| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Транспорт orel-story.ru форум / Транспорт /  
 

История авиации на Орловщине

 
 
Страница  Страница 2 из 10:  « Назад  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Дальше »

Автор aviatechnic

Участник 
#16 | Дата: 8 Янв 2015 01:44 | Поправил: aviatechnic 
Cyrano
В ангаре явно что то крупное. Типа "Ильи Муромца". А они в наших краях в то время летали активно.

Искал в теме Императорский воздушный флот но конкретно про базирование в Орле в 1918 году нет данных. Только это:


1919 год. Первое боевое крещение

В начале года ЭВК, переименованная 25 ноября 1918 г. в Авиагруппу оказалась небоеспособной, оставшись практически без матчасти. У нее остался лишь один корабль №241, годившийся для учебных целей. При его сборке баки с верхней плоскости вновь поставили на фюзеляж (по типу Г-1). Так собирали и остальные Муромцы, поступившие в часть в 1919 г.

В Главвоздухфлоте обсуждали вопрос о достройке 13-ти кораблей, находившихся на Русско-Балтийском заводе. В апреле решили часть «Муромцев» выпустить по типу Г-1 с 4-мя моторами РБ3.6 и 3-мя рулями направления ("Руссобалт"), а другие корабли — по типу Г-3 с 2-мя «Рено» и 2-мя РБ3.6 и 2-мя рулями и с хвостовой пулеметной точкой ("Ренобалт"). Все равно все 13 машин считались за тип Г-3. У них была уже полностью остеклена передняя часть кабины. Поступавшие в часть корабли без хвостовой пулеметной точки имели стандартное описание:

"Фюзеляж, застекленный в носовой части и обитый алюминием, обтянут материей. В головной части фюзеляжа: открывающееся окно, 6 боковых окон, 2 входных двери, открывающихся вбок, 3 люка в потолке, 4 люка в полу, 2 люка с боков, для выхода на планы, 1 педаль-подножка, 2 бензобака по 21 пуду. Пулеметных установок: 2 боковых, 2 верхних (над фюзеляжем). Также имеются 3 руля направления и 4 мотора РБ3.6."

У другой модификации в описании было: стекол: 64 шт, люков: верхних — 3 шт, нижних — 3 шт, боковых — 6 шт (для пулемета), 2 руля направления, 2 мотора «Рено» 225 л.с. и 2 РБ3.6 150 л.с.

Помимо задела серии Г-3, на заводе, еще с 1916 г. находился в собранном виде без моторов «Илья Муромец» типа Д-3. В мае 1919 г. его доставили в Липецк. Фотографий и чертежей этой модификации не сохранилось, а осталось лишь описание осмотра его в Дивизионе военлетом Башко. Итак, краткое описание:

В головной части фюзеляжа имеются 2 двухстворчатых окна и форточка, 2 пулеметные установки. В центральной части фюзеляжа с центральной частью планов (обтянуты проэмаличенным и пролакированным полотном) имеются 4 окна из небьющихся стекол, 2 выходных дверцы, бензиновый бак с проводкой к моторам. В хвостовой части фюзеляжа (обтянутой проэмаличенным и пролакированным полотном) имеются: медный бак, 2 застекленных раздвижных двери, 4 боковых пулеметных окна, 2 нижних люка, 1 верхний люк.

22 августа 1919 г. два боеспособных «Муромца» (1-й №276 и 11-й №275) вылетели в Белев. Для борьбы с мамонтовской конницей была образована Авиагруппа Особого Назначения (АГОН) под командованием К.В.Акашева, куда и вошли оба корабля. Корабль 1-й Насонова не выполнив ни одного боевого задания, к 5 сентября перелетами добрался до Орла. Корабль 11-й военлета В.А.Романова (бывшего офицера старой Эскадры) 31 августа прибыл в Богородицк. Уже 4 сентября 1919 г. «Муромец» вылетел с целью разведки и бомбометания в районе г.Елец, который был захвачен противником 31-го числа. Но из-за неисправности компаса корабль "отнесло" в сторону Орла, пришлось сесть у д.Радомка и не выполнив задание. 7 сентября корабль 11-й оказался в Орле, где находился 1-й корабль. Экипажам Насонова и Романова приказали перелететь в район ст.Кшень в тыл кавалерии Мамонтова, которая неудержимо неслась к Воронежу. В Кшень 14 сентября смог вылететь только корабль Романова, т.к. у машины Насонова бурей было поломано крыло.

19 сентября 1919 г. Н-й корабль Романова вылетел с целью бомбометания в районе деревень Истобное-Осадчино. На задание вместе с экипажем отправился и сам начальник АГОН Акашев. 22 бомбы весом до 10 пудов и полпуда литературы были сброшены на обоз, замеченный в заданном районе. У Нижнедевицка было замечено два обоза длиною верст в 5, двигавшихся в юго-западном направлении. Это были растянувшиеся на многие версты обозы сильно поредевшего 4-го Донского корпуса Мамонтова (осталось до 2-х тысяч сабель), который в этот день шел навстречу с 3-м Кубанским корпусом Шкуро между Ст.Осколом и Коротоя-ком. На следующий день экипаж Романова получил задание бомбардировать противника, расположенного вдоль реки Бобровая-Потудань. В селениях вдоль реки была обнаружена кавалерия "из 5-ти групп до 1500 коней на привале" (это и были остатки мамонтовских частей). На кавалерию было сброшено 18 бомб весом 9 пудов, полпуда листовок и выпущено 7 обойм из 2-х «Льюисов». Еще было замечено, что от Ст.Оскола по проселкам на север двигалось много войск и обозов — это были части корпуса генерала А.Г.Шкуро, шедшие на помощь Мамонтову. Интересные воспоминания об этом полете остались у военлета А.К.Петренко, который обнаружил раньше это крупное скопление мамонтовских частей и был взят на борт «Муромца» в качестве наблюдателя. Вот его воспоминания:"...Листовки сброшены. Романов повернул самолет на обратный курс, но на земле неожиданно показалась еще колонна кавалеристов. У нас оставались неиспользованными 4 бомбы; появление колонны белогвардейской кавалерии оказалось кстати.

Но тут произошло то, что заставило серьезно задуматься над разработкой тактики бомбометания подвижных частей противника...

Мы летим следом за колонной и уже почти настигли ее, когда, к своему удивлению, видим, что кавалерия и не думает рассеиваться, как обычно при воздушных налетах. Вдруг колонна повернула назад и галопом понеслась навстречу самолету.

Мы не успели сбросить ни одной бомбы, кавалерия уже промчалась под нами. Романов сделал большой круг, прежде чем мы пошли обратным курсом и снова настигли колонну. Белогвардейцы повторили маневр, но две наши бомбы все же упали в хвосте колонны.

Затем мы, развернувшись, пошли на небольшой высоте, на бреющем полете обстреляли кавалеристов из пулемета».

21 сентября 1919 г. «Муромец» в третий раз вылетел со ст.Кшень с целью «найти противника, бомбить и обстрелять». По частям, обозам и разъездам было сброшено 18 бомб весом 10 пудов, полпуда литературы и выпущено 3 обоймы из пулемета.

Добровольческая Армия Деникина снова прорвала Южный фронт, захватив Курск, двигалась к Орлу с цель дальнейшего захвата Москвы. Кораблям 1-му и 11-му пришлось срочно перелетать в тыл. 2 октября они прибыли на ст.Кензино. №276 вскоре отправили на базу в Сарапул для ремонта, а №275 оставался на станции всю зиму 1919— 1920 гг. «Муромец» 11-й военлета Романова в составе Авиагруппы Особого Назначения, следуя за кавалерией Мамонтова в 1919 г. совершил 3 боевых полета, сбросив на противника до 29 пудов бомб, 1,5 пуда листовок, выпустив 10 обойм из пулеметов. За свои полеты военлет Романов А.В. был награжден «месячным окладом жалованья».

Вместе с боевым полетом 1-го корабля 8 августа, это была вся боевая деятельность Дивизиона за 1919 год.

1921-22 гг. Воздухлиния Москва-Орел-Харьков. Стрельбом

Весной 1921 г. решением Советского правительства была открыта первая в РСФСР почтово-пассажирская авиалиния Москва-Харьков. Для этой цели выделили 6 кораблей Дивизиона. К этому времени состояние «Муромцев» было следующее: многие были изношены и потрепаны на фронтах гражданской войны, выдержали многократные перевозки по ж/д, неоднократно ремонтировались. И лишь два корабля (№282 и №285) были собраны относительно недавно и считались новыми.

Линию Москва-Харьков обслуживали два отряда «Муромцев». 1-й отряд Ступина П.М. (1-й, , 2-й и 3-й воздухкорабли) выполнял рейсы на участке Харьков-Курск-Орел. 11-й отряд (4-й, 5-й и 6-й воздухкорабли), которым командовал военлет А.К.Туманский, обслуживал участок Москва-Тула-Орел. На аэродроме в Орле самолеты обоих отрядов обменивались грузами и пассажирами, заправлялись горючим и возвращались обратно. Машины уже были изношены и не могли выдержать дальних перелетов. Штаб 2-го отряда А.Туманского, находившийся в Москве, начал прием от населения почтовой корреспонденции и посылок. 1 мая 1921г. «Илья Муромец» Туманского вылетел с почтой и пассажирами на борту в первый рейс в Орел. И как вспоминал Туманский: «Мы делали по два-три полета в неделю, перевозя в основном фельдъегерскую почту и ответственных пассажиров. Пассажиры были в восторге от быстроты передвижения, мы же — летно-подьемный состав — радовались гораздо меньше: корабли наши были довольно потрепаны, а большинство моторов давно уже выработало все свои ресурсы. Редкий рейс поэтому обходился без происшествия.».

В январе 1922 г. 11-й отряд Туманского перевели в Бобруйск, на бывший польский аэродром, где ровно 4 года назад находился со своим «Киевским» кораблем подполковник И.С.Башко. Но самое необычное, что «5-й почтовый» № 285 (который перелетел в Бобруйск) был оснащен «Бердморами», снятыми с «Киевского» корабля! И что еще интересно и символично, что «Киевский» совершил последний полет под знаками российской армии, а «5-й почтовый» был последним летоспособным кораблем с красными звездами и оба имели те же моторы!

К началу 1922 г. 1-й отряд ДВК разобрал свои корабли в Орле и он как часть прекратил свое существование.

За 43 (по другим сведениям было совершено 76 рейсов) рейса, сделанных с 1 мая по 10 октября 1921 г. было перевезено 60 пассажиров и более 2 тонн грузов.

Ввиду окончательного износа материальной части ДВК был ликвидирован, его имущество передано на создание новой школы Воздушной Стрельбы и Бомбометания (Стрельбом в Серпухове). В числе этого имущества был и оставшийся в более-менее сносном состоянии «Муромец» из 11-го отряда Туманского (бывший «5-й почтовый» №285). Председатель лик-видкомиссии, летчик Б.Н.Кудрин в 1922-23 гг. на этом изношенном «Муромце» совершил около 80 полетов. Это было последнее использование знаменитого воздушного корабля И.И.Сикорского — «Ильи Муромца».

Автор Cyrano

Участник 
#17 | Дата: 8 Янв 2015 23:31 | Поправил: Cyrano 
Спасибо за интереснейшее обсуждение!
Мог ли думать я, болтаясь в лугах под Нижней и Верхней Радомками, что на эти луга садился "Илья Муромец" в годы гражданской войны!
Поиск позволил обнаружить фотку, которая на аукционе почему-то лежала "в одной кучке" с "Орловским авиаотрядом".
Aeroport_16 Aeroport_17
Правильно я понимаю, что на Орловском аэродроме примерно вот так стояли вот такие?
Кстати, на нашем памятнике указан номер тридцать... Это в принципе могут быть "те" самолеты?
А бортовой номер может повторяться у разных авиаполков?
Aeroport_18 Aeroport_19
Всего доброго,
Cyrano

Автор Cyrano

Участник 
#18 | Дата: 8 Янв 2015 23:55 
usce
Аэропорт Орла именно в районе Аэропорта нынешнем имеет Сакральное значение.
Ваша фраза, дорогой usce, почему-то ассоциируется у меня вот с этой открыткой столетней давности.
Aeroport_20
"Кто не леталъ, тотъ не можетъ знать всей прелести и красоты пространства". Автор фразы - один из первых авиаторов Александр Алексеевич Васильев.
Всего доброго,
Cyrano

Автор Cyrano

Участник 
#19 | Дата: 9 Янв 2015 00:09 
Kireev
aviatechnic
По случаю...
Новогодние и рождественские поздравления столетней давности...
Aeroport_21 Aeroport_22 Aeroport_23
Всего доброго,
Cyrano

Автор aviatechnic

Участник 
#20 | Дата: 9 Янв 2015 00:14 | Поправил: aviatechnic 
Cyrano
На первом фото действительно Фарман-30. Я думаю такие у нас тоже летали.
Реактивные МиГ-15 и МиГ-17 были в Орле. Даже когда у нас появились более современные МиГ-19, оставили одну эскадрилью МиГ-17 для использования в учебных целях. По причине простоты конструкции и неприхотливости, эти самолёты активно использовались в учебных центрах ВВС. Наш полк хотя и относился к ПВО, по сути являлся учебным центром, задачей которого было подготовить из летчиков ДОСААФА полноценных летчиков-истребителей.
Номера вполне могли повторяться, т.к. было построено более 20 тыс. МиГ-15 и МиГ-17. Поэтому номера бывали разного цвета, но чаще красного и синего. У различных эскадрилий полка бортовые номера могли иметь разную цветную окантовку. На мой взгляд на фото слишком пустынный пейзаж для Южного аэродрома. Дач понятно еще тогда не было но вот небольшие лесопосадки видны еще на немецкой аэрофотосъемке.

Автор usce
Участник 
#21 | Дата: 9 Янв 2015 13:51 
[b]Cyrano[/b]
"Пришел Cyrano" и как обычно и после его крутых постов и добавить нечего.

Кроме как вспомнить что с таких Мигов разобранных (старых уже тогда) лет дцать назад (ну Господи прости - но тут все свои) мы детворой снимали алюминиевые трубки на пугачи и баллоны камерные - на Карьере купаться чтобы на них.

У меня один и до сих пор цел. (уже лет.....прошло).

Вспомнил что был у моей семьи и огород фактически на аэродроме. Нужно у отца спросить где точнее (думаю что район нынешней улицы Авиационная)

Автор Engineer
Участник 
#22 | Дата: 18 Янв 2015 20:49 
Пока здесь ведутся разговоры на тему кто виноват, восстановят - не восстановят... Кто-то из творчески мыслящих жителей населенного пункта Бакланово, что в паре десятков километров от Орла по Наугорской дороге в сторону Орловского полесья, решил создать свой филиал
авиакомпании. Первый самолет уже на стадии обшивки фюзеляжа. Скоро полетит?

Автор Dinn

Участник Муж.
#23 | Дата: 18 Янв 2015 20:55 
Пока здесь ведутся разговоры на тему кто виноват, восстановят - не восстановят... Кто-то из творчески мыслящих жителей населенного пункта Бакланово, что в паре десятков километров от Орла по Наугорской дороге в сторону Орловского полесья, решил создать свой филиал
Здорово... Я рад,что у нас есть настоящие любители авиации...

Автор Engineer
Участник 
#24 | Дата: 18 Янв 2015 21:01 
Судя по очертаниям это легендарный Ил-2. Если не ошибаюсь, двухместная версия для стрелка-радиста.

Автор Dinn

Участник Муж.
#25 | Дата: 18 Янв 2015 21:08 
Я не берусь утверждать, но это он...

Автор пешеход

Участник 
#26 | Дата: 18 Янв 2015 22:19 
Да, Ил2 и видимо макет, "нелетучий"

Автор Kireev

Модератор 
#27 | Дата: 19 Янв 2015 01:05 
Был же репортаж по ТВ, когда его только только начинали собирать (с полгода - год назад). Вроде бы, хотят памятник сделать.

Автор Kireev

Модератор 
#28 | Дата: 15 Май 2015 02:08 
Слышал о вертолёте, который стоял чуть ли не во дворе частного дома в Залегощи. Это в районе въезда в посёлок со стороны Орла. Знает кто-нибудь об этом?

Автор Dionis57
Участник Муж.
#29 | Дата: 18 Май 2015 23:48 | Поправил: Dionis57 
Слышал о вертолёте, который стоял чуть ли не во дворе частного дома в Залегощи. Это в районе въезда в посёлок со стороны Орла. Знает кто-нибудь об этом?

Да, Андрей, есть такой Ми-2. Стоит на окраине жилой застройки, почти на спортивной площадке, на дату осмотра (июль 2014) почти полностью разукомплектован. По словам местной жительницы и знакомого авиатора, на момент постановки на стоянку, был полностью в рабочем состоянии. Так же выяснилось, что местная спорт-площадка имеет дурную славу как эпицентра ночного кутежа местной (и не очень) молодежи, что, видимо, и предрекло судьбу вертолета.

URL

Автор Kireev

Модератор 
#30 | Дата: 19 Май 2015 00:22 
Dionis57
Ага, Денис, благодарю! Неверное ты мне про него и рассказывал.

Страница  Страница 2 из 10:  « Назад  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Дальше » 
Транспорт orel-story.ru форум / Транспорт /
 История авиации на Орловщине

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гостей - 5
Форумчан - 0
Максимум когда-либо в эфире: 38 [7 Янв 2024 02:45]
Гостей - 37 / Форумчан - 1
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх