Ложь, шитая белыми нитками Орловская правда 28 июля 1960 года
1919 год. Молодая страна Советов, отбиваясь от наседающих на нее полчищ внешних и внутренних врагов, строит новую жизнь, первое в мире социалистическое государство. Избавившись от многовекового гнета помещиков и капиталистов, народные массы жадно тянутся к свету, к знаниям. В их душе нарастает гневный протест против лжи и обмана церковников, столетиями опутывавших их своими паучьими сетями. По почину и настойчивому требованию самих трудящихся в губерниях: Архангельской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Московской, Новгородской, Олонецкой, Псковской, Тамбовской, Тверской, Саратовской и Ярославской производится 58 вскрытий так называемых «нетленных» мощей. Вскрытия эти в присутствии трудящихся, духовенства, экспертов-врачей и представителей Советской власти раскрыли множество мошеннических действий, при помощи которых, служители культа обманывали народные массы. Серебряные гробницы, блистающие драгоценными камнями, содержали в себе или истлевшие, превратившиеся в пыль кости, или имитацию тел с помощью железных каркасов, обмотанных тканями, чулок, ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т. п. Вот то, чему архиереи и монахи заставляли поклоняться загипнотизированные ими массы, почитать за нетленные (т. е. не разрушенные временем) тела. Вместо воображаемых мощей Митрофана Воронежского был обнаружен череп с прилепленными волосами, несколько костей, груда тряпок и ваты да мешок, набитый разной трухой. В Александро-Свирском монастыре Олонецкой губернии в гробнице нашли ... восковую куклу. В г. Суздале «мощи» Ефросиньи-Суздальской оказались матерчатой куклой. В Жабынской пустыне Тульской губернии серебряная гробница, в которой якобы находилось, по уверениям церковников, нетленное тело Макария, оказалась совершенно пустой... И в Задонский Богородицкий монастырь пришли посланцы трудового народа и предложили вскрыть «мощи» Тихона Задонского. То, что было обнаружено при этом, настолько любопытно, что хочется процитировать некоторые места протокола вскрытия «мощей», составленного 28 января 1919 года. В нем, в частности, говорилось: «...Гробовой иеромонах Иннокентий снял митру. Присутствующие увидели что-то наподобие головы, голова была забинтована. Распороли повязки — их было несколько рядов (около семи). Снявши последнюю повязку, увидели вату слоем до 1 вершка, обложенную вокруг черепа и в пустотах его. Удалили вату. Оказался обыкновенный человеческий череп буроватого цвета, отчасти уже выветрившийся, т. е. рассыпавшийся при прикосновении (подчеркнуто нами В. Б. и И. М.). Кожи, подкожной клетчатки, мускулов, волос на черепе совершенно не оказалось. ...Затем было приступлено к выяснению того, что находится под одеждой. Начали c ног... Сняли туфлю, затем белый шелковый чулок, затем женский полуботинок из материи, искусно пригнанный к ступне. Когда сняли полуботинок, под ним оказался картон телесного цвета, имевший форму ступни, сшитый белыми нитками. Внутри картона вместо мощей оказалась вата. Голень и бедро тоже были сделаны из картона телесного цвета, сшитого белыми нитками, слегка обложенного ватой. Внутри картона была вата, в которой находилась часть берцовой кости, настолько хрупкой, что ее можно было растереть рукой в порошок. Такова же была и бедренная кость. Вместо туловища оказалась горсть костей от таза, совершенно выветрившихся, несколько фунтов ваты и всевозможных тряпок, увязанных бинтовой материей. Костей позвоночника, грудной «летки и внутренностей, конечно, не было! Руки были так же сделаны, как и ноги. Вмести кисти правой руки оказалась перчатка, с вложенным в нее картоном и набитая ватой. Кисть левой руки тоже была искусственной, но в ней было несколько перстяных костей. Ни плеча, ни предплечья совершенно не было...» Из гроба вытащили весь этот мусор: вату, картон я прочее. Сфотографировали. Затем гроб перевернули, чтобы показать собравшимся, что в нем больше ничего не осталось. Мощей не было... Так прекратил свое существование Тихон праведный Задонский, как прекратили свое существование и многие другие «мощи». Лопнула с треском еще одна церковная легенда. Недаром в народе, когда хотят сказать о явной лжи, обмане, говорят: «Шито белыми нитками». Так и эти «мощи», сшитые из картона белыми нитками, оказались грубой ложью, обманом. Трудящиеся были потрясены и возмущены лицемерием «святых отцов». Да и у некоторых представителей духовенства эта комедия вызвала гадливое чувство. Один из очевидцев вскрытия И. К. Гаврилов рассказывает, что старый монах после вскрытия заявил вслух: «Я всю жизнь верил в нетленное тело святителя Тихона, с трепетом поклонялся гробнице, а оказалось, что тела нет, а вместо тела гнилые кости, вата... Снимаю свой сан иеромонаха, отказываюсь от религии, а духовенство и других обманщиков проклинаю!..» Для чего же нужен был этот обман? Культ «мощей» издавна широко использовался церковью, как средство привлечения огромных доходов от верующих, религиозного одурманивания масс, отвлечения их от революционной борьбы. И вот в разгар подъема народного движения, вызванного царским манифестом об отмене крепостничества, который на деле еще больше закабалил крестьян, церковь открывает 13 августа 1861 г, в Задонском Богородицком монастыре «святые мощи Тихона». Но не только об устоях царизма пеклись святые отцы. Ими руководила еще и алчность, стремление нажиться на обмене верующих. И надо сказать, что здесь они особенно преуспели. Объявленные «святыми», «чудотворными» мощи привлекли сюда жаждущих исцеления за тысячи километров. И текли толпы народа в Задонск, а вместе с ними текли и добытые кровавым потом трудовые рубли и копейки — в казну монастыря. Сбор пожертвований, продаж» свечей, воды и масла, служение молебнов, поступления от ночлежных домов для паломников приносили огромные доходы. Иеромонах Терентий в 1909 году писал: «Когда обитель Задонская празднует день памяти и открытия святых нетленных мощей Тихона, в это время здесь насчитывается до 30.000 человек, просящих себе благодатного исцеления». Староста елецкого общества хоругвеносцев, монархист - черносотенец Н. Д. Рощупкин, побывав на одном из религиозных праздников в Задонске, писал о своих впечатлениях в газете «Елецкий дневник» № 172 за 1913 гд: «Здесь собралась вся лапотная серая Русь со стариками и старухами, белоголовыми ребятишками. Каждый из «новины» чем-нибудь одаривал монастырь. Это — жертва святителю...» Да, это была жертва народа, одурманенного и оглупленного, жертва жадным попам и монахам, которые сказочно богатели. Недаром очень скоро после открытия мощей Тихона Задонский монастырь был признан монастырем первого класса и стал в один ряд самыми крупными монастырями России, Угодья его росли, духовенство и монахи жирели, не забывая щедро поделиться награбленным с Воронежским архиереем. Кто же, кстати говоря, этот Тихон Задонский, как он попал в «святые»? Сын дьячка Тимофей Савельевич Соколовский родился в 1724 году. Окончил духовную семинарию. В 1758 году принял монашество под именем Тихона и в следующем году был поставлен архимандритом Желтикова монастыря, а потом — ректором и учителем богословия Тверской семинарии. В 1761 году он был посвящен в сан епископа, а в 1763 получил самостоятельную епархию в Воронеже. Такое быстрое продвижение по церковной лестнице объяснялось прежде всего тем, что Тихон был верным слугой царизма, ярым монархистом и крепостником. Развивая реакционное учение о любви к врагам и всепрощении, он жестоко боролся с вольной мыслью о свободе. Как хладнокровный палач, душевно больной старец — ханжа-епископ Тихон приказывал «ловить, заковывать в цепи и держать в церковных подвалах» крестьян, уходивших в армию Пугачева, всех тех, кто поднимал голос протеста против разгула реакции в России. Крестом и кнутом правил на грешной земле «святой Тихон». Умер Тихон 13 августа 1783 г. в Задонском монастыре, где поселился в 1768 году, заболев эпилепсией. И вот спустя 78 лет после его кончины церковь объявила: «Господь прославил нетлением мощи своего великого угодника святителя Тихона 1-го...». Более полувека после этого ослепленные, обманутые люди поклонялись гниющим останкам ярого своего врага, крепостника, палача, а «святые отцы», посмеиваясь в бороду, набивали тряпичную куклу ватой, а монастырскую мошну — деньгами, не забывая, конечно, и о своем кармане. Первая жизнь «мощей» Тихона Задонского кончилась 28 января 1919 года. Обман разоблачили. Обнаруженные при вскрытии гробницы тряпки, вата, картон и остатки облачения были переданы вместе с цепями из монастырских подвалов, на которых томились жертвы «святого», сначала в Елецкий, а потом в Орловский антирелигиозный музей. Но на этом дело не кончилось. Как только в Орел вступили в 1941 году фашистские войска, музей был разграблен, «мощи» Тихона Задонского таинственно исчезли. И вот уже в 1947 году церковники вытащили на свет весь этот предусмотрительно припрятанный хлам, в расчете, что он еще раз послужит церковной кассе, удовлетворению их алчных аппетитов к деньгам. «Мощи» облачили в архиерейскую мантию, уложили в специально изготовленную раку, которую выставили в Орловском кафедральном соборе. И опять выплыла из тайников церкви ложь, шитая белыми нитками! Любопытные произошли превращения. Вот перед нами акт освидетельствования гроба «со святыми мощами святителя Тихона Задонского», произведенного 19 июня— 2 июля 1959 года в Богоявленском кафедральном соборе г. Орла настоятелем собора Николаем Карасевым, ключарем Алексеем Беляевым и настоятелем Афанасьевской церкви Владимиром Оттом. В нем, в частности, говорится: «Кости черепа целы все без утраты. Небольшая утрата в костях носа Нижняя челюсть цела. В кисти левой руки отсутствует большой палец, Кости пястьев, фаланги — целы. Имеются высохшие сухожилия, цела частично ножа пальцев и все ногти (?!)... Кости таза: лонные, лобковые и седалищные — имеют частичную утрату... Кости бедра целы полностью. Две большие берцовые кости целы, две малые берцовые кости целы |