| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Поговорим об Орле orel-story.ru форум / Поговорим об Орле /  
 

Монастырка

 
 
Страница  Страница 2 из 3:  « Назад  1  2  3  Дальше »

Автор andymackey

Участник 
#16 | Дата: 16 Дек 2021 21:26 
Улица Андрианова и перспектива за ней.


Автор Zyuzin86

Участник 
#17 | Дата: 11 Фев 2022 12:03 | Поправил: Zyuzin86 
andymackey:
Улица Андрианова и перспектива за ней.

Вид на Монастырку со стороны "Чайной". Собственно слева внизу сама Чайная (историю здания не знаю, в конце 1990-х гг. там вроде бы как работал магазин, после и до настоящего времени Салон ритуальных услуг). Само здание напоминает клуб или сельский магазин.

Автор Zyuzin86

Участник 
#18 | Дата: 11 Фев 2022 12:19 | Поправил: Zyuzin86 
План слободы на 1913 г.


План Монастырки на 1941 г.

Автор andymackey

Участник 
#19 | Дата: 11 Фев 2022 13:33 
Zyuzin86:
Вид на Монастырку со стороны "Чайной". Само здание напоминает клуб или сельский магазин.

Здание построено в 1958 году, открыто как кафе «Чайная» на трассе Орёл-Болхов. Изначально чаще посещалась водителями на этой дороге.
С постройкой 290-го квартала, Чайная стала больше напоминать закусочную. Место было тогда весьма популярно.

В 2017 году над зданием нависла опасность исчезновения. Но не построили пока там ничего.
На месте бывшего кафе «Чайная» планируется построить многоэтажный жилой дом с торговыми помещениями.
Реализация проекта возложена на ИП Николаева А. Б., получившего скандальную известность благодаря высотному зданию на Полесской. Тогда площадь здания оказалась втрое больше запланированной, а высота увеличилась на четыре этажа. В случае со строительством на «Чайной» объект «узаконят» заблаговременно.

https://orelgrad.ru/blog/2017/09/08/v-orle-na-meste-chajnoj-postroyat-vysotku/?

Автор andymackey

Участник 
#20 | Дата: 25 Сен 2022 21:49 
Новый вид Монастырки на Огородный переулок. С правого берега реки Оки от завода им. Медведева.


Автор andymackey

Участник 
#21 | Дата: 24 Окт 2022 16:16 | Поправил: andymackey 
Где в Орле была Ямская слобода (Ямки)?

Наименование местности в России ‒ Ямская слобода, или просто Ямская, Ямки, или, ещё короче, Ям.
Ямщик ‒ представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу. До отмены ямской повинности в XVIII веке лица, выделенные в ямщики, переселялись в ямы — поселения при вновь создаваемых почтовых станциях, где им, помимо прочего, выделялась земля для ведения хозяйства. Так, к примеру, в XVII веке в Московском уезде было 2849,5 десятин земли, находившейся во владении ямщиков. При строительстве Санкт-Петербурга с XVIII века вошло в практику также расселение ямщиков в специальных слободах, устраиваемых в городской черте. А была ли в Орле своя Ямская слобода? И что исторического в местном названии «Ямки» в 188-м квартале города (район Пожарной улицы)?
После большого городского пожара 1673 года орловцы неоднократно отправляли челобитные в Москву с просьбой разрешить им строить город в новом месте. Указ о постройке города пришёл в 1680 году в ответ на челобитную воеводы Скрябина. Вернёмся к её содержанию:
«Город Орёл тесен и ветх и стоит на самом низком месте, а есть близко того города, за рекою Орлом, на реке Оке Ямская гора порозжа (свободная пустая никому не принадлежащая - прим.) и высока и пространна и городу быть на той горе пристойно, впредь прочно, и к осадному времени надёжно, и посаду, и слободам, и струговой пристани, и никаким людям и торговым рядам никакой порухи и переноски, и никакого утеснения не будет, и о строении на той горе города орловские жители, всяких чинов люди, бьют челом беспрестанно и в съезжую избу приносят челобитные; и о том велеть бы тебе, великому государю, указ учинить».
В 1670 годах Ямская гора была, а значит рядом была и почтовая станция с ямщиками на Болховской дороге на выезде из Орла в Болхов, Белёв, Калугу. Обычно Ямские слободы организовывались за чертой города. Например, Тверская ямская слобода возникла во второй половине XVI века, когда за пределами Деревянного города близ его Тверских ворот была поселена отдельная слобода ямщиков, которые занимались обслуживанием дороги, связывающей Москву с Тверью и Великим Новгородом. По аналогии и на окраине Орла, вероятно, существовала своя Ямская слобода. Вопрос остаётся открытым о точном месте её расположения. В 1866 году дорога на Болхов ещё называлась Болховский почтовый тракт. И вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важное значение для экономики России.
На окраине города на Ввозной горе в 1676 году иеромонахом Евфимием с разрешения патриарха Иоакима была основана Успенская пустынь с деревянной церковью от Богоявленского мужского монастыря, находившегося на территории Острога большого (современный мемориальный парк «Орловская крепость»). В 1680 году Богоявленский монастырь вновь сгорел после недавнего пожара, произошедшего в июле 1673 года. Огонь пощадил лишь Богоявленский собор, и поныне находящийся на прежнем месте. Монастырь было решено перенести на другое, более удобное место — вниз по Оке, на Ввозную гору. Он сменил и своё название в память Успения Пресвятой Богородицы, став Свято-Успенским.
Рядом с монастырём находится ещё одна «гора» - это возвышенное место было опоясано двумя оврагами, по одному из которых тёк ручей, имелся и мост через него на Садовой улице. Речь идёт о квартале № 8 и о современной территории городка аттракционов (бывший тюремный острог).


Так может об этой Ямской горе говорили жители Орла в 1670-х годах и просили перенести туда крепость? Потом здесь появился острог (отмечен на планах Орла 1795 и 1842 годов) и застройка рядом, которая вполне могла быть Ямской слободой. Емельянов В. Г. (1986 год) предполагает о её нахождении как раз здесь, в створе современных улиц Ермолова и Коммуны, отмечая при этом, что достоверных сведений о слободе и её нахождении не найдено.
Есть теперь и такая гипотеза: после строительства на Ямской горе тюремного острога ямщики переместились в Подмонастырскую слободку и стали там жить компактно, образовав в современном 188-м квартале местное название Ямки.
В книге Белякова С. Л. (1939) дважды упоминаются Ямки.

Автор Kireev

Модератор 
#22 | Дата: 24 Окт 2022 22:38 
andymackey, интересно, спасибо!
С предположением Емельянова о том, что Ямская слобода или Ямки это район улицы Коммуны - можно согласиться. Такой своеобразный обособленный райончик точно должен был как-то называться. По аналогии с другими такими же (Кишенёвка, Кутки и др.).

Ямки в нижней части Монастырки, вроде бы, пошли от карьеров, которые там разрабатывались с середины 20 века. Если не ошибусь, их остатки сохранялись там ещё до 1990-х годов. В виде небольших озерцов заполненных водой. Позже на их месте построили гаражи.

Автор Человек 19

Участник 
#23 | Дата: 24 Окт 2022 22:50 
Народ, наверно обсуждалось.
Сейчас остались целые дома от Костомаровки и Жилино?

Автор Ilych
Участник 
#24 | Дата: 25 Окт 2022 07:21 
Интересно, а где была слобода, названная в книге Белякова Вавилоном?

Автор andymackey

Участник 
#25 | Дата: 25 Окт 2022 10:08 | Поправил: andymackey 
Ilych
Улица Зелёный Берег образовалась после начала перепланировки Орла по плану 1779 года во включенной в состав города Пушкарной (Пушкарской) слободе (старой). В 1901 году подписана на карте как улица Вавилон на участке от современной 2-й Пушкарной улицы до улицы Панчука. По версии местного краеведческого сообщества (Емельянов, 1986) название происходит от излучины реки Орлик в этом районе (повороты реки описаны устаревшим разговорным выражением «вавилоны писать»). 24 августа 1938 года переименована в улицу Зелёный Берег.

Человек 19
Не помню, чтобы это обсуждалось, но дома от деревни Жилина и её бывшей южной части Костомаровки остались.

Kireev:
Ямки в нижней части Монастырки, вроде бы, пошли от карьеров, которые там разрабатывались с середины 20 века.

Да, каменный карьер существовал издавна, и каменотёсы жили на Монастырке до революции. Андрей, наверно ты опечатался, с середины 19-го возможно. А вот Ямки (как отдельный район) и Монастырку Беляков упоминает в 1939 году, говоря об угнетаемых нищих людях до 1917 года. Значит не исключено, что Ямки - производное от Ямской слободы. Ещё интересно выражение - «на пустырях Ямок». Указывает на окраинное положение этих самых Ямок. Играл я в футбол на Ямках в своё время, и не предполагал тогда, что это название может быть связано с отдельным районом или даже дореволюционной слободой.

У Пясецкого Г. М. есть несогласованность в определении места для постройки нового города на высоком левом берегу Оки. В челобитной 1672 года орловских жителей к воеводе Софону Карпову говорится о Взвозной (Ввозной) горе, а в челобитной 1678 года нового орловского воеводы Павла Скрябина к российскому государю говорится о Ямской горе.



У В. М. Неделина есть определение положения Ямской слободы:
«На левом берегу реки Орла на горе, при слиянии рек, находилась Ямская слобода, позднее давшая название горе».
Т.е. речь идёт о старой Ямской слободе и горе, позднее названной Левашовой (а теперь Пролетарской) в честь губернатора, при котором там был устроен удобный съезд.
Загадка остаётся загадкой.

Автор Zyuzin86

Участник 
#26 | Дата: 26 Окт 2022 00:40 | Поправил: Zyuzin86 
Коллеги, не знаю как вы, а я 20 лет прожил на Монастырке и могу точно утверждать, что Ямки отношения к Ямской слободе не имеют. Ямская слобода описана в Книге Кушелева и находилась вокруг церкви, что была у дома печати. Ямки же - Вернакулярные район, часть Монастырки со стороны реки, по левую и правую части Карьерной улицы. Собственно она также называется из за ямок, для выемки камня. Как любили у нас говаривать -Сергей Кирьяков начал свой путь на Ямках- футбольном поле близ огородов в дальней части улицы 8 марта. Ямки это в общем все, что за Пожарной улицей, в районе около Береговой улице и к Карьерной улице. Можно по аэрофотосъемке 1941 понять где именно были эти обширные карьеры. Вся застройка близ них и была собственно застроена нищими и угнетаемым людьми. Погуглите Ивана Селихова, чей дом музей действовал непродолжительное время на Пожарной улице. Там хорошо описана дореволюционная Монастырка как слобода камнетесов.

Автор andymackey

Участник 
#27 | Дата: 26 Окт 2022 10:57 
Меня интересует сам факт возможного происхождения названия Ямки от Ямской слободы (а не от ямок для выемки камня). Пока для меня ничего не прояснилось. То, что в детстве на Монастырке говорили про Ямки, я помню. У Ильи Кушелева про Ямскую слободу только строчка: «Ямская слобода была на одноимённой горе, где теперь Драмтеатр и Горадминистрация».
Zyuzin86:
Ямская слобода описана в Книге Кушелева и находилась вокруг церкви, что была у дома печати

Это неверно, в XVI-XVII веках на территории современного Советского района было только 2 церкви (вмч. Георгия - Победа, и Афанасия и Кирилла - типография) и Успенский монастырь. Вот всё по полочкам на плане Орла из реконструкции Неделина. Но, это, как мы знаем только реконструкция.


Автор Zyuzin86

Участник 
#28 | Дата: 26 Окт 2022 11:17 | Поправил: Zyuzin86 

Автор andymackey

Участник 
#29 | Дата: 26 Окт 2022 11:28 | Поправил: andymackey 
Zyuzin86
Спасибо, интересная статья. А Селиховы мощная семья.

Будет здесь уместно и статью про писателя Ивана Селихова выложить.

«С душою русского поэта...»



Трудно себе представить культурную и литературную жизнь Орловщины начала XX столетия без имени И.И. Селихова – писателя-самородка, публициста и общественного деятеля. По свидетельству современников, он был человеком яркого таланта и сильной воли, чуткой души и отзывчивого сердца.

Иван Селихов родился 27 сентября (9 октября) 1873 года в бедной семье каменотеса и прачки в Подмонастырской слободе Орловского уезда (ныне – черта города). На одиннадцатом году жизни мать отвела его в школу, три класса которой он прошел за два года. На этом его образование и окончилось.
Сколько мрака и горя, сколько страданий и лишений было в жизни Ивана Селихова с самого раннего детства! Невежество и грубость в семье, невозможность удовлетворить свою страстную жажду знаний, тяжелый, отупляющий труд, голод, холод, побои. Отец пропивал заработанные деньги, а материпрачке трудно было одной содержать семью. И для ребенка начались годы каторжного труда в лавках торговцев в качестве «мальчика», затем – «молодца». Впоследствии поэт скажет об этом в своих стихах:

Труд черный, рабский труд, в союзе
С полуголодной нищетой
Мной деспотически владели
От ранних дней – от колыбели
До грани полувековой.

В 1899 году при содействии известного историка и библиографа М.К. Лемке в «Орловском вестнике» появляется первое стихотворение Ивана Селихова «Переселенцы» о тяжелой судьбе крестьянской семьи. Вскоре его стихи стали печататься и в других газетах и журналах: «Новый век», «Журнал для всех», «Красное утро», «Пламя».
Свое назначение поэта и гражданина Селихов видел в служении задавленному нищетой и бесправием человеку. Как человек и поэт он не мог пройти равнодушно мимо чужих страданий. Появляется целый ряд стихотворений из цикла «О пасынках жизни»: «В трактире», «На бульваре, «Переселенцы», «В юдоли палача», «Отъезд» и другие. В них Селихов рисует страшные картины из жизни городской и крестьянской бедноты. Поэт всей душой жалеет этих «пасынков судьбы», испытывает пронзительную боль за всю убогую Россию:

В землю вросшая каморка,
Всюду сумрачная тень.
В дыры окон смотрит зорко
Хищный зверь – морозный день.
На полу, в углах холодных
Копошится детвора
Покидаю их, голодных –
Мне на фабрику пора...

И всетаки Иван Селихов – прежде всего лирический поэт. Веселый и общительный, Селихов всегда глубоко и искренне выражал свои чувства и настроения, умел радоваться яркому солнцу, прислушиваться к ночным шорохам. Лучшие его душевные порывы выливались в стихи. Недаром изданный в 1913 году сборник своих стихов автор так и назвал – «От души»:

Благоуханною весной
В очарованьи зорь огнистых,
В лучах, в венке из роз душистых,
Жизнь предстает передо мной.

Близкий друг поэта, автор лирических песен Матвей Иванович Ожегов вспоминал: «Селихов горячо любил природу полей и перелесков, – и мы в хорошую погоду, лирически настроенные, обязательно устремлялись за грань тесного города, туда, где горизонты природы шире, а мысли и слова свободнее...»
Всю свою жизнь Иван Селихов прожил в Орле, не покидая любимый город даже в самые трудные годы революционных потрясений. Принимал активное участие в подпольных революционных кружках, подвергался обыскам и жандармским арестам. Его поэма «Иваны проснулись» нелегально переписывалась и распространялась вплоть до сибирской каторги. Вот почему с такой надеждой и восторгом воспринял он Октябрьскую революцию как свое, родное, близкое по духу и чаяниям. В стихотворениях этих лет он поет «гимн торжествующей свободе», воспевает обновленный труд, приветствует пролетарскую печать, красного воина, орловского хлебороба: «Товарищам коммунистам», «Родным Иванам», «Памяти павших», «Красной молодежи» и другие.
С 1902 года Селихов вел ежедневную газетную работу, выступая на страницах орловской печати как поэт, прозаик, драматург. Его стихотворения и рассказы печатаются в газетах и журналах: «Орловский вестник», «Известия Орловского губисполкома», «Красный Орел», «Красная правда», «Свободный путь». В 1918 году Селихов становится корреспондентом РОСТа, с 1921го – редактором газеты «Красная правда», затем – заведующим крестьянским отделом «Орловской правды». В январе 1920 года писатель был принят в ряды РКП(б). С 1926го он заведует информационностатистическим подотделом губкома РКП(б).
Селихов был постоянным и неизменным сотрудником «Орловской правды» с самого момента ее появления. В суровые революционные годы среди голода и разрухи, бывало, ему одному приходилось делать всю газету. В 1923 году Селихов написал стихотворение, посвященное годовщине основания «Орловской правды», ставшее гимном любимой газете:

Слово, искреннее слово!
Жизнь твоя темнее ночи...
Заковали тебя в цепи,
Ослепили тебе очи.
Но придет пора благая:
Ты расскажешь нам сначала
Все, что ты сказать хотело,
Но о чем века молчало.

Иван Иванович был очень чутким и отзывчивым человеком. К нему шли за советом и помощью, к его мнению прислушивались. Селихов руководил семинарами молодых поэтов, входил в редакции литературнохудожественных журналов, создал кружок писателей «Пролетарская мысль».
11 июля 1924 года общественность Орла отметила 25летие литературной деятельности Селихова. Газета «Орловская правда» целый разворот посвятила его творчеству. На газетной полосе были помещены стихи нашего талантливого земляка из книг «Огневые зарницы», «От души», «Акварели», а также программное стихотворение «Моя муза», подводящее итог полувековой жизни поэта. В автобиографии «Моя жизнь», анализируя свою нелегкую судьбу, Селихов писал: «Мне крайне страшно оглядываться на пройденный путь: так он тернист и труден, так он полон всяких лишений и горьких обид. Но все это не сломило меня окончательно, я все еще силен и бодр духом и надеюсь еще послужить моему родному пролетарскому классу словом и делом...»
Умер Иван Иванович Селихов 16 июля 1926 года в Орле. Здесь же он и похоронен на Троицком кладбище. Его соратник по перу, Василий Николаевич Азбукин, для которого Селихов всегда был идеалом поэта и гражданина, посвятил ему замечательные строки:

С душою, чуткой к красоте,
С душою русского поэта,
Он знамя истины и света
Несет к пленительной мечте.

Лучи зари, тоска полей,
Нужда народная и горе –
Все отразилось в его взоре,
В душе поэта наших дней.

Вся деятельность Ивана Селихова – это неустанное горение, неистребимое желание принести пользу людям. В творчестве нашего земляка живет несокрушимая вера в вечные идеалы правды и добра, убежденность в том, что рано или поздно братская любовь воспламенит и согреет душу каждого человека и всю жизнь человеческую.

Автор: Татьяна Абинякина, ст. научный сотрудник музея писателей-орловцев
2018-11-29

http://vestnik57.ru/s-dushoyu-russkogo-poeta/

Автор ruslon
Участник 
#30 | Дата: 3 Дек 2022 20:00 | Поправил: ruslon 
Монастырка. Наверное начало 60-х




Страница  Страница 2 из 3:  « Назад  1  2  3  Дальше » 
Поговорим об Орле orel-story.ru форум / Поговорим об Орле /
 Монастырка

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гостей - 1
Форумчан - 0
Максимум когда-либо в эфире: 38 [7 Янв 2024 02:45]
Гостей - 37 / Форумчан - 1
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх