Познакомимся же с жизнью и судьбой Евгения Даниловича Аграновича подробнее. Использованы материалы статей Марины Петуховой в газете "Орловский вестник" №39 от 14.10.2015 г., №41 от 28.10.2015 г., №42 от 11.11.2015 г. Специально для сайта автор любезно пересмотрела текст и внесла некоторые дополнения.
ЕВГЕНИЙ АГРАНОВИЧ. ВОЗВРАЩЕНИЕ
Евгений Агранович – фронтовик, поэт, прозаик, драматург, автор песен – вплоть до своих 80-ти лет был «пропавшим без вести в мирное время», человеком «из скобок», «из сносок». История открытия его имени и творчества включена в книгу «Пути и судьбы», составленную Б.Вишневской и Г.Смоляковой в 2014 году. Пока книга издавалась, это повествование получило счастливое продолжение: 6 мая 2015 года к 70-летию Великой Победы на доме 2 по 4-й Курской улице была открыта мемориальная доска Евгению Аграновичу.
Орёл – литературный город. Так свою малую родину прославили родившиеся и творившие в XIX веке Тимофей Грановский, Иван Тургенев, Афанасий Фет, Николай Лесков. Шагнувшие в век следующий Иван Бунин, Леонид Андреев, Михаил Пришвин, Борис Зайцев. Их золотые строки признаны всемирно, узнаваемы и любимы. Обо всех этих выдающихся писателях и поэтах благодарные земляки-орловцы бережно хранят память в литературных музеях нашего города.
Новые звучания поэтического и прозаического слова в XX и XXI столетиях подарил нам Евгений Агранович. Орёл стал ему родиной дважды. Первый раз – 13 октября 1918 года. Из-за суровых обстоятельств Гражданской войны матери не удалось зарегистрировать сына своевременно, пришлось «перенести» дату его рождения на более спокойное время. Так вышло, что ровно на один год, один месяц и один день вперёд.
Потому и 90-летних юбилеев у Евгения Даниловича было два. В день первого, фактического, одна из звёзд в созвездии Весов обрела имя Евгения Аграновича. А в день второго Дмитрий Медведев, в то время Президент Российской Федерации, лично поздравил его телеграммой: «Разносторонне одарённый человек, фронтовик, Вы отразили в своём творчестве и суровую правду войны, и гармонию мирной жизни. Вам удалось добиться успеха на разных поприщах: в кинематографе, в литературе и изобразительном искусстве. Но особой известностью пользуются Ваши песни. Многие из них – "Я в весеннем лесу пил берёзовый сок...", "Вечный огонь" и другие – обрели всенародное признание».
Детские годы Гесуни – так дома звали Евгения – прошли на орловских улочках: 4-й Курской, Новосильской, Дзержинского (теперь Покровской). В памяти мальчика ярко запечатлелись трели трамвая и перезвон церковных колоколов, набережные Оки и Орлика, Левашова гора, здание Орловского централа, Банный мост. Куст белой сирени под окнами материнского дома, вишни в саду и калитка, выходившая к самой воде. Катание на лодке и первые мозоли от вёсел. Круглое с вафлями мороженое в зоопарке, где видел жирафа и обезьян. Походы в цирк и театр, после которых с братом Лёвой во дворе разыгрывали представления на самодельной арене из песка, что «с Оки тележкою возили».
С раннего детства Гесуни сам воздух, вся атмосфера вокруг него были пропитаны многозвучием удивительно красивых народных песен, скрипичных мелодий. Глубоко западая в душу ребёнка, они оставались там навсегда. Завораживали и стихи. Научившись читать, мальчик искал их в книгах, понравившиеся запоминал легко, «с одного касания», и мог декламировать подряд целыми страницами. В удачно зарифмованных строчках тонко чувствовал музыкальную природу стиха, внутренние ритмы – всё более властно в нём пробуждался поэт. Покидая вспоившие его «мелкие воды» провинциального Орла, одиннадцатилетний Женя Агранович увозил с собою главное – неутолимую жажду личного творчества...
В Москве стали рождаться его стихи и песни. Во время учёбы в Литературном институте несомненно выдающийся поэтический талант Евгения отмечали и друзья-студенты, и преподаватели, в том числе Константин Симонов, Павел Антокольский. Но уже тогда глаза, улыбка, голос и само творчество Евгения Аграновича начали всё глубже уходить под страшную маску «неизвестного автора». С взыскательностью истинного мастера писал он не в угоду обстоятельствам, а только о том, что действительно волновало, и только так, как требовала совесть. Отсюда и результат: многие его песни пелись как народные, а имя не звучало, стихи ходили в списках, в самиздате, но не печатались, проза рождалась и оседала в столе. Неудачник? По его же собственным словам – да, ибо из-за верности избранным принципам и ради высшей, не сиюминутной правды своих произведений он терпел ежедневные обиды, «реальные вполне», «не продвинулся нисколько ни в литфонды наши, ни в печать»:
Я бы верил, что услышит завтра Тот, кто нас не слышал до сих пор. Только ведь неизданный – не автор, Так же, как непойманный – не вор...
И эта «безвестность» творца, создававшего подлинные литературные шедевры, длилась более полувека! При том, что Евгений Агранович как сложившийся профессиональный поэт был высоко оценён ещё в институте – удостоился диплома с отличием. При том, что в годы Великой Отечественной войны стал по праву таким же «мальчиком державы», как и его друзья, поэты Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, Борис Смоленский, Борис Лебский, погибшие молодыми. Как вернувшиеся победителями Борис Слуцкий, Михаил Львовский, Давид Самойлов.
...В первые же часы войны Евгений Агранович подал заявление добровольца. Стал бойцом 22-го Московского истребительного батальона. Его рота... поэтов была сформирована из студентов Литературного института. В ноябре 1941 года Агранович уже на действительной военной службе в редакции газеты «Бей врага» 10-й Армии. Участвовал в декабрьском контрнаступлении под Москвой. Доблестно воевал до самой Победы и ещё год после неё находился на военной службе в Берлине. Награждён боевыми орденами и медалями.
Солдат и Поэт Евгений Агранович как непосредственный участник сражений, писал о войне и человеке на войне. Искренне, честно, пронзительно – сила его слова могла поспорить с силой оружия. Его статьи и стихи оказывались сильнее вражеских пуль и страха смерти. Вселяли веру в победу над противником видимым и одновременно укрепляли победу духовную, моральную – «в непроглядном взрывчатом аду» войны сохраняли «человеческое в человеке». Вспомним такие стихи, как «Раненый» (1941), «Первый в атаке» (1943), «После боя» (1943), «Старуха» (1943), «Контузия» (1944), «Мать» (1944), «Моему поколению» (1944), «Пограничный капитан» (1944).
Публиковавшиеся на страницах газет «Бей врага», «Фронтовая правда», «Смерть немецким оккупантам», «За нашу советскую Родину», эти произведения Евгения Аграновича не имели шансов сохраняться надолго – по требованиям военного времени эти газеты полагалось «после прочтения уничтожить». Сохранялись же и навсегда стали главными для поэта темы войны внешней и внутренней, единоборства добра и зла. Очень остро это чувствуется в его стихотворении «Рядовой» (1951). |