| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Транспорт orel-story.ru форум / Транспорт /  
 

Железные дороги в Орле и области

 
 
Страница  Страница 1 из 71:  1  2  3  4  5  ...  68  69  70  71  Дальше »

Автор Kireev

Модератор 
#1 | Дата: 20 Ноя 2009 02:15 | Поправил: Kireev 
Похожие темы
Орловские узкоколейки (УЖД)
Умершие железные дороги
Железнодорожные вокзалы Орла и области
Хронология смены подвижного состава на ж/д Орловщины
Альбомы фотографий железных дорог 19 века
Железнодорожный музей
*
Общественный транспорт города Орла
*****************

Мы уже писали о железных дорогах, занимая другие разделы. Подумал, что специальный раздел не помешает.

"ОТРАДА".
Конкретных сведений об истории станции Отрада не встречал. Сама станция особо ничем не примечательна. Упомяну лишь следующее:
1. Станция старая, дореволюционная и действует скорее всего с момента постройки дороги в 1868 году. Называлась так-же как и сейчас. Основное расположение путей осталось таким-же, как и сначала. Правда после постройки сахарного завода туда были проведены подъездные пути.
2. Интересной особенностью станции является её уникальный для области вокзал. Это дореволюционное деревянное двухэтажное здание. В орловской области сохранилось очень мало дореволюционных зданий вокзалов. Но если и есть то они кирпичные (самый лучший пример вокзал в Мценске, здание чудом сохранило первоначальный облик). Старые кирпичные вокзалы есть и на станциях Еропкино, Змиёвка, Верховье, но по архитектуре они немного уступают Мценскому. На остальных станциях области кирпичные вокзалы строились вновь в послевоенное время по достаточно типовым проектам (кроме Орла) и имеют множество копий по России.
А вот старых деревянных вокзалов и того меньше. Я по памяти рискну предположить, что их только два: в Отраде и Думчино. В Думчино вокзал - это маленький деревянный домик. Зал ожидания закрыт, а часть помещения приспособлена под жильё. В Отраде вокзал двухэтажный И если снаружи его может косметически поддерживают, то внутри всё выглядело как в далёком прошлом (бывал в нём в 2004г.). В одной половине расположен закрытый зал ожидания, в другой разные подсобки. Второй этаж был похож на жилое пустующее помещение.
3. Рядом с вокзалом сохранилась дореволюционная кирпичная водонапорная башня. Эти башни всегда отличались очень оригинальной красивой архитектурой. В основном все они разные. В области сохранились несколько таких башен (Змиёвка, Мценск, Отрада, Колпны и д.р.)
4. В 1975 году на станции Отрада произошла страшная авария. По одному из путей со стороны Москвы мимо станции должен был проследовать скорый поезд. И вот когда он уже мчал по одному из станционных путей, ему навстречу на этот-же путь выехал тепловоз. На большой скорости произошло лобовое столкновение. Тепловоз был просто смят в металл, а у поезда сошли с рельс четыре вагона. В это время двигался скорый поезд и со стороны Орла. Ну и конечно он тоже участвует в этой трагедии. О количестве погибших не сообщается.
Ну вот вроде общие сведения об этой станции. О чём-то конкретном там, можно поговорить отдельно.
Посмотреть некоторые вокзалы можно здесь: ССЫЛКА

P.S. Довольно часто в интернете нахожу отклики о вокзале в городе Орле. И наиболее часто от совершенно независимых людей вижу строки типа: «самый красивый вокзал на южном направлении», «самый красивый вокзал на Московской дороге», «великолепно». В комментариях его обсуждают, делятся мнениями и всё-же приходят к выводу, что он самый красивый. Приятно.
Ещё наш вокзал по типу расположения «островной», то есть пути расположены по обеим сторонам от основного здания вокзала. А таких в России оказывается очень и очень мало. Удивляет многих и то, что вокзальный комплекс состоит из двух отдельных частей, соединённых подземным переходом.

Автор eleyna
Участник 
#2 | Дата: 20 Ноя 2009 18:24 | Поправил: eleyna 
Спасибо большое за отклик! На втором этаже (по-крайней мере до и после войны) находилась квартира начальника вокзала. Интересно там жить, наверное, было. В пристанционной деревне и то первые часы замечаешь движение поездов (потом привыкаешь и даже не слышишь), а на втором этаже вокзала - уж можно себе представить. Рядом с вокзалом чуть в отдалении, но на линии перрона - тоже по внешнему виду дореволюционное строение - вероятно техническое - без окон, кажется, но архитектурные украшения некоторые есть. Да башня довольно красивая. Почему-то не думала, что она дореволюционная (признаться, мне казалось, что до революции водонапорных башен не было), я была удовлетворена информацией, что до войны она точно была уже. Еще, по рассказам жителей, в Отраде до войны или некоторое время после (точно не скажу, ну может быть годов до 60-х) было вагонное депо (или тепловозное или ремонтное - точно не могу определить). Еще раз спасибо, Киреев!

Вот ссылка на статью в газете "Московский железнодорожник" автор статьи В. Чубарова, где упоминается Отрада, Оптуха и другие станции. Это воспоминания Александра Леонидовича Генчеля. http://zdr-gazeta.ru/index.php?newsid=30010

Автор Kireev

Модератор 
#3 | Дата: 21 Ноя 2009 03:23 | Поправил: Kireev 
Ух-ты! Вот спасибо. Когда-то мне попадалась эта газета в печатном виде. Прочитав статью, я тогда по какой-то причине не взял её себе. О чем потом долго жалел. Спасибо!

Очень хотелось бы узнать по-подробнее о Александре Генчеле. Читал некоторые его заметки. Попадались статьи о железной дороге, трамвае, что-то по краеведению, о городе Орле. Расскажите об этом человеке если можно. Знаю, лишь, что он был инженером и краеведом.

А башни водонапорные да, дореволюционные. Они часто попадаются на старых снимках станций 19 - нач.20 века. Казалось-бы, зачем так красиво оформлять это инженерное сооружение? Но делали ведь. И всегда они разные, в каждой что-то своё. Да и старые водонапорные башни в самом Орле тоже красивые. Одна сохранилась на территории водоканала, другая (копия её) на Солнцевской улице. Менее красивые есть и в других уголках города.
А в Отраде на станции до недавнего времени были очень старые склады. В этом году ехал мимо, смотрю снесли их. Про депо там не слышал. Интересно. Может где-то проскочит информация.

Автор Alekss
Участник 
#4 | Дата: 21 Ноя 2009 20:20 
Про здание амбулатории на ст.Верховье забыли?Оно имеет тоже историческую ценность.Как-никак это бывшее здание вокзала первой узкоколейки в России.

Автор eleyna
Участник 
#5 | Дата: 21 Ноя 2009 22:23 | Поправил: eleyna 
Kireev
Про депо там не слышал. Интересно. Может где-то проскочит информация.
И правильно, что не слышали, не было депо, сегодня специально спросила: не было. Как я могла так перепутать. Сейчас только пришла домой сразу сюда: чтобы поменьше людей успело прочитать мою ошибку. Что касается Генчеля, то я сама о нем (скорее о его отце и деде) только недавно узнала, благодаря Елене (в теме об Отраде, она ниже еще видна в списке тем). Вот ссылка на статью об их семье (Орловская правда, 14 июля 2007 г. №113 (24633), "История одной семьи": из рукописи новой книги А. Гольцовой "Орел и орловцы") http://orp.orel.ru/files/downloads/2007/07/1407200 7/7.pdf

Автор eleyna
Участник 
#6 | Дата: 21 Ноя 2009 22:31 
Вот ссылка на статью в газете "Московский железнодорожник" автор статьи В. Чубарова, где упоминается Отрада, Оптуха и другие станции. Это воспоминания Александра Леонидовича Генчеля. http://zdr-gazeta.ru/index.php?newsid=30010
Да, это статья в номере за 31 августа 2007 г. "Симфония горячего труда". Так Генчель был железнодорожником? Я заинтересовалась этой семьей в связи с близостью их имения к Отраде, которая меня очень интересует.

А башни водонапорные да, дореволюционные.
Да, после войны (наверное и до тоже) из башни непосредственно набирали воду: точнее из башни выходила водоразборная колонка с большим и очень тугим (по ощущениям детей того времени, которым приходилось ходить за водой) рычагом.

Автор eleyna
Участник 
#7 | Дата: 21 Ноя 2009 22:35 | Поправил: eleyna 
На втором этаже (по-крайней мере до и после войны) находилась квартира начальника вокзала.
Только не вокзала, наверное, а станции. И, кажется, начальники станции там жили где-то до середины 80-х годов.

Автор eleyna
Участник 
#8 | Дата: 21 Ноя 2009 22:36 
Alekss
Про здание амбулатории на ст.Верховье забыли?Оно имеет тоже историческую ценность.Как-никак это бывшее здание вокзала первой узкоколейки в России.
Оно тоже деревянное?

Автор eleyna
Участник 
#9 | Дата: 21 Ноя 2009 22:40 | Поправил: eleyna 
Kireev
А в Отраде на станции до недавнего времени были очень старые склады. В этом году ехал мимо, смотрю снесли их.
Это за переездом? Если за переездом - это были здания "Заготзерна".

Автор Kireev

Модератор 
#10 | Дата: 22 Ноя 2009 03:34 | Поправил: Kireev 
Alekss
Про здание амбулатории на ст.Верховье забыли?
Спасибо. Интересный факт. Обязательно посещу в следующем году те края и любая информация пригодится.

eleyna
Да, склады именно эти. Долго стояли в развалинах и вот снесли их совсем.
Про Генчеля прочитал, ранее написанное в другом разделе и по ссылке. А в первой ссылке, в той статье, мне понравилось, как он подробно и душевно описывает свои детские впечатления от поездке на паровозе, о увиденном на самой дороге.

Автор Alekss
Участник 
#11 | Дата: 22 Ноя 2009 14:48 | Поправил: Alekss 
На здании тепершеней ж.д.амбулатории на ст.Верховье была отметка о постройке и территория возле ж.д. амбулатории представляло узкоколейную станцию с вокзалом и депо узкоколейных паровозов которое сохранилось с той поры в виде склада.На ст.Ливны депо небыло.

Автор Kireev

Модератор 
#12 | Дата: 22 Янв 2010 02:25 | Поправил: Kireev 
"СТАНЦИЯ СЕМИНАРСКАЯ".
Старая станция. С того времени, когда в нашем городе появились первые железные дороги (с 1868 года) в Орле было 2 вокзала «Орловско-Витебский» (теперь это нынешний вокзал) и «Елецкий» (нынешняя Семинарка). Эта информация была найдена в книге Г. М. Пясецкого «Забытая история Орла».
В начале 20 века Елецкий вокзал на картах уже назывался как полустанция «Орёл». Встречалось и такое название как «старый Елецкий вокзал». Позднее уже закрепилось название станция Семинарская.
Довоенный вокзал этой станции не сохранился. А нынешний кирпичный, развалины которого там видны и сегодня, построен уже после войны в 1950-х годах.
По своей сути, исторически это была тупиковая станция на которой соединялись два главных пути: в сторону ст. Орёл и в сторону Ельца. То есть поезда следовавшие из Ельца непременно попадали только на Семинарскую. Там паровоз переезжал на другую сторону состава, переводилась стрелка и поезд уже двигался обратно по второму пути в сторону нынешнего вокзала. Там он мог выехать на главную магистраль Москва-Крым.
После ВОВ с этой станции прокладывают ещё одну ветку на станцию Кромскую. Она начиналась на Семинарской – шла за элеватором вдоль оврага – выходила к линии Орёл-Брянск у Афанасьевского кладбища – шла вдоль этой линии в районе всех Курских улиц – и соединялась с линией Орёл-Брянск перед самым мостом через Оку, за которым уже виднелась станция Кромская. Эта ветка позволила безостановочно пропускать поезда сообщением Елец-Брянск. А на станцию Орёл поезда из Ельца всё так-же ехали через тупик. Это неудобство и потерю времени отмечали ещё до революции. И не понятно, почему не сделали прямого выхода линии Орёл-Елец на главную магистраль.
В конце 1970-х все функции Семинарской стала выполнять новая большая станция Лужки-Орловские. Для этого были проложены дополнительные пути. Теперь поезда едущие с Ельца попадают в Лужки, а оттуда могут расходиться на другие направления из нашего горда. Старую ветку на Семинарку намечали разобрать ещё в те-же годы. Но этого не сделали и сегодня, и по ней иногда ещё ездят поезда. В начале 1990-х закрывают ветку Семинарская-Кромская. К концу столетия её разбирают совсем.
Нынешнее положение станции запутанное. Станционные пути хоть и разобраны больше половины, но всё-же есть. Есть и стрелки со светофорами. Но в 1990-х всё управление Семинарской включено в состав соседней товарной станции Орёл-2 (кольцо трамвая №3). Так что формально станция как самостоятельная упразднена и теперь более официально называется примерно как: «Станция Орёл-2, Семинарский парк» (парк - не в смысле зелёные насаждения). Там ещё сохранились какие-то путейские службы, немного специального подвижного состава, небольшое путевое развитие. Есть и маленькая платформа «о.п. Семинарская» на которой останавливаются пригородные поезда «Орёл-Михайловский рудник», Орёл-Елец», Орёл-Ливны».
Название Семинарская думаю пошло от расположенной неподалёку в те годы - Духовной семинарии. Может быть и от глубокого Семинарского оврага который расположен у самой станции.
http://s005.radikal.ru/i210/1001/27/38339f435e2a.j pg

Автор LyHa

Участник 
#13 | Дата: 9 Фев 2010 22:11 
Спасибо огромное за станцию Семинарскую!!!!

И кстати в Семинарских оврагах во время Великой Отечественной войны прятались местные жители от бомбежек, а так там была тропинка к Афанасьевскому кладбищу

Автор Kireev

Модератор 
#14 | Дата: 11 Фев 2010 02:11 
Пожалуйста. Поможем, чем сможем :)

Автор LyHa

Участник 
#15 | Дата: 11 Фев 2010 19:25 
Поможите? Ну тогда наберусь смелость и спрошу, не встречали ли Вы какую либо информацию по кадровому составу станции начала 20 века. Или информацию о частно-служебной застройке за станцией. А то все в архиве не доберусь до материалов по этой станции((((

Страница  Страница 1 из 71:  1  2  3  4  5  ...  68  69  70  71  Дальше » 
Транспорт orel-story.ru форум / Транспорт /
 Железные дороги в Орле и области

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гостей - 4
Форумчан - 1 [ Nikolay Markin ]
Максимум когда-либо в эфире: 195 [22 Сен 2024 16:59]
Гостей - 195 / Форумчан - 0
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх