"Орловский уголь"Уже более трех назад, с огромным удивлением прочитал выписку из газеты "Орловская правда" от 04 октября 1957 г. (Андрей Киреев выкладывал
URL), в которой шла речь о выставленном на Орловской областной сельскохозяйственной выставке ящике, с первой партией угля, добытого на территории Орловской области. «Да это же уникальный, мало кому известный на сегодняшний день факт!» - загорелся я и сразу же начал сбор информации для будущей экспедиции. Однако, с первого наскока почти нечего не удалось найти. Зато, удалось узнать о былом существовании ныне полностью разобранной узкоколейной железной дороге Болхов-Оптуха, построенной еще в 1942 году на оккупированной территории немецко-фашисткими захватчиками, и что возможно, она была протянута до поселка Великолениский Болховского района для доставки угля! Ага, вот и зацепка! Значит, путь поиска предполагаемой шахты лежит в сторону глухих лесов северной части Орловского полесья. Но как говорится там про сказку? Скоро сказывается да не скоро делается.) Три года постоянных планирований и собираний завершились совершенно спонтанным походом, совершенным в теплый апрельский день 2015 года.
ПоходПервым объектом на пути нашей мини-экспедиции стал краеведческий музей г. Болхова. Во-первых, в нем, по слухам, должны остаться какие-то фотографии, связанные с шахтами. А во-вторых, можно было по подробней расспросить музейных работников. Однако, второй пункт сразу же по приходу провалился – у экскурсовода был выходной, а вот осязаемый материал нашли в избытке – фото шахтера, большой кусок угля, инструменты, каска, и что наиболее ценно – макет самой шахты! Теперь остается отыскать то, что осталось от построек, смоделированных на макете, и мы выдвигаемся в путь.
Оставляем авто у здания сельсовета в д. Вязовая (конечно же, у сельсовета оставить авто безопаснее)) и далее движемся пешком. Сама деревня Вязовая находится на несколько километров выше и в нее ведет сносный асфальт. В глаза сразу бросаются две рядом стоящие трехэтажные «панельки», стоящие посреди деревни и зияющие пустыми оконными проемами. Стог сена, накиданный почти вровень с третьим этажом, красноречиво говорит, что жизнь все-таки в деревне есть. Так же взор привлекает стена, оставшаяся от двух-этажного здания и расположенная напротив заброшенных «панелек». Как выяснилось из разговора с местной жительницей, это все, что осталось от некогда большого детского сада, а стену не разобрали из-за прикрепленного к ней трансформатора. На вопрос о диких зверях женщина посетовала, что волки лисы и косули появляются под окнами уже чаще, чем люди, а по поводу шахт нам лучше расспросить в д. Медведки, что дальше по дороге. На выходе из деревни повстречалась большая одноэтажная школа. С компаньонами не пришли к однозначному мнению – действующая она или нет, но в Вязовой, не смотря на некоторые заброшенные дома, жителей не мало, в отличие от тех же Медведок, где из жилых осталось лишь несколько домов. Житель Медведок указал примерное направление в сторону, где когда-то были шахты, пояснив, что от построек совсем нечего не осталось, только лишь кучи угля, поднятого на поверхность. Уже не мало! И мы поспешили навстречу цели, попутно смахивая со штанин отряды клещей. Вот что интересно – после высокой сухой травы нацепляешь их, примерно, по пять на каждую штанину, идешь – они замирают, видимо, опасаясь сорваться, только остановился – кровососы как по команде, все разом лезут вверх. Жуть!
Эти самые кучи появились совсем неожиданно. Уголь, из которого они состояли, превратился в песок, так же повстречались несколько полуповаленных бетонных столбика среди зарослей березового и другого самосева и небольшое квадратное углубление с торчащей арматурой и остатками фундамента. Вот собственно и все, что удалось найти от первой и единственной орловской угольной шахты. Особо не задерживаясь, прошлись до совершенно опустевшего поселка Великоленинский, в котором сохранились лишь несколько полуразрушенных домов с провалившимися вовнутрь крышами. Вышли к шлагбауму с табличкой, гласящей о начале территории национального парка «Орловское полесье». Однако, посещение оного в наши планы в тот день не входило. Перекусили и отправились в обратный путь.
Мат.частьЧерез несколько недель, в Болховской районной библиотеке, в газете «Болховские куранты» удалось наткнуться на статью бывшего старшего научного сотрудника Болховского краеведческого музея, находящегося ныне на пенсии – М.Гридиной. Статья почти целиком состоит из газетных вырезок 50-60 годов прошлого века и посвященных непосредственно шахтам. Некоторые своим высокопарным социалистическим слогом в наше время у кого-то вызовут даже улыбку. Их и привожу ниже. На сегодняшний день, думаю, это исчерпывающая информация, которую можно найти в открытых источниках. (Ксерокопию статей, сделанную в музее сканер никак не хотел распознавать, так что перепечатывал с оригинала с сохранением всех знаков препинания).
<em>
«Первая шахта Орловщины».Согласно составленной инженером-геологом Иваницкой «Истории и характеристике разведки и освоения месторождения «Ленинской» шахты в конце 50-х годов 20 века, более 160 лет назад ученым стало известно о Подмосковном угольном бассейне. Это обширная котловина, входящая в состав Восточно-Русской впадины по западной и южной окраине, в которой в различных местах разрабатывали бурые угли, по возрасту относимые к нижнему отделу каменноугольной системы угленосной и отчасти тульской свиты. Орловская область Болховский район территориально совпадает с южным крылом Подмосковного бассейна, в котором известны многочисленные буроугольные месторождения...».
В 1946 году К.Волковым была составлена карта прогноза угленосности юго-западного крыла подмосковного бассейна. В своей работе он сообщил весь имевшийся в то время материал. Болховский район на его карте показан как бесперспективный.
Бурые угли впервые были обнаружены здесь в 1954 году нарышкинской геолого-съемочной партией Московского геологического управления Министерства Геологии СССР. Через территорию района прошла разведочная линия , 51-я скважина которой на глубине 38.15 метра встретила пласт угля мощностью 1,45 метра. Вокруг скважины Орловский облтоп ( по инициативе т. Григорьянса) силами Меливодского организовал разведку с целью выявления промышленных запасов. Пробурили четыре скважины, но работы выполнили некачественно, обнаруженный в последней скважине уголь не анализировали. Месторождение забраковали, но облтоп потребовал проведения вторичной разведки. В 1956 году министр топливной промышленности РСФСР в своем письме предложил Гипротоппрому продолжить разведку. По результатам бурения шести еще скважин начальник геологоразведочного отдела Шабаршов доказывал, что в Орловской области угля нет. Однако, на техническом совещании в Росглавугольнефти бес согласия Гипротоппрома было принято решение о подготовке проектно-сметной документации на проведение геологоразведочных работ на Великоленинском участке.
О том, как разворачивались события дальше свидетельствуют выдержки из областных и местных газет.
«В 1956 году геологоразведочная партия Гипротопрома провела изыскательские работы и нанесла на карту контуры нового угольного месторождения на территории Болховского района Орловской области. В 1957 году будет начато строительство первой на Орловщине шахты». («Орловский уголь», Орловская правда №1 за 1 января 1957 года.)
«...С каждым днем в быстрорастущем поселке строящейся шахты увеличивается количество строителей. Весть о закладке шахты облетела всю Орловщину, и оказалось, что среди орловцев есть немало людей, имеющих опыт работы на рудниках. Например, Андрей Волохов работал в Донбасе. Его напарник Василий Кузовков два года трудился на сибирских рудниках, а затем на шахтах подмосковного бассейна. Шахтеры нашлись в Болховском, Знаменском, Свердловском районах. На помощь орловцам приехали рабочие из тульского треста «Шахтстрой». По своему качеству болховский уголь нисколько не хуже подмосковного. Геологоразведочные работы, по существу, только на чаты. Эксплуатация открытых на Орловщине угольных месторождений выдвигает много проблем, в частности, транспортировки добытого угля. Ведь от Ленинской шахты только до Болхова около 25 километров. Хороших проезжих дорог здесь почти нет. Правда, имеется ведомственная железная дорога, идущая от станции Оптуха к Ленинскому леспромхозу, расположенному в Болховском районе. Но от леспромхоза до шахты придется прокладывать еще около восьми километров путей. При этом проводить дорожные коммуникации надо в кратчайший срок, а то может получиться, что уголь пойдет, а вывезти его будет нельзя, или из-за высокой стоимости перевозки местное топливо окажется менее дешевым, чем привозное...».(«Болховский уголь» «Орловская правда» от 21 июня 1957 года).
«Недалеко от поселка Великоленинский возвышается деревянное сооружение. Здесь строится Ленинская шахта – одна из первых на Орловщине. Года три тому назад, пожалуй, никто не мог думать, что в нашем районе есть залежи угля. Обнаружен он по предположениям местных жителей. Они копали колодцы и находили черно-бурые куски породы. Местные жители считали, что тут проходят отроги Московского угольного бассейна. Весть об этом дали в Москву... На стройке трудятся много юношей и девушек. Они отдают свои силы и энергию для того, чтобы быстрее завершить работы по сооружению производственных объектов, скорее сдать шахту в эксплуатацию, новыми трудовыми успехами встретить юбилей – 40-ю годовщину существования советской власти. Над главным стволом сооружен копер. Ведутся земляные работы – углубление к угольному пласту. Деревянное венцовое крепление связали плотники еще зимой. Рядом с главным стволом построены помещения электростанции и подъемной машины. Установлены и вырабатывают электроэнергию два дизеля по 35 киловатт, действуют подъемная лебедка, вентилятор, магнитные пускатели, насосы для откачивания воды. Применяемая техника намного облегчает труд рабочих. Ускоряются темпы проходки к пласту. В начале августа болховские шахтеры начнут давать уголь на-гора.». («На строительстве Ленинской шахты». «Болховская коммуна» от 12 июля 1957 г.)</em