| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Новое на сайте orel-story.ru форум / Новое на сайте /  
 

Л.Н. Потапов. Орёл послевоенный

 
Автор Olga Markina

Модератор Жен.
#1 | Дата: 12 Фев 2024 16:12 | Поправил: Olga Markina 
В 2023 году вышла из печати книга статей и выступлений Л.Н. Потапова "Орёл послевоенный", подготовленная Геннадием Анатольевичем Тюриным и Орловской детской школой изобразительных искусств и ремесел. Издание посвящено 80-й годовщине освобождения г. Орла и 80-летию со дня рождения Л.Н. Потапова.

В книгу вошли статьи о послевоенном городе Орле, воспоминания о художниках и спортсменах, размышления о художественной литературе. В издание также включены стенограммы радио- и телепередач. Материал взят из архива Л.Н. Потапова, хранящегося в музее И.С. Тургенева, из семейного архива, а также из периодической печати. Часть материалов публикуется впервые.

Книга была издана тиражом всего 30 экземпляров, поэтому мы предлагаем вам познакомиться с ней в электронном виде. Представляем вашему вниманию вступительную статью и 1-й раздел книги "Мой город", где собраны воспоминания Леонида Николаевича об Орле 50-х - 60-х годов.

Орёл послевоенный

Память автора хранит множество деталей быта прошедших десятилетий. Каждое из них для него дорого и ценно. Тем тяжелее сознавать, что прошлое уходит безвозвратно, и нередко во вине самих людей.

"Со старых фотографий смотрит на нас удивительный город с глубокими снегами, с наводнениями и летним зноем; прекрасный город, которого больше нет.

Когда маленькие дети спрашивают: «А кто самый страшный на свете - лев, тигр, слон или дракон?» – так и напрашивается ответ: самый страшный среди них – человек. Ибо он может произвести на свет себе подобного, а может убить, может построить, а может и сломать, взорвать, уничтожить, да при этом подвести и теоретическую базу: дескать, сломанное творение было никчемным, ненужным, безвкусным да антинародным..."


Размышляя о том, что с дореволюционных времен до нас дошло около 750 фотографий г. Орла, Леонид Николаевич пишет о том, что было, что фотографировать - было множество мест, которые так и просились на фотографию.

Рассказывая о взрыве Преображенской церкви, автор упоминает о том, что чудом удалось избежать гибели любопытствующих зрителей происходившего: "На противоположном берегу Оки, пониже Богоявленской церкви, там, где теперь бетонный бассейн-лягушатник, собралась толпа зрителей человек в 200-250, и, когда церковь рухнула, огромная толпа бросилась на ту сторону. Весенний лед начал проседать под тяжестью тел, вода выступила, и только счастливая случайность или воля провидения, уж не знаю что, спасла людей от гибели".

В 1995 году Леонид Николаевич пишет, что "Лет сорок назад, когда Орлик был еще чистой рекой, и из него можно было пить воду, в полдень оттуда возвращались мальчишки, неся метровые снизки пескарей".

Размышляя о поведении на кладбище, замечает: "Тогда, ещё до смерти Сталина, когда у колхозников не было паспортов, и ещё не началась огромная миграция середины 1950-х, после которой и появились нововведённые правила и уставы, на кладбищах не пили водку и вино, не мастерили в оградах столы и столики, за которыми нужно восседать и обязательно пить и закусывать. Всё было просто, тихо и строго: приходили, убирали могилы, ставили цветы, молча крестились, творили слова молитвы, если знали, и уходили..."

Леонид Николаевич подробно рассказывает о часовне на Троицком кладбище, в которой стояла статуя Христа: "Между кладбищенскими воротами и церковью <...> находилась высокая металлическая часовня, бывшая уже, конечно, в плохом состоянии, но если её мысленно реконструировать, то можно было угадать богатство и величие, и красоту архитектурного замысла. Вверху под сложной по форме металлической крышей ещё кое-где сверкали цветные стекла. Пол был застелен прекрасной плиткой с тонким узором, и стояла мраморная статуя Христа, выполненная очень хорошим мастером, её даже приписывали в одно время резцу М.А. Врубеля. Мрамор, казалось, дышит, так она была хороша. Постепенно часовня приходила в полное запустение, а в 1980-х её просто срезали автогеном, а скульптуру забрали в церковь, и она стоит теперь в притворе Троицкого храма. Через много лет я, заинтересовавшись историей города, вдруг почувствовал, что мне катастрофически не хватает лет, – вот, если б на десяток лет побольше, но память не может просочиться туда, где ты не был, и я стал расспрашивать своих старших по возрасту знакомых, и теперь я даже знаю, кто отбил палец у мраморной скульптуры. А вообще удивительно, как она могла сохраниться все эти годы!"

Из статей Л.Н. Потапова мы узнаём, что Знаменка раньше именовалась Кукуевкой, что многим в 60- е годы была свойственна страсть к голубям, что "рано утром и после окончания смены гудели заводы, и жители, уже знавшие голоса заводских гудков, говорили: «Главпродмаш», а это – медведевский, а вот теперь – девятый («Текмаш»)". Со страниц воспоминаний встает образ Зосима Ароновича Якубсона, чрезвычайно известного и популярного на Щепном рынке человека. "Часто вместо того, чтобы сказать: «Пойдем попьем пивка», – говорили: «Пойдем к Зосиму»".

Эти и многие другие воспоминания Вы найдёте в предлагаемой публикации.

.Н. Потапов. Орёл послевоенный. Часть 1.docx Прикрепленный файл:
.Н. Потапов. Орёл послевоенный. Часть 1.docx

 

Автор Steven Stamkos
Участник Муж.
#2 | Дата: 12 Фев 2024 16:25 
Бесценно

Автор andymackey

Участник 
#3 | Дата: 12 Фев 2024 17:38 
Olga Markina
Спасибо! Удивительно интересное чтение, просто не оторваться.

Автор Kireev

Модератор 
#4 | Дата: 12 Фев 2024 23:57 
Геннадию Анатольевичу - большая благодарность за собранный материал и за труды по изданию данной книги.

20 лет назад Леонид Потапов рассказывал именно эти воспоминания по радио. С нетерпением ждал субботнего утра, что бы в 10 часов включить приёмник, дождаться орловский эфир и услышать там его знакомый голос. Как же тогда было интересно! Каждая деталь, каждое воспоминание о старом городе - слушалась с огромным интересом. Всё ещё было в новинку - и старые городские названия, и какие-то факты о том или ином районе города. Ведь интересных книг по истории города Орла тогда было ещё очень мало.
Однажды мне удалось увидеть Леонида Николаевича в трамвае. Откуда-то я знал, как он выглядит. Да и человек был приметный - высокого роста, с бородой. Он стоял на задней площадке и вдумчиво всматривался в окно. И вот, я еду рядом с человеком, которого просто фанатично заслушивался по радио. В силу юного ещё возраста постеснялся что-то ему сказать. Там мы проехали до Садово-Пушкарной, где мой попутчик вышел. Что он живёт в том районе я уже тоже знал из его рассказов.

Как хорошо, что есть фрагмент записи его передачи. Воспоминания Валерия Васильевича о нём и фрагменты записи с самим Потаповым
"Там, где мы живем"

Автор Olga Markina

Модератор Жен.
#5 | Дата: 13 Фев 2024 10:14 | Поправил: Olga Markina 
Размещаю полный текст книги "Орёл послевоенный".

Раздел "Разговор с радиожурналистом Андреем Турбиным" в книге приведен без стихотворных текстов, которые читались в эфире. Я посчитала, что разговор о поэзии Леонида Николаевича без текста стихов будет неполным, поэтому дополнила ее текстами из книги "Зимы серебряный фонарь".

"Разговор с радиожурналистом Андреем Турбиным" с текстами стихотворений.

Поэтический дар проявился у Леонида Николаевича в зрелом возрасте, когда ему было уже за 50. С тех пор стихи рождались у него практически каждый день. Им самим были подготовлены и изданы два сборника стихотворений.

Целью своего поэтического творчества автор считает выражение любви к тому доброму и хорошему, что окружает нас: "Я как художник стараюсь привлечь читателя к тому хорошему и прекрасному, что я вижу, но писать о чём-то отвратительном мне не хочется. Мне кажется, что стихи должны быть красивыми, интересными, привлекательными. Иногда они и должны быть усложнены большим количеством сравнений и метафор, но при этом они, наверное, должны легко восприниматься, но, прежде всего, мне хотелось, чтобы они были красивыми – в самом высоком понимании этого слова".

Автор Olga Markina

Модератор Жен.
#6 | Дата: 13 Фев 2024 10:25 | Поправил: Olga Markina 
На странице Л.Н. Потапова в разделе "Художники" размещена книга о Л.Н. Потапове "Орловский край в русской литературе XX-ХХI веков. Выпуск 1" 2007 года издания , в которую вошли его стихотворения, графика, воспоминания друзей, взгляд профессионала-искусствоведа на художественное творчество, анализ стихотворных произведений учеными-языковедами университета.

Там же можно познакомиться и с его стихотворными сборниками "Зимы серебряный фонарь" и "И Родиной всё больше дорожу".

Автор andymackey

Участник 
#7 | Дата: 13 Фев 2024 10:30 
Olga Markina
Только пишу о том, что буду ждать с нетерпением второй части повествования.
Ура.

Автор andymackey

Участник 
#8 | Дата: 13 Фев 2024 10:35 | Поправил: andymackey 
О Леониде Николаевиче уже немало сказано и написано, лёгкий и живой язык его повествований не может оставить равнодушным практически никого из читателей. Рассказы Потапова с мельчайшими подробностями о родном городе раскроют современным краеведам послевоенный Орёл во всей красе, с его прелестями и недостатками. Для меня эти рассказы имеют ещё и личный подтекст. Дело в том, что Леонид Николаевич, рождённый в январе 1943 года является почти ровесником моему отцу, рождённому в августе 1941 года. И хотя, они не были по настоящему сверстниками, но я вспомнил беседы с отцом о его послевоенном детстве, рассказы про Орёл 1950-х, 1960-х годов с удивительными для нас историями и фактами. Кажется, как давно это было, и в то же время, совсем недавно в рамках одной человеческой жизни. Нам сейчас очень сложно понять, как тогда в 1940-е, во время оккупации, было сложно просто выжить, остаться человеком, пройти через многие испытания. А уж как продолжать любить и рожать детей? Но, тем не менее, если бы всё тогда остановилось, не было бы у нас замечательного учителя, художника, поэта, патриота Орла Леонида Николаевича Потапова.

Автор Olga Markina

Модератор Жен.
#9 | Дата: 13 Фев 2024 11:38 | Поправил: Olga Markina 
andymackey

Спасибо за интерес к изданию, которое позволяет прикоснуться к многогранной личности Леонида Николаевича! Он действительно был талантлив во всем: не так часто в одном человеке соединяется и талант художника, и талант поэта и, увлечение спортом, и любовь к родному городу. Но, думаю, главная причина такой разносторонней одарённости в умении видеть и слышать мир вокруг, в умении подмечать красоту и стремлении передать её в своём творчестве.

Леонид Николаевич подмечает много несообразностей, встречающихся вокруг, но при этом всегда напоминает и о том хорошем, которое безусловно остаётся в нашей жизни. "Ну, а есть ли в городе что-либо хорошее и отрадное? Безусловно есть и хорошее, и это, в первую очередь, три объекта, обойти молчанием которые просто нельзя, – это пешеходный красавец-мост – детище городской администрации, который положил конец всем этим временным деревянным мосткам через Орлик; почти отреставрированная снаружи церковь Иверской Божьей Матери, возродившаяся, как сказочная птица Феникс, и «Ока-банк», который не только возник на месте старого здания, но и восстановил то хорошее, что там ещё оставалось: затейливый ажурный балкон и под стать ему внутреннюю лестницу на второй этаж, да крыльцо сделано с большой любовью и желанием сохранить общий строй старинного здания. Так что надежда на бережное отношение к старому, а также примеры хорошего нового есть, правда, пока их не так много, как хотелось бы."

В своих публикациях он обращает внимание на те несообразности и ошибки, которые встречаются в литературе об Орле.

Так, Л.Н. Потапов пишет, что "Лет 25 назад выпускали открытки с изображением двух беседок в городском парке и подписывали: «Тургеневский бережок», якобы нянька в стародавние времена водила сюда гулять маленького Ваню Тургенева". На самом деле обращение к краеведческим материалам показывает, что быть этого не могло: "Достаточно хорошо известно, что И.С. Тургенева в 1821 году, в возрасте трёх лет увезли в Спасское-Лутовиново. В 1821 году на месте нынешнего городского парка лежал заброшенный пустырь, заросший бурьяном, с тремя глубокими оврагами, доходившими до середины парка. Один из этих оврагов в облагороженном виде сохранился до наших дней. Кроме того, справа, перед парком, место нынешнего сквера, где установлен памятник Тургеневу, занимал глубокий овраг, доходивший почти городского Николаевского бульвара. В народе его называли «Банной горой» – так как напротив располагалась бывшая шереметевская баня. За территорией нынешнего парка находился тюремный замок, из которого арестантов, наверняка, выводили на работы по уборке прилежащих окрестностей. Так что не думаю, чтобы нянька могла водить сюда маленького барчука, – место считалось отдаленным и, наверняка, пользовалось нехорошей славой. Здесь же жители окрестных домов пасли коров и коз. Напротив, на противоположном берегу Оки, располагалась хлебная пристань, а русский мат границ не знает, особенно, когда звук плывет над водой. Можно сослаться и на Лескова – ведь героям его «Грабежа» предстоит идти через Оку по льду и держать путь между двух церквей: Петропавловской и Борисоглебской, как раз через Банную гору, а там подлеты, сиречь грабители. Характерно то, что версия эта о месте, где Тургенев делал первые шаги, выдвинутая много лет назад, продолжает переходить из книги в книгу, из одних прогулок по Орлу в другие, и никто не удосужился усомниться: а было ли это на самом деле?"

"Иногда, читая современные книги, можно прочитать, что Ока впадает в Орлик, что с хлебной пристани отправлялось ежегодно 153 тысячи пудов конопляного масла – цифра столь огромная, что, наверное, во всей России или даже во всем мире не производилось столько конопляного масла, но эти данные переходят из книги в книгу, а авторам некогда задуматься о реальности. Даже недавно читая рукопись книги очень уважаемых мной людей, я обнаружил, правда, не 153, а всего лишь 50 тысяч пудов конопляного масла, а рядом всего лишь 47 тысяч пудов пеньки".


Необычайно ценны главы книги, посвященные художникам и спортсменам. Будучи сам и художником и спортсменом, близко зная многих своих учителей и коллег, Леонид Николаевич создаёт точный и меткий образ каждого художника и портреты спортсменов, умеет обратить наше внимание на особенности и сильные места каждого из них, создаёт своеобразное словесное полотно с яркими мазками и световыми акцентами. Рассказы о художниках Леонида Николаевича размещены на нашем сайте в качестве отдельных публикаций, чтобы большее количество людей по поиску могли найти эти словесные портреты и познакомиться с ними.

К сожалению, сейчас ушла в прошлое та увлеченность спортом, которая была у наших соотечественников в 60-е годы. Воспоминания очевидца показывают нам, какую важную часть в жизни молодых людей того времени занимали стадионы "Динамо" и "Трудовые резервы", находившиеся недалеко друг от друга. "«Динамо» был стадионом футбольным, с узкой беговой дорожкой на вираже, и легкоатлетические соревнования проводились там крайне редко. <...> Стадион же «Трудовые резервы» славен был не только футболом, но и легкоатлетическими баталиями. Совсем еще мальчишками, проходя мимо кирпичной стены, окружавшей стадион, мы слышали звуки торжественных маршей или сообщения диктора по стадиону: кто и по какой дорожке стартует. «Ну что, пойдем?» – и мы перелезали через стену недалеко от того места, где растет теперь большой дуб. Зеленый ковер футбольного поля, размеченные мелом беговые дорожки и секторы, флаги республик и спортивных обществ открывались нашему взору. Перед крупными соревнованиями всегда проводились парады участников. Судьи, в одинаковой форме, колонной шли впереди. Стадион был нашим вторым, а может даже, и первым домом".

О художниках Леонид Николаевич пишет с особой любовью, как о своих учителях, так и о коллегах и ровесниках. При этом он умеет показать сильные стороны каждого так, что у него нет худших и лучших, а есть разные, но все по-своему прекрасные и талантливые. В его воспоминаниях перед нами проходят образы Георгия Васильевича Дышленко, Ивана Григорьевича Степанова, Валентина Андреевича Дудченко, скульптора Галины Ивановны Саловой, Николая Бородина, Валентина Анисимова, Ольги Душечкиной, Людмилы Парицкой, Вячеслава Михайловича Ромашова.

Раздел книги об орловском купечестве показывают огромную роль этого сословия во всех сферах жизни города, а разделы о поэзии и творчестве Б.Ш. Окуджавы показывают роль поэтов в формировании мировоззрения людей, в нашем восприятии мира и себя в нём.

Об этом и о многом другом можно узнать из книги Л.Н. Потапова "Орёл послевоенный". Приятного чтения!

Автор Steven Stamkos
Участник Муж.
#10 | Дата: 13 Фев 2024 13:14 | Поправил: Steven Stamkos 
Ну получается Дворянское гнездо Дворянским было не вполне.
Скорее лихим - крестьянским

Мы его полюбили дичайше. ДушА Орла . По-иному не сказать.
А по факту - Советское

Новое на сайте orel-story.ru форум / Новое на сайте /
 Л.Н. Потапов. Орёл послевоенный

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

Кто сейчас в эфире: Гостей - 2
Форумчан - 0
Максимум когда-либо в эфире: 58 [2 Июл 2024 22:39]
Гостей - 58 / Форумчан - 0
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх