В дополнение к тому, что написал нам Aleksey, теперь появился материал и ещё одного свидетеля этой ночи. Предлагаю заметку из последнего "Орловского вестника".
Ночь в музее /Таинственная прогулка/
Ночью в музее творится невероятное. Просто не может этот чудесный мир не иметь своих загадок. Таких, чтоб захватывало дух. Возможно, с наступлением сумерек открываются порталы в другие измерения. Оживают фотографии. Души местных «жителей» водят странные чудесные хороводы до тех пор, пока хранители звоном ключей не нарушат их бешеной погони или размеренно-торжественного бала. Настанет миг — ветер перемен торжественно снимет флер со всех тайных историй.
Работники музея И. С. Тургенева Л. Балыкова, Е. Векуа, С. Жидкова, Л. Затуловская и др... (хотя, стоп: после одного обыкновенного чуда назвать их можно только служителями. Ведь они не побоялись не только прикоснуться к чему-то сакральному, но и повести за собой). Так вот. Служители, стражи светлой памяти, пользуясь волшебным правом на чудо, подаренным им профессиональным праздником, показали не просто «другого» Тургенева, а очарование молчаливого восторга и скромной прелести, приглушенной ночным табу на суету. Когда порог музея переступили первые гости, приглашенные на экскурсию, рябиновый сквер уже плотно заволокли сумерки. Ночь размашистой кистью зарисовала все прошлые тревоги... Электричество включили — и выключили. Музей погрузился в кромешную темноту. Людей охватила волна тихого наивного страха. Но хранитель огня А. Бушунов знал свое дело. Экспозиция предстала в новом свете, не таком ярком, как тот, что порожден белоглазым электричеством. При тусклом сиянии свечей разглядеть можно куда больше, не правда ли? Каждая комната была иным миром, куда незаметно открывали дверь экскурсоводы. Всякий раз звучала новая история большого тургеневского дома. Многое из того, что услышали в этот день гости, для самих научных сотрудников стало открытием. Пусть некоторых слов не подтвердить фактами, разве это умаляет их значение... Родные Тургенева: их тайны, пороки и святость... О таком можно говорить только при выключенном свете. Падающие тени, сплетаясь, рисовали образ героя. Рассказ о зверствах, которые творились в Спасском. Жестокость искупалась лишь близостью природы, с которой Тургенев с детства мог общаться. Когда группа переходила из одного зала в другой, непременно охватывал холод. Это духи жаждали знакомства с новыми людьми. Их прикосновения чувствовались так же отчетливо, как стальные ласки сквозняков в старых склепах... Тургенев никогда не скрывал, что видел призраки. Манящие своей прелестью и пугающие бессмысленным пустым взглядом... Разные. Один из них, представший в образе незнакомки в темной синей вуали, потом материализовался в роковую Клару Милич... Чудно и ужасно слушать эти рассказы. Свечи, будто зная кульминационный момент истории, то вздрагивали, то почти гасли, то начинали сумасшедше трещать. Словно отпугивали случайно залетевших в залы злых духов. Тургенев на терпящем бедствие теплоходе, где всякая надежда на спасение сжимается точно так же, как сжимается в груди сердце. Тургенев среди своих любимых собак — целая вселенная любви, нежности, дружбы и уважения. Экскурсовод все рассказывает и рассказывает о вещих снах писателя, о его предчувствиях, предзнаменованиях. Вдруг начинаешь ловить себя на мысли, что слышишь музыку... Непонятно, то ли это расшалившаяся фантазия, то ли душа вторит невиданным струнам, которые задела крылом ночная тайна. Открывается дверь: разгадка ясна. За песню собственного сердца приняли голос актера театра «Русский стиль» А. Столярова. Утро туманное... До утра еще много можно узнать. Когда-то на выступлении императрица против всякого этикета бросила Полине Виардо белую камелию. Иван Сергеевич положил к ногам прекрасной дивы свое сердце... Самую трогательную и лирическую часть программы, посвященную праздникам и потерям любящих сердец, представила Н. Н. Смоголь. Чудесная история из уст очаровательной женщины. Экскурсия подходила к концу. Свеча, которую передавали, словно эстафетную палочку, экскурсоводы, медленно оплывала. Воск застывал и рисовал причудливые образы, но рассказы были куда необычнее, чем эти полупрозрачные безжизненные фигурки. Так странно. Музей, по традиции считающийся миром не то чтобы мертвым, скорее, каким-то «законсервированным», наполнило самое живое, близкое и понятное, что может быть: музыка и теплый свет огня. После таинственных историй гостей ждал призрачный бал. Танцы, то лирично-грациозные, то исполненные демонической страсти (студия «Орион»), фортепьянная музыка, романс М. Самохиной, стихи в исполнении актера С. Коленова. А в конце — прогулка под луной. Быть может, именно такой сад видел Тургенев, в родном поместье. Природа дышала музыкой, подсвеченной ароматом цветов. Флейта В. Иванова словно просила прощения у потревоженных духов и в то же время говорила спасибо за прекрасную ночь в музее. Под звон бокалов шампанского произошло еще одно чудо. В небе появились странные красные огоньки, поводили хоровод и таинственно исчезли. Это точно был не фейерверк, запущенный какими-нибудь загулявшимися мечтателями. Чудесно, таинственно, странно...
Ольга НИКОЛАЕВА «Орловский вестник» 27 мая 2009 г. |