Народ убеждён, что в Башах ,кроме мстительности за обиду, замечают и чудодейственную силу тех, которые к ним прибегают за помощью, и потому в летнее время, около Петрова дня,народ стекается в село толпами, сперва служит молебен Божьей Матери-Умилению, а потом ходят кланяться камням, как бы на могилы усопших родственников. После сего обряда у камней Башей оставляют вещи, деньги, волну(шерсть), холст и прочее, что потом собирает ктутор(церковный староста), и это жертвование поступает в церковь. Некто из жителей Одоева пожелал на этом месте построить церковь, и камни эти положили в основание храма.Но таковые покушения строителя сопровождались будто бы чудом.т.е. когда эти камни подвезены были на место храма, по мнению других,- когда хотели определить величину их и открыть сторону, находящуюся в земле,то тони по мере усилия подрыть их, осаживались вниз и старались остаться сокрытыми. Впрочем всех этих чудесных рассказов никто утверждать не берётся. всякий, напротив, рассказывая что-нибудь, известное ему, готов поверить всему, что говорят другие о них, лишь бы в рассказе было что-нибудь новое, дивное. Рассказывали, что будто бы Баши многим в сновидениях открывают повеление искать их помощи. так например, когда в одном доме вымерли все овцы, то хозяйке дома было открыто повеление поклоняться означенным камням, взять из-под них земли; то овцы перестанут умирать, что по исполнении предписанного оправдалось на деле. Где берут землю, образовалась большая яма. Земля эта ещё полезна для размножения скота и от порчи по народному убеждению. Осколки от Бошей почитаются врачеством от зубной боли. Рассказывают про одного крестьянина, который будучи пьяным, надругался над Башами, за что был наказан отнятием рук и ног, и не прежде получил исцеление, как раскланявшись с Башами. Всего вернее предположить, что камни эти - остаток татарского времени и скорее всего напоминают памятники, смысл которых утрачен. |