___Театр___
Всё же решил разместить имеющийся материал о театре сейчас, дабы было больше определённости с датами, к которым можно приписывать "немецкие стройки". В книге первого послевоенного (1943 - 1955) архитектора города Орла Антипова есть отдельная глава, посвящённая строительству городского театра (сейчас театр "Свободное пространство"). В свою очередь часть этой главы рассказывает читателям о пленных немцах на строительстве театра: "... Строили театр пленные немцы. Каждое утро по Ленинской строем шла колонна военнопленных на строительство театра, и почти ежедневно я встречал их, идя на работу. Встреча проходила по установленному порядку: офицер отдавал честь, и по его команде все «фрицы» в строю поворачивали головы в мою сторону. Мне оставалось только изображать улыбку на лице и приветствовать их поднятием руки. Следует сказать, что к дисциплине они приучены были хорошо, но если не попадались на глаза, то от работы старались отлынивать, курили или беседовали между собой и часто делали вид, что работают. Офицеры вначале не работали, а один из них, лет тридцати, как я выяснил, сын богатого торговца, читал во время работы на немецком языке «Капитал» Карла Маркса. На мой вопрос, почему он читает это произведение, он ответил, что читает для общего развития и, мол, возможно пригодится при работе в торговой фирме отца. По отношению к солдатам этот офицер был жесток и в строю провинившегося или не угодившего ему солдата бил кулаком по лицу. Поэтому и прораб Муравицкий, и я, и работники Госархстройконтроля разбирались с солдатами сами без его вмешательства. Исключением являлся т. Петров, который с величайшим удовольствием любовался действием своего высказанного недовольства офицеру по отношению к работе того или иного солдата. Во взаимоотношения между солдатами и офицерами инженерно-технические работники строительной организации не вмешивались, но однажды я стал свидетелем из ряда вон выходящего случая. Как стало известно позже, в лагерь военнопленных пришло указание о том, что находящиеся в плену офицеры и солдаты выполняют на работе только указания инженерно-технического персонала стройки. Офицеры же обязаны также работать в отдельных группах и выполнять соответствующие задания руководителей строительства. Командовать и применять физическую силу по отношению к солдатам на строительстве им категорически запрещалось. И вот однажды офицер выстроил группу солдат и после какого-то разгона ударяет по лицу солдата. И тут происходит совершенно неожиданное. Солдат делает шаг вперед, размахивается и сильным ударом в грудь валит офицера на землю. Офицер вскакивает, отряхивает пыль и быстро, не сказав ни слова, покидает место происшествия. Солдаты расходятся по своим местам беззвучно. Я и прораб Муравицкий, который тоже присутствовал при этой сцене, делаем безразличный вид и продолжаем разговаривать о своих делах. Со стороны наших рабочих никогда не проявлялось чувство враждебности к пленным. Никто из них не позволял по отношению к ним никакой грубости, а физическое воздействие вообще было немыслимо. Часто в перерывах мы разговаривали с пленными на различные темы. В этих беседах главным помощником был Александр Александрович Фишер, который работал в должности начальника инспекции Госархстройконтроля. В Орел он приехал во второй половине 1945 года после демобилизации из армии, где служил переводчиком в очень крупном воинском подразделении и участвовал в допросах военнопленных высоких рангов. Сам он ленинградец, но вернуться туда не мог, так как его жена в начале войны была выслана из-за репрессированных родственников, и ей после проживания в весьма отдаленных местах дано было разрешение на прописку в городах на определенном расстоянии от Москвы, а Орел по расстоянию подходил. Несмотря на немецкую фамилию Александр Александрович был русским и приехал в Орел вместе с женой, где жили какие-то ее родственники или знакомые. По специальности Фишер был строитель, и исполком сразу же после моего представления утвердил его на вакантную должность начальника инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля. Фишер был высококультурным человеком и знал помимо немецкого несколько иностранных языков. Вот с его помощью мы объяснялись с пленными и вели всякого рода разговоры с ними. Среди работающих военнопленных на строительстве театра были музыкант оркестра Берлинской оперы, крупный архитектор из Берлина, сыновья больших и средних предпринимателей и торговцев, но в основном это были мелкие служащие, фермеры и небольшое число рабочих. Пленные, как правило, на наши вопросы отвечали коротко и почти никогда ничего не спрашивали. Когда мы говорили о зверствах, разрушениях, которые они причинили нам, то они отвечали, что в этих делах не участвовали и это дело рук специальных команд. Тут же сразу следовали выкрики «Гитлер капут!» При копке фундамента под сценическую коробку был обнаружен полуистлевший труп нашего солдата с веревкой на шее, пленные немцы страшно испугались, видимо, решив, что в лучшем случае русские рабочие их изобьют, но кроме крепкого мата в адрес фашистских гадов и грозно поднятых сжатых кулаков других действий не последовало. Весь этот день они работали почти без перерывов и старались не встречаться взглядами ни с кем из русских. Очень трудно пришлось прорабу Муравицкому с военнопленными, когда стало известно об отправке домой в Германию в первую очередь больных и имеющих физические травмы пленных. На строительстве начались повальные несчастные случаи. Немцы прыгали с лесов, но с таким расчетом, чтоб получить легкие повреждения — вывих, разбить руку или ногу, но так, чтобы не было перелома. Всех этих ушибленных отправляли в Германию в первую очередь, но не всем удавалось легко ушибиться, были и серьезные — с ломкой рук и ног и даже черепной коробки. По всем этим случаям прораба вызывали в соответствующие организации, где велись весьма неприятные разговоры, после которых ему приходилось буквально бегать чуть ли не за каждым немцем, стараясь ограничить место их работы в пределах первого этажа. Строительство театра было закончено, когда уже все военнопленные были отправлены на их родину, но в основном они в соответствии с личным желанием уезжали в Западную Германию. ..." _______________________________ Б. В. Антипов "Из прошлого"; 2002г.
Театр открыт 5 августа 1949 года. |