Похожие темы: —
Предприятия Орла Советского периода—
История орловского трамвая—
Орловские фонари и освещение*****************___ "Первая орловская электростанция". ___Перебирал сейчас в компьютере старые фотографии. И совершенно случайно обратил внимание на два старых фото с трамваями. Уж, простите, не помню - скачал ли где или прислал кто-то. Много их источников и трудно вспомнить, откуда взялось конкретное фото. Кажется, одно из них обсуждали на форуме.
До этого не увязывал эти два снимка и не представлял, что за местность на них показана. Но вот пришло понимание, что на одном из фото справа на дальнем фоне ни что иное, как здание крытого трамвайного депо (торец с воротами). Линия как раз идёт со стороны Московской вдоль Трамвайного переулка в его строну и всё, прямо, чётко так сходится.
04.1944 г.
вид сейчас
https://yandex.ru/maps/-/CWxLenQДепо изнутри. Те же большие ворота. Рядом окно. И маленькое окошко над большими воротами. Всё сходится
Но что это за руины большого здания? Это не сразу удалось понять. Но постепенно сопоставив несколько фактов и ракурсов съёмки стало ясно, что в этом большом здании размещалась Центральная орловская электростанция! Оно очень хорошо видно на втором снимке. Это фото времён оккупации и здание ещё относительно целое
1942 г.
вид сейчас
https://yandex.ru/maps/-/CWxPbiAОрловская электростанция была пущена в эксплуатацию в ноябре 1898 года и в первое время обеспечивала электричеством уличное освещение и линии трамвая. В дальнейшем к ней начали подключать и частных абонентов. Правда, из-за довольно слабой мощности динамо-машин число их было ограничено.
В 1930 году электростанция была серьёзно модернизирована. С 1928 года для этих целей строилось новое большое здание в стиле конструктивизм.
Его мы и видим на верхних фотографиях.
В годы Великой Отечественной войны электростанция значительно пострадала.
11.1943 год.
После войны к концу 1943 года электростанция была временно восстановлена на старом месте. Но город рос, расширял свои границы. На перспективу электростанция из центра города была перемещена в то место, которое в дальнейшем стало орловской ТЭЦ. В 1946 году там были включены в работу первый котёл и первая турбина мощностью 2000 киловатт. Старую орловскую электростанцию на первое время решили сохранить как резервную и лишь в 1960-х годах упразднили окончательно. Не сложно определить сейчас то место, где она располагалась. Оно находится на территории современного "Орёлоблэнерго" ближе к Трамвайному переулку. И что интересно, сейчас там можно видеть небольшое одноэтажное здание на высоком цоколе. С высокой долей вероятности это сохранившийся фрагмент здания электростанции 1928 года (с военного снимка).
Обратите внимание за телегой и вагоном высоко расположенные большие квадратные окна. А теперь посмотрите на окна здания с современного снимка.
Если городские энергетики переехали на окраину города, то для нужд трамвая в 1952 году взамен закрытой была построена новая современная тяговой подстанция на улице Фомина, которая в дальнейшем получила порядковый номер - №1. На этом месте она просуществовала до начала 1970-х годов. В 1975 году уже действовала новая тяговая подстанция №1а на улице 3-Курской, работающая до настоящего времени. Старое здание на улице Фомина было снесено в 2000-х годах при строительстве водно-оздоровительного центра.
Редчайшие снимки наконец-то дали нам понять, как выглядело здание довоенной орловской электростанции. Хотя бы немного, но наконец-то промелькнуло в кадре старое трамвайное депо. Впервые так хорошо видны окрестности Трамвайного переулка и трамвайная линия на нём. Видны старые узкоколейные вагоны (до этого на военных снимках встречались лишь ширококолейные вагоны в других местах города).
Вот так интересно всё получилось. Уфф. Хотел просто выложить два фото, а за тройку часов кропотливой работы получился целый рассказ