Гулял недавно по правому берегу Оки. Жуткое щемящее впечатление оставляет разрушенная железная дорога, которая когда-то соединяла ТЭЦ с заводом имени Медведева. А много ли у нас еще таких вот разрушенных железных дорог в Орле и на Орловщине? Да, этот один из самых длинных и живописных ж.д. путей ушёл в историю. Он начинался в районе улицы Энергетиков, пересекал овраг у еврейского кладбища по огромной дамбе, шёл по левому берегу Журавлёвского оврага. Далее выходил на правый высокий берег Оки и по нему шёл до района Заводского переулка, где заходил на территорию завода им. Медведева. По заводу он тянулась почти до Октябрьского (Герценского) моста. Первый мой поход по нему я совершил ещё в 2004 году. Было видно, что он уже давно не использовалась но все элементы пути были на месте. По берегу оврага ветка шла в таком своеобразном зелёном тоннеле создаваемым густо растущими деревьями. А какой вид открывался с ветки на высоком правом берегу Оки в сторону района Монастырки. Один из её жителей рассказывал мне что помнит как по утопающему в зелени высокому правому берегу ездил тепловоз с вагонами. Второй поход по ней был уже в 2006 году. Рельс уже местами не было, на одном из участков я наткнулся на нескольких мужиков занимающихся резкой рельс. Вот так в наглую, средь бела дня. В третий поход я собирался в 2008 году, приготовил и фотоаппарат. Я конечно думал, что ветку могли уже изрядно растащить, но что настолько. На берегу Оки никаких следов, остались только ворота на завод. Вдоль оврага тоже ничего, лишь местами попадались шпалы. Долгожданная находка в виде 100 метрового участка рельс закатанных в асфальт обнаружилась у дамбы через овраг за гипсовым комбинатом. Сохранились рельсы в асфальте и на переезде улицы Энергетиков. Там же найдены остатки переездных светофоров и брошенное здание переездной будки. За ТЭЦ были видны остатки множество шпал, сдесь ветка имела путевое развитие и примыкала к путям станции. Длинна ветки: до завода окало 2-х км.; по территории завода ещё окало километра.
Похожую участь постигла и ветку на Мясокомбинат с переездом на улице Северной. В походе по ней в 2008 году обнаружено лишь пару шпал, полуметровый кусок рельса у переезда и ворота на комбинат.
Многие вспомнят, что под ж.д. мостом на Первой Курской до конца 1990-х можно было увидеть два пути. Один из снятых путей это была соединительная ветка между станциями Кромская и Семинарская. Она начиналась у ж.д. моста через Оку, шла рядом с существующей веткой Орёл-Брянск вдоль Курских улиц. В районе Элеваторного переулка поворачивала в сторону элеватора, вдоль оврага и выходила к станции Семинарской. Длинна окало 1,5 км. Не электрифицирована. В походе по ней в 2008 году обнаружены остатки шпал, светофоров, кабельного оборудования.
Были ж.д. пути и у нынешнего гипермаркета на Кромском шоссе, 4. В ходе благоустройства территории все они сняты. Да, конкретно обо всех исчезнувших и исчезающих ж.д. путях и ветках Орла тут не расскажешь их очень много. Подробней о непостроенной линии Оптуха-Болхов и о УЖД в Орловском Полесье можно узнать из книги "Орловские магистрали". Орёл, 2006. А о городском транспорте Орла здесь
www.stts.mosfont.ru