от 14 июня была опубликована его статья «Сабуровская крепость», написанная совместно с П. Николаевым. Помню, как мы тогда с интересом восприняли ее.

Сейчас перечитала этот материал в очередной раз. Многое воспринимается иначе. Кроме архитектуры, автор писал и о крепостном праве, и о положении крестьян, и о современной ему жизни колхоза-миллионера «Идея Ленина». «Сабуровскую крепость – усадьбу, построенную по прихоти графа Каменского, часто посещают многочисленные экскурсии студентов, рабочих и служащих, колхозников и учащихся. Сейчас в селе Сабурово, где расположена крепость-музей, живет одна из бригад передового в Орловском районе колхоза-миллионера «Идея Ленина»... Все это далекая-близкая история, о чем следует вспоминать и тем, кто сейчас занимается Сабуровской крепостью.

Нельзя не вспомнить такую статью Михаила Каплинского, как «Архитектурное наследие», опубликованную в газете «Орловская правда» 9 января 1966 года. «Сохранившиеся на Орловщине памятники архитектуры – незаурядные произведения русского зодчества XVI–XIX веков. Они свидетельствуют о силе и мудрости народа, о духовной его красоте». Автор делится своими размышлениями о памятниках архитектуры Болхова, Мценска, Ливен, Орла, Дмитровска, в очередной раз пишет о храме в селе Сабурово. Думаю, что для студентов архитектурного факультета и для всех любителей старины эта статья и по сей день не утратила своего познавательного значения.

Назову и другие публикации М.В. Каплинского: «Памятник под угрозой» – о Троицком соборе Оптина монастыря в Болхове («Орловская правда» от 22 ноября 1967 года); «Из глубины веков» – о старинных домах Орла («Орловская правда» 1969 год, 25 мая); «Памятники зодчества» («Орловская правда» 1971 год, 29 августа); «О культовых памятниках архитектуры г. Орла» («Орловский комсомолец» от 2 мая 1973 года). Это была последняя статья Михаила Викторовича. По сути, его духовное завещание нам, потомкам. Меньше чем через четыре месяца Каплинский умер. Он ушел из жизни 21 августа 1973 года.

Последняя статья

Считаю нужным более подробно остановиться на этой, последней статье Михаила Викторовича, ибо то, о чем он писал в 1973 году, и по сей день не утратило своей актуальности. Он пишет о жилом доме № 11 по Московской улице – «прекрасном здании простых выразительных форм, построенном в 1937 году по проекту архитектора Александра Самсоновича Тодорова, человека больших знаний и опыта». Он пишет о кинотеатре «Родина», о Дворце культуры железнодорожников и о других архитектурных объектах.

Поскольку и по сей день эти здания, судьба их использования продолжают не без основания волновать общественность, считаю необходимым напомнить современным читателям об одном из наших предшественников, Михаиле Викторовиче Каплинском, который еще в 1973 году отмечал: «В послевоенное время, в самом конце 40-х и в 50-е годы, в Орле было построено немало общественных зданий с большим или меньшим влиянием архитектурного стиля русского классицизма, в чем усматривается некоторая преемственность архитектурного наследия – памятники конца XVIII–XIX веков в нашем городе. К таким зданиям, характерным для истории застройки Орла в середине XX века, следует отнести железнодорожный вокзал, построенный в 1948–1949 годах по проекту архитектора Мхитаряна, и второе его здание – Дворец культуры железнодорожников; драмтеатр с сохранившейся от старого здания ротондой – по проекту архитектора Б.В. Антипова. Дом книги (арх. И.А. Иванов, скульптор Лавро), библиотека имени Крупской (арх. Е.В. Трубецкая), пединститут, а также здание исполкома городского Совета. В архитектурных формах указанных строений города, в их конструкциях отразились поиски форм, созвучных нашей современности. Бесспорно, эти здания интересны для города, и сохранены они должны быть без переделок».

Во многих дебатах нашего сегодняшнего дня очень чувствуется отсутствие такого знающего объективного эксперта, каким был М.В. Каплинский, с его спокойной манерой «доказывания» своих мыслей и оценок...

Нина Кирилловская
Орловский Вестник 12.10.2017

http://orel.bezformata.com/listnews/zabitij-kraeved/61616995/

Легенды и тайны Каплинского

15 декабря Орловское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры отметило свой полувековой юбилей. Активистам вручали грамоты и благодарили за работу. Вспоминали об ушедших радетелях сохранения старины.
Но не о Каплинском — удивительном орловце-краеведе, плывшем против общепринятого идеологического течения: именно он спас в лихие годы прах царского генерала Ермолова и немало сделал для увековечения его имени как героя Отечественной войны 1812 года; отстоял от разборки на кирпич Сабуровскую крепость — уникальную с точки зрения архитектуры усадьбу другого царского генерала времен Екатерины Великой Михаила Каменского, придумав открыть в ней Музей крепостничества; рискуя быть расстрелянным, спас Воскресенский храм, выдав его за дом родни А.С. Пушкина, что вынудило НКВД изменить проект федеральной трассы, пролегающей через церковь, и сделать в этом месте петлю.
Жизнь Михаила Викторовича Каплинского вообще похожа на детектив. Даже его могила исчезла, хотя всем известно, что похоронен он в Орле. Этот материал — о поисках утерянного.

Как Пушкиным храм спасли

Чтобы хоть немного понять человека Каплинского, наверное, надо знать хотя бы немногие факты его биографии. Родился в 1892 году. Окончил первую Орловскую мужскую гимназию — лучшее учебное заведение для мальчиков того времени и три курса юрфака Санкт-Петербургского университета. В Первую мировую был военным следователем, в Гражданскую — командиром конной разведки. Потом учительствовал, в 1928-м возглавил Окружной музей, а в 31-м был арестован по так называемому «Делу краеведов», когда осудили 92 ученых-историков и краеведов лишь за то, что были не того сословия. Избежав печальной участи, в 1938-м возглавил Орловский краеведческий музей. В августе 41-го отправился на фронт, был контужен, вернулся в Орел и остаток жизни, вплоть до 21 августа 1973 года, занимался охраной памятников.

Первая легенда о Каплинском, которая была опубликована, — о том, как он спас Вознесенскую церковь, что под Мценском.

Церковь эта имет давнюю историю. В XVII веке на ее месте был девичий монастырь, который сгорел 6 мая 1695 года. Несчастье понудило построить здесь каменную соборную церковь. В сентябре 1744 года во Мценске побывала императрица Елизавета Петровна вместе с наследником, которая пожаловала обители денежное пособие на постройку колокольни, после чего крест храма увенчала императорская корона. Но в 1757-м здание вновь сгорело и было восстановлено усилиями купцов и военных в 1764 году. Храм действовал до 1938 года.
А потом здесь организовали клуб. Тогда же храм утратил венчавший его световой барабан и верхний ярус колокольни. А в годы войны фашисты превратили здание в огневую точку, и оно значительно пострадало в ходе боев.
После изгнания немцев над Вознесенской церковью нависла угроза полного уничтожения, поскольку в 1945 году через Мценск строили государственную шоссейную дорогу Москва — Симферополь, а храм встал на пути. Понимая, что отстоять культовое здание, каким бы замечательным памятником истории и архитектуры оно ни являлось, невозможно, Михаил Каплинский пошел на подлог, выдав церковь за... светскую постройку XVII века, благо, военные, ведущие строительство дороги, в этом не разбирались, а внешний вид церкви, утратившей главу и верх колокольни, не вызывал сомнений. Рискуя жизнью, — а строительство курировало НКВД, которое в случае обнаружения подлога если не расстреляло бы Каплинского, то упекло бы в лагеря на долгие годы, — он убедил «дорожников» сделать крюк и оставить храм нетронутым!

Обо всем этом никто бы и не узнал, если бы не свидетельство одного из потомков А.С. Пушкина — Григория Григорьевича Пушкина, который, тоже рискуя жизнью, участвовал в спасении храма:
«Я служил в отдельном батальоне связи в НКВД. Летом 1945 года наше подразделение прокладывало правительственную связь параллельно строившейся автодороге Москва — Симферополь... Здесь я познакомился с М.В. Каплинским, который разыскал меня и просил помочь сохранить ценную по архитектуре церковь. Мы вместе пошли к командиру батальона, и Каплинский стал его убеждать, что намеченное к разрушению здание — «дом боярина Пушки», бывшего когда-то во Мценске воеводою»...

Комбат знал, что Пушкин — наше все. А значит, и предки великого русского поэта, и их имущество — неприкасаемы. Г.Г. Пушкин подтвердил «родство» с боярином Пушкой фамильным авторитетом, и памятник был спасен! Позже Каплинский сумел даже добиться для реставрации «дома предка великого поэта» выделения денег и стройматериалов. В 1949 году под его руководством провели ремонт, здание накрыли крышей сложной формы, из-за чего оно стало действительно походить на жилую постройку XVII века и под названием «Дом боярина» даже попало в краеведческую литературу.
В 1992 году, уже после смерти Каплинского, «дом боярина Пушки» передали общине верующих, и в 1995 году Вознесенская церковь была вновь открыта.

О герое Ермолове замолвите слово...

О подвиге Каплинского по спасению праха и доброго имени Алексея Ермолова — героя Бородина и Кульма, проконсула Кавказа, орловцы узнали тоже не от него самого. Об этом рассказали поэтесса Майя Луговская и письма Каплинского ее подруге — латышской поэтессе Мирдзе Кемпе, бережно сохраненные в рижском Музее литературы, театра и музыки, которые удалось найти лишь пару лет назад.
Почему подвиге? Да потому что это сегодня Ермолов — общепризнанный герой, а тогда, в 40-х, чуть ли не стыдились, что он был орловцем. И потребовалось самое настоящее мужество, чтобы имя царского генерала вытащить из забвения.
«Гроб с телом Ермолова выкинули из церкви. Какое-то время он провалялся снаружи и только после того, как немцев прогнали, гроб увезли, и он вроде бы находится сейчас в помещении главного архитектора города... Он (Каплинский — ред.) приоткрыл крышку гроба, и мы увидели скелет Ермолова, на нем сохранились остатки военной формы, кое-где поблескивала позолота, — вспоминала Майя Луговская. — ...Возникла мысль о том, что необходимо в ближайшее время захоронить Ермолова на прежнем месте... Вместе с Каплинским поставили вопрос перед горсоветом Орла о сооружении мемориала, памятника или хотя бы доски, это казалось вполне естественным и достижимым. Но тут-то и началось...»
Никто не хотел увековечивать имя Ермолова. Потребовались годы и горы писем во все инстанции, чтобы это переломить.
Барельеф А.П. Ермолову был-таки создан. Известным орловским скульптором Б. Бологовым по рисунку Каплинского. И был открыт в 1954 году. «Орловская правда» сообщила об этом более чем скупо: «...Увековечена также память героя Отечественной войны 1812 г. генерала Алексея Петровича Ермолова. На Троицком кладбище, где похоронен А.П. Ермолов, установлена мемориальная доска с мраморным барельефом работы орловских скульпторов».

За пятью газетными строчками — полная драматизма борьба, которую вели Каплинский и латышская поэтесса, бившиеся в двери практически всех органов власти — от орловского гор-исполкома до Верховного Совета СССР, от горкома — до ЦК КППС, до Института истории, лично до Тарле и Бескровного, а в какой-то мере, и самого Сталина. Он пережил доносы, разборки, предательство... Даже невозможно представить, чего все это стоило Каплинскому.

Дорогая Мирдза Яновна!

Пересылаю Вам информацию местной газеты, всего лишь несколько строк о Ермолове, выхваченных из моей большой заметки, переданной в редакцию; это еще раз убеждает в существующих в Орле отношениях к своим землякам и тех трудностях, с какими создавалось все это дело. Возможно, Вы будете счастливее меня, и Вашу заметку о Ермолове поместят в Литгазете.

...Большое Вам спасибо за добрые слова обо мне в телеграмме; поверьте, что никто, кроме Вас, не додумался поблагодарить меня. Точно все забыли, чего мне это стоило. — Ну дело не в этом, важно, что своего я добился...
1954 год.

...Я, по-видимому, скоро перееду в Смоленск на новое место работы... Надо честно сказать, что из Орла меня постарались выжить. Я не особенно об этом жалею...
С приветом Каплинский. Февраль 1955 года.

Такая вот благодарность...

Затерянная могила

К слову сказать, захоронение основной части праха Ермолова до сих пор хранит свою тайну. Несколько лет назад во время реставрационных работ склеп, где был похоронен Ермолов, вскрыли, и мало что там обнаружили. Судя по всему, Каплинский от греха подальше сам предал земле спасенные останки героя и до конца жизни скрывал эту тайну, не доверяя ни времени, ни партии, ни коллегам, ни так называемой общественности. И вот парадокс: прах и могила самого Михаила Каплинского, вернувшегося из Смоленска в Орёл и умершего 21 августа 1973 года, тоже нигде не значатся! Он словно повторил судьбу человека, против забвения которого бился многие годы. Сложным оказалось даже найти фотографию этого замечательного краеведа, столь много сохранившего для орловцев.

Но однажды раздался звонок: «Вы интересуетесь судьбой Каплинского? Я знаю, где он похоронен. Хотите — покажу! Я, наверное, единственная, кто это может сделать». Вместе со старейшим орловским краеведом Ниной Кирилловской едем на Наугорское кладбище, что в Орле.

...Церковь. Берёзка. От неё три десятка шагов — и могила близких Нины Максимовны.

— Мой папа умер 17 августа 1973 года. А через несколько дней меня пригласили на похороны Каплинского, и оказалось, что его хоронят рядом с моим папой. Не запомнить такое просто невозможно, — рассказывает Кирилловская. — Но за его могилой никто не ухаживал. Я предлагала в те годы в нашем ВООПиИК — давайте хоть оградку поставим, но в ответ услышала: «У него было много жён, вот пусть они и занимаются этим»...

А через десять лет тут похоронили воина-афганца. Наверное, это было сделано, потому что могила была заброшенной, и ее посчитали бесхозной. А потом здесь захоронили ещё и отца того парня.
Какую-то табличку, доску для увековечения памяти Михаила Каплинского здесь, наверное, уже не поставить — собственность других людей... Мне уже много лет. Так что теперь вы — хранитель этой информации...
На том и распрощались.

Впрочем, нет. Зампредседателя Центрального Совета ВООПИиК Виктор Ливцов на днях привез из Москвы большое фото Михаила Каплинского — оказывается, оно хранилось в архиве ВООПИиК среди прочих фотографий активистов общества. А еще Ливцов заявил о готовности инициировать изготовление мемориальной доски с именем Каплинского, которую, правда, пока не придумали, где установить.
Хороший и правильный был бы подарок к юбилею Орла, не правда ли?

Елена Годлевская
МК ru Черноземье 23.12.2015

http://chr.mk.ru/articles/2015/12/23/legendy-i-tayny-kaplinskogo.html




Автор andymackey

Участник 
#2 | Дата: 12 Ноя 2021 12:21 | Поправил: andymackey 
Статья М. В. Каплинского «Архитектурное наследие», опубликованная в газете «Орловская правда» 9 января 1966 года.

