| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /  
 

Автопробеги и велопробеги по городам Орловщины

 
 
Страница  Страница 1 из 2:  1  2  Дальше »

Автор andymackey

Участник 
#1 | Дата: 4 Мар 2023 20:44 | Поправил: andymackey 
Чтоб не плодить и так немалое количество тем на форуме, решил объединить пробеги в одну тему. Про велосипедные пробеги планирую написать здесь позже.
Начнём сегодня с автопробега 1912 года.

Более ста лет назад Орловская губерния прославилась плохими дорогами и «мостами на курьих ножках».

Когда на территории Орловщины появились первые автомобили, доподлинно сказать трудно, но в начале 1910-х годов орловцам удалось увидеть огромное количество новых машин, которые участвовали в автопробегах. Через Мценск и Орёл колонны зарубежной грузовой и легковой техники проходили как минимум дважды: в 1911 и 1912 годах. В этом материале мы хотим подробнее рассказать о том, каким был автопробег в 1912 году через Орёл и Мценск, и с какими трудностями пришлось столкнуться иностранной технике на дорогах Орловщины.

Тест на выносливость российскими дорогами.
Своеобразный ралли-рейд устроили в 1912 году по инициативе Военного Министерства Российской Империи. Тогда у нас грузовые автомобили не выпускались, их закупали у иностранных производителей. Предполагалось, что на смену гужевому транспорту в Россию придут грузовики.
Чтобы выявить наиболее пригодные для армии типы грузовиков, в июне 1911 года организовали первый пробег из Санкт-Петербурга в Москву с дополнительными испытаниями на просёлочных дорогах Московской губернии. Через год условия поменяли – пробег организовали уже как конкурсный по маршруту Петербург – Москва – Брянск – Орёл – Тула – Серпухов – Москва и обратно.
В пробеге принимали участие не только грузовики. Например, фирма Bussing выставила на конкурс омнибус (тогда так называли автобусы), а «Заурер» — санитарный автомобиль. Впервые на российских дорогах испытывался полноприводный грузовик марки Skoda. Участников конкурса сопровождала также цистерна с бензином, семь казённых легковых автомобилей и 13 частных. Тогда грузовики представляли из себя открытые кабины, 14-32 лошадиных сил, деревянные колёса и максимальную скорость 15 км/ч.

По ухабам Орловщины.
Старт пробега был объявлен 19 сентября. Такое время выбрали специально, чтобы проверить технику в дождливую погоду и при низких ночных температурах. Путь от Санкт-Петербурга до Москвы не вызвал у участников сложностей. Грузовики отрабатывали различные режимы движения: в колонне, в определённом порядке, с любой скоростью при наименьшем расходе бензина, с постоянной скоростью 18 вёрст в час. А вот места южнее уже поражали водителей количество ям и ухабов. Начавшиеся затяжные дожди превратили дороги в непроходимое месиво грязи.
При въезде 3 октября 1912 года во Мценск не все зарубежные грузовики смогли самостоятельно взять подъём, потому что дорога состояла из множества выбоин и чернозёма, который размок от дождя. На этом участке пути машины разгружали, прицепные повозки отцепляли и впрягали 14 лошадей, чтобы втащить грузовики в гору. Самостоятельно взять подъём удалось лишь «Бюссингу» и «Мулагу», а также полноприводной «Шкоде».
Орловский краевед Александр Карманов приводит отзыв о мценских дорогах, который оставили участники другого автопробега – сентября 1911 года: «Мценск ... живописен лишь издали. Проезжая по его улицам, наши автомобили буквально утонули в чёрной грязи, а дождя не было».
По итогу пробега участок Брянск – Орёл признали самым тяжёлым. Иронично, что 100 лет назад участникам пробега Орловщина запомнилась именно плохими дорогами и мостами, а точнее, их обветшавшим состоянием. Деревянные ветхие мосты не выдерживали тяжести машин, заполненных дополнительным балластом в виде кирпичей и тюков с прессованным сеном.
«Щебённый слой во многих местах совершенно отсутствует, встречаются ямы глубиной до аршина, наполненные жидкой грязью. Во многих местах выбоины во всю ширину дороги или расположены были в шахматном порядке», – приводит цитату одного из свидетелей тех событий издание «Офф-роуд Драйв».
Известно, что на пути к Орлу под шедшим быстрым ходом «Адлером» мост лопнул. Не выдержал мост и «Заурера». После этого местные орловские власти задумалось об улучшении дорожной инфраструктуры:
«Орловское земство не проклинало грузовозы, проходящие по их мостам, а относилось спокойно и радушно, говоря словами земского инженера: «Нужно переправить мосты на земских дорогах согласно требованиям армии. Прошло то время, когда можно было строить деревянные мосты на курьих ножках, по которым не могут проходить даже полевые артиллерия и обозы».
Чтобы преодолеть дороги в Орловской губернии на колёса надевали специальные цепи, но и они не помогали. Машины садились намертво. Колеи сначала прокладывали кирпичами, затем сверху клали доски, которые тоже везли с собой, а затем только по ним пускали грузовик. Тогда на автомобилях ещё не применялись карданные валы, поэтому приводные цепи рвались и провисали, покрышки слетали с дисков, а из-за пробуксовок трещали моторы.
На ликвидацию последствий подобных аварий требовалось много времени, потому что грузовик нужно было вытащить, разгрузить, а затем снова загрузить балластом. Уйма времени уходила на то, чтобы починить мост, по которому потом должны были пройти все грузовики. Например, ликвидация последствий провала «Заурера» заняла четыре часа.Тогда досок, привезённых с собой, не хватило на ремонт моста и их пришлось купить у проезжавшей мимо крестьянки, которая запросила за них двойную цену.

Порча соседнего с Орловской губернией народонаселения.
Известный инженер и один из первых русских автомобилистов в отчёте о пробеге описал ещё и нравы местных жителей. Особенно ярко и красочно он рассказал о соседях орловцев – туляках.
«Народонаселение по дороге производило очень неблагоприятное впечатление: попадалось много пьяных, количество которых особенно увеличилось верстах в 12 от Тулы. Встречные не сворачивали с дороги, ругались; были попытки бросать в проезжающих камнями. В санитарном автомобиле «Заурер» в деревне Сиволапкино выбиты были стекла. Хотя в общем нельзя сказать, чтобы народонаселение в массе своей относилось к автомобилистам враждебно — скорее можно вынести заключение, что среди крестьян Тульской губернии очень сильно развито попрошайничество, пьянство и хулиганство. Характерно, что все это в самой резкой форме выразилось невдалеке от Тулы, как будто в верстах 10–15 от города находится центр, от которого расходится во все стороны порча народонаселения. По мере удаления от него население становится менее озорным и постепенно выравнивается с общим типом», – писал Кузнецов.

Итоги конкурса.
Всего участники пробега были в пути 23 дня, вернулись в Санкт-Петербург 12 октября. Обратный путь оказался гораздо проще, потому что температура опустилась до отрицательных значений. Грунт, размокший от дождя, подмёрз и тем самым облегчил движение.
По результатам конкурса не смогли определить ни победителей, ни проигравших. Более того, организаторы не смогли даже определить оптимальный тип грузовика для российской армии. В отчётах содержалась информация только о технических характеристиках грузовиков, их достоинствах и недостатках. На основе полученных выводов для российской армии закупили партию грузовиков, которая пополнила автопарк в военные годы. Однако во время Первой мировой войны самыми массовыми в Русской императорской армии стали американские White и Packard, которые в конкурсном забеге вовсе не участвовали. Их приобретали уже во время войны, когда не было времени до конкурсного отбора. А большая часть моделей грузовиков, которую признали подходящей для российских реалий, оказалась по ту сторону фронта.

маршрут Петербург – Москва – Брянск – Орёл – Тула – Серпухов – Москва и обратно



Маршрут правильно надо называть Санкт-Петербург – Москва – Ро́славль – Орёл – Тула – Москва – Санкт-Петербург. Брянск, хоть и был в то время промышленной «столицей» Орловской губернии, но в плане дорог, являлся дикой провинцией вплоть до постройки в 1976 году дороги, которая теперь называется М-3 «Украина», до этого времени в Киев ездили исключительно через Орёл. Поэтому неудивительно, что худшая часть пробега была по участку Брянск – Орёл.

Народонаселение по дороге производило очень неблагоприятное впечатление: попадалось много пьяных, количество которых особенно увеличилось верстах в 12 от Тулы. По мере удаления от этого города население становится менее озорным и постепенно выравнивается с общим типом.

Не учли, что большинство рабочих тульского оружейного завода были из ближайшей к городу округи. Город их развратил.

Автор Kireev

Модератор 
#2 | Дата: 6 Мар 2023 00:22 | Поправил: Kireev 
andymackey
Хорошая тема.
Был у нас уже подробный рассказ об одном путешествии середины 20 века ССЫЛКА . Хочу выложить ещё одно подобное, только начала 20 века. Путешествие на поезде семинаристов по брянским монастырям. Надо подумать, подойдёт ли сюда.

andymackey:
Когда на территории Орловщины появились первые автомобили, доподлинно сказать трудно

Маленькое дополнение. Первый автомобиль появился в Орле в ноябре 1899 года.

andymackey:
По итогу пробега участок Брянск – Орёл признали самым тяжёлым.

Объездная вокруг Нарышкино, наши дни
8357 8358
фото с просторов интернета

Автор Ilych
Участник 
#3 | Дата: 6 Мар 2023 07:51 
Kireev:
Объездная вокруг Нарышкино, наши дни

Это только на мосту на развязке со стороны Брянска, ехал там в прошлое воскресенье. Остальная дорога достаточно хорошая, даже мост развязки в Ледно вполне нормальный

Автор Kireev

Модератор 
#4 | Дата: 6 Мар 2023 15:26 
Ilych
Понял, спасибо. А то в соцсетях конечно пишут так, что там вся объездная такая.

Автор andymackey

Участник 
#5 | Дата: 6 Апр 2023 18:35 | Поправил: andymackey 
Из истории велопробегов и велотуров в России и СССР до начала 1940-х годов.

В России, как и в ряде других стран, был ещё с дореволюционной поры опыт проведения велопробегов. Самый первый, исторический велопробег состоялся в 1882 году. Именно от того велопробега «Санкт-Петербург – Иматра» отсчитывается история и подобных велопробегов, и вообще история спортивного туризма. Группа велосипедистов из Санкт-Петербурга поехала на знаменитый водопад в Иматре в Финляндии, бывшей тогда частью Российской империи, но, встретившись с бездорожьем всё-таки на участке пути перед Выборгом воспользовалась помощью железной дороги. Аналогично в 1883 году проходил и первый Московский велопробег по маршруту Москва – Сергиев Посад. И там велосипедистам на помощь пришла железная дорога. За 1883 год прошло несколько пробегов по Московской губернии и один – в Тверь, то есть до соседнего губернского центра. Считается,что эти пробеги были первыми, хотя, возможно, до нас просто не дошли сведения о более ранних событиях. Вскоре велосипедисты освоили и расстояние между двумя столицами. Точной информации о первых таких пробегах нет, но вот косвенные данные: когда в 1895 году был организован пробег Санкт-Петербург – Москва на международном уровне, организаторы ссылались на свой уже 10-летний опыт!

Водопад в Иматре. 1819 год.


Один из велопробегов Санкт-Петербург – Москва в 1892 году запомнился велосипедистам тем, что около Твери они покинули грязное шоссе и двигались по тропинке вдоль железной дороги. Так выходило лучше! В пробеге 1895 года приняли участие велосипедисты из порядка двадцати городов четырёх стран (это по политико-административному делению того времени – сейчас эти города принадлежат девяти странам). В последующие годы круг участников международного пробега Санкт-Петербург – Москва расширился, пробег в конце XIX века проводился почти каждый год. Попутно заметим, что веломарафон Париж – Брест – Париж вышел на международный уровень только в следующем веке.

