| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Поговорим об Орле orel-story.ru форум / Поговорим об Орле /  
 

Улицы Орла

 
 
Страница  Страница 2 из 42:  « Назад  1  2  3  4  5  ...  39  40  41  42  Дальше »

Автор Elena
Участник 
#16 | Дата: 11 Янв 2008 21:47 
Inohvatу: к Вам пошло еще одно письмо. Оно "без темы" --я забыла ее обозначить. Если принято, дайте знать. Привет! Елена

Чтобы окончить с темой. В середине и в конце 18 века на пятницкой земле -- так называлась территория в приходе Преображенской церкви -- имелось одно уникальное место. У Преображенской церкви был придел Прасковьи, "нарицаемыя Пятницы", отсюда земля -- пятницкая. Такое впечатление, что сначала там стояла маленькая Пятницкая церковь, и в ее память был устроен придел. Так делали не только в Орле. Иначе, почему б земля называлась из-за предела только! Сама церковь Преображения Господня, небольшая, каменная, беленькая, была взорвана в 1965 году, и теперь на ее месте мы видим 14-этажный дом вблизи ЦУМа. Приход Преображенской церкви был значительным. Туда, в частности, входила и земля, где сейчас стоит Никитский (Ахтырский) собор. Вот примерно на месте нынешней церкви Никития на пятницкой земле ранее имелись "убогие" дома или "амбары", куда весь год сносили мертвых -- безродных, странных (странников), казненных, убогих, умерших внезапной смертью. Всех их относили на ледник (ударение на "е"), где они оставались без погребения до весны. В четверг на 7 неделе после Пасхи из города сюда шел крестный ход, тут всем Орлом молились "над странными телами" и отпевали их, после чего захоранивали и поминали. Преосвященный Кирилл, о котором уже шла речь выше, в летнее время велел зарывать тела сразу же в особой яме. Зимой -- в одной общей яме. А весной, отпев, хоронить всех тотчас же. "Амбар" же после захоронения переносить на новое место и так делать каждый год. Отпевать "странных" Кирилл велел в следующую после апреля субботу, а крестный ход сюда вообще отменил.
Интересно, что традиция отпевания "странных" в Семик имелась повсеместно. В Москве, например, неузнанных умерших в холодное время года ставили в гробах на уличных перекрестках, чтобы их могли опознать; потом по тому же варианту относили в подобные амбары в Марьину рощу, куда всем городом ходили потом их поминать на 7 неделе после Пасхи в четверг. Потом эту традицию и в Москве тоже запретили (наверное, там сначала и запретили), но народ все равно продолжал ходить в Марьину рощу с поминаниями, потом туда по привычке начали ходить как на праздник, и это стало называться "гулянием в Марьиной роще". Были такие лубки (лубочные картинки) --с зарисовками гуляний. Один из таких листков висел в комнате у мальчика Феди Достоевского: он и жил в Марьиной роще. Его отец был доктором в Мариинской больнице, а мама потом была похоронена на Лазаревском кладбище, которое до этого и служило местом отпеваний в Марьиной роще. Этого кладбища в Москве более нет: сохранилась церковь Сошествия Святого Духа на апостолов, вокруг которой все закатано в асфальт.
Территория на пятницкой земле была назначена под первое регулярное кладбище именно вследствие убогих домов, амбаров этих страшненьких, но когда руки дошли, и деньги на церковь нашлись, рядом все уже было домами позастроено, и кладбище отправили дальше. Это -- Афанасьевское.
Ну, не будем больше о грустном.
Церковь Никитскую построили, а расписывали ее много позже, в середине 19 века (когда деньги нашли). И вот к художникам этим заходили мальчики -- посмотреть на их работу. И один из них был серьезный и милый мальчик -- звался Николаша Лесков. Ему мама и папа сняли квартиру у акушерки "2 окна на Оку", там, где сейчас стоит 27-я школа. И мальчик интересовался, как расписывают храм. И вот изографы наши не гоняли Николашу, а даже разговаривали с ним. И один из художников рассказал, как прихожане ссудили его деньгами, чтобы на стене, где изображался Страшный суд, он поставил бы на цепь вместо Иуды Орловского архиепископа Смарагда. Деньги были приняты, и, хотя живописец старался рисовать епископа как можно более непохоже, все равно все сразу узнали, что это "наш Тигр Евфратович"! Никитская церковь вошла в описания великого Лескова: в "Грабеж", в "Мелочи архиерейской жизни" -- войдете в храм, помните, чьи глазки на эти росписи взирали! Вообще, перечитайте "Грабеж"! Чисто орловский рассказ про Орел, столько удовольствия получите! Рассказ маленький))

Автор Elena
Участник 
#17 | Дата: 13 Янв 2008 13:15 
Улица Тургеневская. Музей Тургенева. О самом доме, в котором раньше, до пристройки находился музей, о его хозяине Григории Константиновиче Ржевском -- на странице "Музей Тургенева".

Воскресенский переулок. Очень, очень старое название, полученное от храма Воскресения Господня, известного с 1688 года (правление малолетних царей Петра и Ивана Алексеевичей при правительнице Софье). Древний деревянный храм обветшал, и в 1840 -- 1842 гг. здесь строится новый, каменный, точнее его трапезная, а в 1865 году -- основное здание. В 1890 была возведена новая колокольня. До этого пользовались колоколами старой церкви. В 30-е годы храм закрыли, а перед войной разобрали.
К тому времени, как храм закрыли и начали разбирать, переулок был переименован в честь убитого 20 июня 1918 года эсером деятеля РКП(б) -- Российской Коммунистической партии (большевиков) В.Володарского, комиссара по делам печати, пропаганды и агитации, редактора "Красной газеты" (Похоронен на Марсовом поле в СПб). К названию привыкли; к Воскресенскому переулку, кажется, тоже. На нем размещается здание бывшей 1-й мужской гимназии, перед которым стоят бюсты ее гимназистов, как всегда у скульптора Басарева, все до одного похожие один на другого, как близнецы-братья. Теперь здесь располагается юрфак ОГУ. И, кстати, еще сохранилась каким-то чудом старинная лестница! Кто ее видит каждый день, должен, наверное, представлять себе, какие люди бегали вверх и вниз по ней на протяжении чуть ли не двух веков подряд!
А сама церковь стояла на фундаменте современного мазагина "Бежин луг". А неподалеко была древняя-предревняя по закладке церковь Николы-в-Рыбных Рядах, в конце 18 века уже каменная.
При Советской власти, чтобы поправить мировоззрение, современный Рыночный переулок уже до войны стал называться переулком Безбожников, а совр. улица Гагарина -- улицей Безбожников, или Безбожной улицей -- а то уж очень много церквей в том районе собралось -- надо было их убрать и названиями разбавить!
В здании церкви Богоявления перед войной был устроен Антирелигиозный музей. Вот так большевики подубрали за царем немножко. А-то -- Воскресенский переулок! А-то -- Покровская улица! А-то-- ВВведенская! А-то -- переулок Михаила Архангела! улица Крестительская! -- Володарского, Дзержинского, 7 ноября, переулок Сакко-и-Ванцетти и Колхозная. Такие вот были дела, граждане и дорогие старушки!

Автор Elena
Участник 
#18 | Дата: 16 Янв 2008 17:57 | Поправил: Elena 
Монастырка. Сравнительно большой и перспективный для застройки район. Изначальные названия: Подмонастырская слободка, Подмонастырская слобода, Монастырская слобода.
Слобода появилась на этом месте после пренесения мужского монастыря со стрелки (находился на месте современной Богоявленской церкви у подвесного моста) на Взвозную гору (1684). С начала 20 века общеупотребимое название слободы -- Монастырская или Монастырка.
Слобода была присоединена к городу в 1928 году (07.06.28). Но ее улицы имеют давнее происхождение. Они назывались: Верхне-Монастырская (продолжение совр. Максима Горького), Садово-Монастырская ( улица 8 Марта), Нижне-Монастырская (Береговая улица -- Подгородная слобода), Средняя Монастырская (Пожарная улица), Монастырская набережная (Левый берег реки Оки), Монастырская Огородная (Колпакчи) улицы.
Видите, какое разнообразие -- и Садовая, и Огородная -- и все очень-очень старые. В одном из домов на Нижней Монастырской улице у однодворца Селихова (потомка "первых" детей боярских Селиховых) стоял на квартире будущий митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров), причисленный к лику святых; описанный с великой любовью Лесковым во "Владычном суде" и "Мелочах архиерейской жизни". В конце 18 века Филарет (тогда еще мальчик Федор) учился в Орловском духовном училище, расположенном на территории мужского монастыря, переведенного в 1819 году во Мценск.
В мае 1842 года Филарет присутствовал на закладке алтаря Успенской единоверческой церкви (Ново-Благословенной, работала до 1932 г., на ее месте были потом производственные помещения АО "Легмаш", ул Черкасская). Кроме того, Филарет побывал в Петропавловском кафедральном соборе, где, благословив присутствующих, сказал всем горожанам очень теплые слова: "Здравствуйте, православные, здравствуйте, мои земляки! Ведь я сам орловский уроженец. Вот здесь, где теперь архиерейский дом, прежде было уездное училище: в нем я учился мальчиком. А там, на Нижней слободке монастырской, я квартировал. Был тут однодворец Селихов: что, жив ли он? Небось, уж стар стал?"
А Селихов, конечно, пришел в собор, чтобы посмотреть на своего бывшего постояльца. Ну, и после таких слов, сразу подошел к митрополиту. Филарет приветствовал его: "Ну, здравствуй,хозяин! Уж какой ты старый стал! А помнишь, как мы, бывало, снопы с тобой возили?" Все помнил Селихов и заплакал от радости, что Филарет его не забыл... Владыка пообещал прийти к нему домой, в самом деле пришел, и посидел, и сколько проговорили, и малютку-внука 4-х-летнего селиховского на коленях держал, и, уходя, благословил Селиховых иконой преподобного Пафнутия, Боровского чудотворца, которого особо почитал (незадолго перед тем визитом Филарет был епископом Калужским и Боровским).
А, кстати, Филарет был родным братом Семена Раича, учителя Лермонтова и Тютчева.
Монастырь становится хорош, но посмотрите, как его вид "съело" новое здание через дорогу. Со стороны Октябрьской оно закрывает ВСЮ ПАНОРАМУ Заочья. А монастырь теперь кажется маленьким-маленьким. Надо было быть совсем уж тупоголовым архитектором, то есть совсем уж тупоголовым, чтобы не понимать, что означает для города его монастырь -- всегда украшение, всегда жемчужинка! Это очевидно даже для атеиста. Построенный на горе монстр был бы хорош где-нибудь в низменной части города. Но только не здесь! Только не здесь!

Автор admin

Администратор Муж.
#19 | Дата: 17 Янв 2008 22:31 
Эх, попали по больному месту!
Было, кажется, такое писаное или неписаное правило, что ничего не может быть выше креста на куполе церкви. А этими людьми руководит только жажда наживы. С московскими денежными мешками всё ясно, у этих давно нет совести, им всё равно, что они сделают с Москвой, со страной, а уж тем более с каким-то там Орлом. Но если эти мешки орловские, то их преступление против города в десять раз тяжелее. Представьте, что они позастроят весь город, самые красивые его точки своими неуклюжими, но высокими строениями. И что? Кому будет интересен такой город? Наш город интересен только его прошлым, к центру можно допускать только любящих свой город профессионалов, старые улицы, лучшие старые строения реставрировать и делать заповедные кварталы. Может быть они не должны занимать значительную часть старого города, но они должны быть.
Рассуждать на эту тему можно бесконечно. А город как уродовали отдельными строениями, так и продолжают, только с ускорением. Вспомните первую 16-тиэтажку, построенную ещё при социализме. Хороша? Украсила город, ничего не скажешь. И т.д.

Автор Elena
Участник 
#20 | Дата: 17 Янв 2008 23:47 
Цитата:"Наш город интересен только его прошлым, к центру можно допускать только любящих свой город профессионалов, старые улицы, лучшие старые строения реставрировать и делать заповедные кварталы". Ах, дорогой админ! Какой Вы все же идеалист!

А классические здания, кстати, очень надежные, как поснесли на Ленинской-то?! И сделали "Малиновую воду" с совершенно неграмотным с архитектурной точки зрения входом -- с покатого бока!! Московские экскурсанты были -- над нами смеялись, питерские были -- те удивлялись для питерцев как-то очень громко, а что нам-то -- задавила "Малиновая вода" всю Ленинскую, а зато в окнах -- виды старого Орла, который хозяева и снесли. Аптеку Рота -- ту самую аптеку на Ленинской, на которой таблички нет, что тут жил один из основоположников психоневрологии Владимир Рот, тоже обещали "отреставрировать" -- надстроят пару-тройку этажей, чего там -- и зеленую крышу с шариками прилепят -- нормально! Когда сносили здание на месте "Малиновой воды", рабочие ругались ужасно -- жаль было дома, крепкое было строение, уникальное в своем роде. Седойкина к ним зашла, Ксения Александровна, они к ней кинулись, как к родной, мол, за что же мы это сносим, что же мы за люди, ну, хоть кто-то зашел! А нам рассказывали, что здание чуть ли не рассыпалось на глазах. Седойкина до сих пор переживает за этот бывший дом Учителя.
А угловое здание, классическое тоже, перед Александровским мостом -- его тоже снесли!
Как же можно так не любить свой город, свое родное, и как можно, если ты, допустим, пришлый архитектор, никогда не узнать, что именно за место ты собираешься разорить! Одни деньги перед глазами! Одни деньги...

Автор Inohvat

Участник 
#21 | Дата: 18 Янв 2008 19:01 
Да всё гораздо проще!!!! Не надо ничего усложнять!!!
В современном Орле живут около 10% (!) коренных ОРЛОВЧАН, т.е. тех людей, кто может Вас отвести на городские кладбища и показать могилы своих дедушки и бабушки (это норма коренного городского жителя из социологии), ВСЕ остальные - орл-ОВЦЫ, т.е. приехавшие после войны колхозники. Вот и всё! Чему можно удивляться?
Всем приезжим из далека, мне это также резало глаз и слух в своё время, очень бросается в глаза НЕЛЮБОВЬ подавляющего большинства жителей к месту своего проживания, т.е. они не чувствуют, что это именно город их предков, что именно по этим улицам бродили их бабушки и прабабушки. Уверен, что все эти процессы на генном уровне.
Кстати, если Вы думаете, что это проблема всех городов, Вы ошибаетесь, съездите в Калугу, к примеру. Будете приятно удивлены историческим центром города, в котором давлеют только 10 храмов. К слову, доля коренного населения там - чуть более 50%. И кстати, калужане - тоже ВЯТИЧИ!!!))))

Автор Elena
Участник 
#22 | Дата: 19 Янв 2008 13:17 | Поправил: Elena 
Цитата Inohvata: "бродили их бабушки и прабабушки" -- это здорово! Что ж так они передвигались? Не всегда же они были такие древние. Извините, я со всем согласна, но так весело было это прочитать -- даже настроение поднялось! Спасибо!
Кстати, сударь, дошли ли материалы, посланные Вам дня три назад?

Автор Inohvat

Участник 
#23 | Дата: 19 Янв 2008 16:01 
2 Elena:

"бродили" - это метафора! :-))) Конечно же, они молодыми и красивыми гуляли в Ботаническом саду с тростьями и зонтиками.... и именно НЕ ИХ потомки легко и непринуждённо могут строить там ущербные гаражи и безликие многоэтажки, вырубая уникальный парк...
Все материалы получены! Спасибо!!!!
Очень заинтересовало Мымрино, летом обязательно туда еду сфотографировать оставшееся. Звонили одному местному знатоку-краеведу (бывшему ученику той школы), со срубом совсем беда - крыша прохудилась, обшивку стен "местные" отодрали....эту весну может и не пережить... А церкви, говорят, более 180 лет (по документам доказана именно эта цифра, но может быть и древнее).
Orel-story.....

Автор Elena
Участник 
#24 | Дата: 24 Янв 2008 19:31 
Пеньевская слобода.
Здесь давались земельные участки железнодорожникам -- работникам пришедшей в 1868 году в Орел железной дороги. Участки им давались маленькие -- под дом + огород. Для застройки город выделил им лес по обе стороны ручья Ленивец. Ручья такого больше нет, взят в трубу. В середине же 20 века он еще шумел вовсю вблизи трамвайной остановки "з-д Медведева", если ехать в сторону центра. Небольшой такой был Ленивец, но какой-то неугомонный и с темной водой.
Лес вокруг Ленивца вырубили, но как-то нетщательно. От бывшего леса кругом остались пни, которых все как-то недосуг было выкорчевать (это ж вам не 16 век какой-нибудь!). Внутри бывшего леса строились дома. В них селились уже и не только работники ж/д.
И вырос там 21 (!) Пеньевский переулок. При Советской власти горсовет не мог пройти мимо такого безобразия, и переулки были переименованы, однако при этом почему-то почти обошлись без революционных вождей. А, может быть, главные вожди к тому времени уже были увековечены насколько возможно.
Итак, Пеньевская улица -- главная магистраль Пеньевской слободы-- была поделена на две. Улицы стали называться: Грузовая и Емельяна Пугачева.
2-й Пеньевский пер. переименовали в Клинцовский. 3-ий -- в Угловой; 4-й -- в Объездной; 5-ому повезло! Чудом остался Пеньевским. 6-ой стал улицей Добролюбова, 7-й -- Индустриальным переулком (с индустрией там негусто вообще-то), 8-ой раздвоился на пер. Кольцова и Суворовский. 9-й -- это Репинский, 10-й -- пер. 5 августа, 11-й -- Мценский, 12-й -- улица Лесная; 13-й -- это снова Добролюбова улица, 14-й -- чего-то у меня потерялся куда-то, не знаю про него; зато 15-й -- переулок Орловский в городе Орле (мило!), 16-й -- тоже исчезнул, неизвестен пока что; 17 -- это тоже Суворовский, 18 -- нет, 19- й-- это Мало-Грузовой, 20-го нет, 21-й -- Кутузовский переулок.
Но! Железнодорожники жили вообще по всему этому ареалу, включая современную улицу Ляшко. До революции она называлась Лепешкинским переулком (иногда Лепешинским), потом была переименована в улицу Бригадную, после войны стала Ляшко.
Вот такие переименования, уважаемые орловцы и гости нашего города.
А еще у нас уже при Советской власти имелись аж 18 Московских переулков.

Автор Elena
Участник 
#25 | Дата: 4 Фев 2008 22:39 
Покровская улица. На плане 1842 года называется Клушинским переулком. Клушинский переулок точнехонько вел на Орловскую хлебную пристань. План города Орла 1895 года уже именует ее Покровской (по церкви Покрова Пресвятой Богородицы), что, вначале деревянная, затем каменная парадно-выходная, стояла на месте современного ЦУМа. Деревянный храм вошел в описания Лескова (рассказ "Грабеж"). В ней в действительности служил законоучитель Николая Семеновича Ефимий Остромысленский, о котором Лесков писал в "Грабеже": "А отец Ефим был из духовных магистров, и если проповедь постарается, никак ее не постигнешь". Церковь стояла на своем месте чуть ли не со 2-й половины 16 века, считалась храмом казаков и называлась "Покровская казачья".
14 мая 1929 года улица Покровская была переименована в ул. Дзержинского. Граждане к названию привыкли, но я помню, как старожилы называли свою улицу именем "Здержинского" -- так им казалось благозвучней. Теперь улица вновь Покровская, и это правильно!

Степана Разина. Очень старая улица, ведущая к хлебной пристани. Ее исконное название -- Плаутинский переулок. Под таким наименованием зафиксирована в плане 1842 года. Скорее всего, получила свое имя из-за известного в округе Плаутина колодца, а тот, вероятно, находился у дома служилого человека Плаутина. Колодец упомянут Лесковым в рассказе "Грабеж". Существует версия, что колонка, поставленная на пересечении улицы Советской и Ст.Разина и есть место прежнего колодца. Плаутины были детьми боярскими, то есть представителями служилого сословия, охранявшего русское пограничье от вторжения крымских татар. Имена Плаутиных перечислены в Писцовой книге 16 века. Земли им были нарезаны также в современном Мценском районе (Плаутино).
14 мая 1929 году Плаутинский переулок стал 1-м Московским переулком ( как ответвление от улицы Московской). В 1938 году 1-й Московский переулок был переименован в улицу Степана Разина.

Автор Elena
Участник 
#26 | Дата: 22 Фев 2008 19:04 
Уточнения по поводу исчезнувших Полесского и Школьного переулков. Как известно, в прямоугольнике, ограниченном улицами Октябрьской (она же ранее 3 Дворянская) и Салтыкова-Щедрина (ранее 2-я Дворянская, Борисоглебская, Тургеневская) находился Александринский институт благородных девиц. Его усадьба с боков закрывалась Полесским и Институтским переулками. Дореволюционные планы путают "короткие" стороны этого прямоугольника, меняя местами переулки Полесский и Институтский, подписывая их то с одной, то с другой стороны.
Название Полесскому переулку дала Полесская площадь. Ныне она практически застроена. Это на ней, например, стоит Музей Изобразительных искусств, бывший дом Политпроса.
Сейчас Полесский переулок называется улицей Брестской. После пересечения Брестской улицы с Октябрьской начинается Полесская улица.
Институтский переулок был переименован в Школьный после того, как в здании бывшего Института после революции начала работу советская школа.
Здание института не находилось на фундаменте дома Детского творчества им. Гагарина, как иногда утверждается по ошибке. Огромное это строение располагалось примерно от крайней стены дома Пионеров (теперь он вроде снова так называется, вроде уж недели как три) почти до "Выставочного зала". На территории нынешнего бульвара Победы еще присутствовал Институтский парк. Школьный переулок, таким образом, был параллелен Бульвару Победы, но чуть дальше от него.
Конечно, в усадьбе имелся целый комплекс строений, все классической постройки (архитектор -- академик архитектуры Тибо-Бриньоль).

Автор Elena
Участник 
#27 | Дата: 26 Апр 2008 10:16 | Поправил: Elena 
3-я Курская. На плане 1842 года - Мацневская. План 1879 года уже дает ее современное название. Та часть улицы, что теперь оказалась за железной дорогой, сейчас называется Мостовым переулком.
С этим отрезком бывшей тут 3-й Курской улицы было много мороки у городских властей при Советской власти: непременно хотелось его переименовать! В конце 20-х годов ему дали название 2-го Транспортного. Потом его включили в пер. Рабочего городка (1955); она идет параллельно ж. д. на Брянск. Это есть на плане 1934 г. Потом этот длинный 2-й Транспортный разделили на пер. Рабочего городка и Мостовой. Мостовой, т. о., бывший 2-ой Транспортный, он же часть 3-й Курской улицы.
Ну и правильно, что был Транспортный, все же по этой улице въезжали с товарами купцы на пристань (см. где-то в тексте форума выше в улицах) по всем 5 Курским улицам!
Мацневская улица называлась так потому, что здесь, прямо на территории Железнодорожной больницы была усадьба помещика Мацнева. "Мацнев дом" был приобретен под 2-е Орловское духовное уездное училище (1833). Оно, разумеется, по месту расположения стало называться Мацневским. Сюда же потом перевели и 1-е духовное училище, что было в пределах архиерейской территории. Помещение для двух училищ сразу оказалось тесным, и в 1851 году одно из них перевели в специально нанятый дом.
В начале существования 2-е училище было страшно бедным. Пясецкий пишет, что "в нем почти не было дверей и окошек, и что зимою в классах можно было видеть целые сугробы снегу". Учителя жаловались не только на холод, но на "непонятные привидения" (так!), которые якобы там обнаруживались. В полночь под полом "слышалось страшное клокотание и рев наподобие львиного". Училищный повар отказывался слушать этот кошмар каждую ночь и снимал для себя квартиру в городе. В объяснение яростного клокотания предъявляли жестокости помещика Мацнева, мучавшего и убивавшего своих крепостных.
А вот теперь прошу Вас, уважаемые! Те, кто лежал на первом этаже в современной Железке, возможно обращали внимание на некое ночное клокотание, как казалось, в подвале. А, может быть, и не обращали Вы на такую чепуху внимания - сколько у нас теперь всего клокочет и бурлит! Мы так принимали эти звуки за работу стиральных машин. Не за привидения же их принимать!
Скорее всего, в этом месте под землей проходит подземный поток, вливающийся в Оку. Местность наша известно, из чего сложена - посмотрите, какие выходы пород на Дворянке! И водный поток, бывший ранее полноводным, скорее всего, уменьшился в размерах уже давно, вот и бьется об стены своего узилища! Днем его не слышно, а ночью этот некий, кстати, довольно тихий шум ухо может уловить.
В 1894 году при духовном училище построили Кирилло-Мефодиевскую церковь, фасадом на ул. Русанова. В 1921 году она уже стала клубом больницы Семашко; потому что здесь помещалась до войны городская больница. В 1943 году церковь была разбита и разрушена.
Ничто более не напоминает ни о ней, ни о духовном училише, ни о Мацневе.

Автор Elena
Участник 
#28 | Дата: 28 Июн 2008 18:18 | Поправил: Elena 
В добавление: то, что Вы видите как комплекс построек Железнодорожной больницы - ее послевоенные здания. Прежние строения бывшего училища и горбольницы были разрушены в бомбежках 1943 года; причем стояли они несколько не так, как теперь.
А рядом, чуть ли не на территории больницы по улице Русанова, может быть, за ее оградой и чуть ближе к реке, Лесков поселил своих героев из повести "Смех и горе".

admin
Cнесли дом причта Борисоглебской церкви.
Еще месяц назад дом стоял около здания поликлиники УВД по улице Салтыкова-Щедрина, но чуть в глубине. Сама медсанчасть построена прямо на том самом месте, где ранее находился Борисоглебский собор, в котором в 1818 году крестили Тургенева.
Дом же причта - солидное и любопытное в своем классе каменное здание со старинным забором, также кирпичным, 1860 года постройки, - хранил на себе отпечаток времени; в архитектурном плане был безупречен.
После взрыва особняка Пущиных -того, со звериным стилем, после ликвидации дома причта теперь можно сносить что угодно. "Жемчужинок" почти не осталось.
Рабочие, строящие частный дом на месте прежнего, того, где бывали орловские владыки времен Лескова и Тургенева и более поздние их преемники, среди которых оказалось несколько причисленных к лику святых, только посмеялись, узнав, что кто-то пожалел это старьё.
Краевед Владимир Власов писал об этом доме, опасаясь, что кто-то захочет его снести. Орловское общество памятников представило в надлежащие инстанции особую справку о ценности строения, опять-таки боясь все того же сноса.
В белых тапках власти видели эти справки.
Воззовите к властям лично, и вам тут же расскажут про аварийное жилье, снос которого предпочтительнее любого проекта.
Невозможно поверить, что нельзя было отдать крепкий каменный дом под офисную контору, выселивши оттуда жителей (кстати, всего одну семью), брать за аренду меньше; и контора сама привела бы в порядок строение, и еще и выгоду от этого получила бы.
Подобным образом можно было бы обойтись хотя бы с частью домов того же ряда. А то скоро совсем нечего будет показать экскурсантам. Только дикую "пятигорскую" птицу из веников, сидящую на классической площади вокзала на подобии неких горных пород, столь "характерных" для среднерусской равнины; птицу, немыслимую в городе, в котором вырастала великая литература; птицу, посаженную словно в насмешку над культурой, но ставшую символом нашего нынешнего безкультурья и нравственного убожества.
И это не тот случай, когда "о вкусах не спорят".

Автор admin

Администратор Муж.
#29 | Дата: 1 Июл 2008 17:56 | Поправил: admin 
Elena
Потеря за потерей. Переживёт ли наш город этих правителей, для которых все эти жемчужины, доставшиеся нам от прошлых веков, уничтожаются одна за другой? Самое интересное, что все эти ребята очень любят старину-матушку, антиквариат. Никто не променял бы свою бронзу или брюлики на пластмассовые подделки или стёклышки от пивных бутылок. А нам же всё время подсовывают вместо старого и обветшалого (иногда при их активном участии), но ценного, освященного великими именами, свои дешевые поделки.

Начинаю срочно готовить фотосопровождение к статье В.Власова. Все желаюшие узнать что-либо об этом доме, посмотреть, как он выглядел в последние годы, отныне смогут сделать это только на нашем сайтовском кладбище забытых и разбитых архитектурных памятников.

Автор Чорт
Участник 
#30 | Дата: 4 Окт 2008 23:31 
Искал какие-нибудь туристические клубы в Орле и наткнулся на этот сайт. замечательно! последние несколько часов читаю и смотрю. нашёл "Грабёж" Лескова http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_0234.shtml
действительно, что-то орловское чувствуется.. жалко - так Елец и остался без дьякона :(

просьба к Админу: дублируйте ссылки в форуме - так будет удобно сразу же попадать в то место, о котором идёт речь или читать то, о чём упомянуто.

Страница  Страница 2 из 42:  « Назад  1  2  3  4  5  ...  39  40  41  42  Дальше » 
Поговорим об Орле orel-story.ru форум / Поговорим об Орле /
 Улицы Орла

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гостей - 2
Форумчан - 0
Максимум когда-либо в эфире: 38 [7 Янв 2024 02:45]
Гостей - 37 / Форумчан - 1
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх