9. Парк Н. В. Киреевского в Шаблыкинском районе. Об этом парке в 50-60-е годы прошлого столетия писали И. С. Тургенев, И. С. Аксаков, Л. Н. Толстой и многие другие. Его виды рисовал Р. К. Жуковский. В те далекие годы парк был прекрасен и удивителен, хотя и молод. Большим оригиналом был и его хозяин Н. В. Киреевский, страстный любитель и знаток охоты. Достаточно заметить, что он попал в книгу "40 чудаков России". Прелесть парка заключалась в гармонии растений, архитектуры и воды. Киреевский создал уникальный гидропарк. В центральной его части был большой пруд, далее еще два: эти пруды занимали 40% всей территории парка, и сеть каналов, канавок, плотин, водостоков. Парк имел 6 фонтанов. Все это сложное гидротехническое сооружение питала речка Мох. Оранжерея парка насчитывала 10 тысяч растений. Летом пальмы и другие тропические растения выносились в парк, придавая ему определенную экзотичность. Однако великолепие парка постепенно стало исчезать после смерти Н. В. Киреевского в 1870 году. _________________________________ "Века над Окой"; 1998г.
«ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО» В ШАБЛЫКИНО На просторах Орловской и Курской областей есть много памятников садово-паркового искусства. Более ста лет назад И. С. Тургенев писал, что ничего не знает прелестнее орловских садов. Тем более удивительно, что историки искусства «не заметили» в своих трудах таких замечательных садово-парковых усадебных ансамблей Орловщины, как Спасское-Лутовиново и Шестаковский парк в Мценском районе. Мансуровский парк в Новодеревеньковском районе и усадьба Дмитрия Кантемира в г. Дмитровске, парк Ботаника и старый городской сад в г. Орле, парк и усадьба в селе Шаблыкино; в Курской области великолепный дворцово-парковый ансамбль «Марьино» и парк санатория «Моква»; в Тульской области парк знаменитой Ясной Поляны и многие другие. Даже в капитальном труде В. Я. Курбатова «Сады и парки» (Петроград, 1916) тщетно искать упоминания о наших среднерусских усадебных ансамблях, являющихся подлинными произведениями садово-паркового искусства и архитектуры. Есть в этой толстой книге даже такое удивительное заключение: «...в русских городах давно нет и намека на архитектурно-устроенные сады, как и в поместьях, сохранились лишь воспоминания о них в виде широких въездных аллей...». Какое глубокое заблуждение! Или может быть незнание действительности? А ведь между тем современник В. Я. Курбатова известный архитектор, художник и историк искусства Г. К. Лукомский в 1914 году писал: «...Неисчерпаемым кажется то количество усадебных сооружений, которые имеются еще в пределах России... Можно встретить прелестные поместья. И не только губернии, типичные для быта «гнезд дворянских» и традиций, т. е. Орловская, Калужская, Курская, Тульская, Смоленская... но даже удаленные от центра... изобилуют барскими домами, сооруженными лучшими мастерами и наполненными предметами изумительной красоты...» Но, к сожалению, и он даже не упомянул о трех замечательных загородных усадьбах, о которых я здесь пишу. В 64-х километрах к западу от Орла находится усадебный ансамбль села Шаблыкино — яркий образец очага русской культуры первой трети XIX века. Это одно из многочисленных «дворянских гнезд», полуразрушенных в катаклизмах революции, гражданской войны, страшных для русской архитектуры 20—30-х годов и Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. и ныне возрождаемое как ценный памятник истории и культуры. Владельцем и создателем этого поместья был Николай Васильевич Киреевский (1797—1870). Попутно заметим, что он не был родным братом известных славянофилов братьев Киреевских — Ивана Васильевича (1806—1856) и Петра Васильевича (1808—1856), хотя все они принадлежали к одному из самых старинных русских дворянских родов. В «Русском биографическом словаре» (СПб., 1897) П. В. Киреевский не упоминается, а его генеалогическое древо нуждается в специальном исследовании. В роскошно изданной «Истории кавалергардов» (СПб., 1851) записано, что корнет Николай Васильевич Киреевский поступил в Кавалергардский Ея Величества полк «из камер-пажей Двора Его Императорского Величества» 31 мая 1815 года и «уволен от службы за болезнью ротмистром» 15 апреля 1821 года. Выйдя в отставку, Н. В. Киреевский поселился в родовом поместье Шаблыкино Карачевского уезда Орловской губернии, где создал замечательный усадебный ансамбль с красивым господским домом и многочисленными службами, церковью, парковыми скульптурами и беседками, мостиками, фонтанами, огромным парком и прудом. Его имение в селе Шаблыкино «...кипело жизнью шумной и полной всякого довольства; внимательная барская дворня ловила желания гостей, многолюдство посетителей всегда было приятно владельцу этого роскошного сельского уголка... На пруде ждали желающих шлюпки, лыжи, гондолы с гребцами. Сад был прохладный, дремучий, разбитый на сорока десятинах; были аллеи, где не видно было голубого неба — все зелень и тень» (Былые чудаки в Орловской губернии. Сост. Орловск. старожил. 1-е изд., 1909, с. 7). Дворец, парк, пруд, сельскохозяйственные угодья и их богатый хозяин, легендарный чудак, оригинал, охотник и хлебосол Н. В. Киреевский нашли отражение в произведениях его друзей И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, С. Н. Основского, Е. Прокудина-Горского и других. Но больше всего воссоздают нам картину далекого прошлого графические работы художника Рудольфа Казимировича Жуковского (1814—1886), который в 1856 году, находясь в гостях у Н. В. Киреевского, создал обширный альбом зарисовок с натуры видов усадебного ансамбля в селе Шаблыкино. (Хранятся в Государственном Русском музее.) Р. К. Жуковский приехал из Петербурга по приглашению самого владельца шаблыкинского поместья и сделал целый ряд рисунков с видами парка, а затем издал в Петербурге альбом цветных автолитографий, которые теперь, словно окна в исчезнувший мир, служат для нас драгоценными материалами для изучения прошлого этого интереснейшего усадебного ансамбля и для его возрождения. В пятидесятых годах XIX века Р. К. Жуковский преподавал в рисовальной школе на Бирже в Петербурге. Когда великий в будущем художник И. Е. Репин поступил в эту школу, то именно Жуковский поставил ему высшую оценку за конкурсный рисунок. Р. К. Жуковский был известен и как портретист. Эта сторона его творчества мало изучена. О ней дает представление превосходно выполненный миниатюрный портрет неизвестной молодой женщины, написанный акварелью и гуашью и относящийся ко времени пребывания художника в Шаблыкино (Государственный Исторический музей). Кто она, эта прелестная незнакомка? Не запечатлел ли художник кого-то из близких Н. В. Киреевского, а может быть это была столичная гостья? Возможно, дальнейшие разыскания помогут открыть тайну ее имени. Современники высоко оценивали произведения садово-паркового искусства и архитектуры в селе Шаблыкино. «...Усадьба издали представляла какой-то восточный город... Барский дом был громадный. Главный корпус соединялся с каждой стороны длинными галереями и флигелями, отчего строение принимало огромные размеры. Большие залы в доме были в два света. По прихоти хозяина все украшения изображали одни принадлежности охоты...» (Былые чудаки...). Широко известна была роскошь усадьбы Н. В. Киреевского и его не знавшее границ гостеприимство. «Один из домов в усадьбе его был отделан как лучшая гостиница, здесь могли оставаться более сотни приезжих, жить по неделям и даже не являться на глаза хозяина». А сам легендарный хлебосол писал: «При моем скромном жилище находился погреб, который, надо сказать правду, не постыдил бы любой княжеский замок. Вальдшнепы, глухари и тетерева не сходили с обеденного стола круглый год...» (Киреевский Н. Воспоминания... М., 1875). До нас дошло подробное описание обширного парка в селе Шаблыкино, составленное писателем С. Н. Основским. Закладка парка произошла в 1828 году на берегах реки Мог, превращенной на территории усадьбы в громадный пруд. Планировка парка была ландшафтной и только перед главным домом имела осевую композицию. С противоположной стороны на северном берегу пруда возвышались колокольня церкви и красивая «византийская беседка», хорошо обозреваемые с зеленого партера перед господским домом. Парковых беседок было несколько, из них наиболее интересны «византийская», «шведовская», «синопская», «швейцарская» и «федоскинская». В их архитектуре отразились черты романтического стиля и готики, напоминающие сооружения в подмосковных усадьбах «Марфино» и «Царицыно». Многочисленные протоки, фонтаны, гроты и скульптуры украшали парк, а обилие цветов и разнообразных пород деревьев и кустарников, искусно обрамлявших складки местности, превращали эту живописную часть усадьбы в выдающееся произведение садово-паркового искусства. К сожалению, пока не удалось выявить имя автора этого ансамбля. Известно лишь, что он создавался под личным руководством владельца Н. В. Киреевского. Но поиски в архивах и музеях продолжаются. Естественно, что непосредственными строителями и садовниками были крепостные умельцы, которые имелись во всех дворянских имениях первой половины XIX столетия. Главный усадебный дом в Шаблыкино сгорел до 1917 года, многое было уничтожено или сильно пострадало. Но зарисовки Р. К. Жуковского дают представление об этом «дворянском гнезде». Вспоминаются впервые введенные в литературу слова Тургенева «дворянские гнезда»: «Прадеды наши, при выборе места для жительства, непременно отбивали десятины две хорошей земли под фруктовый сад с липовыми аллеями. Лет через пятьдесят, много семьдесят, эти усадьбы, «дворянские гнезда», понемногу исчезали с лица земли...» (Записки охотника. Мой сосед Радилов). Позже появился и знаменитый роман «Дворянское гнездо» (1859). Усадьба Н. В. Киреевского без невосполнимых утрат просуществовала почти сто лет. Долгие годы судьба старинной усадьбы не привлекала внимания наших современников. Пожалуй, первой попыткой изучить ее прошлое, выполнить графическую реконструкцию планировки и наметить возможные предложения по использованию усадьбы были сделаны в дипломной работе студентки Н. О. Левитской (1973), консультантом которой был автор этих строк. |