| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Транспорт orel-story.ru форум / Транспорт /  
 

Орёл — Сан Франциско (трамвайный вагон «Ф» № 106)

 
Автор Kireev

Модератор 
#1 | Дата: 8 Авг 2019 23:57 | Поправил: Kireev 
Похожие темы:
История орловского трамвая
*****************

Эта удивительная история началась чуть больше тридцати лет назад. И в дальнейшем стала известной не только за пределами нашего города, но и даже за рубежами страны.

А началось всё в 1983 году, в котором Орловский трамвай должен был торжественно отпраздновать своё 85-летие. Вот тогда энтузиастам из ТТУ и пришла в голову идея к памятной дате отреставрировать имеющийся в депо старый трамвайный вагон. Идея нашла понимание и у руководства управления.
Работа предстояла не лёгкая. Единственный сохранившийся в депо подобный старый пассажирский вагон с бортовым номером «106» был весьма далёк от оригинала. В последние годы он числился в депо служебным и был немного переоборудован под вагон-вышку для обслуживания контактной сети. Но ещё работали в депо мастера и водители, которые помнили эти старые двухосные вагоны в эксплуатации.
Вагон106_1

К ноябрю, когда и предстояло отметить очередную годовщину пуска трамвая в Орле, всё было готово. Свежий покрашенный вагон серии «Ф», с восстановленным под первоначальный вид салоном и кабиной, вышел своим ходом из ворот ремонтного цеха.
Вагон106_2

Гостям, приглашённым по случаю праздника и из столицы, было предложено совершить в ретро-трамвае небольшую поездку по городу. На что те конечно согласились. Провели вагон по улицам Орла ветераны городского транспорта, отдавшие работе в депо не один десяток лет: Владимир Алексеевич Кочергин и Леонид Алексеевич Потураев.
Вагон106_3 Вагон106_4

По окончании праздников вагон было решено установить на постамент, расположенный на территории депо. Что вскоре и сделали.
Вагон106_5
Вместе с гостями в столицу уезжала и весть о таком интересном действующем историческом трамвае. А вскоре из Москвы в Орёл пришла официальная бумага, подписанная первыми секретарями ЦК партии. Дело в том, что, как раз недавно, Москву посещала делегация из Сан-Франциско, которая для своего знаменитого трамвайного музея искала подходящий экспонат именно из СССР. В столице исторические вагоны имелись, но в достаточно малом количестве и отдавать даже один из них в другую страну москвичи наотрез отказались.
Тогда обратили внимание на вагон недавно восстановленный в Орле. Только только начавшие укрепляться партнёрские связи с Америкой хотели во что бы то ни стало подкрепить хорошим подарком. Орловцам предстояло в кратчайшие сроки подготовить правительственный подарок.
Собравшиеся мастера и ветераны депо вскоре поняли, что поработать придётся изрядно. На поверку оказалось, что старый вагон хоть и имел вид оригинала, но был всего лишь достаточно грубой его копией. Требовалось же воссоздать исторически подлинный вагон данной серии. На всё про всё отводилось не более двух недель и работа незамедлительно началась. Трудиться предстояло буквально круглые сутки.
Вагон106_6 Вагон106_7

Особенно трудно было воссоздать исторически точный салон, некоторые элементы которого просто напросто уже отсутствовали в природе за давностью лет. Выручали трамвайщики из Москвы. Обращали внимание на самые незначительные детали. Так, все соединения обшивки пришлось переделывать со сварки на клёпки (в начале ХХ века вагоны были клёпанные). И всё же наши трамвайщики успели подготовить дорогой подарок в срок. А как вскоре оказалось — торопились напрасно. Ещё почти на 2 года вагон задержался в Орле пока высокие власти решали вопрос по его передаче в США.
Вагон106_8 Вагон106_9 Вагон106_10 Вагон106_11

Сам вагон, как музейный экспонат был оценен в 5 млн. р. Больших денег стоила и доставка. И вот на такие траты Америка никак не могла решиться. Казалось бы — ещё немного и старинный трамвайчик останется на своей исторической родине. Но в итоге наша страна согласилась отплатить все расходы по доставке вагона кораблём через океан и плюсом оплатить транспортировку по территории штатов от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско.
В последний путь по орловским улицам вагон отправился своим ходом. От депо он доехал до кольца на улице Пушкина и по служебной ветке заехал на территорию товарной станции Орёл-2, где и был погружён на железнодорожную платформу. Далее предстояла долгая дорога в Ленинградский порт. И ещё две недели в ожидании погрузки. И наконец в мае 1986 года наш вагончик на грузовом корабле «Новогрудок» навсегда покинул страну.
Вагон106_12 Вагон106_13 Вагон106_14

В 1987 году вагон торжественно был выпущен на историческую линию «F» города Сан-Франциско. Для адаптации под местную колею вагону поменяли колёсную тележку и вместо бугеля был установлен роликовый токоприёмник.
Вагон106_15
на улицах города
Вагон106_16 Вагон106_17 Вагон106_18

Как выяснили исследователи уже в наше время не обошёлся подарок и без маленьких государственных хитростей. Дело в том, что американцам нужно было отправить именно «советский» подарок. И наш трамвайчик благополучно уплыл за океан с годом выпуска в техническом паспорте — 1922. Но знатоки трамвайного дела страны уверенно подсказали, что к 1922 году вагоны серии «Ф»... уже давно не выпускали. А наш вагон с самой большой долей вероятности был выпущен в 1912 году на Коломенском вагоностроительном заводе. До конца 1940-х работал в Москве, а после был передан в город Орёл. К 1965 году все довоенные вагоны были списаны и в Орле. Оставшийся единственный старый вагон переделали в служебный.
Так же из-за высокой секретности был «забыт» и его изначальный бортовой номер («106» это уже поздний номер, присвоенный в орловском депо).

К сожалению, работать на улицах Сан-Франциско орловскому трамвайчику предстояло не долго. То ли из-за того, что сломался, то ли по другим причинам, но вскоре он был отстранён от работы и на долгие годы отправлен в тупики тамошнего депо.
Вагон106_19 1993 г

Годы простоя под открытым небом сделали своё дело. Облупившаяся краска, проржавевшие борта и рассохшаяся древесина — таким предстаёт вагон на относительно современных фотографиях, которые сейчас без труда можно найти в интернете. И перспектив на восстановление пока нет.
Вагон106_20 Вагон106_21 Вагон106_22 Вагон106_23 2003 г.

Ещё чуть позже
Вагон106_24 2009 г.

Долгие годы вагон стоял в тупиках депо под открытым небом. Атмосферными осадками портилась его внешняя обшивка. Частично было разворовано оборудование в салоне и кабине. В 2011 году вагон перевозят на другую площадку и наконец-то ставят под крышу. О восстановлении речи пока не идут.

Вагон106_25 Вагон106_26 Вагон106_27 2013 г

Представил себе на минутку, что к 450-летнему юбилею города наш старый трамвайчик вернулся в Орёл и стал настоящим подарком для горожан. Конечно никакой городской бюджет не потянет таких подарков, но вдруг помогли бы частные вложения. Пусть его купил бы в собственность один из крупнейших предпринимателей, строивший на окраине Орла большой торгово-развлекательный комплекс (старый грузовик и паровоз он уже там установил). И трамвайная линия рядом и дорогих гостей можно будет с помпой подвозить из центра города к своему заведению и в аренду сдавать.
В общем, думаю, не пропал бы такой, можно сказать, музейный экспонат на своей родине. В Москве, к примеру, сейчас остался единственный в России ходовой вагон серии «Ф». Там его берегут и выставляют на различные городские выставки и парады ретро-трамваев, собирающие тысячи горожан.
Вагон106_28
Фотографии с сайта orel-transport.ru и transphoto.ru

Автор Kireev

Модератор 
#2 | Дата: 9 Авг 2019 00:19 
С 2013 года о судьбе вагона не удавалось найти никакой информации, хоть я и не раз предпринимал попытки прочёсывать по этой теме всевозможные поисковики. Была надежда, что вагон за эти годы привели в надлежащий вид, но... увы.
На днях на сайт orel-transport.ru вышла женщина, которая поведала о нынешней судьбе нашего 106-го. Приведу пару цитат c самого сайта.

Виктория Голубева:
> Орловцы, есть свежая информация из первых рук! Вагон наш жив, хоть и не вполне здоров. Не на ходу, но стоит под крышей. В планах на восстановление, но планы эти весьма призрачные. Причина, по которой его сняли с регулярного маршрута и поставили на прикол, оказывается в том, что вскоре после его прибытия в Сан-Франциско был принят закон, по которому все трамваи на регулярных маршрутах должны быть доступны для маломобильных пассажиров, а его, ввиду узости дверей, переделать достаточно сложно. Да и вместимость по сравнению с другими историческими трамваями неболшьшая. Также пишут, что у него необычная конструкция (ходовая, электрика? что именно вызывает затруднения - уточню позже) и к нему отсутствуют запчасти. И, как я поняла, он требует 2х человек для управления. Приоритет к реставрации - за двусторонними трамваями, а он односторонний. Это все написано наа сайте местного электротранспорта, также там прямо указано, что он самый проблемный из всех для восстановления, но будут рассмотрены все возможности для его спасения.

> Поставили вагон на прикол до лучших времен, а дальше бомжи разграбили. Сейчас стоит на Cameron Beach Yard в Сан-Франциско. В самой задней части двора, но под навесом, под присмотром всё-же. На прошлой неделе мой знакомый американец, работающий в депо кабельных трамваев (cable cars) супервайзером механиков, неравнодушный любитель исторической техники, который кроме основной работы принимает участие в реставрации кабельных трамваев, ходил посмотреть на наш вагон, сделал фото повреждений. Дайте адрес электронной почты, куда выслать фото. По его словам каркас крепкий и при желании и возможности восстановить можно. Про состояние электрики и ходовой речи не было. Также могу прислать ссылки на официальный сайт местного горэлектротранспорта и ссылки на другие местные сайты, где есть информация про наш трамвай.

> Про восстановление. На их офиц.сайте прямо написано, что он самый проблемный из всей коллекции, но будут рассмртрены все возможности его реставрации, возможно даже на его исторической родине. Что бы это значило? Кто-то предлагал его забрать назад?

> Александр, фото сброшу, выложите на сайт, пожалуйста. Я сама из Питере. У моего американского знакомого есть намерение попытаться продвинуть эту очередь реставрацию, чтобы этот вагон можно было использовать как музейный, по заказам, как пишет Андрей Киреев. Именно так поступают с восстановленными канатными трамваями, которые по какой-то причине нельзя использовать на маршруте.
От него вопрос - применялись ли в свое время при окраске вагона краски, содержащие свинец? Можете оперативно ответить?


> Есть ли контакты специалистов московского парка, где "живет" московский ходовой вагон Ф, на случай если удастся сдвинуть дело с мертвой точки и возникнут вопросы по технической части? С восстановлением корпуса, думаю, у них проблем не возникнет. Было бы финансирование.

Далее я попытался выяснить ,как обстоят дела в Москве с поддержанием в рабочем состоянии их вагона серии "Ф". На запрос компетентному сотруднику Мосгортранса пришёл не утешительный ответ:

> Приветствую!
К сожалению в Москве таких специалистов сейчас нет. Вагон как сделали в
конце 80-х, так он и существует без каких-либо ремонтов, выезжая раз в год
на парад. Восстановлен он тогда был по старым фотографиям, но отнюдь не со 100% точностью.


И он посоветовал обратиться в Питер, где проводится более масштабная работа по восстановлению старого подвижного состава общественного транспорта, нежели в столице; есть специалисты и запчасти.

Будем здесь следить за ходом этой истории.

Автор Kireev

Модератор 
#3 | Дата: 9 Авг 2019 00:33 | Поправил: Kireev 
И эксклюзивные фотографии, сделанные несколько дней назад
Вагон106_30 Вагон106_31 Вагон106_32 Вагон106_33
Вагон106_34 Вагон106_35 Вагон106_36 Вагон106_37
Вагон106_38 Вагон106_39 Вагон106_40 Вагон106_41

USA, California, San Francisco, Cameron Beach Yard Historic Car Enclosure

Транспорт orel-story.ru форум / Транспорт /
 Орёл — Сан Франциско (трамвайный вагон «Ф» № 106)

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

Кто сейчас в эфире: Гостей - 2
Форумчан - 0
Максимум когда-либо в эфире: 195 [22 Сен 2024 16:59]
Гостей - 195 / Форумчан - 0
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх