Сейчас прозвища районов вдоль Комсомольской образуются в основном за счёт названий остановок транспорта: «Автовокзал», «Уют», «Ботаника» («старая» - нечётная сторона, кирпичные хрущёвки и новая - «панельные»), «Стрела», «Восьмой» (название дано по магазину №8, некогда бывшем в том районе возле трамвайной остановки), ну и район «909-квартал» в первое время называемый район «Дормаш». Чуть в стороне район «Бетонка» - по переулку Бетонному на котором расположен. У некоторых жителей Ботаники ещё в 90-х понятие "Кирпичка" точно было. Я ещё удивлялся и не мог понять, почему общепринятый в обиходе район "Уют" некоторые пожилые люди называют - "кирпичкой". О каких-либо заводах и таком прошлом этих мест конечно не знал. Сейчас название забывается. Очень редко, как писал выше, слышу его в трамвае от пожилых людей. Оно и понятно. Нет, как такового магазина "Уют" и в будущем район могут назвать ещё как-нибудь. Но мы конечно будем звать его по старому, а молодёжь гадать, что за "Уют" такой?! Завод был очень старый. Упоминается ещё в 1930-м году с адресом: Орёл, Крестительские выселки. В предвоенные годы уже: Кирпичный завод №8, Орёл, ул. Комсомольская, 276. В последние годы своего существования: Карпичный завод №8, Орёл, ул. Комсомольская, 286. Оставил упоминание в истории орловского трамвая: «Летом 1932 г. была продлена Комсомольская линия трамвая от заставы [район автовокзала, «Современника»] до кирпичного завода №20 [почему 20 не ясно. Или ошибка или это его первоначальная нумерация] для подвоза кирпича в вагонетках на стройки города, но пассажирского движения здесь не было — вагоны оборачивались у заставы». Пассажирское движение открыли через год. (из фондов музея ТТУ). В 1949 сюда пришла вновь проложенная линия и было сооружено кольцо «Кирпичный завод». В 1962 линию продлили до Дормаша. Перед самой войной заводов в этом районе было целых 3: 1. Наш обсуждаемый завод; 2. Завод в районе перекрёстка улицы Латышских стрелков и Карачевского шоссе, в том углу, где новая девятиэтажка салатового цвета; 3. И ещё один завод на месте нынешней 17 школы. Все можно различить на аэрофотоснимках. Попадалось такое старое описание улицы Садовского, когда её только прокладывали: ...находится в быв. карьере кирпичного завода №8, за водонапорной башней в конце Карачевского шоссе... Возможно это ошибка и это карьер не завода №8, а завода который был на месте школы 17. Если ехать в трамвае по ул. Гоголя и смотреть в сторону улицы Садовского, то видно, что там перепад высот. Дома по улице Гоголя стоят на верху, а автошкола ДОСААФ уже расположена в низине. Про 472 ИАП ПВО почти ничего не слышал. Старая «пресса» часто писала про гражданские авиаперевозки, а ПВО наверное имело повышенную секретность. |