Орёл – город без памяти?
Мы не предполагали, что судьба небольшого домика – для мировой культуры дома Калитиных – заденет за живое стольких жителей Орла: педагогов, врачей, студентов, известных деятелей культуры и искусства, чиновников. Откликов на предыдущие публикации мы, признаться, ждали. Первой отреагировала пресс-служба городской администрации. И пришла – как нас порадовала! – сама заведующая музеем И. С. Тургенева Людмила Анатольевна Балыкова. Много лет назад один молодой технократ, поселившийся в подмосковном Зеленограде, который все тогда именовали «городом будущего», иронически сказал о нем: «Спальня! Город без памяти». В самом деле, время, не материализованное для нас в семейном альбоме, паре перчаток или обеденном меню, останется мертво, оно не оживет, не воскреснет для нас в образах былого – мир явится плоским и однообразным.
Так думалось мне во время путешествия во Францию, в ее знаменитую провинцию Шампань-Арденн, в древний Реймс, город, где венчали на царство французских королей, много претерпевший от войн и революций, но умеющий любить и сохранять свою старину. Здесь на стенах вековых зданий тут и там виднеется нежно-зеленая сетка – знак ведущихся реставрационных работ. Заменяются фрагменты каменной кладки, бережно снимаются и подновляются причудливые «горгоны» – водостоки, изображающие семь смертных грехов, мастера удаляют треснувшие стекла радужных витражей, заменяют их – словом, идет привычная, отлаженная, постоянная работа. Причем такое отношение культивируется не только к выдающимся памятникам прошлого, столь же бережно подходят и к обычным двухэтажным постройкам из балок, скрепленных полосками металла, выкрашенными в черный цвет. Многим из них более трехсот лет. Но внимательное и рачительное содержание позволяет этим ветеранам выглядеть аккуратными и даже кокетливыми. Иностранец сразу выделит их среди современных зданий, они придают неповторимый колорит, так сказать, исторический объем городам Франции, по праву считающейся страной процветающего туризма.
К слову сказать, Франция, которая может гордиться своей цивилизованной политикой в отношении национального наследия, вырабатывала её принципы в боях между модернистами (сторонниками замены старины на современные комфортные постройки) и традиционалистами. Бывали в этой истории и курьезы. Так, знаменитые французские писатели Мопассан, Золя, Гонкур в свою пору восстали против возведения Эйфелевой башни. Но они же выступили против безумного разрушения аристократических особняков Парижа времен Расина и Мольера.
Баталии эти напоминают схватки нового времени, но в них вырабатывались методики и подходы, обеспечивающие сохранность наследия, принятые ныне в цивилизованном мире. Научились сберегать даже остатки построек времен римских цезарей, которые без охраняющих правил, конечно же, превратились бы в груду камней. Недаром наш земляк Тургенев, прежде всего, отметил в облике французской столицы «великие воспоминания».
С тех пор прошло много лет. Во Франции существует министерство по делам культурного наследия. В 1983 году маленький, пришедший в ветхость домик Тургенева на берегу Сены во французском Буживале под давлением общественности был спасен от разрушения, отреставрирован и превращен в музей (кстати, первый музей русского писателя за рубежом). Ныне он вошел в «золотое кольцо» литературных музеев Франции, знаменуя собой поистине современный подход к сохранению наследия. Туристы, плывущие по Сене, обязательно посетят изящный, отлично отреставрированный, блистающий редкостями дом нашего писателя, чтобы прикоснуться к загадочной русской душе, столь ярко явленной в его жизни и книгах.
Что называется, история со счастливым концом... Когда бываешь в Буживале, невольно представляешь себе другие берега: крутой берег Орлика, старинный дом и сад, словом, знаменитое Дворянское гнездо. Не по указу сверху, но по жизни и по душе стало оно литературным памятником, символом родного города Тургенева, вошло во все существующие путеводители по Орлу, притягивает паломников со всего света. Воспетое всеми почитаемыми орловцами – от Тургенева до наших современников, оно украсило все документальные фильмы об Орле, стало частью сотен художественных творений, посвященных нашему городу. Ни один курс краеведения в орловских учебных заведениях не обходится без похода на Дворянское гнездо и встречи с тихим, приветливым домом Калитиных.
Помню лица солдат срочной службы, завороженных рассказом экскурсовода о судьбе дома и его обитателей. Очарование этого места всегда с тобой, где бы ты ни был. Да и где еще на целом свете вы найдете зримые свидетельства народного почитания литературного образа, воплотившегося в этом памятнике духовной красоте русской женщины? К тому же, как стало известно, дом Калитиных – один из немногих сохранившихся в Орле домов, где бывал Тургенев. Любому городу такой памятник сделал бы честь.
Но не все так просто у нас. Многолетние дебаты ставят под сомнение ценность памятника, ставят под угрозу самое его существование. Как часто в этом изнурительном споре идут в ход недобросовестные аргументы. То произвольно изменяется возраст памятного дома (лет эдак на шестьдесят, лишь бы доказать, что он не относится к тургеневскому времени), то требуют документального подтверждения прописки здесь тургеневской героини, то отрицают какую-либо архитектурную ценность этого дворянского особняка, типичного для городской застройки XIX века, то провозглашают сугубую изношенность здания.
Аргументы известные и... зловещие. Так часто за ними – из соображения сиюминутной выгоды – следовали сносы домов! Между тем памятники прошлого подобны беззащитным старикам. Дело ныне живущих не уничтожать их, но бережно сохранять, реставрировать, давая им вторую жизнь. Они нуждаются в нашей заботе, эти свидетели «золотого века» русской культуры. Между уничтожением и жалким умиранием уже давно существует третий путь – восстановления, адаптации здания к современным условиям жизни. Все это вполне возможно решить вместе – властям и профессионалам, специалистам по истории родной старины. И пора, наконец, поставить вопрос о создании в зоне литературных музеев Орла литературного мемориального заповедника. Об этом мечтал корифей отечественной мысли академик Лихачев: «Как будет прекрасно, когда в Орле, в этом городе Тургенева, Лескова, Бунина, Л. Андреева и многих других русских писателей, устроится заповедная зона и бережно сохранятся чудные маленькие дома с садами... и люди будущих веков смогут увидеть собственными глазами эпоху русского реализма, погулять в ней, явно представить себе место действия произведений».
И дом Калитиных пусть остается ядром, от которого пошел возрастать литературный Орел. Только ухоженный, бережно отреставрированный, таким, каким он вошел в жизнь нашего города около ста пятидесяти лет назад (ведь сохранились и планы, и чертежи его). Безрассудно было бы бросаться такими памятниками! Прошлое мстит за небрежение. Неуважение к минувшему прорастает в настоящее, множится вандализмом на наших улицах и в домах. Город без прошлого не имеет будущего.
Л. Балыкова, заслуженный работник культуры России. "Поколение" 6 июня 2000 г. |