В 1927 году студенты московского Государственного центрального института физкультуры (ГЦИФК) решили провести велопробег по маршруту Москва – Ленинград и таким образом отправиться в гости к своим коллегам – студентам Государственного института физического образования имени П. Ф. Лесгафта (ГИФО). Велопробег прошел «на ура» и в следующем году ленинградские физкультурники отправились с ответным визитом – из Ленинграда с Москву. Так зародилась традиция студенческих велопробегов, действовавшая до конца 1930-х годов. Менялись названия вузов, сменялись поколения студентов, варьировались условия пробегов (к примеру, в 1937 году велопробег был женским) – а традиция сохранялась.

Фото, запечатлевшее участников студенческого велопробега по маршруту Москва – Ленинград 1927 года перед стартом. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.


12 мая 1935 года стартовал велопробег имени газеты «Рабочая Москва». В 1930 году «в целях облегчения трудящимся возможности при обретать велосипеды и увеличения средств для строительства и расширения велосипедных заводов» Всесоюзное объединение машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности («Машинообъединение»). выпустило велосипедные обязательства, дающие право их владельцам на получение велосипедов, на сумму 56 млн руб. Обязательства подразделялись на четыре серии в зависимости от сроков. Стоимость 160 руб. погашалась полумесячными, месячными или единовременными квартальными взносами, т. е. владелец вносил деньги на целевой вклад. Полностью оплаченное обязательство после наступления срока предъявлялось объединению для обмена на велосипед. В это время организовывались велопробеги через деревни и райцентры, чтобы представить крестьянам выгоды нового товара, производство которого велось уже в сотнях тысяч штук. Партийные органы придумали даже специальные отчеты, где должно было рассказываться о зажиточных колхозниках и наличию у них велосипедов. В довоенном СССР было всего три велозавода (Московский велосипедный завод. В составе Народного комиссариата машиностроения (НКМаш). 1935-1940 гг., Московский велосипедный завод. В составе Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП). 1940-1941 гг.,Харьковский велосипедный завод имени В. Петровского (ХВЗ). 1939-1941 гг.) и лишь перед самой войной к ним прибавились еще два.

Частное фото велолюбителей в 1930-х годах.


27 марта 1936 года скоростной велопробег Орёл-Москва устроила бронетанковая школа им. Фрунзе. 368 км пути велосипедисты обязались преодолеть за 18 часов!

12 августа 1937 года от Северных ворот стадиона «Динамо» в Москве стартовала первая советская многодневная велогонка (Первый Советский Велотур). Трасса ее, протяженностью 2509 километров пролегала через Тулу, Орёл, Чернигов, Киев, Гомель, Минск, Смоленск и возвращала спортсменов в Москву. На всю дистанцию отводилось 14 ходовых дней, плюс 3 дня отдыха в Киеве, Минске и Юхнове. Дневной этап составлял от 100 до 250 километров, в зависимости от дорожных условий. В Велотуре участвовало более 300 велосипедистов. Первыми завершили кольцевой маршрут в Москве одессит М. Рыбальченко (в группе на гоночных велосипедах), и харьковчанин В. Букреев (в классе дорожных машин). Первый Велотур примечателен отличной организацией и значительным резонансом в советском обществе – массовость и популярность велоспорта в СССР с 1937 года стала неуклонно расти.

Брошюра, посвященная Велотуру 1937 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.


Гонщики на трассе Велотура. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.


Пункт питания на трассе Советского Велотура 1937 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.


На финише одного из этапов Велотура 1937 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.


Нагрудный знак, выдававшийся всем участникам Велотура 1937 года.



Автор andymackey

Участник 
#6 | Дата: 6 Апр 2023 21:02 | Поправил: andymackey 
18 мая 1938 года в Орле стартовал велопробег по границам области, посвящённый выборам в Верховный Совет РСФСР.
ОК, 24 мая 1938 года.




ОК, 4 июня 1938 года.


ОК, 14 июня 1938 года.


Подготовка ко Второму советскому велотуру в Орловской области.
ОК, 6 июня 1938 года.



Второй советский велотур состоялся 6-29 августа 1938 года. За 23 дня его участники должны были преодолеть 3100 километров. Маршрут состоял из 20 этапов и имел следующий путь: Москва – Киев – Минск – Ленинград – Москва. На четвертой полосе «Советская Белоруссия» публиковался небольшой фотоотчет о старте спортсменов из столицы Белоруссии.
Под фотоснимком следующая подпись: «Участники велотура на площади Свободы (Минск) на старте перед выездом в г. Могилёв».


ОК, 10 августа 1938 года.
Финиш участников второго этапа Второго советского велотура в Орле.



ОК, 12 августа 1938 года.
Старт третьего этапа Второго советского велотура в Орле.




Завершился велотур в столице СССР 29 августа. Его победителем стал динамовец из Москвы Николай Денисов. Газета «Правда» 30 августа рассказала о том, что Николай прошел 3100 километров за 108 часов 24 минуты 58 секунд. Самую высокую скорость на трассе велогонщики (а их было 117) показали на участке Могилев – Витебск: 36,9 км/ч.

ОК, 10 сентября 1938 года.
Орловские велосипедисты на праздновании Международного юношеского дня 1 сентября 1938 года в городе Орле.



ОК, 24 октября 1939 года.
Велопробег по районам Орловской области 3-16 октября 1939 года.


Автор Kireev

Модератор 
#7 | Дата: 6 Апр 2023 23:32 
andymackey
Отличный материал! Спасибо, зачитался. А уж фотографии-то!
По последней сразу вспомнились наши современные ежегодные праздники "Велодень"

Автор Zyuzin86

Участник 
#8 | Дата: 7 Апр 2023 12:46 
Это в принципе в копилку истории велосипедного движения на Орловщине. Очень интересно

Автор andymackey

Участник 
#9 | Дата: 12 Апр 2023 10:57 | Поправил: andymackey 
Сообщения об истории велопробегов выше дополнены. Добавлены сведения о скоростном велопробеге Орёл-Москва бронетанковой школы им. Фрунзе. 368 км пути велосипедисты обязались преодолеть за 18 часов! Пробег прошёл 27 марта 1936 года.
Также добавлено описание велопробега по районам Орловской области 3-16 октября 1939 года.

ОК, 24 октября 1939 года.
Мотопробег по территории Заводского района города Орла.



ОК, 28 августа 1939 года.

Автор andymackey

Участник 
#10 | Дата: 16 Апр 2023 12:30 
1938 год.


Автор andymackey

Участник 
#11 | Дата: 1 Июл 2023 17:42 | Поправил: andymackey 
Равноправие велоспорту.
ОК, 20 мая 1940 года.


Открытие велосезона.
ОК, 26 мая 1940 года.

Автор andymackey

Участник 
#12 | Дата: 5 Июл 2023 09:05 | Поправил: andymackey 
Велосоревнование спортобщества «Динамо».
ОК, 15 июня 1941 года.

Автор andymackey

Участник 
#13 | Дата: 11 Июл 2023 11:00 
Новая информация об орловских велопробегах.
1929 год! Велосипедный пробег на 2420 км по маршруту Орёл-Севастополь-Орёл.
ОП, 13 июня 1929 года.

Автор andymackey

Участник 
#14 | Дата: 16 Июл 2023 10:22 
Открытие велосезона на Карачевском шоссе.
ОП, 17 июня 1941 года.

Автор andymackey

Участник 
#15 | Дата: 16 Июл 2023 10:33 
Мотосоревнования в лесу Андриабуж.
ОП, 17 июня 1941 года.

Страница  Страница 1 из 2:  1  2  Дальше » 
Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /
 Автопробеги и велопробеги по городам Орловщины

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гостей - 3
Форумчан - 1 [ Володя_954 ]
Максимум когда-либо в эфире: 58 [2 Июл 2024 22:39]
Гостей - 58 / Форумчан - 0
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх