| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /  
 

Династия Романовых и Орловский край

 
 
Страница  Страница 4 из 5:  « Назад  1  2  3  4  5  Дальше »

Автор nadezda

Участник 
#46 | Дата: 29 Авг 2017 10:44 
Cyrano

Праздник является одной из культурных универсалий. Культура предстает перед нами как гигантское сообщение, выражающее определенное понимание мира в соотнесенности его с человеком, которое выработано предшествующими поколениями данного общества и адресовано их ныне живущим потомкам — всем в целом и каждому человеку в особенности.

Так , как не являюсь носителем китайской культуры , то пришлось почитать об истории и сущности праздника , с которым Вы меня поздравили.

к несчастью, забыл, а кто же конкретно "шлепнул" святого Николая второго "Кровавого" - товарищ Юровский, или товарищ Медведев.

Почему для Вас это может быть важным?

Объясните в чем сущность воинствуюшего атеизма

Всех благ.
Надежда.

Автор Cyrano

Участник 
#47 | Дата: 29 Авг 2017 12:31 | Поправил: Cyrano 
nadezda

Я не нахожу культурных универсалий. Культура носит классовый характер. В прошлом году я поздравил одну китайскую аспирантку с большим праздником - 50-летием Движения Хунвейбинов. Она призналась, что хунвейбины ворвались в дом ее дедушки, буржуазного интеллигента, схватили его и отправили на перевоспитание в колхоз. Я вежливо извинился. Тогда я поздравил другую китаянку. Она расплылась в улыбке и искренне меня поблагодарила. Оказалось, что хунвейбины поселили ее дедушку - колхозника-ударника в городской дом бывшего хрущевского оппортуниста, отправленного на перевоспитание в колхоз, и ее мама стала учиться и кушать досыта. И вот тогда я представил себе блистательного товарища Мао на трибуне площади Тяньаньмэнь перед многотысячными отрядами маленьких застрельщиков Революции, в зеленой военной форме, в фуражке с Красной звездой и с повязкой Хунвейбина на рукаве, и понял, что если бы у нас были свои хунвейбины, то моей маме не пришлось бы плакать из-за перебоев с хлебом в плодородном курском селе во времена хрущевской слякоти.

Насчет же праздника Ци Си. Мне приходилось присутствовать на открытии раки с трупами святых Петра и Февроньи. Не вижу причин, по которым я не могу праздновать день поминовения этих святых, а также день святого Валентина или тот же самый Ци Си. Ведь если святая Февронья обманным путем обольстила святого Петра, о котором даже нет ни одного упоминания в муромских летописях, а их трупы недавно были выкрадены ортодоксальным верующим из ленинградской церкви при подозрительном бездействии иерея, то разве это - достаточные поводы для того, чтобы не пожелать ближнему в день их памяти счастья в любви...

Насчет воинствующего атеизма. Атеизм полагает, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи. Мне добавить нечего. Слово "воинствующий" я использую в знак того, что активно отвечаю на агрессивные выпады Владимира "Кирилла" Гундяева, который недавно призвал оказать содействие (бить, что ли, будут) "нашим вечно (поаккуратнее бы этому попу с вечностью, ибо ад близок) шарахающимся (это откуда и куда) атеистам". В пространном сообщении в своем блоге Гундяев заявил, что поскольку тот, кто не с Христом, тот против Христа, т.е., с антихристом, постольку православная церковь является воинствующей, ибо должна победить сатану. Я сперва посмеялся, ибо эти пассажи мистера Гундяева уж больно напомнили мне агитки Демьяна Бедного и Емельяна Ярославского, но потом понял, что вопрос очень серьезен, и на агрессивную воинственность православия мы должны ответить воинственностью атеизма. В частности, я принимал участие в массовых акциях по противодействию установке памятника святому Владимиру на площади Дзержинского и на Ленинских горах в Москве, против передачи попам Исаакиевского собора в Ленинграде и т.п.

Но это все - суета сует и суета всяческая. Жду Вашего сообщения о Светлояр-озере и граде Большом Китеже.

Насчет Юровсого и Медведева. Я просто вспомнил спектакль театра Свободное пространство "Любовь моя - Электра". Вспомнил, что главного героя звали "Орест - смерть тирану", и посетовал, что героя третьесортной пьески помню, а вот наших подлинных борцов с тираном подзабыл. Только и всего.

Всего доброго,
Cyrano

Автор nadezda

Участник 
#48 | Дата: 29 Авг 2017 19:07 
Cyrano

Я не нахожу культурных универсалий.

Находите Вы культурные универсалии или нет , но они существуют .
Видимо , Вы далеки от культурологического знания, т.к. можно прочесть о них в любом учебнике по культурологии или социологии культуры. По различным теориям их количество варьирует от 60 до 88.
Культурные универсалии - это такие нормы, правила, ценности, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества . Они возникают, потому что все люди в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Перечислю некоторые из них ;
приготовление пищи, возрастная градация, календарь, семья, праздники, музыка... и др.

Культура носит классовый характер.

Это утверждают только те, кто имеет марксиско- ленинское мировоззрение. Ваши примеры с китаянками об этом свидетельствуют

Хунвейбины не имеют никакого отношения к культурным универсалиям и тем более к праздникам.
Это слово в переводе означает "красные охранники". Члены особых молодёжных "революционных отрядов". Возникли в Китае в период так называемой "культурной революции" 60-х годов. Началом хунвейбинского движения считается призыв Мао Дзедуна в 1966-м году "нанести удар по штабам", где засели ревизионисты, противники коммунизма, недобитая буржуазия и т.п. Таким образом ,он рассчитывал избавиться от своих идейных противников руками фанатиков-подростков. И это ему удалось. Хунвейбины готовы были убить любого, кого считали врагом революции и Мао. Прежде всего, это были для них представители интеллигенции: профессора и преподаватели университетов, адвокаты, журналисты... Затем их террор перекинулся и на представителей партийных органов, которых они подозревали в нелояльности к Мао.
Всех благ
Надежда.

Автор Cyrano

Участник 
#49 | Дата: 29 Авг 2017 23:49 | Поправил: Cyrano 
nadezda

Я не вижу признаков научности в таких пропагандистских книгах, как "учебники" по так называемой "культурологии" или "социологии культуры".

Слово "хунвейбины" в первоначальной трактовке доктора философии Ние Юан-цу согласно ее первым дацзыбао от 29 мая 1966 г. переводится как "маленькие застрельщики Революции", а не так, как это записано в "Педивикии".

Я не очень понял, выше Вы написали, что культурные универсалии существуют для всех людей, а затем утверждаете, что хунвейбины не имеют никакого отношения к культурным универсалиям. Когда я впервые ознакомился с решением Центрального Комитета Коммунистической партии Китая "О большой пролетарской культурной революции" от Первого августа 1966 г., то понял, что это и есть наивысшее проявление человеческого духа: "Единственный метод - это самоосвобождение масс... верьте массам, рассчитывайте на них и уважайте их инициативность.... Не бойтесь беспорядков... Пусть массы самообразовываются... ".

...Недавно две преподавательницы - педагогички из Герценовского института за четыреста тысяч деревянных путинских гнали у нас "пургу" о "компетентностном подходе в образовании". Их провезли по заводам, которые наш губернатор успешно развалил за годы правления путинского режима. Пурга почему-то скоренько иссякла, этих девиц почему-то стало трясти, и они забормотали: "Лишь бы только не бунт черни!" И вот тут-то я вспомнил самое популярное дацзыбао, распространенное хунвейбинами стотысячным тиражом: "Вам это так не пройдет... наше терпение исчерпано".

Впрочем, к чему нам обсуждать все это. Зачем касаться того, что нас разъединяет? Вы обещали рассказ о Большом Китеж-граде, и я устраиваюсь поудобнее в кресле, предвкушая интересное чтиво.

...На днях я посетил гроб святого Иоанна Златоуста в Команском монастыре. Я не уверен, что Иоанн Златоуст бывал именно в кавказском Комане. Что Вы думаете об этом?

Всего доброго,
Cyrano

Автор Cyrano

Участник 
#50 | Дата: 30 Авг 2017 00:30 | Поправил: Cyrano 
nadezda
Видимо, Вы далеки от культурологического знания,

По профессии я - сельский механизатор... Видимо, Вы далеки от соломотряса и мотовила, которые подробно разбираются в семитомнике академика АН СССР Ивана Ивановича Артоболевского "Механизмы". Это я к тому, что Вы по какой-то причине не хотите учитывать одной простой вещи, заявляя "люди... сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда." Дело в том, что эти проблемы не существуют "в очищенном виде". Они в качественно существенной мере опосредованы отношениями между людьми по поду присвоения материальных благ... Как-то я общался с одним буржуем по поводу фортепианных импровизаций Дениса Мацуева. Я говорил ему о том, что почувствовал в них выплеск эмоций, связанных с высокомерием и чванством нашей городской буржуазии при организации концерта. Буржуй в ответ сказал, что-де да, концерт был крут, ибо он отвалил за место в первых рядах кругленькую сумму. Вот и поговорили... А Вы говорите, что музыка - это якобы некая мифическая общекультурная универсалия. Как говаривал профессор Преображенский, "не читайте за обедом васильевских учебников по культурологии или социологии культуры". А ежели других нет - не читайте никаких...
Всего доброго,
Cyrano

Автор nadezda

Участник 
#51 | Дата: 30 Авг 2017 19:04 
Дорогой Сирано!
Социология культуры входит в систему высшего образования и как всякая наука имеет свой аппарат понятий и категорий . Вы это , как преподаватель , хорошо знаете .Культурные универсалии - это одно из понятий данной науки. Как уже писала ранее . их количество доходит до 88. Среди них нет универсалии под названием «Хунвейбины».
Студенты изучают этот предмет по учебнику , а как же иначе.

Чтобы было понятно , для сравнения возьмем квантовую механику. Это приблизительно , что написать: « Не нахожу волновое уравнение Шрёдингера»,

Думаю , что не следует описывать историю компартии Китая на форуме о династии Романовых. Представьте, что в течение всего периода обучения на истфаке университета марксизм- ленинизм был методологической основой получаемого мною образования. Помню хорошо , когда пришла на первую лекцию( это был предмет « История первобытного общества ) первое , что услышала от преподавателя - слова основоположников марксизма- ленинизма об этом этапе развития человеческого общества. Поступила на этот факультете , так как любила античную литературу и искусство. На первых трех курсах еще были предметы мною любимые , но на методологической основе того же марксизма – ленинизма , а потом пошли сплошные научный коммунизм, марксиско- ленинская философия , политэкономия. , история международного коммунистического движения , мировая система социализма и т.д. и т.п. До настоящего времени на моем среднем пальце правой руки сохранилась выемка , которая образовалась от постоянного конспектирования работ классиков марксизма – ленинизма. Последнее , что услышала ,получая диплом, очередное цитирование этих же классиков.
Закончив университет поняла , что никому древневосточная и античная история не нужна и преподавать ее негде. Так , началась моя педагогическая деятельность : преподаватель марксиско – ленинской философии - диалектического и исторического материализма.
Сейчас, читая Ваши сообщения, понимаю , что усвоили Вы этот предмет основательно и бесповоротно. Свободу выбора человеку никто не отменял ,так что можете жить с объективной реальностью , данной вам в ощущениях и пользоваться своим мозгом , как свойством высокоорганизованной материи.

У меня это ретро вызывает совершенное неприятие.

Желаю успехов в преподавании соломотряса и мотовила ))).

Надежда.

Автор nadezda

Участник 
#52 | Дата: 30 Авг 2017 21:44 
...На днях я посетил гроб святого Иоанна Златоуста в Команском монастыре. Я не уверен, что Иоанн Златоуст бывал именно в кавказском Комане. Что Вы думаете об этом?

Место кончины святителя Иоанна Златоуста долгое время оставалось загадкой. Свидетельства современников и поздних историков заставляли долгое время придерживаться общепринятого мнения о том, что Златоуст умер в некоем городе Каманах, что близ Токката. Из церковно-исторической географии известны несколько городов, которые назывались Каманы. На карте азиатской части Римской империи, составленной по атласу Амбруаза Тартье (Париж, 1858г.), обозначены две Каманы. Камана Армянская в провинции Милитинской и Камана Понтийская в провинции Неокесарийской. В других источниках говорится о еще двух Каманах: о Каманах Памфилийских в провинции Сидской и о Каманах близ Гераклеополя в Среднем Египте. они не расположены в географическом отрезке между Кукусом и Питиунтом.

В 1904 году в Российской Церкви проводились юбилейные торжества по случаю 1500-летия со дня кончины свт. Иоанна Златоуста. В этой связи, по свидетельству А.В. Карташева, Св. Синод поставил задачу ученым «определить археологически место ссылки и смерти великого отца Церкви» К сожалению по причине наступившего хаоса войны и революции (1914 – 1920 гг.) и не были известны резльтаты исследователей по интересующему вопросу
Уже в настоящее время Ново-афонский иеромонах Дорофей в своей работе «История христианства в Абхазии..» доказывает состоятельность версии в пользу Каман Абхазских,
Вот какие подробности передает нам современник т друг свт. Иоанна Палладий, епископ Еленопольский:
«Солдатам, которые должны были сопровождать Златоуста в новое место заточения, было дано понять, что если святитель умрет от изнеможения по дороге в Питиунт, они получат большую награду.
Конвой вел Златоуста под проливным дождем и палящим солнцем в течении трех месяцев, пока они не достигли Каман. Затем конвой, вместе со Златоустом пройдя город Каманы «как переезжают мост», остановились на ночлег в 5-6милях оттуда, в маленьком храме муч. Василиска».
Утром, несмотря на все просьбы к конвою остаться хотя бы «до пятого часа», конвой уходит со Златоустом. Но, когда они прошли около 30 стадий, Златоусту вдруг стало плохо и конвой быстро возвратился в храм мученика Василиска, где святитель отошел ко Господу. Это произошло 14 сентября 407 г. Златоусту было 52 года.
Останки свт. Иоанна были помещены в храме в Каманах
Приведем некоторые свидетельства.
Ермий Созомен в своей «Церковной истории», о кончине Златоуста передает, что «...враги Иоанна в Константинополе придумали клевету и приверженцам его, как бы вредившим заграничной власти, приготовили позорную ссылку, а для самого Иоанна им удалось утроить по решению императора переселение в отдаленный Питиунт; вскоре явились солдаты и исполнили это распоряжение. Говорят, что Иоанн, увезенный ими, на пути предусмотрел день своей кончины, т.к. в армянском городе Каманах ему явился мученик Василиск. Здесь же, не имея сил для продолжения пути, вследствие головных болей и не будучи в состоянии выносить солнечных лучей, он скончался от болезней». Но что для столичных жителей Армения и Абхазия, - все едино, провинция далекая и дикая.
Феодорит, еп. Кирский, сообщает о кончине святителя более подробно: «По прошествии немногих месяцев (после возвращения свт. Иоанна в Константинополь из первого изгнания – авт.), - пишет Феодорит, - они (враги Златоуста) снова собрались и опять произнесли осуждение... Таким образом, созвав второй собор, враги не находили нужды в суде, но, убедив царя, что решение над Иоанном закончено и праведно, не только изгнали его из того города, но и послали в один большой и пустынный городок Армении, которого имя Кукус, По, по прибытии в Каманы Господь , переселил его в жизнь нестареющую и безначальную. Тело его было положено близ гроба мученика Василиска, согласно с повелением, которое дал через сновидение самый этот мученик» .
Свт. Иоанн Златоуст, после вторичного его удаления с Константинопольской кафедры, был сослан в Кукус. Однако враги Златоуста, видя, что сторонники изгнанного святителя, в том числе и иерархи, собрались вокруг него здесь, в маленьком Кукусе, вновь ходатайствуют перед импер. Аркадием о ссылке Златоуста в другое, более отдаленное место. Император дает свое согласие на изгнание святителя Иоанна в Питиунт (совр.- Пицунда), в совершенно пустынное место .

Итак, вышерассмотренные источники рисуют нам следующую картину.
Летом 404 г. свт. Иоанн Златоуст вторично смещен с Константинопольского престола и отправлен в ссылку. После высадки святителя на вифинский берег конвой ведет его по большой дороге из Халкидона в Никею Вифинскую. В Нике он узнает об императорском указе сослать его в Кукус, «небольшой и пустынной городок Армении» Через год по прибытии в Кукус он переводится в Аравийскую крепость для безопасности от нападения исаврян. Затем приходит новое указание императора Аркадия об изгнании Златоуста в Питиунт (совр.- Пицунда). По пути от Кукуса и Арависсы в Питиунт летом 407г. святитель, изможденный трехмесячной дорогой, скончался в Каманах.
В ноябре 1884 г. в Абхазию из Константинополя прибыл греческий ученый-археолог Константин Вриссис. Он на основании найденной им в одной из европейских библиотек пергаментной рукописи, датируемой 895г., пришел к выводу, что свт. Иоанн Златоуст скончался в Каманах Абхазских недалеко от Сухума, древнего Себастополиса. Вот что сообщает архим. Леонид (Кавелин) о вышеупомянутом нами ученом греке-археологе: «...мы получили из Ново-Афонского Симона - Кананитского монастыря известие о том, что в 1884 г. из Константинополя прибыл

Автор nadezda

Участник 
#53 | Дата: 30 Авг 2017 21:52 
Константин Вриссис, и поведал им, что он, занимаясь церковной археологией, при помощи недавно открытой в одной из европейских библиотек пергаментной рукописи 895г., нашел точное указание места города Каманы, где скончался на пути в Питиус и был погребен св. Иоанн Златоуст в 407г. Господин Вриссис привез с собой и карту Восточного берега Черного моря, составленную им на основании найденных им «археологических добавлений». Из Сухума он взял проводника и отправился прямо на речку Гумисту, где в 12 верстах выше Сухума (древнего Севастополиса) на одном из притоков реки Гумисты, речке Гума (Кума) близ селения Гумми (ныне Михайловки); и действительно указал, руководясь своею картою, развалины древнего поселка и развалины большого храма, доселе малоизвестные и малоисследованные. Эти развалины, по его изысканиям, суть развалины города Каман или, точнее, Коуман и его храм во имя священномученика Василиска, где, как известно, были погребены в 407г. и мощи св. Иоанна Златоуста до их перенесения в Константинополь в 437г.».
Нам известно, что свт. Иоанн в сопровождении конвоя из Кукус до Каман шел в течении трех месяцев. Последнее обстоятельство, по мнению некоторых исследователей, говорит в пользу Каман Абхазских. Архим. Леонид (Кавелин) писал «До сих пор полагали, что это Камана Понтийская значащаяся на древних картах на юг.-зап. от Трапезонта на реке Ирисе. Место это отстоит от Арабессы верст 150 не более. Как же, спрашивается, согласить это указание с тем известием, которое помещено в «Житии» св.Иоанна Златауста, что он находился в пути до Каман три месяца и веден был спешно, по жестокосердию одного из своих конвойных, не как святитель, а как самый простой узник».
Остается допустить более чем вероятность сообщение Вриссиса, что местом и упокоения и погребения святителя была древняя Камана или Коумана в Абхазии. По карте Амедия Традье расстояние от сих двух пунктов будет в 1000 верст. Эта Камана и могла быть на пути в Питиус. Воины, сопровождавшие святителя, получившие тайное показание не щадить его в пути, могли избрать этот путь, т.е. на Каману в Абхазии, еще и потому, чтобы больше изнурить святителя и скорее довести его до смерти, чего не могло бы быть, если бы путь святителя был через Каману Понтийскую. Этот путь кратчайший и для узника-святителя был легчайшим. Плывя по воде, святителю-мученику не пришлось бы испытать той тяготы, которую он испытал, будучи доведен до крайнего изнурения от продолжительного безостановочного трехмесячного путешествия...
Задача, поставленная пред солдатами, сопровождавшими святителя была ясна: Златоуст должен умереть от изнеможения в пути.
«Им (солдатам), - говорит А. Тьерри,- даже дали понять, что не особенно будут стоять за то, чтобы изгнанник непременно доехал до Питиунта, потому что путевые утомления собственно могут привести к тому же концу, как и казнь, и такая смерть даже поставила бы императора в менее неловкое положение.»
Этот метод «казни» применялся часто. К примеру, так поступали с учеником преп. Максима Исповедника св. Анастасием Апокрисиарием. Он писал: «И водили они меня туда и сюда по всем названным странам семь месяцев, нагого, разутого и пешего; изнуренного и холодом, и голодом, и жаждою, желая, конечно, и меня так же удалить из сей жизни. Но не знаю, провидя о мне смиренном, все совершающий Своим спасительным Промыслом Бог до ныне сохранил меня в сей жизни, исполненной многих треволнений и бед».
Поэтому, - говорит иеромонах Дорофей (Дбар) , - мы согласны с тем, что свт. Иоанн вместе с конвоем, который вел его в спешке, и в течении трех месяцев (более 90 дней) они действительно могли добраться по суше до Себастополиса и затем до Каман Абхазских. Помимо этого в пользу Каман Абхазских говорят и предания абхазов, связанные с местом кончины свт. Иоанна.

Вот такие существуют свидетельства в пользу Каман Абхазских.

Архиепископ Иоанн Златоуст был патриархом Константинопольским и всю свою жизнь старался быть милосердным к нуждающимся людям , обличал неблагочестивые нравы византийского высшего общества ,за что и понес наказание.

Известно , что во Вселенской православной Церкви существует пять патриархий и было множество патриархов за время их существования.
Однако, почитаемыми, известными оказались только те , которые отличались ревностью веры,истинным благочестием, милосердием и другими христианскими добродетелями.
Следует помнить что статус патриарха носит человек, а следовательно у него есть грехи и следует это рассматривать , как данность. ( это о патриархе Кирилле , о котором Вы пишете )

История все ставит на свои места Таков Промысл Божий.
Всех благ.
Надежда.

Автор nadezda

Участник 
#54 | Дата: 31 Авг 2017 21:18 
Вы обещали рассказ о Большом Китеж-граде.

Знакомство с легендой о граде Китеже произошло у меня в юношеском возрасте .Связано оно было с оперой Н.Римского –Корсакова « Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Сценарий ее отличался особенной таинственностью и запомнился.
Сегодня перечитала в « Памятниках литературы Древней Руси» (ХIII в.) произведение «Книга , называемая летописец. Написана в год 6646 ( 1237) сентября в пятый день». В нем и описана знаменитая легенда.
В самом начале говорится :
«Был сей святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович сын святому благоверному и великому князю Всеволоду , псковскому чудотворцу ...правнук великому князю Владимиру Киевскому, самодержцу Русской земли» ( с.210 )

