Здравствуйте, уважаемые форумчане.
Мой дед – Клишин Николай Васильевич, 1912 г.р., - родом из деревни Мартиновка Новосильского уезда Тульской губернии (сегодня – деревня Мартыновка Верховского района Орловской области).
Именно по этой причине мне интересны и важны любые сведения, касающиеся ареала расселения Клишиных в Орловской области, который, по моему мнению, определяется церковными приходами сел Нижняя Пшевь и Подтолстое.
В этой связи информация о «новосильских казаках» по материалам книги Д.К.Зеленина «Великорусские говоры...», размещенная в сети Антоном Ракитиным (за что огромное ему человеческое спасибо!), оказалась для меня очень полезной.
Еще более полезным, конечно же, было знакомство с самой книгой. Кроме того, мне, знаете ли, как правило, хочется знать, на основании каких источников тот или иной автор чего-то излагает, и имеющиеся в книге ссылки в этом смысле тоже очень информативны. Может быть, кому-то еще это тоже небезинтересно, поэтому хочу привести здесь упомянутые у Зеленина источники.
Но сначала – чуть-чуть о Зеленине (Вы, конечно же, и без меня все это в Инете можете прочесть, но мне, честно говоря, идея поинтересоваться собственно персоной автора пришла в голову почему-то не сразу) и о его книге. Так вот:
ЗЕЛЕНИН Дмитрий Константинович (21.X.1878 - 31.VIII.1954) - сов. этнограф, диалектолог и фольклорист. Чл.-корр. АН СССР (с 1925), акад. Болг. АН (с 1946). С 1916 - проф. Харьковского, а с 1925 - проф. Ленингр. ун-та; в 1926-49 одновременно работал и в Ин-те этнографии АН СССР. З. составлены "Библиографич. указатель рус. этнографич. литературы о внешнем быте народов России, 1700-1910 гг." (СПБ, 1913) и "Описание рукописей Ученого архива Рус. географич. общества" (в. 1-3, П., 1914-16). Изучение говоров З. увязывал с историей и этнографией края. Обзор вост.-слав. этнографии дан в книге "Russische (Ostslavische) Volkskunde". (рус. Русская (восточнославянская) этнография) (В.-Lpz., 1929). Ряд работ З. посвящен истории религ. верований народов СССР ("Очерки рус. мифологии", в. 1, П., 1916, и др.). Много внимания уделял сбору и изучению нар. творчества. З. опубл. более 120 работ. (Некролог и список осн. трудов З. см.: "СЭ", 1954, No 4, с. 157-59).
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
(и вот здесь еще о нем:
http://www.alibudm.narod.ru/pis/pisis3.html)Книга Д.К.Зеленина «Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации» - Издание Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук, Спб, 1913.
В предисловии к книге автор пишет:
«Предлагаемая работа начата мною и частью написана десять лет тому назад. В своем отчете оставленного при Юрьевском университете за 1904-1905 год я уже излагал большую часть тех положений, которые являются главными выводами настоящей моей книги. Опубликованию работы мешала недостаточность фактических данных, вследствие которой выводы представлялись лишенными желательной доказательности.
В Юрьеве я располагал только печатными материалами, и то не всеми: Губернских Ведомостей и многих других провинциальных изданий в библиотеках гор.Юрьева нет. В Петербурге я поспешил ознакомиться с богатыми рукописными материалами (теперь уже частью опубликованными), хранящимися в рукописном отделении Библиотеки Императорской Академии Наук: разумею ответы на подробные и краткие программы Академии и так называемые бумаги И.И.Срезневского. Почерпнутый мною отсюда диалектологический материал, в связи с известным мне прежде, оказался более или менее достаточным для моей цели; но параллельного этнографического материала было все еще мало. И только пересмотрев Губернские Ведомости за старые годы, а также рукописи архива Императорского Русского Географического Общества, я стал располагать материалом, более или менее достаточным для того, чтобы обосновать свои положения, и выпускаю теперь в свет свою работу.»
В главе VIII «Тульская губерния», в параграфах, относящихся к Новосильским казакам, Зеленин упоминает три основных источника:
1) книгу «Приходы и церкви Тульской епархии», Тула, 1895;
(Зеленин цитирует из книги сведения об образовании приходов, ссылаясь на конкретные ее страницы)
2) работы профессора Будде, опубликованные в «Известиях II Отдела Академии Наук» (встречается также «Сборник 2-го Отдела Академии Наук»)
БУДДЕ Евгений Федорович (25 декабря 1859, дер. Георгиевка Елисаветградского у. Херсонской губ. – 31 июля 1931, ИТЛ-1, Казань) - известный русский языковед, специалист по истории русского языка, диалектологии великорусских наречий, методологии языкознания, истории изучения и преподавания русского языка. Профессор Казанского университета, член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1916 г.).
В "Известиях 2-го отделения Академии Наук" были опубликованы работы "О говорах Тульской и Калужской губерний" (1897); "О говорах Тульской губернии" (1898); "О говорах Тульской и Орловской губерний" (1904).
3) различные сведения, полученные от учителя с.Бредихина В.Н.Глаголева, о котором Зеленин (на стр.272 своей книги) пишет «Глаголев, главный наш источник по вопросам о Новосильских казаках,...»
Вот некоторые ссылки на Глаголева, встречающиеся в книге:
- на стр.271: «...исторические даты взяты нами из рукописи В.Н.Глаголева в ответе на прогр. Ак.Н. № 240 и 241; Глаголев ссылается на книгу Чевского, которой разыскать мы не могли.»;
- на стр.274 – ссылка на публикацию Глаголева в Тульских Губернских Ведомостях, 1861 г., № 9;
- на стр. 276, 297 – ссылка на рукописи В.Н.Глаголева, хранящиеся в ученом архиве Императорского Российского Географического Общества;
- на стр.278 – информация о том, что «рукопись В.Н.Глаголева будет скоро напечатана в «Трудах Московской Диалектической Комиссии»
В Интернете о Глаголеве В.Н. мне ничего найти не удалось, так что если бы уважаемый ant5570 чем-нибудь порадовал - было бы здорово.
И хотелось бы привести еще одну цитату из Зеленина, которая, с моей точки зрения, как раз «в тему» имевшего здесь место обсуждения:
«В Новосильском уезде мы сталкиваемся с особою группою однодворцев, которая сохранила до сих пор свое старое официальное наименование: «казаки» (точнее было бы: «городовые казаки»). Хотя местные авторы выводят Новосильских казаков то из Запорожья, то с Дону (о «городовых казаках» они, очевидно, не слыхали), - но для нас не может быть никакого сомнения в том, что здесь мы имеем военно-служилых людей прежней Московской Украйны, и именно служилых низшего разряда, так называемых приборных.» (стр.270).