Сохранившиеся на Орловщине памятники архитектуры — незаурядные произведения русского зодчества XVI—XIX веков. Они свидетельствуют о силе и мудрости народа, о духовной его красоте. Наиболее древние памятники архитектуры сохранились в Болхове, Мценске, в Ливнах.
В Болхове особый интерес представляет здание бывшего Троицкого собора Оптика монастыря, помнящего еще набеги татар. Строительство собора было начато по повелению царя Алексея Михайловича и основные работы были закончены в 1668 году. В последующие годы на окончательную достройку монастырских зданий и ограды поступали пожертвования от царицы Марии Ильиничны, царевны Софьи, из семьи Милославских. Щедрые пожертвования объяснялись тем, что в этом монастыре погребались родственники Милославских и сестра царицы Анна Ильинична.
На строительство собора были направлены лучшие строители и мастера «каменного дела» из Москвы. В XVII веке все еще сохранился обычай строить церковные здания не по проекту архитектора, а по полюбившемуся заказчику образцу построенных храмов.
Образцом для строительства собора в Болхове, видимо, послужил Успенский собор Московского Кремля. Такое предположение подтверждается тем, что архитектурный образ и композиция Троицкого собора повторяет замысел автора Успенского собора — итальянца Фиорованти, руководившего строительными работами в 1475—1479 годах. Строители не просто копировали, а воплотили идею и замысел проекта современными для них средствами.
Внешний вид здания собора в Болхове решен в тех же строгих, лаконичных по рисунку конструктивных формах, придающих зданию выражение суровой торжественности, которое так характерно для Успенского собора Москвы.
Конструктивные решения этих двух зданий очень близки. И все же строители собора в Болхове применили современную для того времени строительную технику, скрепив стены собора металлическими связями так умело, что дало возможность отказаться от применения контрфорсов и передать распор сводов на стены здания.
В годы последней войны здание собора сильно пострадало, своды перекрытий поросли травой, по стенам прошли сквозные трещины, и если не будут приняты меры по консервации этого уникального памятника, то область лишится образца русской архитектуры XV и XVI вв.
Архитектура XVII века представлена на Орловщине пятью памятниками, из которых особый интерес представляет бывшая Троицкая церковь в Болхове, а также церкви Сергиевская в Ливнах и Петропавловская во Мценске.
Здание Троицкой церкви в г. Болхове удивительно нарядно: декоративное ее убранство составлено из белого камня и красного кирпича, чередование которых вызывает живописную расцветку. Различный рисунок оформления для каждого оконного проема и портальных арок, архитектурные детали каждого яруса трактованы также различно. В этом разнообразии форм и расцветок сказалось полное развитие ордерной системы XVII века.
Профессор Сычёв, автор проекта реставрации храма Василия Блаженного в Москве, посетивший г. Болхов в 1954 году, назвал бывшую Троицкую церковь орловской красавицей. Сохранность этого памятника, несмотря на частичную реставрацию, оставляет желать много лучшего. Помещение используется под склад стройматериалов. Отбросы захламили не только само помещение памятника, но и площадку вокруг здания. Ежегодно нарастает слой неиспользованного битума, перемешанного с различными отходами стройматериалов.
Восстановленные белокаменные детали дверных проемов, стоящие большого ручного труда и больших денежных затрат, разрушаются от небрежного пользования складским помещением. Необходимо освободить помещение и принять меры по сохранению этого ценного памятника старины.
Петропавловская церковь в г. Мценске— единственный в области памятник, увенчанный семью главами, что было вызвано позднейшей пристройкой летнего помещения. Зимнее помещение перекрыто арочными сводами, выведенными «на глазок» без применения кружал.
Сергиевская церковь в г. Ливнах — одно из самых ранних по срокам строительства (1664 год) культовых зданий, сохранившихся в нашей области. Очень хорош рисунок обрамления оконных и дверного проемов здания. Подобный декор встречается на зданиях церквей г. Ярославля, построенных в 1649—1654 гг. Боковые входы оформлены скупым по рисунку, но очень выразительным порталом. Карниз по внешнему фасаду церкви выложен поребриком в пять рядов, которые встречаются в различных направлениях, что создает необычайно красивую игру света и теней.
В Орле сохранилось здание бывшей Богоявленской церкви. Конструктивные формы этого памятника резко отличаются от привычных форм культовых памятников. Главный объем здания решен многоярусной композицией, характерной для архитектурного стиля «русского барокко».
К сожалению, общественность Орла не приняла мер к сохранению этого единственного памятника русского барокко, и в 1962 г. по непонятной причине был разобран верхний ярус церкви. Необходимо вновь поднять вопрос о его восстановлении.
Переходные формы в архитектуре на грани XVII и XVIII веков хорошо просматриваются и на другом не менее интересном памятнике — бывшей церкви в с. Морево Дмитровского района. Здесь декоративное убранство порталов и оконных проемов переплелось с более поздними конструкциями перекрытия здания. Этот памятник находится в остроаварийном состоянии.
И уже совершенно разрушена за исключением остова главного объема бывшая церковь в с. Сабурово Орловского района. А этот остов очень показателен для изучения в архитектуре переплетения конструкции здания XVII века и декоративных деталей XVIII века. На двух памятниках гор. Орла — Ахтырской церкви (1786 г.) и бывшей Ильинской (1790 г.)—отображены те национальные традиции в строительстве культовых зданий в конце XVIII века, которые нашли выражение в широко распространенном пятиглавии и ярусной композиции колоколен.
Из памятников середины XVIII века на территории Дмитровска частично сохранился памятник гражданского строительства, получивший название городской стены, которая являлась оградой усадьбы основателя города Дмитрия Кантемира. Жилые и хозяйственные постройки не сохранились: лишь парк вековой давности да каменное здание церкви архитектуры петровского времени являются свидетелями бывшей усадьбы Кантемира. Конструирование формы угловых башен, отдельных прясел стены и выездных ворот, возведенных предположительно в 1721 году, имея целевое назначение крепостных строений, несли и художественно-стилевое выражение, обогащенное элементами «классического» начала.
Архитектурные формы первой четверти XIX века можно встретить на некоторых зданиях Орла, Ливен и Дмитровска, а также в жилых домах бывших помещичьих усадеб. Взяты на учет памятниками гражданской архитектуры всего лишь два деревянных здания: дом Фомичевых в Орле и дом-усадьба Матвеева в с. Боровое Болховского района. Оба эти строения сложены из добротного хорошо сохранившегося дерева. Русская классическая школа в первой трети XIX века оказала сильное влияние на развитие деревянной архитектуры этого времени в массовом жилом строительстве. Высокое искусство и традиционное мастерство русских плотников нашли свое применение на Орловщине, где было возведено их руками много изумительных по красоте деревянных форм жилых строений в городах и в сельских местностях. Необходимо взять на учет все, что сохранилось еще от этого архитектурного наследия.
В небольшой статье трудно, конечно, перечислить и охарактеризовать все архитектурные памятники нашей области. Но факт остается фактом, что здания их зачастую не ремонтируются, зачастую остаются без кровли, ветшают и разрушаются. Необходимо сделать все, чтобы это наследство действительно охранялось и дошло до наших потомков.

Автор andymackey

Участник 
#3 | Дата: 12 Ноя 2021 12:33 | Поправил: andymackey 
Как астральная жена Алексея Ермолова победила орловскую власть

В преддверии 8 марта все поют гимн женщинам. Мне хочется его спеть удивительной даме с неблагозвучным для орловского уха именем и фамилией: Мирдза Кемпе. Латышке, памятник которой стоит в Лиепае и чьим именем названы улицы там и в Риге; чей именной венок вот уже 65-ой год висит на стене Троицкой церкви в Орле у склепа героя Отечественной войны 1812 года, наместника Кавказа Алексея Ермолова. Она была его астральной женой. Её невероятная любовь и связи в высшей политической власти СССР вернули Орлу в частности и России в целом забытого и растерзанного русского героя. Это фантастическая история во всех отношениях: смешались мистика, большевистская неприязнь ко всему, что было до 1917 года, и реальный героизм в отстаивании взглядов на прошлое и будущее.

Двойная жизнь Мирдзы Кемпе

Итак, Мирдза Кемпе. Родилась в 1907 году в семье рабочего и большую часть жизни прожила в Латвии. Поэтесса. Лауреат Государственной премий СССР (1967) — за сборник стихов «Вечность мгновений» и Госпремии Латвийской ССР, народный поэт Латвийской ССР (1967), обладатель ордена Трудового Красного Знамени (1956) и медалей. Перевела на латышский язык произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, У. Уитмена, М. Джалиля, Э. Межелайтиса, «Дон Кихота» М. Сервантеса, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта и другое.
Это одна сторона Мирдзы. Признанная официально.

А вот другая.

«Жизнь моей подруги, рижской писательницы Мирдзы Кемпе представлялась мне каким-то странным сочетанием сугубо реалистического прагматизма с трансцендентальным... Дух генерала Ермолова призвал её.
Всё началось с того, что в Эрмитаже, в галерее военного портрета, Мирдза набрела на генерала Ермолова, увековеченного кистью Доу. Она довольно долго простояла перед ним, и вдруг ей показалось, что суровый генерал, чуть улыбнувшись, ей кивнул. Мирдза была потрясена. Он подал ей знак!
О генерале Ермолове она тогда ещё ничего не знала, но сразу же забеспокоилась. В ней вспыхнул неудержимый интерес к его личности. Со свойственным ей упорством и скрупулезностью она стала изучать всё, что касалось генерала и его времени. И чем больше углублялась в исследования, тем больше вырастал её интерес к нему. Узнав от меня, что наши предки по отцовской линии находились в некоем родстве, она и меня призвала к собиранию сведений. Пришлось поступиться своими делами, Мирдза умела брать за горло. В Ленинской библиотеке я просмотрела обширный ряд материалов, связанных с Ермоловым. Между мной и Мирдзой шла постоянная переписка, покою она мне не давала. Я должна была сообщать ей все, что вычитала интересного. Наконец она сама приехала в Москву.
Звонок в дверь.

– Кто там?

– Графиня Ермолова, – отвечает Мирдза. – Я вступила с ним в астральный брак.

Дело дошло у нас до спиритического сеанса. Мирдза оказалась потрясающим медиумом. Блюдце сразу же у нас задвигалось, верь, не верь, пошло, поехало, стало метаться по столу. Мысленно Мирдза сразу же задумала на Ермолова, но увидев беспокойство блюдца, спросила вслух:

– Кто общается с нами? Назови себя.

Мы получили ответ совершенно непонятный: «Хакым, хакым». Записали себе это слово, не понимая, что оно могло бы значить. Каково же было наше удивление, когда уже на второй день Мирдза докопалась, что именно так называли Ермолова во времена его пребывания в Персии полномочным представителем России. Слово «хакым» значило – начальник, наместник. Мирдза была в восторге:

– Алексей Петрович ответил мне!

Спиритический сеанс повторился опять. На этот раз вызывали уже Хакыма. Блюдце задвигалось, и по алфавиту, написанном нами по кругу, с помощью стрелки на блюдце, мы прочли: «собери мое тело». Что такое? Вызываем опять и опять то же самое: «собери мое тело».

– Какая-то патология! – говорю я. Мирдза рассердилась, но тоже ничего понять не может. После некоторого раздумья она задает вопрос вслух:

– Если с нами общается дух Ермолова, то хотим узнать, где собрать его тело?

На какое-то время блюдце замерло, но потом задвигалось по кругу, и мы получили ответ: «Под деревом вяза у левого клироса Троицкой церкви».
Мы опять переспросили, и блюдце ответило нам то же самое.

– Необходимо срочно ехать в Орел, – сказала Мирдза.

То, что Ермолов был похоронен в Орле, нам было давно известно.

Мирдза уповала на меня:

– Он ваш родственник, если вы поедете со мной, то у вас все получится.

Луговской обеих нас счёл сумасшедшими, но против поездки моей не возражал. Напротив, у него даже возник интерес ко всему этому...
В Орёл мы приехали на легковой машине Папанина, личным шофёром у него работал бывший наш сосед Чумак... Там нас ожидали непредвиденные обстоятельства. В Троицкой церкви, именно в которой был похоронен Ермолов, его не оказалось. Какие-то местные, которых мы отыскали, запуганные, страшные и непохожие на людей, нам нечленораздельно объяснили, что церковь эту во время войны немцы использовали под конюшню. Они же разорили и разворотили склепы, находившиеся в ней. Гроб с телом Ермолова выкинули из церкви. Какое-то время он провалялся снаружи и только после того, как немцев прогнали, гроб увезли, и он вроде бы находится сейчас в помещении главного архитектора города.
Из Троицкой церкви, благо была машина, Чумак повез нас сразу же к главному архитектору. К счастью, мы его застали. Все оказалось именно так. Он приоткрыл крышку гроба, и мы увидели скелет Ермолова, на нём сохранились остатки военной формы, кое-где поблескивала позолота.

Архитектор Каплинский сказал, что они собирали скелет Ермолова по частям, и кисти правой руки у него не оказалось.

– Боже мой! – вскричала Мирдза, – мы сейчас же привезём её.

Поехали обратно в Троицкую церковь уже вместе с Каплинским, ничего, естественно, о спиритических наших сеансах не рассказывая. Чумак уже знал о них и посмеивался и над Мирдзой, и надо мной. Определив, где был расположен левый клирос, стали искать вблизи от церкви дерево вяза и сразу же его нашли. Обе мы были потрясены. Началась фантасмагория. Попросили Чумака принести лопату, и он стал окапывать дерево. Каково же было наше изумление, когда, еще не окопав его и половины, Чумак поднял на лопате кость человеческой руки... Его трясло. Мы стали свидетелями самого настоящего чуда. Архитектор Каплинский был совершенно растерян и ничего не мог понять. Мирдза бережно взяла кость, обернула в платок, и мы поехали обратно, чтобы поместить её в гроб Ермолова, исполнить его просьбу...

Обратно в Москву возвращались в полном молчании, переполненные самыми разнообразными чувствами. Чумак тоже молчал. Мне казалось, что он просто нас боялся. Мы казались ему ведьмами».

Автор этих строк-воспоминаний – Майя Луговская. Они – из автобиографического романа «Научи оправданиям», опубликованном в 1996 году в журнале «Новая Россия», после смерти автора. На самом деле весь роман вполне реалистичный, насыщен прозой жизни, известными именами. И вдруг – три страницы какой-то мистики. Кто она такая, Луговская?
«Луговская (Быкова) Майя Леонидовна (1914-1993) – прозаик, поэтесса. По специальности инженер-гидролог, специалист по подземным водам. Гражданская жена поэта Владимира Луговского (из того, что на слуху у многих: «Вставайте, люди русские!» – песня на его стихи в фильме «Александр Невский»). Автор трёх сборников стихов. Как прозаик печаталась под девичьей фамилией (Быкова Елена). В 1980-е занималась также живописью... У неё была необыкновенная интуиция и способность предсказывать судьбы...».

Из других имён: Иван Папанин – известный исследователь Арктики, дважды Герой Советского Союза, Михаил Каплинский – известный в Орле краевед, всю жизнь боровшийся за сохранение культурного наследия; в 1950 году был не главным орловским архитектором, а старшим архитектором отдела по делам строительства Орловского облисполкома. Впрочем, ошибка простительна: раз спасал Ермолова, значит, был главным... Вот про Чумака не знаю, но характеристики Луговской вполне достаточно. Такой вот замес.

Если бы на этом была поставлена точка, то воспоминания Елены Луговской можно было б отнести к личной истории экзальтированных дам (поэтессы – что с них взять – скажет обыватель). Но это было только начало. Начало совсем неженской борьбы за то, чтобы Алексей Ермолов не был предан забвению. А если вспомнить, в какие годы это происходило – конец сороковых – начало 50–х, то борьба эта за восстановление доброго имени царского генерала носила просто героический характер.

И, к слову: правая кисть генерала до сих пор находится вне склепа. Как нет там и многих других останков Ермолова, который видели Кемпе, Луговская, Чумак и Каплинский. Тайна их захоронения после разграбления его склепа до сих пор не раскрыта. Но об этом – в другой раз. Сегодня мы поём гимн Женщине. Она собрала «тело» Ермолова – и неважно, с помощью мистики или ещё чего-то необъяснимого, и сделала даже больше – добилась того, что советская власть признала его героем. В те годы это было сродни фантастике.

«Чёрные силы»

Мирдза Кемпе ушла из жизни в 1974 году. В Музее литературы, театра и музыки в Риге хранится архив поэтессы. То, о чем мало кто знает в Орле, – о странной любви советской латышки к давно умершему русскому герою XIX века, – в свое время, оказывается, обсуждала вся Латвия! Мирдза Кемпе не скрывала, что у неё есть талисман от Ермолова и даже своеобразная молельная комната с портретом «астрального мужа», с которым она постоянно «общалась». Талисман она носила на шее в особых случаях.
То была часть генеральского погона, который, скорее всего, Каплинский и подарил Кемпе в тот самый её первый приезд в Орёл. Он бережно сохранён. Архивный паспорт гласит: «Ожерелье. Латвия. (1950 год?). Стилизованное в форме меча. Каменная поверхность опрокидывается, фрагмент ленты – парча – помещается внутри. Внутри позолоченное. Другая сторона гладкая. На рельефной поверхности орнамент: на ручке мотив солнца, на лезвии – декоративные серебряные штуцеры, золотые инициалы МК, монограмма АЕ и трапециевидный кулон. Никаких отметок.
Цепь присоединена к мечу. На цепи – перфорированный знак Московской пробирной инспекции (до 1958) с тонкостью цифр 875.
Лента из парчи получена на захоронении в Орле (Россия) героя Отечественной войны 1812 года генерала А. Ермолова. М. Кемпе верила, что это фрагмент генеральских погон А.Ермолова и ожерелье носила как свой талисман».

Вместе с ожерельем латышский музей хранит и письма орловца Михаила Каплинского, написанные в 1952 – 1955 гг. Мирдзе Кемпе. Восемнадцать писем, проливающих свет на жизнь после смерти Ермолова и на жизнь на грани если не физического, то профессионального уничтожения спасателей его памяти. Мы не знаем, что писала Каплинскому латышская поэтесса – её письма в Орёл сгинули. Но догадаться несложно...

Сегодня в Орле есть даже памятник Ермолову. А тогда не было ничего, кроме разграбленного склепа. Вопрос перед горсоветом Орла о сооружении мемориала, памятника или хотя бы памятной доски Ермолову впервые поставили «астральная жена» Ермолова Мирдза Кемпе и её соратник по борьбе за память о царском генерале Михаил Каплинский. Первая, потому что Ермолов стал её кумиром, второй, потому что великолепно знал историю и понимал значение Ермолова в истории страны. «Это казалось вполне естественным и достижимым. Но тут-то и началось. Одно за другим возникали препятствия, как будто чёрные силы сговорились против Ермолова», – охарактеризует ту борьбу Майя Луговская.

«Черными силами» окажется невежество и революционный нигилизм. Перипетии битвы с ними – в письмах Каплинского к Кемпе, копии которых бережно хранятся в одной из частных коллекций в Орле.

Миссия без ЦК КПСС была невыполнима

Те, кто чтит память о Ермолове, знают, что первым и долгое время единственным памятным знаком герою был барельеф, созданный орловским скульптором Б. Бологовым, открытый в 1954 году. «Орловская правда» в то время ограничилась более чем коротким сообщением: «...Увековечена также память героя Отечественной войны 1812 г. генерала Алексея Петровича Ермолова. На Троицком кладбище, где похоронен А.П. Ермолов, установлена мемориальная доска с мраморным барельефом работы орловских скульпторов».

Газета промолчала о цене этой таблички, за которой стояла полная драматизма история с участием практически всех органов власти – от орловского горисполкома до Верховного Совета СССР, от горкома – до ЦК КППС, от орловских краеведов – до Института истории, Тарле и Бескровного! Умолчали и о неизвестной Орлу латышке и орловском начальнике малозначительного отдела охраны памятников и культуры, которые стояли за этим. Их борьба за увековечивание имени Ермолова в Орле стала частью грандиозной драки за историческую правду о войне 1812 года в СССР и способствовала изменению многих оценок в советской историографии.

Восполним пробел 50-х. Итак, самое раннее сохранившееся письмо Каплинского датировано 3 октября 1952 года, и оно явно не первое, и оно – явно ответ поэтессе:

«Уважаемая тов. Кемпе!

Мемориальную доску намечено установить на внешнем фасаде церкви, а место над склепом внутри церкви оградить.
О проекте монумента ничего не слыхал; добиваюсь установления доски – это пока реально. Установим – пришлю Вам фотоснимок.

Всего доброго. Каплинский».

Судя по тексту, после захоронения выброшенных останков генерала Ермолова (до сих пор непонятно, кто в этом участвовал, и где они захоронены), вопрос увековечивания памяти в Орле был рассмотрен в 1952 году; остановились – на памятной доске. Однако это, похоже, не устроило ни Кемпе, ни Каплинского. Они добивались установки памятника, не ожидая, к чему приведёт их настойчивость.

«Уважаемая тов. Кемпе! – пишет орловец в письме, помеченным «7.1953 г.», –

...До победы еще далеко. Вы переоцениваете мои возможности, если и удалось добиться решения, то в этом исключительно Ваша заслуга.
Сейчас же пока одни неприятности; проект памятника решен не обелиском, как я предлагал, а довольно скромной доской на сильно развитой базе. От чего, по моему мнению, памятник много потерял, получилось безыдейное формалистическое произведение; не разрешены темы героики.
Очень жаль, что не привлечены были архитекторы с именем; как ни скромны отпускаемые средства, но памятник Ермолову только один, и едва ли когда-либо будет улучшен.
Есть и такое опасение, что за неимением гранита и других облицовочных материалов – ограничимся кирпичной кладкой с последующей штукатуркой. Хотелось бы другого места для памятника – на заброшенном кладбище у стены церкви вряд ли он станет известен трудящимся города.
Вот если бы установить его в одном из скверов Орла – выигрыш был бы несомненный; Пока не принято решение облисполкома – есть время для перерешения вопроса о месте; я говорил с Антиповым, он всячески поддерживает мое предложение, но вряд ли на это согласятся».
Немногим позже: «Мирдза Яновна! Не по душе мне жаловаться на трудности; почти любые затраты энергии не страшат меня для достижения цели, но с доской для Ермолова действительно нужны нечеловеческое терпение и настойчивость. Были испробованы все средства, чтобы сбить мои усилия, и когда сорвалось, применили подлые средства – вышутить меня, сыграть на самолюбии, вывести из терпения и дискредитировать...
Я Вам писал, что мне пришлось в целях перенесения решения вопроса в обком, внести предложения по увековечиванию прославленных уроженцев области, что давало возможность вырвать решение вопроса о Ермолове из рук горсовета.
Это вынудило созвать широкое совещание заинтересованных работников и заслушать меня; и здесь «кожуховцы» решили отыграться, обвинили меня в широком размахе, иллюзорности, разбазаривании государственных средств и прочих грехах; но обиднее всего, что упирали на двойственность... взглядов, имея ввиду, что я в докладной обкому подчинил заслуги Ермолова советским генералам и предложил Ермолову доску, а тем – памятники. Правда, нельзя было опровергнуть моего заявления, что любые заслуги генерала царского времени не могут быть приравнены к заслугам воинов, героически отдавших жизнь в годы последней отечеств. войны; но тогда... говорили, что добивался памятника Ермолову, а затем отступил. Вы знаете, что я не мог ...сказать, что памятник обещал Вас. Новиков, но при первых затруднениях умыл руки и поспешил заявить о своей непричастности, молчал он и теперь. Не имея морального права подвести его, мне пришлось самому отбиваться от этого обвинения.
Но главное было достигнуто – обком настоял, и на собрании пришлось им подтвердить свое согласие на установку доски. Вот какой... ценой удалось добиться этого согласия!
Вчера получил письмо от генерала Сухомлина, он передал весь мой материал в ЦК и надеется на положительное решение. Это может ускорить проведение в жизнь последнего решения...
Извините за длинное письмо, но кроме Вас мне не с кем поделиться пережитым волнением!...

Всего Вам доброго. Ваш Каплинский».

Из письма можно понять, что городская власть была категорически против увековечивания имени Ермолова. Настолько против, что Каплинский вынужден обращаться в ЦК, к известным советским историкам и, судя по всему, к более лояльным руководителям орловского обкома. Можно себе представить, что значили обвинения в его адрес по поводу «иллюзорности» и «разбазаривания» государственных средств в сталинские времена!
Здесь же впервые упоминается Кожухов – категорический противник признания заслуг Ермолова. Вес Сергея Кожухова был немаленький, ведь с 1936 по 1952 год он являлся директором Музея Бородино! И хотя в 1936 году, когда его назначили на должность, ему было всего 23 года, и к исторической науке он имел весьма опосредованное отношение, многие орловские чиновники полагали, что лучше его никто не мог знать историю 1812-го года. Со всеми вытекающими.

Из воспоминаний М. Луговской:

«Архитектор Каплинский писал... из Орла: «...Вновь неудача и на этот раз, кажется, с последствиями. Когда почти всё было готово к сооружению памятника: изваян барельеф, вырезана мемориальная доска и начаты строительные работы, – наложен запрет и все работы приостановлены. В Орёл приехал к своей сестре на отдых директор Бородинского музея т. Кожухов С.И. и, узнав об этих работах, заявил категорический протест, ссылаясь на то, что по материалам, которыми он располагает, Ермолов не заслуживает увековечивания и чуть ли не покрыл себя позором в Бородинском сражении...».

И вновь летят письма Мирдзы – к писателю Первенцеву (А. Первенцев – троюродный брат Владимира Маяковского, писатель, публицист, автор романа «Кочубей» – Авт.), в «Литгазету» Симонову. Пишет запредельно корректно, но настойчиво:

«Думаю, что значение Ермолова не определяется только Бородинской битвой. И какой бы он ни был, он всё же заслуживает хотя бы надписи на своей могиле. Я не историк и не могу судить, но если рассуждать просто по тому, что написано в учебниках истории и Большой Советской Энциклопедии (новое издание), то не может быть никаких сомнений...».

Видимо, какое-то воздействие письма оказывали. В Орле уже даже начали рыть котлован под памятник!

«Орел, 25 августа 1953 г.

Уважаемая тов. Кемпе!

...Я не забыл Ермолова – к работам приступили – роют котлован – место для памятника подобрал, по-моему, самое выгодное в смысле обозрения памятника – на проходе у самой колокольни, на фоне зелени деревьев...
Барельеф и мемориальную доску поручено высечь из мрамора лучшему местному скульптору т. Бологову. Я сейчас готовлю в карандаше портрет Алексея Петровича в натуральную величину для Бологова; насколько в моих возможностях стараюсь передать гордое почти надменное выражение его лица, но задача скульптора передать благородный облик воина-полководца, уверенного в правоте своего дела...
Жаль, что и в этом году не удалось встретиться с Вами...

С приветом Каплинский».

Автор andymackey

Участник 
#4 | Дата: 12 Ноя 2021 12:35 | Поправил: andymackey 
Но борцам за Ермолова нужен не просто памятник, а и слова о его героизме.

«22.10.53

Мирдза Яновна!

На днях получил письмо от проф. Бескровного, в котором он сообщает, что Институт Истории переслал запрос о Ермолове Бородинскому музею, и как только будет получено его мнение, институт сообщит нам свое заключение.
Директором Бородинского музея в настоящее время работает полковник Клавдиев, он выразил полную готовность обсудить на совещании этот вопрос.
В обком партии поступил запрос о памятнике из ЦК. Поэтому меня обязывают быстрее закончить это дело. Но я настаиваю в обкоме задержать текст доски до получения ответа института, если обком ещё колеблется согласиться на «героя». Так и порешили.
Средства на окончание работ забронированы в сумме 7 млн. руб. Таким образом, как только институт пришлет ответ, немедленно приступим к работам в мраморе и через месяц все будет установлено.

Ваш Каплинский».

Ох, как он ошибался! Об этом свидетельствует письмо от 25 ноября 1953 г.

«Мирдза Яновна!

Сегодня мне пришлось дискутировать с Кожуховым в обкоме партии, куда нас обоих пригласили для окончательного решения вопроса увековечивания Ермолова.
Характеристика Ермолова по книге Глинки была вслух зачитана собравшимся, а также я зачитал письмо т. Никулина.
Кожухов парирует выдержки приведенного т. Никулиным как двурушничество Ермолова, по его словам выходит так, что и современники Ермолова, и советские писатели, и историки не знали и не разобрались с Ермоловым – один Кожухов знает настоящую цену и Ермолову, и Барклаю. После этого спорить и доказывать бесполезно. Я написал Голубову (С.Н.Голубов – русский советский писатель, исторический романист. Среди книг Голубова выделяются исторические романы «Солдатская слава» (1939) — о кавказской войне 1830; «Багратион» (1943); «Когда крепости не сдаются» (1953) — об обороне Брестской крепости и подвиге Героя Советского Союза Д. М. Карбышева – Авт.) просто сообщить о результатах обсуждения своей выписки в Совете Бородинского музея и мнение Института истории; со своей стороны написать о том же т. Голубову. Видимо, только мнение авторитетного научного учреждения (института) только поможет разобраться в выводах Кожухова.
По вопросу увековечивания решено – внутри церкви установить ограждение и доску о захоронении Ермолова, а на наружной стороне церкви установить мемориальную доску и на том ограничиться.
Я с этим согласился. Тем более что проект памятника считаю неудачным и не отвечающим ни эпохе, ни задаче увековечивания.
Пусть будет скромнее, зато не уродливо.
Вот и решился, наконец, этот так затянувшийся вопрос!...
Что же касается справки Кожухова, будущее покажет, кто прав. Придется, видимо, еще попортить нервы и себе, и Кожухову, а добиться подлинно справедливой и научно обоснованной оценки.
Пишите, Мирдза Яновна, не забывайте меня. Мне тяжело будет без знакомых синих конвертов, ставших такими дорогими и близкими.

Ваш Каплинский».

«Портить нервы» придётся ещё не раз. В том числе из-за текста, который должен быть нанесён на памятный знак.

«Орел. 26/XI 53 г.

...От вчерашней беседы с Кожуховым (я впервые услышал его выступление) у меня остался очень неприятный осадок; в жизни выпадало немало на мою долю обидного и неприятного, но сегодня мне как-то особенно не по себе, точно не смог убедительно защитить несправедливо обиженного человека.
Как все приемы Кожухова далеки от научного анализа исторического материала, и как все его выпады походят на пасквиль и интригу. Обидно за оскорбление памяти дорогого для Вас человека, как недостойны по самой форме выпады против человека почти 100 лет назад ушедшего из жизни. Разделяю Ваше негодование. Меня всегда поражало Ваше отношение к памяти Ермолова, как теплее становится на душе, когда есть на свете такой человек, как Вы, родная моя Мирдза Яновна, поверьте, сделаю все, что в моих возможностях!
Мне поручено составить докладную 1-му секретарю обкома и внести предложения по увековечиванию памяти орловских уроженцев; буду просить тов. Волкова (Иван Волков – первый секретарь обкома ВКП(б)-КПСС (1951-1954 гг. – Авт.) направит в Институт истории справку Кожухова.

С приветом Ваш Каплинский.

Орел. 8/XII

Мирдза Яновна!

В Москве я встретился с Сер. Ник. Голубовым и Люб. Григ. Бескровным (Л.Б. Бескровный – советский военный историк, специалист в области истории армии и флота Российской империи. Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. – Авт.). Я им обязан не только радушием, но и деловой помощью в нашем вопросе. Выписка из справки Кожухова обсуждалась на кафедре Института истории и вызвала всеобщее возмущение; Кожуховым возмущены буквально все, с кем мне удалось говорить о нем; даже, видимо, сдержанный генерал Сухомлин (я говорил с ним телефоном) с трудом удерживался от крепких эпитетов по его адресу. Секретарь Тарле – т. Озерецкая прямо заявила, что Тарле не считает нужным вступать в полемику с этим неучем, и никакого опровержения не готовит на его статью; он, как сказала Озерецкая, запретил напоминать о Кожухове. (И понятно, почему: Тарле сам пострадал от нападок Кожухова! – Авт.)
Сергей Николаевич письменно на фотоснимке чертежа мемориальной доски подтвердил свое согласие именовать Ермолова Героем и генералом от артиллерии, считая, что чин генерал-майора снижает боевые его заслуги. С моим проектом доски он согласен и написал очень хороший отзыв...
По возвращении в Орел я подготовил запрос в Институт истории, мне его подписал зам. Председателя облисполкома тов. Шарнин, который, узнав от меня мнения историков о Кожухове, сказал – «Я считаю поведение Кожухова преступным и нечестным».
Так видите, какое мнение начало уже складываться о нем в Орле...

Ваш Каплинский».

Но на этом история не закончилась.

«21/I 1954 г.

Дорогая Мирдза Яновна!

Не все идет так гладко, как думалось. Нашлись скрытые сторонники Кожухова, которые вновь хотели протащить его предложение о переносе праха и всяко затормозить дело. Вот и пришлось мне вновь ополчаться; нужно было добить подобные настроения. Я написал письмо нашему первому секретарю обкома, просил его навести порядок в деле увековечивания славных имен орловчан и в числе них Иосифа Дубровинского, Тургенева, Грановского, Федотовой, Мешкова, Штернберга, Поликарпова, Тюленева, Гуртьева, Пришвина; конечно, не был забыт и Ермолов. Это письмо из обкома было направлено предоблисполкома т. Филатову, который и собрал нас для его решения. И вот когда был поставлен вопрос о Ермолове, то Крапчин (предгорсовета) внес предложение Кожухова о перезахоронении с выносом праха на окраину кладбища; пришлось ему резко возразить. Тов. Филатов со мной полностью согласился и все еще раз выезжали на место и на этот раз остановились на нише фасада церкви у изголовья Ермолова.
Если новых изменений не будет, то это окончательное решение. К сожалению, я не мог воспользоваться таким решающим доводом, как мнение ЦК, так как сообщение частного письма не давало мне на это права и возможности.
Как только доска и барельеф будут установлены, я сообщу Вам, и тогда будет возможным поместить внутри церкви Ваши цветы, но прошу с ними прислать небольшую металлическую доску с посвящением от Вас Ермолову, без чего не будет понятно их нахождение в церкви...

С приветом Каплинский.

Были ли неприятности у Кемпе и какого рода – я не знаю, но Каплинский их не миновал однозначно.

Орел. 27/X 1953 года

Уважаемая тов. Кемпе!

... У меня были и неприятности – мне не могут простить некоторые самолюбивые руководители критику их действий и огласку за пределами области. Вот почему... письма к т.т. Симонову и Первенцеву способны вызвать новый взрыв разъярений и помешать делу; ... с мелким чувством людей, не желающих понять необходимость обмена мнений о роли Ермолова, считаться не следует...

С приветом Каплинский».

Тем временем умирает Сталин. Мирдза Кемпе утраивает усилия. Майя Луговская вспоминает: «Меня Мирдза... не оставляла в покое, я получала от неё послание за посланием, удивляясь и восхищаясь её неугомонности и упорству:

«...Действуйте силой своего очарования, отправляйтесь к академику Тарле. Расскажите ему, в каком положении могила Ермолова и какие дураки живут в Орле, и что мы просим надписи и только». Аналогичные письма Кемпе, судя по всему, писала всем, кто, по её мнению, мог повлиять на орловскую власть.

«Орел. 24 июня 1954 г.

Дорогая Мирдза Яновна!

... Только после моего письма к Первенцеву, которое он переслал в Президиум Верховного Совета было 28-го мая принято решение облисполкома...

С приветом Каплинский.

Без митинга...

Г. Орел, 28 октября 1954 г.

Дорогая Мирдза Яновна!

Сегодня, 28 октября в 15 часов состоялись прием и открытие мемориальной доски Алексею Петровичу. В комиссии участвовали представители местных воинских частей гарнизона, горсовета, партийных организаций, архитекторов и художников.
Ваша телеграмма, вернее, вторая ее половина, мною зачитана комиссии, а затем вместе с актом приема доски помещена в делах горсовета.
Предполагаемый митинг ввиду того, что церковь действующая, нашли невозможным проводить.
Мой первичный проект оформления оконной ниши в виде мощной портальной арки пришлось переделать, сократив размеры, так как не доставало средств на эти работы. Но и теперь плита в 2,5 метра почти в три раза больше ранее запроектированной доски.
Конечно, хотелось бы большего, более величественного оформления, но пришлось так сжать расходы, что все подсобные работы и транспорт проводились в порядке общественной нагрузки, все проекты и чертежи делались безвозмездно.
Хорошо получился барельеф, хорошие отзывы о нем.
Много посетителей, особенно учащихся школ. За кладбищем размещена областная сельскохозяйственная выставка, и проход на нее проходит мимо церкви.
Побывало и наше областное руководство; отзывы тоже хорошие.
Очень хотелось бы, чтобы Вы побывали в Орле на могиле Ермолова, Вы более чем кто-либо являетесь создателем и вдохновителем этого дела.
Напишу Первенцеву, он также крепко помог своим письмом в Президиум Верховного Совета...

С приветом Каплинский».

Они добились невозможного. Оказалось, Отечественная война 1812 года это не только Кутузов и безликий «народ». Надпись на барельефе утверждала: А.П. Ермолов, генерал от артиллерии – герой Отечественной войны 1812 года. То есть царский генерал – герой. Не Кутузов, но – герой. То было невероятно.

Без митингов и благодарностей

Пока Латвия зубоскалила по поводу увлечения Мирдзой Ермоловым давно умершим человеком, Орёл сводил счёты с тем, кто был рядом.

«5. ii.54

Дорогая Мирдза Яновна!

Пересылаю Вам информацию местной газеты, всего лишь несколько строк о Ермолове, выхваченных из моей большой заметки, переданной в редакцию; это еще раз убеждает в существующих в Орле отношениях к своим землякам и тех трудностях, с какими создавалось все это дело. Возможно, Вы будете счастливее меня, и Вашу заметку о Ермолове поместят в Литгазете.
Не огорчайтесь, что не разрешили митинга, я добился согласия на проведение часовых экскурсий к памятнику Ермолову.
Проведено совещание учителей-историков и местная Станция туристов запланировала на ноябрь экскурсию учащихся всех городских школ.
Большое Вам спасибо за добрые слова обо мне в телеграмме; поверьте, что никто, кроме Вас, не додумался поблагодарить меня. Точно все забыли, чего мне это стоило. Ну дело не в этом, важно, что своего я добился, а Кожухов посрамлен.
Я написал письмо Первенцеву и генералу т. Сухомлину об открытии доски Ермолову и поблагодарил их за помощь их в этом трудном деле.
Хорошо было бы, если Вы прислали бы венок – или привезли сами его. Я установлю под доской, и он хорошо свяжется с общим оформлением...

С приветом Каплинский».

... Мирдза Кемпе приедет в Орёл в декабре 1954 года. В открытке своей подруге Майе она напишет: «...В Орле я произнесла речь на могиле Алексея Петровича в присутствии генералов и партийных работников. Возложила огромный венок из цветов. Выступала там по радио со стихами. Пережила сверхъестественные мгновения».

Она оставила не только цветы.

Каплинский – Кемпе:

«Сегодня, 2-го февраля установлен Ваш венок под мемориальной доской Ермолова. Венок смонтирован на шлифованной цементной доске размером 50х50 сант.; место для установки я выбрал с таким расчетом, чтобы венок обозначил место захоронения в склепе Алексея Петровича», – напишет Каплинский в начале 1955 года.

В наши дни тот венок может увидеть каждый. Он прикреплён на стене Троицкой церкви под барельефом Ермолова. На венке написано: «А.П.Ермолову. М. Кемпе. РИГА. 1954».

Любовь поистине творит чудеса!

Но Каплинскому его деятельности не простили. О чём он напишет своей соратнице по борьбе с невежеством: «Февраль 1955 года.

...Надо честно сказать, что из Орла меня постарались выжить. Я не особенно об этом жалею. Москва так радушно встретила меня, и столько было проявлено забот, что меня это взволновало и очень тронуло.
Спасибо хорошим людям за их привет и работу...

С приветом Каплинский.

Новая история и её герои

В Лиепае в сквере у перекрёстка улиц К.Улиха и Пелду 9 февраля 1989 года открыли памятник Мирдзе Кемпе. Время от времени там звучат стихи.
Есть улица имени поэтессы. Mirdzas Ķempes iela граничит с проспектом Кокнесес и улицей Эзермалас. Она образована в 1980 году под своим настоящим названием.
В 2014 году Латышский Национальный театр поставил пьесу «Поэтесса. Любовь Мирдзы Кемпе». Не про астральную любовь. В ней фигурирует возлюбленный Линард Найковский, а не её кумир Ермолов. Главную роль сыграла Рамона Вадзика, которая утверждает, что хорошо понимает Кемпе. «Кажется, она такая великая, сумасшедшая, всегда ходит в красном пальто, ярких шарфах. Она была настолько артистически внутренне занята собой, что порой не замечала, как выходила на улицу, надев пальто наизнанку. Но мне это кажется понятным», – цитирует слова актрисы издание LSM.LV. При этом действие пьесы разворачивается в 50-х годах.
Пьесы, к сожалению, не видела, не читала, но что-то подсказывает мне, что актриса всё же плохо знала свою героиню...
Но это – Латвия. А что же Россия? Ничего. Слава Богу, в Орле периодически подкрашивают бронзовой краской венок, надпись на котором мало кто читает, а кто и читает – мало что из этого понимает. О Каплинском помнят лишь краеведы, нет у нас ни памятной доски ему, ни улицы в честь него и даже его могила затерялась.

Этот материал – очередная попытка напомнить. И о нём, и о чудной Женщине из чужой страны, которая помогла Орлу вернуть его героя.

Елена Годлевская
03.03.2020 ОрёлТаймс

http://oreltimes.ru/proekty/orlovskaja-istorija-dlja-vzroslyh/kak-astralnaja-zhena-alekseja-ermolova-pobedila-orlovskuju-vlast/

Необходимо также добавить, что в 1946 году Михаил Викторович Каплинский провёл практически полную фотосъёмку, фотофиксацию послевоенного Орла. Эти материалы хранятся в Государственном архиве Орловской области. Для нас теперь эти фотографии подчас бесценные материалы для изучения города.

Автор Kireev

Модератор 
#5 | Дата: 12 Ноя 2021 12:39 
Замечательная тема!
Всегда было почтение и уважение к таким людям. И, порой, их действительно сейчас очень не хватает. Сколько они могли рассказать нам о послевоенном, и может даже, о довоенном Орле. Уточнить те детали, о которых никогда не писалось в книгах.

Если правильно помню, на форуме были статьи Михаила Викторовича. Можно продублировать их в этой теме. Если нет, то попробуй найти и выложить впервые.

Автор andymackey

Участник 
#6 | Дата: 12 Ноя 2021 18:45 | Поправил: andymackey 
Kireev:
Всегда было почтение и уважение к таким людям. И, порой, их действительно сейчас очень не хватает. Сколько они могли рассказать нам о послевоенном, и может даже, о довоенном Орле. Уточнить те детали, о которых никогда не писалось в книгах.

Считаю что у этого человека очень большие заслуги перед нашим городом!

Автор andymackey

Участник 
#7 | Дата: 15 Фев 2023 20:18 | Поправил: andymackey 
В книге краеведа В. А. Ливцова «Орловский некрополь», вышедшей в 2011 году указывается что М. В. Каплинский захоронен на Наугорском кладбище (почему так тогда считали?).



Но уже в 2015 году, Н. М. Кирилловская в этой статье в главе Затерянная могила сообщает, что Михаил Викторович похоронен на Троицком кладбище. Видимо в переиздании книги «Орловский некрополь» всё будет исправлено. Тем более, что Виктор Анатольевич Ливцов на привёз из Москвы большое фото Михаила Каплинского — оказывается, оно хранилось в архиве ВООПИиК среди прочих фотографий активистов общества. А ещё В. А. Ливцов заявил о готовности инициировать изготовление мемориальной доски с именем Каплинского, которую, правда, пока не придумали, где установить.

Автор Kireev

Модератор 
#8 | Дата: 17 Фев 2023 00:26 
andymackey
Андрей, а в списке Фёдорова проверял? Если всё же на Троицком, то мог попасть к нему в список.

Автор andymackey

Участник 
#9 | Дата: 17 Фев 2023 10:59 
Kireev
В списке С. И. Фёдорова по данным натурного обследования памятников на Троицком кладбище в июле 1986 года, Каплинского нет. Вот так скромненько в 1973 году похоронили, что уже в 1986 году и таблички на памятнике не сохранилось.

Автор Володя_954
Участник 
#10 | Дата: 17 Фев 2023 12:38 | Поправил: Володя_954 
andymackey:
Вот так скромненько в 1973 году похоронили, что уже в 1986 году и таблички на памятнике не сохранилось

Если не было родственников - дело скорей всего ограничилось деревянным крестом, да и памятники в ту пору были весьма скромные и представляли из себя металлическую пирамидку со звёздочкой. А родственники даже если и были - вряд ли особо расстарались для неприметного деда умершего на девятом десятке... Тем более на старом кладбище, где и места то не было для нормальных захоронений. Тогда уже на Наугорке всех хоронили.

Автор andymackey

Участник 
#11 | Дата: 17 Фев 2023 21:11 
Kireev
Андрей, другого шанса чтобы найти могилу Каплинского нет:

Однажды раздался звонок: «Вы интересуетесь судьбой Каплинского? Я знаю, где он похоронен. Хотите — покажу! Я, наверное, единственная, кто это может сделать». Вместе со старейшим орловским краеведом Ниной Кирилловской едем на Наугорское кладбище, что в Орле.
Церковь. Берёзка. От неё три десятка шагов — и могила близких Нины Максимовны.
— Мой папа умер 17 августа 1973 года. А через несколько дней меня пригласили на похороны Каплинского, и оказалось, что его хоронят рядом с моим папой. Не запомнить такое просто невозможно, — рассказывает Кирилловская. — Но за его могилой никто не ухаживал. Я предлагала в те годы в нашем ВООПиИК — давайте хоть оградку поставим, но в ответ услышала: «У него было много жён, вот пусть они и занимаются этим»...
А через десять лет тут похоронили воина-афганца. Наверное, это было сделано, потому что могила была заброшенной, и ее посчитали бесхозной. А потом здесь захоронили ещё и отца того парня.
Какую-то табличку, доску для увековечения памяти Михаила Каплинского здесь, наверное, уже не поставить — собственность других людей. Мне уже много лет. Так что теперь вы — хранитель этой информации.
На том и распрощались.
Впрочем, нет. Зампредседателя Центрального Совета ВООПИиК Виктор Ливцов на днях привез из Москвы большое фото Михаила Каплинского — оказывается, оно хранилось в архиве ВООПИиК среди прочих фотографий активистов общества. А еще Ливцов заявил о готовности инициировать изготовление мемориальной доски с именем Каплинского, которую, правда, пока не придумали, где установить.
Хороший и правильный был бы подарок к юбилею Орла, не правда ли?

Елена Годлевская
МК ru Черноземье 23.12.2015.


Вот такие ориентиры остались. 17 мая 2020 года Нина Максимовна Кирилловская умерла. Нам осталось обращаться к Елене Годлевской. godlelen@mgpu.ru

Автор Kireev

Модератор 
#12 | Дата: 17 Фев 2023 22:09 | Поправил: Kireev 
andymackey:
Но за его могилой никто не ухаживал. Я предлагала в те годы в нашем ВООПиИК — давайте хоть оградку поставим, но в ответ услышала: «У него было много жён, вот пусть они и занимаются этим»...

Слов нет. Вот это дружба была между культурной общественностью... На оградку не смогли скинуться и хотя бы как-то обозначить место захоронения известного в Орле человека. Банальным крестом с типовой металлической табличкой.
Если там афганца похоронили через 10 лет, на открытом-то и просторном ещё кладбище, получается, что никаких следов от могилы Каплинского там уже не было.

Ориентиры есть. Осталось найти время и съездить на кладбище поискать. Хоть и искать, получается, уже нечего.

Автор andymackey

Участник 
#13 | Дата: 18 Фев 2023 08:55 
Разобрался, меня сбило с толку, что М. В. Каплинский оберегал могилу А. П. Ермолова на Троицком кладбище, а сам то он был захоронен на новом, на тот момент, Наугорском кладбище. Так что у В. А. Ливцова в книге всё верно.

Прах и могила самого Михаила Каплинского, вернувшегося из Смоленска в Орёл и умершего 21 августа 1973 года, тоже нигде не значатся! Он словно повторил судьбу человека, против забвения которого бился многие годы.

Автор Володя_954
Участник 
#14 | Дата: 18 Фев 2023 18:18 | Поправил: Володя_954 
Kireev:
Слов нет. Вот это дружба была между культурной общественностью

Вы думаете, сейчас лучше? "Культурная общественность" всегда отличалась очень плохим отношением к себе подобным. Кто написал 4 миллиона доносов? Большая часть это те, кого и пытаются отнести к культурной общественности... В жалобных книгах, что были в советских магазинах это более чем на половину тоже они. Тетя Маша с Химмаша пошлёт на три буквы охамевшего из обслуги и с довольным видом удалится, а тихушная Мария Степановна жалобу накатает.

Автор Daria

Участник 
#15 | Дата: 14 Мар 2023 20:21 
Совершенно случайно нашла вам еще два фото Каплинского. Но есть одна проблема - к тому, что уже имеется (фото 1) подходит только одно.
Искала вообще другое, а попалось сначала фото 2, а потом 3.
И если на фото 1 и 2 явно один человек, с разнице лет в 30, то с фото 3 нестыковочка. Оно конечно изуродовано водяным знаком, но и с ним полное ощущение - это совершенно другой человек.
Фото 3 отсюда. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=24187721

Выводов не делаю. Живите теперь с этим. ))








Страница  Страница 1 из 2:  1  2  Дальше » 
История Орловского края в лицах orel-story.ru форум / История Орловского края в лицах /
 Краевед Михаил Викторович Каплинский (1892-1973)

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гостей - 4
Форумчан - 0
Максимум когда-либо в эфире: 38 [7 Янв 2024 02:45]
Гостей - 37 / Форумчан - 1
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх