Статья из книги С. Федорова "Архитектурные образы Орловщины", 1982 год ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ «ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА» В древних русских городах есть всеми любимые и надолго запоминающиеся историко-культурные и природные особенности, формирующие архитектурно-художественный образ, присущий только данному памятному месту. В Орле подобным заветным уголком является район так называемого «Дворянского гнезда». Он находится на левом берегу Орлика, в южном конце Октябрьской улицы, которая в прошлом веке называлась Верхней Дворянской. Овеянная романтическими легендами, эта часть города увековечена в произведениях наших великих писателей-орловцев И. С. Тургенева («Дворянское гнездо»), Н. С. Лескова («Несмертельный Голован») и И. А. Бунина («Жизнь Арсеньева»), привлекает внимание художников и туристов, по праву считаясь красивейшим местом Орла. Поэтому естественна любовь орловцев к его живописным береговым склонам и открывающимся взору прозрачным далям. Говоря о «Дворянском гнезде» как о достопримечательности города, обычно вспоминают о доме Калитиных, описанном И. С. Тургеневым, и, считая им один из ветхих домов Октябрьской улицы, называют его своеобразным памятником литературной истории Орла. Как многие литературные легенды, так называемый «дом Калитиных», возможно имел во времена И. С. Тургенева своего прототипа, но если и был когда-то дом, похожий на описанный в знаменитом романе, то еще в начале нашего века от него не осталось и следа. Вот, что об этом было написано более семидесяти пяти лет назад. «От Дворянского гнезда, описанного Тургеневым, осталось немногое. Калитинский дом исчез. Поредел и сад. Теперь в нем находятся театр общества любителей изящных искусств да постройки, возведенные в позднейшие десятилетня. Против театра «любителями» поставлен бюст И. С. Тургенева» (Россиев П. «Родина И.С.Тургенева. Прогулка по Орлу». Временник Живописной России, 1903,№ 140-141, с.449). В статье к 25-летию со дня смерти И. С. Тургенева тот же автор писал: «Дом Калитиных не сохранился, но сад остался... Я не помню, с кого именно Тургеневым списан обаятельный образ Лизы Калитиной, которая умерла почти одновременно с Иваном Сергеевичем престарелою монахиней одного из уездных монастырей орловской губернии» (Россиев П. «Тургенев на Родине» (19883 – 22 авг. 1908).Московские ведомости, 1908, № 194). О том, что тургеневская Лиза это «схимница Макария», упоминал также К. Медведский (Медведский К. «Лишние люди». Московские ведомости, 1908, № 194, с.2). Легенда о «доме Калитиных» живет и передается от поколения к поколению. Как многие романтические вымыслы, она обрастает подробностями и вызывает наивную веру в реальность своего происхождения. А если это так, то почему бы не подумать о создании макета этого легендарного дома. В данном случае под макетом имеется в виду реконструкция дома с приданием ему архитектурных форм подлинного дворянского особняка середины XIX века. Возможно, эта мысль не всеми будет встречена с одобрением, но, думается, что большинство граждан Орла горячо ее поддержит. Вспомним, как совсем недавно был воссоздан описанный А. С. Пушкиным Домик станционного смотрителя Самсона Вырина со всеми службами и интерьерами, с полосатым верстовым столбом и старинной надписью «До Петербурга 69 верст». Существование подобного реконструированного дома литературных героев И. С. Тургенева нисколько не помешает будущему музею писателей-орловцев, который решено построить на «Дворянском гнезде». Что же касается остальной сохранившейся застройки этого квартала, то она не требует специального анализа, чтобы убедиться в ее совершенном несоответствии архитектурно-планировочным приемам, характерным для городских помещичьих и дворянских усадеб XVIII и XIX веков. Не представляет она ценности и как рядовая застройка, создающая иногда как бы фон для выдающихся памятников зодчества. В связи с этим следует считать обоснованным уже произведенный и предстоящий снос ветхих строений квартала, за исключением недавно восстановленного дома № 9, в котором создан сейчас музей Н. С. Лескова. Большую ценность представляет соседний участок улицы Салтыкова-Щедрина, который сохранил исторически интересную рядовую застройку XIX века и мог бы активно войти в будущую заповедную зону Орла. Какова же будущность остальной территории «Дворянского гнезда?». На архитектурных чертежах за последние двадцать лет возникло много предложений по его благоустройству. В 1967 году по заказу орловского горкомхоза институт Орелгражданпроект составил проект, часть которого была осуществлена, — построены беседка-ротонда и видовая терраса с балюстрадой (архитекторы О. Левитский и С. Агапова), благоустроена часть Октябрьской улицы и установлен бюст И. С. Тургенева (скульптор Г. Бессарабский). Хочется напомнить еще об одном интересном замысле, тоже оставшемся нереализованным, — создать скульптурные барельефы тургеневских персонажей на левом скалистом берегу Орлика (скульптор Г. Бессарабский и архитектор Л. Павлов). Сейчас все эти архитектурные проекты и скульптур¬ные эскизы остались лишь в воспоминаниях немногих краеведов, но они вызывают интерес, как самые первые попытки комплексной реконструкции одного из красивейших мест Орла с сохранением его природного ландшафта и созданием архитектурно-художественной среды соответствующей исторической эпохи. В северной части «Дворянского гнезда» началось строительство инженерно-лабораторного корпуса орловского часового завода. Он разместится на углу улиц Тургенева и Октябрьской (авторы — архитекторы Е. Красников, А. Кюрс и А. Топоров). Несколько западнее этого здания по улице Новикова построены два многоэтажных сблокированных дома, которые завершают застройку этой территории. В дальнейшем на территории «Дворянского гнезда» решено больше ничего не строить. Южная часть квартала превратится в парк (Основу этого зеленого массива составляет большой старинный сад общества любителей изящных искусств, в котором в 1903 году был установлен скульптурный бюст И.С.Тургенева (копия с оригинала, выполненного крупнейшим русским скуотптором М. Антокольским). Примерно на этом месте сейчас находится бюст И.С.Тургенева, созданный скульптором Г. Бессарабским), центром композиции которого будет здание музея И. С. Тургенева. Конечно, нельзя допустить установку в этом зеленом оазисе всевозможных рекламных щитов и стендов, которыми перегружены все наши парни. Всю территорию «Дворянского гнезда» следует рассматривать, как неповторимый ландшафтный памятник и историко-литературный мемориал. Создаваемая здесь прибрежная парковая зона органически входит в своеобразное зеленое ожерелье, протянувшееся вдоль городского центра по берегам рек Орлика и Оки. Таково общее принципиальное направление реконструкции района «Дворянское гнездо», в котором легенды переплетаются с былями и, украшая историю, делают нашу жизнь интереснее и духовно богаче. Мы помним чудные мгновения...
В памяти народа хранится много литературных преданий и романтических былей, прочно вошедших в историю, в Москве это «Дом Ростовых» на ул. Воровского и недавно снесенный «Дом Фамусова» на Пушкинской площади; в Ленинграде — «Дом Раскольникова» на ул. Пржевальского и «Дом Пиковой дамы» на Фонтанке; в пушкинском заповеднике Тригорское — «скамья Онегина»; в Ясной Поляне — «дуб Андрея Болконского»; а у нас в Орле — «дом Лизы Калитиной» на "Дворянском гнезде. Перечисление подобных, мест и имен можно было бы продолжить, но и упомянутые здесь служат примером литературных вымыслов, устойчиво передающихся от поколения к поколению и пробуждающих в людях волнующие мысли и чувства. Нередко они так тесно переплетаются с былями, что становятся неотделимыми от истории памятных мест Отечества. Наряду с легендами живут и реальные образы, хотя и окутанные дымкой времени, но обладающие огромной притягательной силой. К числу их относится все, связанные с именем Александра Сергеевича «Пушкина. Памятные места, где жил или бывал русский поэт, восстанавливаются с особенной тщательностью и охраняются государством как драгоценное народное достояние. И тут, оставляя литературные легенды, мы должны обратиться к упомянутым выше романтическим былям, непосредственно относящимся к нашему городу. В созвездие блестящих литературных имен, составляющих славу и гордость Орла, вошло имя А. С. Пушкина. В 1829 году на пути в Арзрум поэт посетил в Орле опального генерала А. П. Ермолова. Возможно, их встреча произошла в том самом скромном домике, мемориальная доска которого сообщает, что «В этом доме с 1827 по 1829 год жил генерал артиллерии Герой, Отечественной войны 1812 года Алексей Петрович, Ермолов». В доме А. П. Ермолова в Орле неоднократно бывал и другой поэт и прославленный партизан 1812 года — Денис Давыдов. Этих трех замечательных сынов Отечества связывала многолетняя искренняя дружба. Теперь улица, где сохранился ермоловский домик, носит имя Ермолова, создано и скульптурное надгробие на Троицком кладбище, где похоронен генерал. Это замечательно, что мы чтим память выдающегося русского полководца. Но пора подумать и о каком-то памятном знаке, который будет напоминать нашим согражданам и многочисленным гостям города о приезде в Орел великого А. С. Пушкина. А совсем недалеко от ермоловското домика сохранился большой каменный дом, являющийся также историко-литературной достопримечательностью Орла. Мемориальная доска свидетельствует, что в нем бывал титан русской литературы Л. Н. Толстой. Но мало кто знает, что и этом доме родилась Анна Петровна Керн (1800—1880гг.) —современница и друг Пушкина. В своих «Воспоминаниях» она писала: «Я родилась в Орле, в доме моего деда Ивана Петровича Вульфа, который там был губернатором... |