23 января в музее, на первую в этом году литературную «Среду» собрались почитатели поэзии. Пришло больше двадцати пяти человек: поэты и любители поэзии, краеведы, историки, музейные работники, художники, один издатель. Ещё на прошлой встрече было известно, что со своими стихами будет выступать Татьяна Грибанова, но как и что будет конкретно, никто ещё не знал.
О том, что среди орловских поэтов появилась новое имя, я узнал ещё несколько лет тому назад, читая еженедельную газету «Орловский вестник». С тех пор из года в год я вижу, что «Вестник», заметив однажды талантливого поэта, продолжает время от времени печатать его стихи и прозу. Родившись в деревне, Татьяна Ивановна не оставляет тему земли, тему своих предков, хлебопашцев и защитников земли русской, нелёгкого их труда, нехитрых радостей.
И вот зал полон, начинается встреча. Незадолго до сегодняшнего дня Татьяна Ивановна и работники дома-музея Л.Андреева решили воспользоваться тем, что именно к этой среде из типографии должна была выйти новая книга поэта, представить её и послушать в авторском исполнении то, что там написано. Рассказывают об авторе. Многие, и я в том числе, всё больше и больше удивляемся. Родители её, правда, были сельскими учителями. Никаких литературных институтов, даже филфака Татьяна Ивановна не кончала, закончила она иняз нашего университета (другие почему-то были уверены, что она закончила худграф), работала учителем. В последние годы полностью посвятила себя поэзии.
Стихи Татьяна Грибанова пишет со школьных лет, но печататься начала с 2006 года. За эти годы её произведения появились уже не только в орловских газетах и журналах, литературных альманахах, но и во многих престижных московских журналах, стали известны в соседних областях. Видимо тема земли, тема истинного, а не лозунгового патриотизма становятся всё более и более востребованными. А если это стремление донести до людей всё, что хочется сказать о деревне, о её людях, соединилось с талантом, то это уже сила, способная вызвать большой эмоциональный подъём. Татьяна Ивановна часто выступает перед разными аудиториями: в библиотеках, школах, клубах. Говорят, что когда она читает свои стихи в сельских клубах, то женщины плачут, а мужчины, которых на поэтических вечерах бывает не так много, иногда выходят из зала «покурить».
Сегодня нам показали новую книгу Татьяны Грибановой, несколько экземпляров которой, удалось принести из типографии. Это поэма «Сказ про то, как Марья Ивана искала» с подзаголовком «Судбищенская битва». Мы услышали, как создавалась поэма, а писалась она на одном порыве, за две недели, в течение которых поэт не мог, образно говоря, ни пить, ни есть, да и спала урывками, иногда вскакивая посреди ночи, чтобы что-то записать.
Перед чтением поэмы барды, семья самодеятельных исполнителей спела песни, ложащиеся как нельзя лучше в тему сегодняшней встречи, песни о Куликовской битве.
И вот начинается чтение поэмы, эпиграфом к которой взяты слова из «Плача Ярославны».
Враги снова идут на нашу землю. Марья ищет своего Ивана, предчувствуя скорое расставание. Она ищет его и в стане крымского хана и среди наших воинов. Голос Татьяны Грибановой звучит, ведомый сюжетом, то тихо, то звонко и напористо. Начинается героическая битва 7-тысячного войска воеводы Ивана Шереметева против 60-тысячного войска крымского хана Девлет-Гирея. И происходит это не где-то на неведомых просторах Руси, а здесь, на земле, которая станет нашей, орловской. И ком подступает к горлу, и мысль уносится куда-то ввысь, и видишь эти века нескончаемых битв, и неисчислимые жертвы героического и такого несчастливого народа. И знаешь, что всегда любой враг будет, в конце концов, побеждён, что земля будет полита кровью, но не отдана чужеземцу, что теперь-то и можно начинать новую, счастливую жизнь. И так продолжается из века в век, а земля всё какая-то неухоженная и неуютная, да, и жизнь ожидается счастливой всё больше в будущем.
Девлет-хан бежал в свои Крымские степи, так и не сумев победить русское войско. Героическая битва вошла в историю, как Судбищенская битва. Было это в 1555 году.
Начинается обсуждение. Высказываются замечания историками, краеведами. Замечания принимаются, их легко исправить при дальнейшей работе над текстом. Однако надо всем всё ещё царит эмоциональный подъём от чтения поэмы.
Заканчивается встреча, но гости и хозяева ещё долго не могут расстаться.

Нам повезло, я записал чтение поэмы в исполнении автора.
Небольшой 2-минутный фрагмент можно послушать уже сейчас.