Во вступительной статье к этой книге академик Д.С.Лихачев пишет о князе
: « Мученичество и смерть мирили народ с теми из князей , которые сопротивлялись завоевателям. Вот почему и владимирский князь Георгий Всеволодович , погибший в битве с монголо- татарами , который далеко не был идеальным князем, подвергся идеализации в народной легенде о невидимом граде Китеже. Он приводит пример из « Повести о разорении Рязани Батыем» : « Великий князь Всеволод Владимирский сам не пошел и на помощь не послал, хотя о себе сам сотворити брань с Батыем».
Героем древнейшей основы Китежской легенды сделан Георгий. Его гибель в неравном бою послужила основой в разное время возникавших и переделывавшихся и так или иначе отражавшихся в письменности рассказов о том , что есть места , куда не проникли враги и куда может попасть только человек, внутренне не причастный злу и не вступивший в союз с врагами. Сделать главным героем такой легенды могла только всеобщая вера в то, что Георгий не запятнал себя ни в чем своим прежним поведением. В том , что народные легенды о Георгии возникали очень рано и что первоначальные версии существовали уже в Х111 веке , убеждает один сравнительно короткий текст Новгородской первой летописи , древнейшая рукопись которой относится к Х!!! веку. Согласно этой летописи Георгий бежал в сторону Ярославля и о смерти его существуют разные рассказы:
« Бог же весть како скончася, много бо глаголют о нем инии».
Не приходится сомневаться , что из этих народных рассказов и выросла знаменитая Китежская легенда, согласно которой потерпев поражение в битве на Сити Георгий с остатками своего войска очутился в невидимом граде Китеже».

Следующая версия связана со старообрядцами.

Литературную форму китежской легенде первыми дали старообрядцы. Самой ранней ее обработкой стала книга "Китежский летописец", которая сложилась во второй половине XVIII века . В основу ее сюжета легли предания, восходящие, по мнению Д. С. Лихачева, к XIII в. Князь Георгий (Юрий) II Всеволодович, о котором идет речь в данном памятнике - реальное историческое лицо: он пал в битве с татарами на р. Сити и в XVII в. был причислен к лику святых. Вполне реальна и его связь с городом Малым Китежем (ныне Городец): "с 1216 по 1219 г. (до занятия Владимирского стола) князь отъезжал туда на удел; в 1237 г. , когда полчища Батыя подступили ко Владимиру .В "Китежском летописце" налицо и героическое, и эстетическое содержание легенды: князь Георгий строит Большой Китеж на берегу Светлояра не только "по умолению" окрестных жителей, но и потому, что "место то было необычайно красиво". В отличие от народных преданий, здесь не говорится о чудесном спасении Китежа - сообщается только, что "нечестивый царь Батый" убил защищавшего город благоверного князя Георгия и ушел. "И после того разорения запустели города те, Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, и Болышой, что на берегу озера Светлояра".
Второй книжный источник легенды "Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже" также написан в конце XVII века старообрядцами. Она лишена исторического фона . В ней человек , желающий попасть в Китеж, уподобляется "спасающемуся от блудницы вавилонской, темной и полной скверны мира сего". Образ вавилонской блудницы, нагой и бесстыдной , сидящей на семиглавом змее взятый из Откровения Иоанна Богослова, трактуется как образ современного мира «В руках своих она держит чашу , полную сякой скверны и смрада исполненною и подает ее в мире живущим и любящим это ,- в первую очередь патриархам, царям ,и князьям, и всяким властителям богатым, и всем людям в мире сем суетном любящим сладость его» (с.222-223) Эту цитата , которую взяла из повести ,свидетельствует о противостоянии церковной жизни того времениМотив невидимости Китежа возникает без всяких объяснений. Его связь с христианской верой очевидна: "И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова. "«И сей Китеж град невидим стал и оберегаем рукою Божиею- так под конец мира нашего многомятежного и слез достойного покрыл Господь град тот дланиею своею. И стал он невидим по молению и прошению тех , кто достойно и праведно к нему припадает, кто не узрит скорби-печали от зверя-антихриста, Только о нас печалуют день и ночь , об отступлении нашем, всего нашего государства московского , ведь антихрист царствует в нем и все его заповеди скверные и нечистые(с.225)
«Хотящего иметь место святое никакого помысла не иметь лукавого и развращенного , смущающего ум и уводящего на сторону мысли того человека , хотящего идти .Крепко блюдись мыслей злых, стремящихся отлучить от места того». Если человек всей душой захочет попасть в невидимый город , и не будет помышлять ни о чем суетном, сам Господь направит его "в таковое благое и тихое пристанище" по молитвам преподобных отцов-китежан, которые с радостью его примут.

Автор nadezda

Участник 
#55 | Дата: 31 Авг 2017 21:21 
В продолжение темы о тайном царе Михаиле Алексеевиче Романове .

