Стихотворение «Иней»
Ивана Алексеевича Новиковаиз сборника «Под родным небом» (1956).
Сколько рек, и ручьев, и журчанья
На родимой на нашей земле,
Под луной голубого молчанья,
Щебетанья в предутренней мгле!
Полны вольного чувства просторы
И раздумчивой мысли леса,
Звезды смотрятся в очи-озера,
Где плывут облаков паруса.
Так от самой моей колыбели
До укутанных в иней волос
Голоса мне родимые пели,
И дымилось сияние рос.
«Сумерки в лесу»Никли хмеля зеленые косы,
И светло трепетали кусты,
Земляникой горели откосы,
Улыбалась мне, родина, ты!
Сколько сказок прослушано мною,
Сколько песен струится в груди,
простотою и мощью какою,
Дышишь ты ‒ позади... впереди!
Впереди ‒ ибо верю и знаю,
Что, бессмертия, ты не умрешь.
И опять вся от края до края –
На века — зацветешь, запоешь!
Строки из биографии:
В 1914 году, после начала Первой мировой войны и мобилизации, писатель работал в орловском госпитале, где познакомился с Ольгой Максимилиановной Принц. Вскоре состоялось их венчание в орловском Петропавловском соборе. Новиков усыновил двоих её детей от первого брака. Жила семья Новикова в двухэтажном кирпичном доме на углу улиц Октябрьской и Пионерской (современный адрес Октябрьская 40, третий этаж в доме надстроили в 1954 году). Незадолго до Октябрьской революции семья Новиковых переехала на постоянное жительство в Москву. Летом 1917 года литератор на короткое время ушёл в армию «по призыву сорокалетних», служил рядовым 251-го пехотного полка. В дни октябрьских событий, демобилизовавшийся Иван читал вслух близким «Севастопольские рассказы» Толстого.
Большую популярность получили романы И. А. Новикова «Пушкин в Михайловском» (1936) и «Пушкин на юге» (1943). Последний был написан в эвакуации во время Великой Отечественной войны в Каменске-Уральском. Гонорар от пушкинских вечеров, проведенных по «Пушкину на юге», в сумме 100 000 рублей был направлен на постройку боевого истребителя «Александр Пушкин» (Як-7б ‒ заводской номер 44120). Пилот истребителя, будущий Герой Советского Союза Юрий Горохов сбил на этом истребителе 9 вражеских самолётов. Романы были высоко оценены лично И. В. Сталиным, защитившим Новикова от проработочной кампании в печати.

«Передайте орловцам, что я всё-таки льщу себя надеждой поздно или рано, скорее всего будущим летом, приехать в Орёл» — так говорил писатель своим гостям в последний год жизни (1959). Этой мечте не суждено было сбыться. В III квартале 1960 года Огородная слобода в Орле была переименована в улицу Новикова.

Могила Новикова на Новодевичьем кладбище Москвы, участок № 3. (Автор фото – Сергей Семёнов User:Stauffenberg).
