aviatechnic и
alextank396 !Прочитал Ваши посты про Старые очистные сооружения на Пожарной ул.
Дополняю известной информацией, как житель Монастырки. Из того, что ещё не прозвучало.
Мой брат 1977 г.р. также посещал этот объект в конце 1980-х гг., в то время он действовал, возможно как резервный или перекачивающий. В то время там лазить запрещали. В 1990-е гг. (примерно 1993-1994) там всё забросили и действовали только автохозяйства.
Судя по описываемому, авторы постов застали данное сооружение примерно года на 3-4 раньше меня. К этому моменту примерно половина всего этого комплекса уже была снесена. Впервые я узнал о нём от друзей, которые ходили на него первыми примерно году так в 1997. На Монастырке весь этот комплекс назывался "Красная крепость". Примерно через год, в один из летний дней во дворе дома 60 по Горького состоялся редкий сход дворовых групп из разных домов, а также моих одноклассников из разных частей Монастырки (примерно человек 20-30), которые решили совершить коллективный поход на это сооружение. К огромному сожалению не велась фотосъёмка. Вышли. Помню очень хорошо, что дом 78 по Пожарной улице только-только достроили, ещё он был с иголочки, буквально год-два ему был, одна моя одноклассница там жила и с удовольствием провела экскурсию по подвалу этого дома. В общем вышли, дошли до объекта. Никакой охраны там не было, более того, территория вокруг вообще никак не охранялась, даже расположенные справа гаражи водоканала были открыты настежь, там работал персонал, но при заходе ВНУТРЬ также не выказывал никакого недовольства, несколько человек прогулялись так для разведки обстановки, после вернулись и присоединились к группе для разработки плана прохода в Красную Крепость.
Входа было два: нижний и верхний.
Для начала схема маршрута на Красную крепость примерно в 1997 г. и на очистные отстойники 1998 г.
Сначала забрались на холм. В то время машинный зал и тэнки были на холме со всех сторон. Никаких гаражей не было. Собственно по холму с правой стороны вскарапкались и зашли в машинный зал через центральный вход. Внутри было видно, что здание покинуто не очень давно, но уже было зачищено охотниками за цветным металлом, чёрный чермет ещё сохранялся. Внутри здание представляло собой 2 этажа наверху и два этажа вниз. Верхние этажи обычные помещения с насосами, побеленными напополам стенами и потолками, ещё были целы оконные рамы (входная дверь тоже была на месте). Очень смутно помнится нижний уровень машинного зала. Для начала там было темно, вели вниз металлические лестницы, которые были отрезаны снизу, поэтому спускаться через машинный зал на его нижний уровень даже не пытались. После этого обследовали тэнки. Доступ к ним был только с холма, сверху (они ещё были закопанными). В одном лестница вниз была срезана, не лазили, в другом лестница была до низу. Товарищи с фонарями спускались. Говорили просто круглое пустое пространство.
После всего этого хотелось всё же пройти непосредственно под машинный зал и посмотреть что там такое. Для этого в один из дней собралась повторная экспедиция, вооружившаяся фонарями. На нижний уровень можно было попасть только через коммуникационный тоннель, портал которого смотрел из холма в направлении 39 школы. Как я сейчас помню, портал представлял собой не специально оборудованный вход, а искромсанные остатки железобетона, из чего прямой вывод, что тоннель в холм ранее откапывался и укорачивался экскаватором, видимо раньше он никаким входом не был. Короче пошли по этому тоннелю, на полу были трубы под решётками, из чего вывод, что этот тоннель был что-то типа ходка для персонала, были остатки освещения. Дошли до входа на -2 уровень машинного зала. Там оказалось, что тоннель наполовину заложен кладкой, но перелезть можно. Перелезли товарищи, сам не лазил, стоял светил с оставшимися в тоннеле. В общем на -2 уровне была подземный зал с остатками лестниц наверх и расходящиеся тоннели и трубы. Товарищи говорили, что есть проходы в оба тэнка, а также что есть вход в тоннель, ведущий к ТЭЦ, но он был заблокирован, по нему не пошли.
