Похожие темы:—
История орловского трамвая*****************Эта удивительная история началась чуть больше тридцати лет назад. И в дальнейшем стала известной не только за пределами нашего города, но и даже за рубежами страны.
А началось всё в 1983 году, в котором Орловский трамвай должен был торжественно отпраздновать своё 85-летие. Вот тогда энтузиастам из ТТУ и пришла в голову идея к памятной дате отреставрировать имеющийся в депо старый трамвайный вагон. Идея нашла понимание и у руководства управления.
Работа предстояла не лёгкая. Единственный сохранившийся в депо подобный старый пассажирский вагон с бортовым номером «106» был весьма далёк от оригинала. В последние годы он числился в депо служебным и был немного переоборудован под вагон-вышку для обслуживания контактной сети. Но ещё работали в депо мастера и водители, которые помнили эти старые двухосные вагоны в эксплуатации.
К ноябрю, когда и предстояло отметить очередную годовщину пуска трамвая в Орле, всё было готово. Свежий покрашенный вагон серии «Ф», с восстановленным под первоначальный вид салоном и кабиной, вышел своим ходом из ворот ремонтного цеха.
Гостям, приглашённым по случаю праздника и из столицы, было предложено совершить в ретро-трамвае небольшую поездку по городу. На что те конечно согласились. Провели вагон по улицам Орла ветераны городского транспорта, отдавшие работе в депо не один десяток лет: Владимир Алексеевич Кочергин и Леонид Алексеевич Потураев.
По окончании праздников вагон было решено установить на постамент, расположенный на территории депо. Что вскоре и сделали.
Вместе с гостями в столицу уезжала и весть о таком интересном действующем историческом трамвае. А вскоре из Москвы в Орёл пришла официальная бумага, подписанная первыми секретарями ЦК партии. Дело в том, что, как раз недавно, Москву посещала делегация из Сан-Франциско, которая для своего знаменитого трамвайного музея искала подходящий экспонат именно из СССР. В столице исторические вагоны имелись, но в достаточно малом количестве и отдавать даже один из них в другую страну москвичи наотрез отказались.
Тогда обратили внимание на вагон недавно восстановленный в Орле. Только только начавшие укрепляться партнёрские связи с Америкой хотели во что бы то ни стало подкрепить хорошим подарком. Орловцам предстояло в кратчайшие сроки подготовить правительственный подарок.
Собравшиеся мастера и ветераны депо вскоре поняли, что поработать придётся изрядно. На поверку оказалось, что старый вагон хоть и имел вид оригинала, но был всего лишь достаточно грубой его копией. Требовалось же воссоздать исторически подлинный вагон данной серии. На всё про всё отводилось не более двух недель и работа незамедлительно началась. Трудиться предстояло буквально круглые сутки.
Особенно трудно было воссоздать исторически точный салон, некоторые элементы которого просто напросто уже отсутствовали в природе за давностью лет. Выручали трамвайщики из Москвы. Обращали внимание на самые незначительные детали. Так, все соединения обшивки пришлось переделывать со сварки на клёпки (в начале ХХ века вагоны были клёпанные). И всё же наши трамвайщики успели подготовить дорогой подарок в срок. А как вскоре оказалось — торопились напрасно. Ещё почти на 2 года вагон задержался в Орле пока высокие власти решали вопрос по его передаче в США.
Сам вагон, как музейный экспонат был оценен в 5 млн. р. Больших денег стоила и доставка. И вот на такие траты Америка никак не могла решиться. Казалось бы — ещё немного и старинный трамвайчик останется на своей исторической родине. Но в итоге наша страна согласилась отплатить все расходы по доставке вагона кораблём через океан и плюсом оплатить транспортировку по территории штатов от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско.
В последний путь по орловским улицам вагон отправился своим ходом. От депо он доехал до кольца на улице Пушкина и по служебной ветке заехал на территорию товарной станции Орёл-2, где и был погружён на железнодорожную платформу. Далее предстояла долгая дорога в Ленинградский порт. И ещё две недели в ожидании погрузки. И наконец в мае 1986 года наш вагончик на грузовом корабле «Новогрудок» навсегда покинул страну.
В 1987 году вагон торжественно был выпущен на историческую линию «F» города Сан-Франциско. Для адаптации под местную колею вагону поменяли колёсную тележку и вместо бугеля был установлен роликовый токоприёмник.
на улицах города
Как выяснили исследователи уже в наше время не обошёлся подарок и без маленьких государственных хитростей. Дело в том, что американцам нужно было отправить именно «советский» подарок. И наш трамвайчик благополучно уплыл за океан с годом выпуска в техническом паспорте — 1922. Но знатоки трамвайного дела страны уверенно подсказали, что к 1922 году вагоны серии «Ф»... уже давно не выпускали. А наш вагон с самой большой долей вероятности был выпущен в 1912 году на Коломенском вагоностроительном заводе. До конца 1940-х работал в Москве, а после был передан в город Орёл. К 1965 году все довоенные вагоны были списаны и в Орле. Оставшийся единственный старый вагон переделали в служебный.
Так же из-за высокой секретности был «забыт» и его изначальный бортовой номер («106» это уже поздний номер, присвоенный в орловском депо).
К сожалению, работать на улицах Сан-Франциско орловскому трамвайчику предстояло не долго. То ли из-за того, что сломался, то ли по другим причинам, но вскоре он был отстранён от работы и на долгие годы отправлен в тупики тамошнего депо.
1993 г
Годы простоя под открытым небом сделали своё дело. Облупившаяся краска, проржавевшие борта и рассохшаяся древесина — таким предстаёт вагон на относительно современных фотографиях, которые сейчас без труда можно найти в интернете. И перспектив на восстановление пока нет.
2003 г.
Ещё чуть позже
2009 г.
Долгие годы вагон стоял в тупиках депо под открытым небом. Атмосферными осадками портилась его внешняя обшивка. Частично было разворовано оборудование в салоне и кабине. В 2011 году вагон перевозят на другую площадку и наконец-то ставят под крышу. О восстановлении речи пока не идут.
2013 г
Представил себе на минутку, что к 450-летнему юбилею города наш старый трамвайчик вернулся в Орёл и стал настоящим подарком для горожан. Конечно никакой городской бюджет не потянет таких подарков, но вдруг помогли бы частные вложения. Пусть его купил бы в собственность один из крупнейших предпринимателей, строивший на окраине Орла большой торгово-развлекательный комплекс (старый грузовик и паровоз он уже там установил). И трамвайная линия рядом и дорогих гостей можно будет с помпой подвозить из центра города к своему заведению и в аренду сдавать.
В общем, думаю, не пропал бы такой, можно сказать, музейный экспонат на своей родине. В Москве, к примеру, сейчас остался единственный в России ходовой вагон серии «Ф». Там его берегут и выставляют на различные городские выставки и парады ретро-трамваев, собирающие тысячи горожан.
Фотографии с сайта orel-transport.ru и transphoto.ru