Керженские старцы понимали, что со временем имя великого государя Михаила Алексеевича при его жесточайшем государственно-церковном преследовании вскоре должно будет забыться, как оно и случилось в самом деле. Возможно, что в сохранении этой тайны были уже заинтересованы сами старообрядцы. Ни один прозорливый старец, ни одна прозорливая старица не приняли тогда проводимых церковных реформ. Но пошли гулять по миру рождённые в земле нижегородской, из среды старообрядческой, легенды, были и сказания, где в иносказательной форме был спрятан последний великий государь староотеческой Руси. Самой известной и знаменитой стала чарующая легенда о великом граде Китеже и его основателе - великом князе Георгии Всеволодовиче. Где историческая действительность одного времени плавно переплеталась с исторической действительностью другого, но уже в зашифрованном виде; где за монголо-татарским нашествием и ханом Батыем подразумевалось тлетворное нашествие на Русь западного влияния и его главный проводник - Пётр I.
Обратимся к историческому документу вышедшему из старообрядческой среды и известный как Китежский летописец , в котором повествуется о жизни великого князя Георгия Всеволодовича. Историки предполагают время составления Китежского летописца в 80-90-е годы XVIII столетия, хотя авторы летописца указывают конкретную дату его написания:
«Сию убо мы книгу летописец написали в лето 6753-го... , т.е., приняв во внимание только последние три цифры, мы получим достоверную дату - в 1753 году.
И хотя в летописце звучит заклятьем строгое предупреждение: И всему нашему уложению ни прибавити, ни убавити, ниже всяко переменити, ни едину точку или запятую , всё же один список начинается: В лето 6646 сентября в 5 день. , а другой В лето 6676 месяца июня в 12 день.
...И город тот Большой Китеж в длину был 200 саженей, а в ширину на 100 саженей, а город тот начали строить каменный в лето 6673месяца мая в 1 день на память святого пророка Иеремии и строили тот город 3 лета .Историки, которым точно известна дата рождения исторического великого князя Юрия (Георгия) Всеволодовича (1188 год или 6696), несовпадение известных исторических дат с датами Китежского летописца приписывали невежеству старообрядцев. Совсем не обращая внимания на странное совпадение трёх последних цифр допетровского летоисчисления, как начало строительства града Китежа в 673 году и его окончание в 676 с исторической действительностью другого летоисчисления, если убрать первую цифру. Начало одного летописца и начало другого указывают как бы на начало и конец царствования царя Алексея Михайловича. В 673 году молодой царевич Михаил покидает Москву, чтоб поселиться на время недалеко от озера Светлояр. А в 676 году его лишают законного престолонаследия и он остается жить на Керженце навсегда, куда стекаются к невидимому государю тысячи его приверженцев. Провидение ли, но летом 1999 года, в самый почитаемый на Светлояре праздник, на Владимирскую, 6 июля, на самом высоком берегу легендарного озера была заложена часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери на месте разрушенной во времена большевистского разорения и благославлена закладка её митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем и, открытие которой должно было состояться на Казанскую, 4 ноября 2000 года, но увы.., освящена она была через год, на Владимирскую.Странен по легенде сухой, труднопроходимый таёжный путь великого князя Геория Всеволодовича к озеру Светлояр, странно и его желание строить каменный город в безлюдной и экономически невыгодной местности и эта странность должна привлечь исследователей старообрядческой летописи. Странна и смерть великого князя Георгия Всеволодовича 4 февраля, не давшегося в руки врага, исчезнув вместе с городом Великим Китежем и став всеми невидимым. Над суммой всех этих странностей и стоило бы повнимательней задуматься и попытаться оторваться от временных рамок Батыева нашествия и войти в рамки времён реформ церковных тишайшего царя Алексея Михайловича и государственных Петра I. Известна по разным летописям жизнь великого князя Юрия (Георгия) Всеволодовича, погибшего в смертельном неравном бою с монголо-татарскими войсками на реке Внимательный историк и любой церковный человек должен задаться вопросом: - А был ли великий князь Георгий Всеволодович в святцах в XVII веке? Известно, что открытие мощей князя Георгия Всеволодовича произошло в 1645 году и что благоверный князь тогда ещё не был канонизирован, хотя некоторые источники указывают на это время, как на время его канонизации.Начало было положено, когда выходцем из Нижнего Новгорода образованнейшим монахом Тихоном была составлена авторитетная в церковной среде Латухинская Степенная книга, в которой днём поминовения святого благоверного князя Георгия Всеволодовича, вопреки летописным данным, является 4 (17) февраля ( эта дата указывается в Легенде о граде Китеже.Так кого же на самом деле мы поминаем 17 февраля в церквях ежегодно? Есть вероятность , что за железной исторической маской китежского великого князя Георгия Всеволодовича скрывается великий государь Михаил Алексеевич Романов !».
Молва об этой легенде была настолько велика, что возник культ Града Китежа и озера Светлояр. Влияние этого культа на духовную жизнь России было особенно сильным в XIX - XX веках. На озере Светлояр устраивались многочисленные моления, крестные ходы, религиозные диспуты и ярмарки.
Все холмы были изрыты скитами-землянками, где жили монахи-скитники. Пришедшим на озеро, они рассказывали о многих чудесных явлениях, происходящих здесь. Легенда о Граде Китеже состоит из множества порой самых разн

Автор nadezda

Участник 
#56 | Дата: 31 Авг 2017 21:25 
разнородных элементов, образующих ее многообразное единство
- географическая ее часть связана с конкретным географическим местом, то есть озером Светлояром; историческая - с определенными историческими событиями, а именно, с нашествием Батыя; национальная - с чаяниями определенного народа, выражающимися на Руси в стремлении к правде и справедливости; религиозная - связанная с традициями христианской веры.
Но основа ее заключается в духовном поиске Бога внутри себя. Легенда сохранила христианский дух чистоты, праведности, добра и веры в высшее духовное начало человека.
.Мысль о том, что в сказании о Китеже "не точно и не совершенно, но с чрезвычайной действенной силой и глубиной" воплощен "опыт народной души о Церкви высказывал искусствовед С. Н. Дурылин, посвятивший Китежу книгу «Церковь невидимого Града» (1914), провозгласил его «верховным символом русского народного религиозного и философского сознания».

Н. И. Толстой, исследовав народную традицию паломничества к Светлояру , констатировал: «Китеж - сонм "живых" храмов, с колокольным звоном и утренними и вечерними службами, воспринимается паломниками как материально и конкретно существующий, но незримый или зримый не всем и не всегда. И в этом по народному представлению нет ничего необычайного, ибо Китеж отмечен печатью святости и героического подвига, и тем же отмечено и озеро Светлояр. Для народной легенды, как и для архаического народного мироощущения, град невидимый и храмы невидимые - не абстрактность и фантастичность, а конкретность и реалистичность, открывающаяся, правда, при условии молитвенной сосредоточенности и отрешенности".
В конце 1960-х гг. архиепископ Иоанн Сан-францисский (Шаховской) назвал тайную жажду правды и веры "светлоярским сознанием в народе". По его мысли, воплотившаяся в легенде "победная сокровенность добра" стала в XX веке "выражением самой русской культуры". ( дополняю , что он из Рюриковичей).
О связи с современной нашей жизнью свидетельствует стихотворение поэта Василия Бетаки
В граде раде Китеже, в граде Китеже, на безлистом илистом дне...
Погодите же! Погодите же! Слышен колокол в тишине!
В граде Китеже, в граде Китеже, где намокла дневная мгла,
Не разбить вам, не заглушить уже, не достать вам колокола!
И когда забудет о розовом и нахмурится верх лесной,
Над изломанной гладью озера станет ветрено под луной,
И стеклянные волны призмами вновь подставят бока лучам –
Мы – не призраки – но как призраки
Подымаемся
По ночам!
За сараем в собачьем лае
(Мол, хозяин, возьми с собой!)
Мы опять вороных седлаем
И опять – в безнадежный бой :
Крепко взнуздываем надежду и накидываем плащи,
И выходим на берег между двух осин – и ищи-свищи!
Ну а в Китеже, ну а в Китеже ночью молятся и о нас:
«Разбудите же, разбудите же хоть кого-то на этот раз!»
И когда поезда гремящие, обогнав нас, трясут мосты –
Разгляди, что мы – настоящие, что совсем такие, как ты!
Тонет звёздный свет в гриве лошади,
Старый дуб в ночи крутит ус...
Дай мне. Господи, крошку прошлого,
Я пойму теперь его вкус!
К дому дом ощерившись лепится, словно вздрагивает во сне,
Перепуганные троллейбусы прижимают уши к спине;
По асфальту, где окна спящие не расслышат копытный гром,
Мы проносимся – настоящие – и скрываемся за углом.
Отряхните же, отряхните же наважденье хоть в этот раз!
Мы – из Китежа, мы – из Китежа, мы сегодня разбудим вас!
Заблудиться в пятиэтажки,
До утра не найти свой дом,
Где всеобщею распродажею
Вам грозят за каждым углом,
Где на улицах и вокзалах
В кумаче – ордынская вонь...
Где в церквах гаражи, пожалуй, потому, что не в моде конь...
Вы – не младше нас
И не старше нас –
Так не плюйте в нашу тоску:
Не умели мы – под татарщиной,
Не хотели – в аркан башку!
Души съедены, сосны спилены, вместо птичьего –
свист хлыстов...
Оттого-то и затопили мы всё от папертей до крестов,
Затонули мы вместе с Китежем,
И поэтому – вас живей!
Отворите же, отворите же! Вот мы спешились у дверей!
В ваших комнатах, в ваших комнатах,
Там, где страх, как столетье, стар,
Мы напомним вам, мы напомним вам,
Всё, чем жили вы до татар,
И о Китеже, и о Китеже – ибо мгла его не смогла...
Ну проснитесь же, ну очнитесь же!
И услышьте колокола!
.

Автор Cyrano

Участник 
#57 | Дата: 31 Авг 2017 23:10 | Поправил: Cyrano 
Я расстроен. Много негативного читал о "творчестве" диссидентствующего французского поэта-антисоветчика Василия Бетаки. Перечитал представленное здесь "стихотворение". Автор очень неуклюже пытается "приподнять" собственные мировоззренческие комплексы до уровня их якобы причастности к трагизму русской истории. Для этого он и являет миру сие "творение", основанное на выдумках о граде Китеже. Очень-очень жаль. Папа его, Николай Бетаки, был ведь заслуженным, героическим человеком, работал даже в РОСсийском Телеграфном Агентстве, где его коллегой одно время был Владимир Владимирович Маяковский. Прочтя сии вирши, я вспомнил плакатик В.В.Маяковского, вывешенный в Москве, на четвертом этаже музея поэта, что близ площади Дзержинского: "Долой вашу культуру, долой вашу религию, долой вашу власть!" Сынок же, как оказалось, переметнулся на противную сторону тех самых "ваших". Поймал себя на мысли, что, прочтя эти строчки сыночка, я скорее уверую в реальность Буратино из одноименной сказочки А.Н.Толстого, нежели в героев насаждаемых современной нам правящей церковью легенд типа легенды о граде Китеже и им подобным.
Всего доброго,
Cyrano

Автор nadezda

Участник 
#58 | Дата: 1 Сен 2017 13:52 
Своеобразная у Вас логика.. В начале трижды просите написать о Китеж граде , а потом не даете ни одного своего комментария по этой теме и даже более того , добавляете в конце , « я скорее уверую в реальность Буратино из одноименной сказочки А.Н.Толстого, нежели в героев насаждаемых современной нам правящей церковью легенд типа легенды о граде Китеже и им подобным.».
Возникает вопрос: « Для чего выбрали вы избрали эту тему?» Варианты ответа:
1.Вопрос для вопроса.
2.Вам хотелось что-то преподнести по теме особенное , но оно оказалось использованным в моем сообщении и перестало быть для вас интересным.
Посему , расстроились и набросились на малоизвестного поэта.
Видимо , вы мое сообщение читали небрежно, так как делаете выводы , не вытекающие из сообщения.
Прочтите внимательно краткое изложение.
Это легенда ,где историческая действительность одного времени плавно переплеталась с исторической действительностью другого, но уже в зашифрованном виде; где за монголо-татарским нашествием и ханом Батыем подразумевалось тлетворное нашествие на Русь западного влияния и его главный проводник - Пётр I.
Противниками этого нашествия и реформ Петра были староверы..
Основная идеология старой веры имеет убеждение , что Антихрист уже царствовал в Московском государстве и призыв к бегству из мира , чтобы спастись и стать достойными , чтобы войти в святой град Китеж. Авторы этой книги были несомненно староверами , а точнее последователями бегунов , которые именно бегство из мира сделали религиозной догмой. Их Китеж это город , где можно укрывшись от простых смертных , живут праведники , защищенные от преследований Антихриста. «Только о нас печалуют день и ночь , об отступлении нашем, всего нашего государства московского , ведь антихрист царствует в нем и все его заповеди скверные и нечистые »(с.225)
Вы не обратили внимание на мою цитату об образе вавилонской блудницы , которая «в руках своих держит чашу , полную сякой скверны и смрада исполненною и подает ее в мире живущим и любящим это ,- В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПАТРИАРХАМ ,ЦАРЯМ, И КНЯЗЬЯМ и всяким властителям богатым, и всем людям в мире сем суетном любящим сладость его» . Разве может подобное насаждать православной церковь.?
В добавление к этому отказ от светской и духовной власти , провозглашенный староверами ,привел к запрету и преследованиям этих религиозных противников , особенно прозелитизму (стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру). , который в этой легенде находит успешное выражение.

Я расстроен. Много негативного читал о "творчестве" диссидентствующего французского поэта-антисоветчика Василия Бетаки.

Василий Бетаки ( 1930-2013 ) – русский поэт , переводчик , историй архитектуры.
Вот , что говорит поэт о себе в одном интервью:
«Мой отец Павел Васильевич Бетаки был футуристом, основателем группы «Ничевоки» в Ростове. Потом он был одним из первых художником кино. И было собственно в русском кино двое, которые начали, два художника – Еней и он. Учился он в Строгановке с Маяковским, Бурлюками и со всей компанией. Мне было 11 лет, когда он умер. Он хотел добровольцем пойти, его не брали, он был на два года старше, чем тогда брали. Эвакуация тоже не удалась, часть Ленфильма успела уехать, часть не успела, оказалась в блокаде, мы там и остались. В блокаду - и отец, и мать умерли зимой 1942 года.
Семья моя жила на улице Моховой и после смерти родителей я жил один в квартире несколько месяцев , получая 125 г хлеба в день., а затем меня отправили в дет дом. После войны вернулся в Ленинград и учился Художественном ремесленном училище реставраторов, специально для реставрации музеев, дворцов Затем учился на Восточном факультете ЛГУ . Также учился в Литинституте . 10 лет проработал зам.директора музея в Павловске».

Он , мало известен в России, так как из-за преследований носителей марксиско-ленинской иделогии и безбожной власти был исключен из СП и вынужден покинуть в 1973 году Родину .Главная причина - он много писал стихотворений о церкви. Люди , знавшие его , писали , что живя вынужденно во Франции , он сердцем прибывал в России.
Уж не знаю , где вы могли много читать о его творчестве , потому что сведений очень мало. Не поленитесь , будьте любезны, поделитесь источником . Почитаю.

Видимо , Вы не слышите колокола!
Всех благ.
Надежда.

Автор efreitor
Участник 
#59 | Дата: 1 Сен 2017 17:25 | Поправил: efreitor 
«Для чего выбрали вы избрали эту тему?»

Ну, то что механизатор-звездочёт растекается мыслью по древу, это понятно! Что ещё делать по ночам, акромя как пялиться в китайский телескоп на звёзды? А вот для чего участник nadezda так усердствует, приводя кучу разрозненных цитат, которых никто не читает? Господа, узнайте друг у друга адреса электронной почты, и пишите, пишите, пишите...

Автор Cyrano

Участник 
#60 | Дата: 1 Сен 2017 19:29 | Поправил: Cyrano 
nadezda
Не надо искать в моем письме скрытого подтекста.
В частности, вот здесь Бетаки сам рассказывает всяческие гадости о себе:
https://www.svoboda.org/a/24940939.html
В частности, он бахвалится тем, как дурил органы госбезопасности моей Родины, прикрываясь членским билетом Союза писателей, принимая участие в холодной войне на стороне противника.
Он также гордится тем, что в Москве, в доме литераторов заключались пари, кого следующего обгадит этот Бетаки по радио в своих антисоветских передачах.
Я прочел историческую часть Вашего текста, которую и просил. Огромное спасибо! Но Вы завершили свое историческое исследование пространной цитатой из Бетаки, врага, который использует историческую драму для того, чтобы, как говаривал Зиновьев, "прицелиться в коммунизм, а попасть в Россию". Этой концовкой Вы напрочь поломали весь мой первоначальный позитивный настрой от прочтения Вашего текста.
Вспоминаю последствия расплескивания духовного яда Бетаки и ему подобных. Абсолютно черная Варшава, в затемнении комендантского часа, охваченная беспорядками, волну которых подняли банды из "Солидарности". Польские автоматчики, которые формально находятся на стороне Варшавского пакта, но уже ненавидят нас, русских, и целятся в нас из автоматов. Мы понимаем, что стрелять они не будут - сила пока еще на нашей стороне. Но очень, очень противно, ибо мой папа освобождал Польшу от фашистов, и теперь мы с ним - враги Польши. И там,среди всего этого польского сброда, в целенаправленном радиовещании, - "поэт" Василий Бетаки и иже с ним, который для одних, русских моряков, придумывает и переводит опросник, чтобы выявить моральных уродов, которые отработали бы Западу тридцать сребренников - "полупенсию" Бетаки от спецслужб Запада. Для других он сочиняет сусальные стишки про град Китеж. "Каждому - свое", как написано на воротах концлагеря Бухенвальд.
Вы пишете, что я не слышу колокола...
Я стоял на колокольне Угличского собора Святого Дмитрия, когда рядом со мной звонари соревновались в своем искусстве. Я слушал звоны в Суздальском Кремле и у креста Архипа Осипова в Архипо-Осиповке. Если желаете, то как только мне вернут винчестер с пятиминутной записью звонов в Годеново, куда я недавно ездил на экскурсию к нерукотворному кресту, сброшу эти звоны Вам. Самого меня звонить совсем чуть-чуть учили в Валдайском музее колоколов.
Несколько дней назад я забирался на колокольни церкви Иоанна Богословни и церкви Береговского подворья Пантелеимонова монастыря, церкви села Лыхны, набат которой в 1993 г. поднял конфедератов на борьбу с вторжением Госсовета.
Колокол звонит по России. Поэтому я не куплюсь на "изящный" яд стишков Бетаки.
А за остальной текст - спасибо Вам!
Всего доброго,
Cyrano

Страница  Страница 4 из 5:  « Назад  1  2  3  4  5  Дальше » 
Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /
 Династия Романовых и Орловский край

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гостей - 3
Форумчан - 0
Максимум когда-либо в эфире: 38 [7 Янв 2024 02:45]
Гостей - 37 / Форумчан - 1
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх