PanzerT35Воо, спасибо! Весомое доказательство в подтверждению к аэросъёмке. Значит это точно ж/д ветка.
«По следам немецкой ветки и Кромская платформа»
Тогда ещё пригородная Кромская платформа существовала в районе нынешнего Маслозаводского переулка в довоенное время. В то время ещё не было станций Цон и Кромской, а линия Орёл – Брянск тогда была двухпутной. Был на этом остановочном пункте небольшой перрон и маленькое деревянное здание вокзальчика, выполненное в характерном стиле ж/д деревянных построек того времени.
После революции, вокруг платформы, территория начинает застраиваться промышленными предприятиями и базами. И все эти заведения в старых справочниках указываются с адресом например: «Маслозавод» -
Кромская платформа (без номера дома). Появился главный проезд к этим заводам с ж/д переездам, который позже стал называться «улица Кромская платформа (сейчас это Маслозаводской переулок). В послевоенное время число предприятий в том районе начало резко рости и все они опять же имели этот адрес. Так там сложился целый район предприятий и баз имеющих адрес просто «Кромская платформа». А со строительством после войны с двух сторон от платформы новых станций «Кромская» и «Цон» старый остановочный пункт со временем упразднили. Сохранилось только название промышленного района. Железнодорожный узел там образовывал множество подъездных путей, что по сути являлось товарной станцией. Современная станция «Кромская» расположена чуть дальше к центру города.
Впоследствии в районе начинают образовываться новые проезды: Маслозаводской, Пищевой, Кромской, Автовокзальная улица. И ближе к перестроечному времени большинство тех многочисленных предприятий закрепились за этими проездами. За ними они числятся и сейчас.
Но спасает историческое название «Кромская платформа» от полного забвения небольшая старая продуктовая база (РАЙПО «Единство») в глубине Автовокзальной улицы, которая единственная каким-то чудом сохранила адрес:
«Кромская платформа, 12а». Это её нынешний юридический адрес.
Сама ветка, как писал выше, сейчас чётко идёт от переезда на Маслозаводском по трассе старой немецкой ветки и заканчивается на базе «Орёлхолод». Далее на пути следования в аэродрому я ничего не находил, хоть и живу в том районе и по всей её трассе в детстве гуляли множество раз, включая и район Авиационной ул. в сторону аэропорта. Хотя вот тот район интересен, там сейчас много складов, баз, предприятий. Зная о ветке надо там ближайшим летом погулять побольше.
На базе «Единство» бываю давно и часто. Ветка проходила через неё транзитом: от станции на «Орёлхолод». После 2005 на «Орёлхолод» перестали подавать составы. А в 2010 обнаружил что ветку начали разбирать в сторону Маслозаводского. На Единстве теперь о ней напоминают рельсы оставшиеся на месте маленького переезда и насколько вагонов-рефрижераторов используемых там как холодильники.
Разобрать ветку в сторону аэродрома могли не позже конца 50-х годов. В это время начали застраивать кирпичными пятиэтажками район вокруг школы №16. Хотя это только предположение.
А недавно на базе «Единсово» (та которая имеет адрес «Кромская платформа») нашёл небольшой заборчик состоящий из маленьких рельс узкоколейки. Длинный рельс состоит из двух кусков соединённых типовой накладкой. Долго пытался найти на них клеймо о дате производстве, но надписи сильно закрашены и заржавели. Но это дало повод полагать, что ветка изначально при немцах была узкоколейной и уже после войны для баз её перешили на широкую колею. Одно большое против. Если бы ветка была узкоколейной, немцам потребовалась бы большая работа по постоянной перегрузки грузов из составов разной колеи. Что очень и очень не выгодно. Тем более в суматошное военное время.
Ветка заходит на базу «Орёлхолод» и заканчивается тупиком. Разобрана в 2010 году.
От ворот базы Орёлхолод в сторону станции ветка проходит по базе «Единство» и далее в сторону станции. В 2010 здесь разобрана.
На пути к станции. Справа за кадром в нескольких десятков метров линия Орёл-Брянск. Сейчас ветка ещё идёт за спиной метров на 10 в сторону баз, а далее полностью разобрана.
Такая вот история. А ведь всё давно давно забыто.