Константин Вриссис, и поведал им, что он, занимаясь церковной археологией, при помощи недавно открытой в одной из европейских библиотек пергаментной рукописи 895г., нашел точное указание места города Каманы, где скончался на пути в Питиус и был погребен св. Иоанн Златоуст в 407г. Господин Вриссис привез с собой и карту Восточного берега Черного моря, составленную им на основании найденных им «археологических добавлений». Из Сухума он взял проводника и отправился прямо на речку Гумисту, где в 12 верстах выше Сухума (древнего Севастополиса) на одном из притоков реки Гумисты, речке Гума (Кума) близ селения Гумми (ныне Михайловки); и действительно указал, руководясь своею картою, развалины древнего поселка и развалины большого храма, доселе малоизвестные и малоисследованные. Эти развалины, по его изысканиям, суть развалины города Каман или, точнее, Коуман и его храм во имя священномученика Василиска, где, как известно, были погребены в 407г. и мощи св. Иоанна Златоуста до их перенесения в Константинополь в 437г.». Нам известно, что свт. Иоанн в сопровождении конвоя из Кукус до Каман шел в течении трех месяцев. Последнее обстоятельство, по мнению некоторых исследователей, говорит в пользу Каман Абхазских. Архим. Леонид (Кавелин) писал «До сих пор полагали, что это Камана Понтийская значащаяся на древних картах на юг.-зап. от Трапезонта на реке Ирисе. Место это отстоит от Арабессы верст 150 не более. Как же, спрашивается, согласить это указание с тем известием, которое помещено в «Житии» св.Иоанна Златауста, что он находился в пути до Каман три месяца и веден был спешно, по жестокосердию одного из своих конвойных, не как святитель, а как самый простой узник». Остается допустить более чем вероятность сообщение Вриссиса, что местом и упокоения и погребения святителя была древняя Камана или Коумана в Абхазии. По карте Амедия Традье расстояние от сих двух пунктов будет в 1000 верст. Эта Камана и могла быть на пути в Питиус. Воины, сопровождавшие святителя, получившие тайное показание не щадить его в пути, могли избрать этот путь, т.е. на Каману в Абхазии, еще и потому, чтобы больше изнурить святителя и скорее довести его до смерти, чего не могло бы быть, если бы путь святителя был через Каману Понтийскую. Этот путь кратчайший и для узника-святителя был легчайшим. Плывя по воде, святителю-мученику не пришлось бы испытать той тяготы, которую он испытал, будучи доведен до крайнего изнурения от продолжительного безостановочного трехмесячного путешествия... Задача, поставленная пред солдатами, сопровождавшими святителя была ясна: Златоуст должен умереть от изнеможения в пути. «Им (солдатам), - говорит А. Тьерри,- даже дали понять, что не особенно будут стоять за то, чтобы изгнанник непременно доехал до Питиунта, потому что путевые утомления собственно могут привести к тому же концу, как и казнь, и такая смерть даже поставила бы императора в менее неловкое положение.» Этот метод «казни» применялся часто. К примеру, так поступали с учеником преп. Максима Исповедника св. Анастасием Апокрисиарием. Он писал: «И водили они меня туда и сюда по всем названным странам семь месяцев, нагого, разутого и пешего; изнуренного и холодом, и голодом, и жаждою, желая, конечно, и меня так же удалить из сей жизни. Но не знаю, провидя о мне смиренном, все совершающий Своим спасительным Промыслом Бог до ныне сохранил меня в сей жизни, исполненной многих треволнений и бед». Поэтому, - говорит иеромонах Дорофей (Дбар) , - мы согласны с тем, что свт. Иоанн вместе с конвоем, который вел его в спешке, и в течении трех месяцев (более 90 дней) они действительно могли добраться по суше до Себастополиса и затем до Каман Абхазских. Помимо этого в пользу Каман Абхазских говорят и предания абхазов, связанные с местом кончины свт. Иоанна.
Вот такие существуют свидетельства в пользу Каман Абхазских.
Архиепископ Иоанн Златоуст был патриархом Константинопольским и всю свою жизнь старался быть милосердным к нуждающимся людям , обличал неблагочестивые нравы византийского высшего общества ,за что и понес наказание.
Известно , что во Вселенской православной Церкви существует пять патриархий и было множество патриархов за время их существования. Однако, почитаемыми, известными оказались только те , которые отличались ревностью веры,истинным благочестием, милосердием и другими христианскими добродетелями. Следует помнить что статус патриарха носит человек, а следовательно у него есть грехи и следует это рассматривать , как данность. ( это о патриархе Кирилле , о котором Вы пишете )
История все ставит на свои места Таков Промысл Божий. Всех благ. Надежда. |