___Орловский аэроклуб___ Более полувека назад в один из весенних дней в нашей, 34-й железнодорожной средней школе, размещавшейся на третьем этаже бывшей духовной семинарии (ныне железнодорожный техникум), неожиданно появилась светловолосая девушка в форме летчика Осоавиахима. Нас, учеников 9—10-х классов, собрали в длинном коридоре школы и сообщили о том, что в Орле открывается аэросклуб Осоавиахима, где будет проводиться обучение пилотов для гражданской и военной авиации. В школе постоянно работал кружек ПВХО (противовоздушная и химическая оборона), занятия с наим проводил инструктор Осоавиахима, но вот, что в нашем городе можно научиться летать на самолете, мы не поверили. Правда, некоторые из нас уже занимались в планерной школе при железнодорожном клубе «Броневик». При следующем появлении светловолосой девушки мы узнали, что фамилия ее Палехина, зовут ее Зинаидой Борисовной, что она инструктор-летчик открываемого в Орле аэроклуба. Из ее рассказа стало известно, что аэроклуб будет размещаться на Советской улице в здании бывшей синагоги, рядом с 4-й средней школой. На этот раз она записала в свой блокнот всех ребят я девушек, занимавшихся в планерной школе, и пригласила их в первый же воскресный день зайти в учебную часть аэроклуба. Теперь она часто появлялась в нашей школе в форме летчика Осоавиахима, вызывая у ребят восторг и восхищение. Некоторые ученики, занимавшиеся в планерной школе, уже успели провести разведку и узнать, что аэродром аэроклуба будет возле Медведевского леса недалеко от станции Стальной Конь и что туда уже прилетел самолет У-2 и стоит он возле деревянного сарая под брезентом. В планерной школе жизнь шла своим чередом. Школу возглавлял, работник, имевший опыт полетов на планере. Единственный планер в этой школе представлял из себя довольно примитивный летательный аппарат из фанеры, деревянных реек, проволоки и перкали, а хранился он в разобранном виде в деревянном сарайчике, примыкавшем к помещению подсобных служб паровозного депо станции Орел. В предвоенные годы юноши и девушки, ревностные поклонники авиации, с увлечением осваивали азы летного дела, вечерами в единственной комнате планерной школы занимались изучением теории полета, а по воскресным дням приходили к деревянному сарайчику, где хранился их любимец — планер ПС-40. В эти минуты они дружно устремляли свои взоры к небу, словно умоляя его даровать им подходящую для полетов погоду. И когда их единственный инструктор выражал взглядом свое согласие, они дружно затаскивали свое летательное чудо на тележку, и вывозили его на возвышенное место за улицей Выгонной, эта улица получила свое название с тех пор, когда городские жители выгоняли сюда личный скот на пастбище. Собрав планер с помощью двух резиновых амортизаторов, курсанты начинали подлеты в сторону деревни Кузмичевка. И хотя редко кому из них удавалось подняться на высоту 20—25 метров, все они были безмерно счастливы своими успехами в освоении летной профессии. Именно в этот период в планерной школе спаялся дружный коллектив учлетов-планеристов. Прием, в планерную школу проводился из учащихся 32-й и 34-й железнодорожных школ, поэтому и учлетами были в основном учащиеся 9—10-х классов этих школ Михаил Скочеляс, Оля Шляхтина, Лена Пухович, Михаил Потапов, Юра Лапко, Миша Стебаков, Николай Назаревский, Николай Скуридин, Сергей Шабалин, Клава Рыжкова, Василий Картавкин, Виктор Кашеверов и многие другие. Большинство этих ребят и девчат впоследствии закончили Орловский аэроклуб Осоавиахима, получили звание пилотов и надолго связали свою жизнь с авиацией. Виктор Кашеверов окончил военную авиационную школу пилотов. В годы войны он был летчиком-истребителем, отважно сражался с врагом, отмечен многими наградами, в том числе тремя орденами Красного Знамени. И «самому главному» нашему учлету Михаилу Скочелясу не сразу довелось сесть за штурвал самолета. Почти два года воевал он в качестве штурмана легко-бомбардировочной авиации, и только в 1944 году ему удалось стать летчиком-штурмовиком. На грозных ИЛ-2 Скочеляс воевал до Победы. Его храбрость, мужество и боевое мастерство также отмечены многими орденами и медалями. Бывшие учлеты планерной школы Лена Пухович и Клава Рыжкова незадолго до войны закончили аэроклуб. Их оставили там в качестве инструкторов - летчиков. Когда грянула Великая Отечественная, они все свои помыслы и силы отдавали подготовке авиаторов — защитников Родины. Фронт приближался к Орлу. Аэроклуб эвакуировали в Инжавино Тамбовской области. Обучая курсантов, Лена Пухович погибла в авиационной катастрофе на двадцатом году жизни. Вместе с ней погиб курсант-пилот, бывший учащийся 34-й средней школы, замечательный спортсмен - акробат Коля Эдэр. В конце 1941 года Клава Рыжкова узнала о формировании женских авиационных полков. Не раз обращалась она с просьбой направить ее в боевую часть, но всегда получала отказ. Наконец, не без помощи ЦК ВЛКСМ, она получила долгожданное направление в часть, ставшую затем 46-м гвардейским Таманским женским ночным бомбардировочным авиационным полком. С ним-то и прошла Клава Рыжкова нелегкий боевой путь. В настоящее время майор в отставке Клавдия Андреевна Рыжкова живет в Москве. Да, полвека назад в родном городе существовал и плодотворно работал железнодорожный клуб «Броневик», а при нем была крошечная по теперешним меркам планерная школа, жизнь которой била ключом благодаря комсомольскому огоньку, энтузиазму и патриотическому задору орловских юношей и девушек тех лет. __________________________________________________ _________ Ю. КОСАРЕВ. Участник Великой Отечественной войны, мастер спорта СССР, ветеран Орловского аэроклуба. "Орловская правда", 1989 год. |