Танец необычного в обычном
В музее изобразительных искусств открыта выставка школы акварели Сергея Андрияки «Мастер и ученик». Экспозиция представлена произведениями Народного художника России Сергея Андрияки, художников-педагогов и учащихся школы. В ДХШ №1, ул. Карачевская, д. 61 выставлены работы учеников школы акварели. В зале, целиком посвящённом творчеству Сергея Николаевича, особое внимание притягивает объёмная картина «Кремлёвские соборы». Огненные закатные облака символизируют о тревожном, непростом прошлом, настоящем и будущем России. А стойкие, несгораемые, изображённые в ракурсе «снизу-вверх» соборы, в едином порыве вздымающие ввысь золотые маковки – о нерушимости веры русского народа. Акварель «Карликовые флоксы» в меру декоративна. Розовые цветы составляют единый ансамбль с яблоками. «Лунная ночь на море» – не застывший пейзаж во тьме – природа, облака, море живут, дышат. Благодаря мельчайшим аккуратным мазкам, лессировкам, контрастом к ночному покою, в картине вершится внутреннее эмоциональное движение. В следующем зале – творчество педагогов школы. На акварели «В молодых папоротниках» О.Волокитиной обычные, земные папоротники предстают космическими, неземными, танцующими растениями. Растрескавшаяся от жары, почва, присевшая на неё бабочка – казалось бы, обычный сюжет, преподнесён так, что мир, который мы привыкли день ото дня видеть, предстаёт для зрителя завораживающе-удивительным. Будто мы, вслед за художницей, увидели его впервые. Рисунок сепией на тонированной бумаге Жигаловой С. «Ирина» примечателен не только по исполнению, но и по композиции. Девушка на портрете, как бы, вся утекает вправо, туда, куда направлен её взгляд. Мы не знаем, на что она смотрит, но догадываемся. И то, видимое ей, но невидимое для нас, создаёт в рисунке второй план. Работы, выполненные учениками, в плане духа, техники и исполнения, очень близки творчеству своих наставников. Наброски живой, достаточно профессиональной карандашной линией. С грамотным, но не давящим жёсткими рамками композиционным построением, помогающим усилить выразительность, характер предметов, передать состояние персонажей портретов. Учебные натюрморты, пейзажи – в некоторых из них ощущается изюминка – символическая идея, наличие которой заставляет зрителя задуматься. Вот рисунок обычной драпировки. Рядом, на стене - несколько старых конвертов. Но юному художнику удалось так скомпоновать эти несколько, казалось бы, не связанные между собой предметы, что на рисунке танец конвертов вокруг драпировки и молчаливое присутствие, соучастие в нём драпировочного занавеса, образует некую новую, неведомую, можно даже назвать, космическую сущность. Это уже не совсем драпировка и не совсем конверты по отдельности, а их синтез. В «Осеннем натюрморте» Хохловой Варвары – необычное в обычном. Тыква – композиционный центр, похожа на солнце. Для создания учебных постановок в школе акварели часто используются самые простые, иногда мелкие, бытовые предметы: гвозди, кнопки, пузырьки, карты, денежные купюры. Словом то, что в обыденном понимании, с трудом воспринимается эстетическим объектом. Дети учатся видеть красоту в повседневных вещах. Муляжей и чучел нет, ученики делают зарисовки с животных в зоопарках или на улице. Живые впечатления дают гораздо больше возможности отобразить состояние, настроение натуры. Вот загрустившая собака. Вот кучка грибов, каждый из которых имеет свою внутреннюю динамику, свой характер... Методика преподавания сочетает кратковременные наброски с длительным скрупулёзным рисованием, с требованием достижения материальности предметов. Следование академической системе, многим зрителям по вкусу. Однако, не слишком ли тщательно «облизывание» объекта карандашом? Не слишком ли много труда, сквозь который может проблеснуть тенденция к натурализму? Не лучше ли впустить в творчество весёлые, лёгкие авангардные нотки? «Чувствуется профессионализм, хорошая школа, –высказывает своё мнение художник Игорь Иванов, – правда что-то я не заметил на выставке этюдов, выполненных на одном дыхании, «по-сырому», например. В основном, пишут лессировками. А ведь акварель многогранна. Но, хотя некоторые вещи слегка суховаты, фотографичны, это бесспорно, мастерство. И не каждый акварелист может работать на таких больших, монументальных листах». Замечу от себя: по многим работам видно, что медитативное, полное поглощение натурой, её неспешное, скрупулёзное изучение, здесь вовсе не пустое. В объектах, окружённых вниманием художника, неожиданно может проявиться тайна, их земная и неземная суть, связанная с другими вещами и со всем миром. Изображённые неживые предметы обретают характер, в некотором смысле, оживают. Кстати, в рекламе-информации о школе акварели, в основном, пишется о технике и методах обучения, но никак не о философской стороне вопроса. А одно связано с другим. Например, с помощью различного направления штриховки Старыгина Светлана выявляет самобытность, своеобразие старенького дома, заборчика рядом с ним. Зал метро, в восприятии другого юного рисовальщика, предстаёт чем-то совершенно удивительным, новым для глаза. А ведь так оно и есть. Мы просто привыкли и не замечаем... «Полезная выставка,– делится своими впечатлениями скульптор Леонид Бугай,– она формирует у молодых людей вкус на реализм, на реалистические технические приёмы. Когда нет крепкой школы, работать легче, но школа даёт точные ориентиры в реализме». Выставка продлится до 2 октября. Ольга Сокова |