Здравствуйте, дорогие форумчане! 22 октября, исполняется 70 лет замечательному человеку, без которого сложно представить себе культурную жизнь Орла. Человек этот необыкновенно скромный и необыкновенно талантливый. Это редкое сочетание привлекает к нему многих, а память о нем надолго остается в сердце тех, кто хотя бы однажды слышал его голос. Еще в начале двухтысячных годов, бывая на вечерах в музее И.С.Тургенева, я нередко встречала там этого человека. Тогда еще молодой и темноволосый, небольшого роста, с восточными чертами лица, он как-то сразу запоминался. А когда этот человек начинал петь, то становилось ясно, что обретение такого друга для музея и всех его посетителей – настоящее счастье. С тех пор прошло 20 лет. Но по-прежнему в небольшом уютном зале музея звучит его голос для тех, кто любит русскую литературу, ценит настоящую поэзию и получает истинное удовольствие от того, как оживают под звучание гитары строки Пушкина, Тургенева, Фета, Окуджавы, Новеллы Матвеевой в романсах, исполняемых Рахимом Рахмановым. Откуда же появился в нашем городе этот человек, которого называют серебряным голосом России, чем была наполнена его долгая и интересная жизнь? В 2013 году Орловской Государственной Телерадиокомпанией был снят сюжет об артисте, приоткрывающий страницы его биографии. Нигде не найдя материала о жизни и творчестве Рахима Рахманова, я просто расшифровала текст передачи и решила разместить его здесь, на нашем форуме. Уже 30 лет шагает по Орлу человек с русской душой и таджикским именем, напевая песню про узбекский город Бухару, в котором родился. С гитарой он не расстается со студенческих лет. Это она привела его из Бухары в наш город. Гитара, а еще жажда приключений - планида лицедея. Рахим Рахманов называет себя бродячим музыкантом, универсальным артистом. Он и вправду может все: декламировать стихи, петь, танцевать, жонглировать, играть на гитаре. Он всю жизнь мечтал стать драматическим актером, но нашел себя в очень редком жанре, где выплескиваются все его многочисленные таланты.
– Я работаю в таком жанре музыкального моноспектакля. И я, наверное, на сегодняшний день представляю собой маленький своеобразный театрик. Когда-то образ такой был, многие так говорили: артист – это тот человек, который расстилает коврик и начинается священнодействие. Он создает образы.
Сегодня он Пушкин, завтра Тургенев, потом Твардовский или Шукшин. Образы дополняются романсами, песнями военных лет и народными. Стихи и прозу под гитару с удовольствием воспринимает самый разный зритель. У Рахима Рахманова уже полтора десятка таких музыкально-поэтических программ. С Есенинской он даже когда-то победил в Рязани, на родине поэта.
Рахим сам себе режиссер, сценарист и исполнитель. А вот декорации ему без надобности, потому что со своим моноспектаклем артист прекрасно вписывается в самое минимальное пространство, будь то библиотека, тесный зал музея или школьный класс. Учителя литературы уже знают: если пригласить на урок литературы Рахманова, то 45 минут даже для самых нерадивых учеников пролетят как одно мгновение.
– Во-первых, их никто не спрашивает, во-вторых, никто им отметки не ставит, а в-третьих, приходит дядя и кривляется, – не строгий учитель. Конечно, им интересно. Они даже иногда говорят: «А можно еще! У нас второй урок математики, давайте еще что-нибудь, мы посидим». Мне один человек сказал: «Рахим, все это ерунда. Вот все, что ты делаешь – это такая ерунда, но ты шаманишь. Ты просто вот смотришь, вроде интересно, смотришь. Закончилось: а что это было?» То есть он меня просто называет шаманом. Не артистом, шаманом. Искрометный темперамент и оптимизм, – вот самое большое богатство нашего героя. По молодости, когда работал в филармонии, бывало по 5 концертов день, теперь столько же за год. Но Рахим считает, что артист всегда должен быть в форме: вдруг именно сегодня позвонят и пригласят выступить. Под гантели хорошо повторяются стихи и песни. Главное, задать нужный ритм. Когда-то он был в юношеской сборной СССР по вольной борьбе. Мог бы стать чемпионом, но сцена тянула сильнее.
Талант был замечен еще в детском саду. Потом музыкальная школа, за ней класс скрипки в музучилище. Но сам инструмент был ему мало интересен, – признается Рахим. Главное было покорить толпу, сорвать аплодисменты. Лучше давались песни под гитару. Девушки млели, сравнивая его со Сличенко, модным в то время исполнителем цыганских романсов. И скрипач до последнего не бросал спорт. Там он всегда был на высоте.
– Когда меня педагог провожал на очередные сборы, он говорил: «Рахим, береги пальцы, уши ты уже поломал». А я однажды действительно приехал после соревнований и с завязанными ушами сдавал экзамены.
Потом была армия, за ней работа в оркестре Бухарского театра. Но Рахим мечтал стать большим драматическим артистом, а скрипка связывала руки. Его манили столичные театры и гены русской мамы-москвички, которую когда-то после войны очаровал симпатичный фронтовик-таджик и увез в Бухару. В Москве смуглый парнишка из Узбекистана решил на Гамлета или Чацкого не замахиваться, поэтому метнулся сразу в театр «Ромэн».
– Первой, кто меня встретил, была старая цыганка, на вахте работала. Узнала, зачем я приехал, и просила спеть. Я спел. Она трубочку взяла, попросила в трубочку телефонную спеть. Меня пригласили артисты к себе домой после этого моего пения, и предложили даже работу в эстрадном коллективе гастрольном, а я хотел драматическим артистом стать...
То ли цыгане нашептали, то ли заброшенная скрипка мстила ему все последние 40 лет: морочила, кружила, гоняла по городам и весям, и все-таки заставила Рахима взять ее в руки. Теперь уже и пальцы не те, что в молодости, и концертный репертуар подзабыт, но упорство настоящего артиста не имеет границ. К тому же теща, всегда укорявшая Рахима, что не стал инженером, увидев его со скрипкой, сильно зауважала.
– Но ее уважение не долго длилось, потому что через некоторое время она стучит мне в дверь и говорит: «Рахим, если бы к нам в город приехал Паганини, и мне бы дали лучшие места и самые дорогие билеты, бесплатно, я бы уже не пошла».
Теперь, чтобы не терзать слух соседей, Рахим уходит с инструментом упражняться куда-нибудь на пустырь или за гаражи. Однажды невольным слушателем оказался разбуженный бомж, и даже протянул музыканту десятку: значит, успехи уже есть. К тому же, в тишине и одиночестве под скрипку так хорошо вспоминается. Ведь тогда, отказавшись от цыганской эстрады, он все-таки прошел два тура в ГИТИС, в класс самого Завацкого. Но дернуло его спуститься в подвал, где прослушивали абитуриентов оперетты. Экзаменаторам понравилось, как Рахим пел и двигался.
– Зав. кафедрой говорит: «Все, давай документы, ты – наш! Ты будешь, мол простаком...» А я не очень любил оперетту. И так, показавшись, подумал: ну, что я в оперетту, тут Завацкий к себе возьмет... Но никто меня не взял. Я так расстроился, что даже не пошел вниз в подвал.
Безденежье заставило несостоявшегося актера искать случайные концертные заработки по северным городам. В Мурманске гастролирующий цирк «Шапито» предложил Рахиму скрипку в оркестре, и он опять от нее отказался, а ведь она ему подавала знак.
Потом был Московский театр и первая роль, между прочим, в спектакле «Цыган». И все-таки в Москву Рахим поступил – в эстрадно-цирковое училище. Полтора года сценической речи, пантомимы, клоунады и актерского мастерства в классе Романа Виктюка оказались очень полезными. Но жена и дети заставили бросить учебу и вернуться в Новомосковск. Позже Рахим все же закончит заочно Рязанский институт культуры. Но осядет уже в Орловской филармонии.
– И вот с тех пор судьба так повернула меня от этих цыган, которые мне предлагали то же самое, только на другом уровне. Я оказался там же, но чуть-чуть ниже. И теперь до сих пор занимаюсь тем, что делаю музыкальные моноспектакли. Кстати, знаете, моя какая мечта, пока еще не осуществимая: с котомочкой до Владивостока, где я служил когда-то. С гитарой и со скрипочкой.
Хорошо быть вольным артистом-одиночкой: нет над ним ни режиссера, ни директора. Плохо только, что при этом нет ни бухгалтера, ни кассира, - шутит Рахим. Не так уж часто концерты, но зато если уж намечается выступление, значит будет праздник. И для самого артиста и для зрителя, потому что когда Рахим берет гитару и начинает шаманить, то равнодушных не остается. Знакомясь с судьбой Рахима, еще раз убеждаешься в том, что талантливые люди часто бывают неизвестны широкой публике, и лишь немногие счастливцы хранят в сердце встречи с творчеством этого человека. Благодаря папе сохранились записи некоторых выступлений Рахима 2007-2017 годов, сделанные в музее Тургенева. На канале Youtube Orel Story есть плейлист, который так и называется «Поет Рахим Рахманов». Сам Рахим не так давно создал свой канал, где также выложил уже несколько видеозаписей своих песен. Но не многие знают, что наш юбиляр не только исполнитель, он еще и режиссер, сценарист. В репертуаре Рахима Рахманова полтора десятка музыкально-поэтических программ, в которых он перевоплощается в образы Пушкина, Тургенева, Твардовского, Шукшина. С Есенинской программой он даже когда-то победил в Рязани, на родине поэта. В 2016 году спектакль Рахима Рахманова «Чудаки» по рассказам Чехова «Неосторожность» и Шукшина «Одни», получил спецприз жюри на Втором Всероссийском театральном фестивале «Русская классика. Страницы прозы», проходившем в городе Самаре. Одну из своих программ 2011 года, приуроченную ко всемирному Дню поэзии, лауреат Всероссийских конкурсов, мастер художественного слова, артист Курской филармонии Рахим Рахманов назвал «Я зарастаю памятью». В день юбилея очень хочется пожелать нашему земляку из города Бухары, чтобы его неустанное желание открывать своим слушателям через искусство романса красоту русского слова и русской души, всегда оставляло свой след в душах тех, кто с ним уже знаком, и в душах тех, кому еще предстоит познакомиться с его творчеством. Настоящий артист помогает зрителям посмотреть на мир своими глазами, дарит нам частичку своего сердца и тем самым делает каждого из нас богаче и счастливее. Сколько бы ни было еще таких встреч и выступлений в творческой судьбе Рахима, пусть каждая из них будет теплой, яркой и запоминающейся, и пусть его искусство романса протягивает все новые нити-струны от сердца поэта к сердцам слушателей. Пусть память об этих встречах станет главной наградой мастеру за то дело, которому он посвятил всю свою жизнь. |