После этого ещё пару раз лазили.
Схема всей территории по состоянию на 1997-1998 гг.
В 1997 г. гск Водолей ещё только начинал строится. Строился только первый ряд (18). Очень смутно помню, что вдоль стройки под цифрой 18 шли какие-то колодцы или заглубленные коммуникации в направлении дальнего отстойника (3). Их прямо на наших глазах ломали и строили первый ряд гаражей.
Далее в 1997 г. здания 16 не было вообще, там был свободный проход и стоял кузов троллейбуса, здания 14 и 15 были недостроенные и видно, что несколько лет уже как заброшены, были только остовы. В них можно было свободно войти с любой из сторон и также выйти, внутри никаких не внутренних, не внешних стен не было. В здании 15 была также только коробка, недостроенная, голые лестничные марши. Далее в 1997 г. сохранялась небольшая часть круглого отстойника (26). По состоянию на 1970 г. там было 3 таких круглых отстойника (22), их сносили видимо 1980-е гг. Из этого делаю вывод, что в 1960-е гг., на момент строительства всего этого комплекса холм был намного больше и коммуникационный тоннель тянулся от насосной вплоть до мастерских (9). В какой-то момент его центральную часть стали срывать. В конце 1970-х гг. срыли первую, на ней возвели водогрейную котельную (6). Поле снесли круглые отстойники (22) и срыли вторую часть (28). Таким образом, на 1997 г. оставалась не срытой только часть холма со стороны насосной (25) с отрезанным порталом этого тоннеля (1) и часть холма в противоположной стороне (29) с т.н. Чёрными отстойниками (23). Про них подробнее. В ходе первых двух походов эти отстойники прошли мимо. Они были также на высоком холме, очень плотно обсажены деревьями из-за которых не были видны. И вот в один из заходов кто-то решил слазить наверх к этим деревьям. Открылась поистине страшная картина, никогда не забуду. Наверху вся эта плотно заросшая площадка представляла собой сеть каналов и открытые горла трёх огромных отстойников с черной жидкостью. В случае падения выбраться оттуда было невозможно, лестниц там не было, а верхние крышки и защитные сетки от падения были уже спилены. Перемещались по верхней поверхности близ открытых бортиков очень осторожно. Более того, стены шли не вертикально, а под углом, что делало невозможным оттуда спастись. Эти отстойники почему-то не стали сносить и они просто были заброшены после ввода станции на СПЗ, возможно в конце 1980-х они ещё использовались для какого-либо накопления перед перекачкой на СПЗ, но после видимо проложили новый коллектор и надобность в них окончательно отпала. Буквально через несколько лет, году так в 1999-2000 придя на место обнаружили, что с одной из сторон (со стороны котельной) на эти отстойники заехал экскаватор и принялся их сносить. Там было три отстойника, сносить начали один из них (вроде тот, что по центру). Выглядело поначалу это жёстко: экскаватор засыпал в эту жуткую чёрную дыру землю, это всё там набухало и затвердевало. Потом этим же экскаватором начали всё это обратно выкапывать. Как потом говорил экскаваторщик, довольно быстро выяснилось, что эти отстойники чуть ли не до краёв наполнены трупами. В 1990-е гг. это место оказывается использовалось криминалом как "утилизаторная база". В общем, после начали сначала откачивать всё, потом извлекать что было на дне, несколько дней вроде оцепление там было милицией. В конечном счёт опустошённые отстойники начали сносить экскаватором и поравняли полностью, сразу после этого там начали строить третью очередь ГСК Водолей, которая на этом месте сейчас. Впоследствии в южной части территории Водоканал окончательно съехал, Административное здание какое-то время занимали разные офисы, пока там не обосновалось Орловско-курское отделение Россельхознадзора.