"ОРЛОВСКИЕ ТЕПЛОХОДЫ"
На нашей красавице Оке снова появились прогулочные теплоходы. Чувствую что не так долго им осталось, уж очень они у нас старые. И как не грустно констатировать, но рано или поздно Ока в нашем городе снова потеряет судоходство (не беру в расчёт лодки и катера). И поэтому так хочется оставить воспоминания о них в истории. Собраны материалы многочисленных старых газетных статей, музея ТТУ, справочников и личные воспоминания.
Краткая история орловских теплоходов.Идея сделать Оку в нашем городе вновь судоходной принадлежала известному в те годы в Орле человеку, заместителю председателя горисполкома Альберту Петровичу Иванову и начальнику горкомхоза Г. И. Державину. Первыми капитанами ведущими теплоход в наш город стали Г. И. Филин и В. С. Сипчалов.
Первый теплоход серии Москвич «М-21» был передан из Москвы в Орёл в 1971 году. Интересно, что из Москвы в Орёл теплоход плыл своим ходом. Сначала из Москвы его отогнали в Калугу, где он ждал весеннего подъёма воды. И вот при весеннем разливе реки, сразу как сошёл лёд, он своим ходом поплыл на Орёл. Капитаны сильно рисковали, ведь Ока от Калуги в верх по течению в сторону Орла была не судоходной. На пути пришлось разбирать все низководные мостики. За одни сутки пройти маршрут не успели, так как теплоход в районе Мценска натыкался на мели. К обеду следующего дня наконец-то доплыли до Орла. И уже 5 мая 1971 после 62-летнего перерыва на весенне-осенний период река Ока в Орле снова стала судоходной. Первый и единственный маршрут был таков: «Городской ПКиО – парк Ботаника». Стоимость проезда в одну сторону была 20 коп.
На реке Оке в районе Половецкой улицы был сооружён затон для стоянки и ремонта теплоходов и хоз. постройки для работников.
В 1970-х годах в Орёл прибыли ещё 4 теплохода «Москвич» и парк речных трамвайчиков стал состоять и 5 теплоходов «Москвич»:
М-21; М-184; М-228; М-251; М-267.
Эти теплоходы стали ежедневно работать на линии.
В 1986 году был приобретён ещё один теплоход, но уже другой серии - «Заря».
В начале 1990-х участок теплоходов, переживал тяжёлые времена из-за недофинансирования и резкого снижения объёма перевозок. В те годы был списан один теплоход М-228, остов которого лежал у затона на берегу аж до начала 2000-х годов. Но теплоходы продолжали ходить по Оке в период летней навигации.
1998 год. Теплоходами перевезено окало 60 тыс. человек.
1999 год. Детский билет в один конец стоит 1 рубль, а взрослый 4 рубля. Если плыть туда и обратно то 6 рублей.
В 2003 году проезд стоил 40 рублей.
В 2006 году впервые за 35 лет маршрут теплоходов был сокращён до: «Городской ПКиО - Лужковский мост». Взрослый билет по прежнему стоил 40 рублей. Теперь посадка и высадка пассажиров была только у парка культуры.
В 2008 году стоимость проезда составляла 100 рублей. На инвентаре имелись следующие теплоходы: М-21, М-184, М-251, М-267, «Заря». Из них:
один – свадебный;
один – для коллективных заявок;
один – для организации детских поездок;
два – линейных теплохода.
По заказу теплоходы обслуживают и чартерные рейсы. По договорённости они могут доплыть и до плотины ТЭЦ и в район деревни Гать и, если-бы не низкий мост в том месте, теплоходы могли-бы плавать и дальше в область.
В сезон летней навигации 2009 года особых изменений в работе орловских теплоходов не происходило. Открытие навигации прошло в торжественной обстановке с последующим бесплатным катанием пассажиров по Оке. Наибольший пик пассажиров приходился на июль месяц. Очень много пассажиров каталось на теплоходах в праздничные дни 9 мая и 5 августа. В 2009 году теплоход «Заря» был законсервирован в затоне теплоходов и на линию не выходил.
Открытие 39 навигации в 2010 году прошло 23 апреля. На церемонии присутствовал известный российский капитан Николай Литау. Из-за плохой погоды (утром даже выпал снег) церемония прошла не с таким размахом как в прошлом году.
Речные суда находятся на балансе нашего трамвайно-троллейбусного предприятия. Не знаю, правда или нет, но я слышал, что такое соседство - это единственный подобный пример в мире. Ну или уж в России точно. Будем надеяться, что и в последующие годы, как любят говорить работники ТТП, их «Трамвайно-троллейбусное пароходство» как и прежде будет радовать орловцев замечательными прогулками по водным просторам Оки.
Ещё интересная деталь. Наш теплоход «М-21», первым пришедший в наш город, был первым теплоходом этой довольно крупной серии «Москвичей». И во многих источниках я находил такие сведения, что принимать его в эксплуатацию приезжал сам Иосиф Сталин. В 2009 году этому теплоходу исполнилось 60(!) лет, а он до сих пор радует горожан прогулками по нашим речным просторам. Для сравнения наши автобусы и троллейбусы служат в среднем по 15-20 лет. Трамваи чуть подольше (самому старому линейному вагону сейчас 31 год).
Орловские теплоходы:
1. "М-21" *** год постройки в Москве 1949 *** в Орле с 1971 года;
2. "М-184" *** год постройки в Москве 1955 *** в Орле с 1976 года;0
3. "М-228" *** год постройки в Москве 1956 *** в Орле с 1973 года *** списан в середине 1990-х, утилизирован в 2000-х;
4. "М-251" *** год постройки в Москве 1957 *** в Орле с 1975 года;
5. "М-267" *** год постройки в Москве 1957 *** в Орле с 1973 года;
6. "Заря-118" *** год постройки в Москве 1975 *** в Орле с 1987 года *** утилизирован в 1990-х
7. "Заря-182" *** год постройки в Москве 1975 *** в Орле с 1986 года *** законсервирован с 2009 года.
Похожие темы:—
Общественный транспорт города Орла