Потомственный дворянин Орловской губернии, выпускник ОБКК (1879), генерал-от-инфантерии профессор Военной академии им. М. В. Фрунзе (1922 - 1926), участник операции ГПУ «Трест», являлся крупнейшим специалистом по Первой Обороне Севастополя (Оборона Севастополя. Изд. 2-е. Спб., 1904; Исторический путеводитель по Севастополю, СПб., 1907.), в связи с чем обязан был обращаться к Президенту Академии наук К.К.Романову.

Письмо историка подполковника А,М.Зайончковского генерал-майору Свиты великому князю Константину Константиновичу о важности подготовки и издания обобщающего исторического труда к 50-летнему юбилею Крымской войны от 20 октября 1897 г.
Ваше Императорское Высочество. То высокочтимое мною внимание, которым Ваше Императорское Высочество осчастливливали ка.к меня лично, так и мои военно-исторические труды, дает мне смелость утруждать Ваше Императорское Высочество этим письмом; некоторая же уверенность, что дело, которое я рискую представить на Ваше милостивое усмотрение, может быть, будет признано Вами не бесполезным, дает мне маленькую надежду, что Ваше Имлераторское Высочество простит мою смелость Вам писать.
В .1899 и, в особенности, в 1903—1905 годах минет 50 лет событиям, имевшим такое огромное влияние на жизнь нашего государства; я говорю об эпохе Венгерской и Крымской войн. Между тем до настоящего времени в нашей литературе нет труда, который осветил бы эту эпоху в полном объеме и поставил бы ее на надлежащую высоту, который выдвинул бы во всем величии личность Императора Николая I, грандиозность подвига нашего народа и армии, вновь выказанного в годов¬щину Крымской войны, а также и то стечение обстоятельств, которое привело иас к Парижскому трактату.
Не изволите ли, Ваше Императорское Высочество, найти, что такой труд, основанный на детальной разработке как ма¬териалов, вышедших до сих пор в свет, так и в особенности хранящихся в архивах, представит значительный интерес, а появление его ко времени истечения полстолетия события 1853—1855 годов является крайне желательным. Время же для такой фундаментальной архивной работы остается не особенно много.
Всепреданнейше повергая изложенное на усмотрение Вашего Императорского Высочества, я решаюсь почтительнейше доложить Вам мою мысль об увековечении пятидесятилетней памяти конца царствования Императора Николая I обширным исследованием событий, его сопровождавших, в надежде, что, может быть, Ваше Императорское Высочество изволите собла¬говолить взять ее под Свое высокое и просвещенное покрови¬тельство.
Как Августейший президент Академии наук, Ваше Импера-торское Высочество, вероятно, найдете для этой работы лиц, заслуживших известность своими историческими и вместе с тем военно-историческими трудами, и я буду счастлив, если идея, с которой я вожусь несколько лет и которой, по мере ознакомления с фактами, все более и более симпатизирую, осуществилась бы, например, такими компетентными историками, как генерал Дубровин или Шильдер, хотя, впрочем, последний не предполагает взяться за этот труд.
С своей стороны, посвящая последние два года свои очень краткие досуги изучению эпохи 1849—1855 годов, я поработал над ней, собрал некоторые материалы и даже задался целью собственными силами и средствами щ осуществить задуманный мною обширный труд. Но, к сожалению, мне приходится прийти к убеждению, что собственными средствами невозможно выполнить эту работу, требующую очень продолжительных занятий в архивах и много времени для разработки материалов. Причиной этому служит, во-первых, то, что мне самому очень трудно открыть себе двери в наиболее ценные архивы и, во-вторых, полное отсутствие собственных средств отнимает у меня все свободное от службы время на преподавательскую деятельность и мелкую литературную работу, при помощи которой я содержу свою семью.
Если бы Ваше Императорское Высочество или Академия наук не нашли более компетентного лица, желавшего взяться за намеченную мною работу, и если бы Ваше Императорское Высочество соизволили осчастливить меня взять под Ваше высокое покровительство мой начатый труд, поручить мне поработать над этой эпохой, соблаговолили бы исходатайствовать некоторое содействие моему труду, то я посвятил бы все свое время и силы для того, чтобы быть достойным высоко милостивого доверия Вашего Императорского Высочества и в возможно полкой мере выполнить мысль, которая является основой моего почтительнейшего доклада,
Всепреданнейше прошу Ваше Императорское Высочество великодушно простить меня за смелость беспокоить Вас таким длинным письмом; испросить же разрешения явиться к Вашему Императорскому. Высочеству лично я не рискую, зная, как Вы изволите всегда быть заняты.
Если Ваше Императорское Высочество соизволите найти мой доклад достойным некоторого внимания, то я был бы счастлив получить милостивое разрешение удостоиться дополнить его личным объяснением; в противном же случае осмеливаюсь просить простить и забыть мою смелость писать непосредственно Вашему Императорскому Высочеству.
Вашего Императорского Высочества
всепредаинейший Андрей Зайончковский.
Фонтанка, Казармы Местных войск.
(Петербургский фонд Архива Академии Наук.-Фонд 6.-Опись 1.-Дело 11.-Лист 55-56 об. (Подлинник. Автограф))
"Милостивое разрешение" было дано. А вот "высокое покровительство" - это фиг! Поэтому капитальный труд о городе русской славы был издан, но не в 1903, а лишь спустя десять лет - в 1913 г.: Зайончковский А,М. Восточная война 1853—1856 в связи с современной ей политической обстановкой. Т. 1, 2. СПб,, 1908—1913.
В 1918 г. славный сын земли орловской Андрей Медардович Зайончковский перешел на сторону Революции, что и помогло ему в полной мере раскрыть свой талант ученого.
(Восточная война 1853—56 гг. в связи с современной ей политической обстановкой (тт. 1—2, 1908—1913)
Стратегический очерк войны 1914—1918 гг. Часть VI. Период от прорыва юго-западного фронта в мае 1916 до конца войны. (сост.). 1923.
Стратегический очерк войны 1914—1918 гг. Часть VII. Кампания 1917 г. (сост.). 1923.
Мировая война 1914—1918 гг. Москва, 1923 (2-е изд. — Воениздат. 1924, 3-е изд. — Воениздат. 1938—1939).
Подготовка России к империалистической войне: Планы войны. Воениздат. М., 1926;
Подготовка России к мировой войне в международном отношении. Военная типография штаба РККА. Л., 1926).
Всего доброго,
Cyrano