Намотал за 10 дней более трех тысяч километров на поездах и в автобусах...
Впервые попал на Новгородскую землю.
Двухсотсорокатысячный Великий Новгород. Родное по Орлу пронзительное ощущение тоски и безысходности, желание "купить фанерки, сделать ероплан и улететь отсюдова к чертовой матери".
Прежде всего, конечно же, разживемся книгами по краеведению. Здесь их, в отличие от нашего родства не помнящего Орла, пруд-пруди.
Поскольку, увы, я - не дочь миллионера, приходится выбирать.
Останавливаюсь на довольно полном, с большим количеством черн-белых фотографий, хотя и скверно отпечатанном, а посему и не слишком дорогом двухтомнике.
1. Ласковский В.П. Путеводитель по Новгороду. Софийская сторона: Пособие при обозрении города и его ближайших окрестностей. его святынь и древностей. Адаптированное и иллюстрированное издание на основе книги Новгородского общества любителейдревности 1910 года.-СПб.: Алаборг, 2007.-160 с., 150 ил.
2. Ласковский В.П. Путеводитель по Новгороду. Торговая сторона: Пособие при обозрении города и его ближайших окрестностей. его святынь и древностей. Адаптированное и иллюстрированное издание на основе книги Новгородского общества любителейдревности 1910 года.-СПб.: Алаборг, 2008.-128 с., 125 ил.
Используя эти книги, можно несуетно бродить по городу и знакомиться с его достопримечательностями.
У нас, в Орле ничего подобного нет. Недавно, вроде бы, П.Воробьев выпустл книгу "История Железнодорожного района". Интересно, кто-либо из читающих эти мои путевые заметки, видел ли сию "Историю"?
Бродим по городу. И вот тут начинает проступать то отличие в восприятии города, которое заставляет меня еще больше уважать Великий Новгород, наиболее рельефно, выпукло, формулируя мое чувство отторжение родного Орла.
Орел, этот московский кинжал, воткнутый Иваном Грозным в сердце земли некогда гордых Вятичей,... пронзительно пуст. В нем живут мыслители Тургенев и Лесков, гравиградиентометрист Штернберг и магнитолог Акулов, создатель гидродинамической теории смазки Петров и революционер "Иннокентий". Они в одиночестве бродят от дома купца Серебренникова до городового Магистрата и от Дворянского Гнезда в Шредерский сад. Но в городе Орле практически нет его жителей! Прстых жителей с забытыми именами!
Я позволю себе воспроизвести новгородские таблетки. Двенадцатый век! Первозданые краски. На иконах не принято было подписывать имена их творцов. Их объединяет довольно расплывчатый термин "Новгородская школа такого-то века". Где у нас в Орле с его почти четырехсотпятидесятилетней "Орловская школа хоть чего-то хоть какого-то века". Не верю, что таких школ у нас не было. Когда в бывшем Болховском соборе бывшего женского монатыря я разглядывал фрески Васнецова, который также расписал Храм Христа-Спасителя в Москве, у меня возникла мысль, что это и есть "Орловская школа иконописи XIX века". Где-нибудь в литературе у нас можно посмотреть на Болховские фрески Васнецова? По-моему, нет. Это - никому здесь не нужно.
София Новгородская. Этому самому древнему зданию на территории России через 35 лет исполнится тысяча лет.
Да, у нас в Орле очень многие церкви издали свои истории. К сожалению, подобные издания очень сильно клерикализованы. Помимо старых снимков и исторических фактов подобные вещицы наводнены многочисленными молитвами, стенаниями в адрес утраченной триады "православие-самодержавие-народность", перечислением фамилий крупных вкладчиков, как правило, хорошо пограбивших орлян, а затем вложивших награбленное в строительство (исключение составляет разве что святой Георгий Коссов, который не брал "на ремонт храма" заведомо непрведные деньги, невзирая на их количество), а также деяния пастырей (вряд-ли Орловщина была образцом просвещенности, но архипастыри - почти все, как один именуются просветителями). Можно было бы написать историю того же городового магистрата... Кстати, ни у кого здесь нет скана замечательной брошюры "История Орловского городского Шредерского сада?", на покупку которой у меня когда-то не нашлось пяти рублей?
К сожалению, мракобесие берет свое. Знаменитая Новгородская одигитрия передана из музея в Софийский собор. Впрочем, у нас тоже порываются передать тургеневские Евангелие и старовизантийскую богоматерь Спасо-Преображенской церкви, хотя Тургенев вроде бы е был замечен в отправлении религиозного культа. К сожалению, сонм молящихся загородил свет и помешал мне сфотографировать Новгородскую одигитрию. Поэтому со мною остались лишь соборные фрески одиннадцатого века... Думаю, что русские коптящие свчи скоро уничтожат этот восхитительный артефакт русской живописи подобно тому, как буквально за десятилетие поблески краски на фресках во Владимирском соборе...
Я воспроизведу здесь одну относительно позднюю икону Новгородской школы, впервые открывшей полное вызолочение фона. По-моему, впечатляет.
Но есть ли у нас, на Орле хоть сколько-нибудь полный перечень артефактов русской иконописи, сохранившихся по церквам?
Обращают на себя также внимание попытки сохранить памятное наследие в шестисоттысячной богом забытой новгородской области.
Вот идешь себе лесом. а навстречу - церковка двенадцатого века в старовизантийском стиле. Вполне приличное состояние. И даже фрески кое-где сохранились, и их можно увидеть, а при небльшом напряжении и сфотографировать, затратив всего пятнадцать рублей.
Так и хочется задать вопрос, почему не восстанавливаетс, почему разрушается, скажем, Георгиевская церковь в корсаковском районе, поставленная Доменико Жилярди, как и древнейший корпус МГТУ им.Н.Э.Баумана. Впрочем, задавал. Святые отцы откровенно сказали, что молодежь вряд-ли поедет в такую глушь и повезет туда денежки, а посему у нас и дальше будут плодиться белесые уродцы-новоделы по типу тех, которые закрыли собою великолепный вид на Ввозную гору, отгородившись от мира стенами, которые будут потолще стен детской колонии, некогда портившей этот великолепный вид до того, как тем же самым занялась РПЦ МП. А власти города умыли руки, мол, теперь им до всего этого и дела нет. Впрочем, на новгородчине тоже сменился нАбольший. Прежний нАбольший, Прусак, исчез в неизвестном направлении. Команда его - сплошь под судом и следствием. Новый Новгородский голова занялся реставрацией, ремонтом дорог, благоустройством. Впрочем, жители Великого Новгорода, похоже, уже ни во что и никому не верят.
А эта церковка - бережно сохранена в музее деревянного зодчества.
Куда, спрашивается. подевались деревянные церкви Орловщины. Одна из них сгнила на дворе облреставрации. Другая догнивает в деревне Мымрино. Старинная мельница без "рук" гниет в поле на юге
Орловщины...