О прошедшей выставке Алексея Жабского
Загадочность, сокрытая в картинах Алексея Жабского
13 марта, в музее ИЗО, открылась выставка Алексея Жабского: сюжетные композиции, портреты, пейзажи, натюрморты. Произведения 1964-2007 гг, то есть, художник творил почти до самой своей смерти. Продавал картины довольно редко. Работы из серии «Дети войны» поражают искренностью, непосредственностью, точностью эмоционального восприятия. Трогает военное и довоенное детство художника, единственный красный карандаш, с которым он не расставался, ужасные условия жизни в землянке, в голоде. Чтобы выжить, надо было глубоко ценить то, что есть. Отсюда и сила оцеленности*, направленной на творческую работу души. Достаточно вглядеться в выражения лиц изображённых детей, их фигурки – очень характерные для того времени типажи, начинаешь ощущать, что в реальности, за холстом, у этих ребят, может быть сейчас ещё не законченное, протекает их будущее, их дальнейшая жизнь. Поющие дети – и одно целое, они связаны со спецификой времени и, одновременно, индивидуальности. Здесь, на мой взгляд, скрытые, словно клад под корягой, но ощущаемые зрителем, скорее, на уровне подсознания, проявляются важные размышления, отраженные на многих холстах Алексея Жабского. Соотношение свободы и несвободы персонажа, связанного условностями, особенностями своего времени, среды и, в то же время, обладающего некоторой независимостью от них.
В натюрмортах присутствие живой натуры не случайно. Куры, утки, индюки, казалось бы, уютно ощущают себя среди тщательно выписанных, но неживых вещей, вписываясь в общую композицию и колорит. И всё же, на тонком уровне можно почувствовать, что пернатые и живы и не живы одновременно. У них есть склонность стать частью натюрморта – то есть, вещами. Нет, они, конечно, живы, но всё же… И закрадывается странная мысль: а что если на месте птиц в царстве натюрморта оказался бы человек? И окружали бы его атрибуты- символы общественной системы, времени, места в котором он живёт? Различные художники многих веков не раз изображали человека в интерьере, предметы интерьера, фон обычно служил выявлению живости, качеств натуры, занимая подчиненное место. Что происходит у Жабского? И живая и неживая натура имеют почти одинаковое ценностное значение. И выплывает опять философская мысль о свободе и несвободе всего живущего, о его живости и, в некотором смысле, неживости, обусловленной различными факторами строения мира, окружающей обстановки. Композиции картин, во всём их тематическом разнообразии, строго выверены. Художник «расставляет» предметы, фигуры на холстах, наслаждаясь их сочетанием.
Колористическая и тональная плотность акварелей и работ маслом разительно отличается от легкости, воздушности карандашных зарисовок московских мест- Останкино, Волхонки, Ботанического сада. В эскизе к многофигурной композиции «Агитпоезд» динамику создаёт не только шаржированное лицо выступающего, но и наклоны фигур, положения тел слушающих, флага, облаков. В портретах образы подчёркиваются достаточной скульптурностью формы, статуарностью** – в меру, что служит обобщению, цельности. Какая-то общая схожесть есть в глазах людей различных возрастов, не влияющая на яркость типажей, их состояния. Фон работает, создаёт контраст. И всё же, возникает вопрос: для чего художник создал, оставил и поддерживал в своих работах определённые условные упрощения, уплощения? Это дань времени, самодисциплина или просто привычка к определенной манере живописи? Для чего он использовал обманки? Просто ли потому, что так нравилось, ради эстетического эффекта ради эффекта? Натюрморты, выпрямляющие эллипсы в одну линию, показывающие в фас сундуки, столы, папки так, что о перспективе, стремлении к линии горизонта можно забыть… Можно было бы подвести под это ещё одну философскую мысль о конкретике всего сущего, но, в тоже время, если следовать голографической теории строения вселенной, о том, что наш видимый мир, напичканный условностями, правилами, суетой – суть отражение истинного, незримого, но ощущаемого нами мира. В этой связи вспоминается замечательный моноспектакль Нелли Уваровой «Правила поведения в современном обществе», проходивший в 2012году на фестивале в театре «Свободное пространство». Зрители целый час смеялись на нелепыми правилами, условностями зачем-то придуманными людьми. Кто правит балом на земле? Насколько мы, люди исказили картину истинного, должного мира, который мало кому является в своей красоте? Как через суету, затмившую глаза, увидеть его? «Не пахнут…» – высказалась одна художница о написанных мастером цветах. Коллеги по кисти, зрители стоят возле картин Алексея Жабского, с жаром обсуждая их, высказывая своё мнение, думаю, у каждого, как это обычно бывает, своё. А я написала о своём видении, восприятии, ощущениях, которые можно дополнять и оспаривать, высказывать другие мысли, хвалить или критиковать этого весьма загадочного и, согласитесь, трудолюбивого, искреннего художника. Ольга Сокова. 13.03.15
Пояснения:
*Оцеленность - неологизм, означает то, что человек внутри себя несёт, содержит цель, как стремление, почти переходящее в черту его характера. В отличие от устремлённости - более внутреннее. Устремленность это - направленность к какой-л. цели; устремление. (т.е. более внешнее действие.)
**статуарный прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: статуя, связанный с ним. 2) а) Свойственный статуе, характерный для нее. б) перен. неподвижный, застывший. |